Расскажите, пожалуйста, о себе и о своей семье?
Я родился в Грузии, в поселке Богдановка, это на границе Грузии с Арменией. Когда мне было 14 лет, мы переехали в Ереван, тогда я и поступил в физмат школу при Ереванском Государственном Университете. Моя мама, Светлана Карапетян, работала в райкоме комсомола, а отец, Молик Седракян более 20 лет проработал редактором в районной газете. Жену зовут Маргарита Карапетян, также как и я, она окончила физмат школу и мы учились вместе в Университете. Работала учительницей, сейчас домохозяйка, создающая домашний уют. Конечно, я тоже помогаю ей! (Смеется). Благодаря Маргарите я добился определенных успехов, занимался повышением квалификации. Сына зовут Айк, он пошел по моим стопам, занимается математикой. Ему присуждена учебная степень PhD, в следующем году состоится защита его докторской диссертации. Мою дочь зовут Ани, по образованию она экономист, в данный момент работает PR-менеджером.
Назовите 5 прилагательных, которыми вы можете описать себя?
Я обыкновенный, как и все люди. Я трудолюбивый, хотя мне кажется, что все такие. Правда, не всегда мой труд был оценен по достоинству. Мой режим начинается с 6 утра, я каждый день что то пишу и читаю. Люблю своих учеников, ведь все, что я делаю это ради них. Я честный, наверное, все люди честные. Не люблю не справедливости, это очень огорчает меня. Например, в этом году произошло так, что вместо талантливого ученика на олимпиаду поехал ребенок, который не имеет одаренности. В этом плане, я принципиальный и думаю, что ехать должен достойный, а не тот, чьи достоинства оцениваются лишь родителями. Еще я простой, думаю надо быть простым, если у человека есть какие-то успехи, это ничего не значит. Меня удивляют люди, которые вслух говорят о своих финансовых достижениях. Это глупость!
Какие у вас есть увлечения, кроме математики?
Наверное, у меня мало увлечений. С уверенностью могу сказать, что я живу математикой. А когда становится плохо на душе, я еду на дачу и с радостью работаю с землей, это меня исцеляет.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать математик?
Во-первых, должен любить математику. Быть математиком нелегко, это тяжелейший труд. Человек осознанно должен выбрать этот путь и неизменно идти по нему. Причем не просто идти, а хорошо и много работать. Я думаю, чтобы стать хорошим специалистам в любой сфере, нужно любить свое дело. Например, своих детей я никогда не заставлял стать математиками. Они выбрали то, что хотели и весьма довольны своей жизнью.
Вы являетесь автором многочисленных книг, составляете задачи. Расскажите об этом?
Да, я не только учитель, также являюсь автором разного уровня задач. Мои задачи входят в программу как обычных, так и международных олимпиад. Я стараюсь составлять задачи, в решении которых подготовка не всегда помогает школьнику. Помочь может только его одаренность. Например, в прошлом году из 150 человек мою задачу решил один ученик, который приехал из российской глубинки. Он никогда не участвовал на олимпиадах, и перед участием думал, куда пойти: на математику или информатику? В свою очередь, это говорит об одном, о его одаренности! Был еще случай, в 1996 году на международной олимпиаде китайцы не смогли решить мою задачу средней сложности. Это единственная задача, за которую китайцы получили нули. Одна задача равнялась 7 баллам, и, в общем, они потеряли 42 балла. Как известно, команда Китая считается самой сильной и ежегодно получает только первые места. Это единственный год, когда они были на шестом месте. А в 1999 году в «Shortlist» вошли 4 мои задачи. Например, на олимпиаде участвует 100 стран. Каждая страна отправляет по 6 задач, обычно собирается около 180 задач. Затем создается комиссия, которая занимается отбором 26-30 задач, в числе которых и оказались мои 4 задачи
Как вы оцениваете наших юных казахстанских математиков?
У вас очень хорошее качество образование, много хороших специалистов. Начиная с вашего директора и тренеров, могу сказать, что они специалисты высокого класса. Было время, когда команда Казахстана являлась одной из самых сильнейших команд в мире. Вы были на 6 месте из сотни стран в мире. Это не случайность! У вас очень талантливые и трудолюбивые дети. У нас есть такие дети, но не все. Может только в вашей школе такие дети, которые настолько любят математику? У меня есть ребенок, который живет в 150 км от города, но, несмотря на это, каждое воскресенье и зимой, и летом в течение 2,6 лет приезжает на обучение. У ребенка есть желание получать знания. А что мне понравилось в ваших детях? Они целый день находятся здесь, берут книги и сами решают задачи. Причем их об этом никто не просит. Ведь сложно заставить ребенка учиться, а здесь дети сами этого хотят. Это означает то, что вы работаете в правильном направлении! Это отличное качество центра «Пифагор», которое превращает математику в любимый предмет ребенка. Талантливый учитель это не тот, кто решает задачи вместе с учениками, а тот, кто вовлекает в процесс решения самого ученика. Ученик стремится самостоятельно решить задачу и это главное!
Вы занимаетесь подготовкой математиков давно, наверное, вы однозначно знаете ответ на вопрос: математиками рождаются или становятся?
Могу сказать, однозначно, одаренность обязательно должна быть, но этого мало. Нужны хорошие тренеры, отличная подготовка и усердие самого ученика. Как я говорил, нужно много работать и тогда успех не заставит долго ждать.
Вы хотели бы открыть свою школу по подготовке олимпийцев?
Нет! Мое призвание – математика, написание задач и обучение детей. А организация - это другое качество человека. Около 2 лет я работал завучем в физмат школе, но не выдержал и ушел. Мне сложно давать указания людям. Не понимаю, как это можно делать. Я думаю, что каждый ответственный человек, должен понимать, что нужно выполнять, и указания ему не нужны.
Наири Моликович, о чем вы мечтаете?
Я мечтаю об одном, чтобы мои дети и все люди хорошо жили и были счастливы.