Photo Wang Da-Gang
Здесь надо отметить, что из 200 млн. тюрков только около 10% носят монголоидные черты. Вероятнее всего, юный сакский вождь также принадлежал к смешанной группе жителей Южной Сибири и Центральной Азии.
Другой загадкой Иссыкского кургана является погребальный костюм. Реконструированное одеяние, головной убор, обувь, расположение украшений указывают на лицо, стоящее на верхней ступени иерархической лестницы. Существовало три группы саков (скифов): хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки).
Воин был одет в матерчатую рубашку, обшитую по груди и рукавам, причудливым узором из сочетания золотых бляшек, имевшими твердую основу из тонких медных (бронзовых) пластинок и пронизок разной формы. Ворот, борта кафтана и низ полы, линия предплечья и низ рукавов орнаментированы бляхами четырехугольной формы с изображениями морды хищника кошачьей породы. Поверх рубашки накинут короткий кожаный кафтан красного оттенка, по всей поверхности обшитый золотыми бляхами – накладками, выполненными в зооморфном «зверином стиле». Справа на ремне подвешен длинный меч в красных ножнах, слева – железный кинжал в ножнах, обложенных золотыми пластинами – накладками с изображением лося и лошади. Штаны сака по швам обшиты мелкими золотыми бляшками и заправлены в сапоги с высокими голенищами, украшенными такими же золотыми бляшками, какими обшит кафтан.
Предположительно – это останки воина сака-тиграхауда, потому что, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны». Головной убор - кулах, длиной 65 см, украшен золотыми пластинами и бляхами с изображением коней, барсов, горных козлов, летящих птиц, раскидистых деревьев,. Горный архар (овен) – венчает самую вершину кулаха. Пластины в виде скульптуры лошади, расположенные друг против друга, символ солнечного божества и царский знак. Конь считался проводником в другой мир. Он - символ года, крылья – олицетворяют верхний мир.
Но, вот о том, что на шлеме иссыкского «Золотого человека», который датируется 5-4 веком до нашей эры, т.е. за пятьсот лет до рождения Христа и почти тысячу лет до появления Нестория, был равносторонний крест (аджи, ваджра), умалчивается историками и археологами! Этот важнейший артефакт был снят со шлема еще советскими археологами, проводившими раскопки в то время, затем спрятан в запасниках московских музеев, а сам факт находки был скрыт от широкой общественности по идеологическим соображениям. Однако и в современном Казахстане он не получил должной оценки и интерпретации в научной среде, поскольку нарушал все сложившиеся исторические взгляды и концепции на историю зарождения и распространения так называемого «раннего» христианства несторианского толка в Центральной Азии.
И только по настоятельной просьбе исследователя тюркской истории М.Аджи при своей встрече с президентом Казахстана уже в годы независимости, крест тут же нашли и вернули на свое место.Следует отметить, что точка зрения, согласно которой наши далекие предки – тюрки, скифы, гунны и др. – жившие на территории Центральной Азии и вне ее пределов в первом тысячелетии были христианами, или некоторая их часть, в последнее время получает все большее распространение в академических исторических кругах и начинает пропагандироваться в СМИ.
Но, как тогда быть с другими равносторонними тенгрианскими крестами и другими артефактами тюркской культуры, обнаруженными при раскопках Аркаима, датируемыми IV-V тысячелетиями до нашей эры, а также другими находками на Алтае и Енисее, в Минусинской котловине, датируемых до Рождества Христова?..
Каким же должен был быть уровень знаний и технологий возникший за тысячелетия до того, чтобы добывать, а затем ювелирно оформлять погребальное одеяния подобные "золотому человеку"? И какой уровень культуры должен был быть, чтобы отразить целую философскую концепцию мироустройства в каждой детали костюма и самого погребального комплекса?
Ковер найденный в 2009 году в кургане кочевой империи хунну в горах Ноин-Ула на территории Монголии(I в. до н. э. – I в. н.э.)
Всем известным западным и восточным цивилизациям такие достижения того периода были просто не доступны, они яркое свидетельство технологической мощи и культурного могущества тюрков. Мощи и могущества, идущего из глубины веков и длившиеся затем все первое тысячелетие нашей эры до середины второго, вплоть до распада империи Чингисхана – последнего из императоров, кто верил в Тенгри и несущего веру в единого бога. В связи с этим не удивляет заключение российского ученого Ю.Н.Дроздова о том, что существующие исторические данные «…свидетельствуют о том, что раннее христианство, как религия, формировалось в тюркскоязычной среде…».
А по утверждению английского профессора Мэри Бойс, в расположенных к востоку от Волги степях Казахстана следует искать и истоки другой крупнейшей религии древности – зороастризма. По схожему историческому сценарию возникло большинство евразийских религиозных учений. Поэтому не удивительно, что основателями многих из них ранние источники называют именно выходцев из степного Турана. С приходом сакских кочевников I тыс. до н.э. в Индию было связано возникновения такого важного явления в идеологии древнего и современного мира, как буддизм. Традиция приписывает создание этого крупнейшего этико-философского учения, имеющего и в наше время сотни миллионов последователей, саку Сиддхарте Гаутаме (Шакья Муни). Турано-тенгрианские исторические корни, несомненно, имеет и основанное на почитании природы и культе духов предков главное вероучение японцев синтоизм («путь богов»). Одно из направлений этой религии так и называется – «тэнри», 天理 テンリ - что на японском языке как и на тюркском) означает «небесный владыка», или «Бог». До 1945 г. синтоизм был государственной религией Японии.
Поиски вымышленного христианского царства Иоанна Пресвитера порожденного слухами о якобы несторианах Центральной Азии, трансформированных из вероучения Тенгри, покрыта многими белыми пятнами, домыслами и мифами, которые тщательно переписывалась историками от церкви и различных государств, во времена инквизиции в средние века, вплоть до последнего времени. В этом смысле, приведенный факт и 70-летняя советская цензура истории - детский лепет по сравнению с более чем тысячелетней церковной цензурой, но воспринявшая очень многие элементы у последней.
История «раннего» христианства в Южной Сибири и Центральной Азии, представляется скорее традициями и храмовой культурой позднего тенгрианства, впоследствии эволюционировавшего в христианство, буддизм и ислам, впрочем эта тема отдельного разговора.
UPD.
К вопросу о датировке и историографии.