"Статья написана в рамках статейного конкурса Serpstat и SEOnews. Условия конкурса"
Отвечая на главный вопрос "так все таки зачем нам 404?", хотел бы начать свою статью с хорошего и доступного примера, который я и сфантазировал.
Представьте, что Вы владелец интернет-магазина заточенного под продажи телефонов, Вы активно следите за своим бизнесом, отслеживаете статистику и замечаете, что продажи iPhone 4, уже давненько катятся вниз. Переходов на Ваш сайт не особо то и много по этим запросам, частотность ключевиков аля «купить айфон 4 Алматы» заметно падает из года в год, да и лучше всего уделять внимание пятеркам и шестеркам. И вообще, с четверкой ходить уже не солидно как-то!
Посчитав все плюсы и минусы, Вы принимаете решение не тратиться и больше не закупать iPhone 4, ведь "сэкономил - значит заработал!".
С горем пополам, продав оставшиеся на складе телефоны, Вы заходите в свою заветную CMS и снимаете с публикации все то, что так или иначе было связано с iPhone 4. Да, целых 7 лет Вы их продавали, но вот этот день настал и решение расстаться, с продажей и продвижением этой модели в поисковиках, уже необратимо. Ведь мы все любим свои проекты и желаем им только самого лучшего: заводим новые страницы, новые разделы, категории, какие-то подкатегории мы отправляем на страстное слияние в один URL. В общем, все мы люди, а редиректы, канониклы и т.п. ставить – не царское это дело! Вы чувствуете моральное удовлетворение, что сделали верный шаг для развития своего бизнеса.
НО! Что происходит далее?
Спустя неделю, вы мониторите Google Analytics или же Яндекс.Метрику, делаете сравнительные отчеты и замечаете... ЧТО ПРОЦЕНТ ОТКАЗА НЕУМОЛИМО РАСТЕТ ВВЕРХ!
Что же случилось? Вы начинаете перебирать все свои действия двухдневной, пятидневной и даже месячной давности! Вспоминаете, что те самые четвертые айфоны, на которых когда-то зарождался Ваш бизнес и от которых Вы так бессердечно отказались на прошлой неделе, начинают Вам мстить... немножко.
Так как же? Как же они начинают мстить? Ответ на этот вопрос достаточно простой.
Люди ведь все равно Гуглят и Яндексят запрос "купить айфон 4", правильно?
Правильно!
Очередного апдейта Гугла и Яндекса еще не было?
Не было!
Вы до сих пор находитесь в топ-5 по тем самым угасающим, словно закат в океане, запросам "айфон 4 в кредит"..? А люди... а добрые люди, которым хочется выгодней купить телефон переходя на Ваш сайт ВИДЯТ ВОТ ЭТУ КАРТИНУ! БАМ!
Самая наискучнейшая, дефолтнейшая надпись в мире "Not Found"... И что делает любой человек в данной ситуации? Конечно же он закрывает вкладку с Вашим сайтом и уходит к Вашим конкурентам, так и не узнав, что iPhone 5 C не так уж и дорого стоит...
А как бы он это узнал? Что пять Цэ всего-то на пару тысяч рублей/тенге дороже и он может позволить купить его у Вас? Узнал бы он это, если бы на Вашем любимом магазине... за 7 лет... появилась бы очень клевая и креативная, страница 404-й ошибки, которая возвращала человека на главную или же давала ему возможность выбрать другие категории.
Огорчены? Тогда посмотрите мою (и не только мою) небольшую подборку 404-х и порадуйте себя чужой креативностью. А после, я продолжу с Вами говорить об этом.
Естественно, как сотрудник, своей любимой "Объединенной компании Колёса | Крыша | Маркет" я покажу какая картина у нас:
Колёса - крупнейший сайт объявлений по продаже автомобилей, запчастей, услуг и т.п. в Казахстане
Крыша - крупнейший сайт объявлений о продаже/аренде квартир, домов и т.п. в Казахстане
Маркет, ну тут мы еще думаем :) главное, что с технической точки зрения все правильно
Далее пойдут рандомные 404-е из сети, но я бы хотел отметить сайт irr.ru с их смешными, фейловыми GIF анимациями, которые, как я понял, каждый день меняются. Лучше Вам пройти на их сайт и самим в этом убедиться (я считаю, что у них нулевой процент отказа)
Далее рандом! Что-то взял с сайта аплаб.ру
Сайт детской одежды "Антошко"
Сайт кастомных ножей "Custom Knife"
Ошибка написанная монтажной пеной "ProFFlex"
Суровая 404-я от завода "Феркон", производящего штуцеры, гидрозатворы и т.п.
Очень простая и креативная 404 от завода по производству фольги "Саянская фольга"
Очень крутая #404радарошибка от сети аэропортов в Краснодаре
Сайт по продаже дверей "Департамент дверей"
Брутальная 404-я от компании продающей тяжелую спец. технику и запчасти
А теперь, просто представьте, если б в Вашем любимом интернет-магазине, была бы какая-нибудь суперская, интересная, цепляющая... 404-я? Однозначно, люди бы задерживались на Вашем сайте, переходили бы на главную и начинали поиск заветного товара заново!
На создание этой 404-й у меня ушло секунд 30, ни один дизайнер не пострадал (сделал лишь для демонстрации, раз уж мы затронули тему телефонов).
То есть, что это получается? Проработанная 404-я действительно важна сайту? Конечно! Даже один из представителей Google, Джен Муэллер, говорил об особой значимости таких страниц с правильной настройкой. По его словам, эти страницы призваны удерживать посетителей ресурса, своевременно перенаправляя их на другие его работающие страницы.
А что же касается поисковых систем?
Когда сервер шлет в ответ ошибку 404, то поисковый робот Google даже не станет себя утруждать индексацией такой страницы. И и это правильно! Так как, Вы стараетесь не для поисковых машин, а для людей.
А сотрудники Яндекса и вовсе, празднуют день веб-мастера 4-го апреля, то есть 4.04.
Какой вывод можно сделать? Добротная страница 404-й ошибки способна сделать из отказа - покупателя. Или же Вы как минимум заставите человека улыбнуться и подумать, что да, они действительно заботятся о своих клиентах и я с удовольствием поищу что-нибудь у них.
На особо крупных проектах, 404-я обязана возвращать человека на главную или в другие разделы, где его ждут любимые баннерки с рекламой, за просмотры которых, люди получают денежки ;)
Так что же должно быть на нашей странице с ошибкой?
Все зависит от того какой же у Вас сайт. К примеру, если это интернет-магазин, то Вы можете смело добавить столбцы с линками на категории, например:
Телефоны Apple: (линк на общий раздел)
iPhone 5S (линк на раздел с разными цветами и объемом памяти)
iPhone 6S (аналогично)
iPhone 6 PLUS (аналогично)
или же у Вас новостной портал?
Здесь Вы можете подгружать последние 5-10 статей, написанные Вашей редакцией, различные простыни с рубриками и т.п.
Да и вообще, не нужно заморачиваться с перелинковкой, поисковым системам все равно, что размещено на 404-х, тут больше встает вопрос о юзабилити. Просто поставьте себя на место посетителя Вашего сайта, подумайте, куда ему удобнее будет перейти и успех к Вам непременно придет. Останется только найти талантливого дизайнера.
Подытожу! В ИДЕАЛЕ, у Вас не должно быть 404-х ошибок на сайте, но если они и есть… то они должны быть удобными и прекрасными! :)
Спасибо за чтение моей статьи!
С днем SEO-специалиста (28.05)!
Всем успехов и отличных апдейтов!