Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
19
02:42, 06 ноября 2013

Коррупциогенный фактор в школьном образовании Алматы

Пока в Министерстве образования и науки проходят показательные порки и не совсем логические кадровые чистки, в системе образования остаются нерешёнными ряд проблем, которые нужно очевидно решать системно. Одним из ключевых прав, закреплённых в 30-й статье Конституции Казахстана, является право на бесплатное среднее образование. Однако, на деле даже в таком казалось бы продвинутом городе, как Алматы родители часто сталкиваются с проблемой устроить бесплатно ребёнка в государственную общеобразовательную школу (а ещё сложнее с гимназиями и лицеями). Аналогичная проблема в ещё более крупном масштабе стоит с детскими садиками, но в данном посте я детально проанализировал именно среднее образование, так как тут имеются конкретные предложения по изменению ситуации, которая открыто способствует коррупции в системе школьного образования. В качестве примера достаточно прочитать форумы, на которых родители обсуждают сложности, с которыми они сталкиваются при определении ребёнка в школу. Здесь называются даже суммы взяток, которые требуют руководства школ с родителей для того, чтобы определить ребёнка в школу даже по месту жительства. Сумма указанных на форуме взяток доходит до 800 долларов.

ПЕРВЫЙ ШАГ К КОРРУПЦИИ - непрозрачность схем микроучастков

Практика эта напрямую связана с непрозрачной системой приёма детей в школы по так называемым микроучасткам. Получить схемы микроучастков в районных управлениях образования для родителей иногда возможно получить только с боем. Я вместе с другом, юристом и родителем двоих детей Джохаром Утебековым провёл исследование: мы попросили схемы микроучастков района во всех районо Алматы. В 5 из 7 районо нам отказались предоставить схемы. Справедливости ради нужно отметить, что в двух районах - Бостандыкском и Ауэзовском сотрудники были напротив очень вежливы и без проблем разрешили сфотографировать схемы микроучастков. Более того, именно эти два района разместили адреса, относящиеся к каждому микроучастку у себя на сайте. В остальных нас откровенно послали, где-то вежливо, но в основном не очень. В одно из отказавшихся районо, а именно, Алмалинское мы выехали. Сотрудница отдела общего среднего образования, перед которой на столе лежали все схемы микроучастков в наглую отказалась показать схему микроучастка интересовавшей нас школы. Лишь после того, как Джохар собрался писать жалобу на неё, она с большой неохотой дала сфотографировать схему.

Очевидно, что такая закрытость информации о схемах микроучастков и приводит к многочисленным фактам коррупции. Родители, обращаясь в школы, сталкиваются с тем, что им отказывают в приёме, часто ссылаясь на то, что их дом не относится к данному микроучастку, о чём упоминается и на форуме, ссылку на который я давал выше. Отдельная проблема стоит по гимназиям и лицеям. Согласно законодательству они обязаны принять в первую очередь тех, кто живёт на данном микроучастке. Остальных - по остаточному принципу. Причём очевидно, так как в законодательстве есть очевидный пробел и не указан механизм приёма в государственные гимназии и лицеи, то приём в них должен осуществляться по принципу времени обращения родителей. Однако руководства гимназий в любой момент могут сослаться на заполненность школы и соответственно намекнуть на "особые" условия для поступления. Также многие родители не знают, что гимназии не должны проводить никаких конкурсов для поступления, так как согласно Типовым правилам приёма на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, утверждённых Постановлением Правительства от 19 января 2012 года, "при приёме в первый класс организаций начального образования экзамены, тестирования, зачёты, конкурсы не проводятся". Что касается более старших классов, то согласно этим же Правилам: "Не допускается комплектованием классов по уровню подготовки и степени развития детей", что также является прямым указанием на запрет проведения конкурса. Естественно, что (по тем же Правилам) в спецшколы для одарённых детей такие экзамены проводятся, но согласно законодательству школы-гимназии и лицеи к таковым не относятся. Но руководства школ, ссылаясь на экзамены, отказывают в приёме даже детям с микроучастков.

Во время онлайн-конференции с замакима Алматы З. Аманжоловой юристом Джохаром Утебековым был задан вопрос о закрытости схем микроучастков. на который был получен ответ (по факту - отписка). В частности замакима обещает сделать их открытыми (цитата):

"Схемы микроучастков школ города Алматы до 15 октября 2013 года будут размещены на сайте Управления образования г.Алматы.

Права детей на получение бесплатного среднего образования в государственных организациях образования г.Алматы не нарушаются."

Сегодня 6 ноября, но обещание замакима Алматы так и не выполнено...

Предложение:

1) Очевидно, что для того, чтобы уменьшить коррупционные факторы необходимо разместить в открытом доступе схемы микроучастков (причём не только списки, утверждённые акимами районов, но сами схемы, которые есть в каждом управлении образования). Это касается не только Алматы, но всех регионов страны, где ситуация часто бывает схожей.

2) Сделать открытыми списки учащихся, зачисленных в школы, в частности школы-гимназии и лицеи, в случае наличия свободных мест дать возможность родителям подавать заявки через e-gov и ЦОНы. Приём на свободные места вести в порядке очерёдности поданных заявлений, время которых также необходимо сделать прозрачным.

ВТОРОЙ ШАГ К КОРРУПЦИИ - нелогичная нарезка микроучастков

Рассмотрим интервью замначальника управления образования города Галины Самотокиной. В нём она рассказывает о нынешних микроучастках чуть ли не как о панацее от всех проблем:

"Много вопросов возникает в связи с выбором учебного заведения. Большинство родителей стараются устроить своего ребёнка в престижную школу, несмотря на то, что она находится в другом конце города. Сейчас в законодательство РК внесено изменение, и в первую очередь дети в школу принимаются с ближайшего микроучастка. И делается это в интересах самих детей. Потому что самый большой урон здоровью ребят, их психическому состоянию наносит город с его транспортными пробками, насыщенными автотрафиком. Родители должны понимать, что не надо нагружать неокрепший детский организм лишними нагрузками - в частности, не поднимать его утром на 2 часа раньше, чтобы он вовремя добрался до школы. С другой стороны, важно исключить такой факт, как высокий детский дорожный травматизм".

Слова замначальника управления звучат очень красиво и убедительно. Но как в древнегреческих спорах софистов друг с другом, здесь заложена очень большая логическая неправда. В частности, ближайший микроучасток - это зачастую не всегда ближайшая к дому школа.

Покажу на примере одной школы, как нарезаны микроучастки в городе Алматы. Порой складывается ощущение, что они намерено сделаны так, чтобы родители были вынуждены обратиться в другую школу в интересах безопасности ребёнка. А в другой школе - снова "особые условия".

Поясню. Рассмотрим карту микроучастка казахской школы-гимназии №147 (тот самый, который мы с боем получили в Алмалинском районо). Пример, поверьте - скорее характерный для Алматы, нежели являющийся исключением.

Обратите внимание, что школа находится на самом краю микроучастка. Сам микроучасток находится в Алмалинском районе, по проспекту Райымбека проходит граница с Жетысуским районом. То есть пункты А и С находятся в Жетысуском районе, пункт В - также в Алмалинском. На самом перекрёстке проспектов Абылай хана и Райымбек батыра - очень хороший подземный пешеходный переход. НО если вы живете в пункте А или С, то вы не относитесь к данному микроучастку, и ребёнку предложат ехать "по своему микроучастку" в школу №2, которая находится в 10 кварталах. При этом, если по пунктам А и С акимат сошлётся на то, что дома с одного района не могут быть в микроучастке школы, которая находится в другом районе, то с пунктом В эта логика уже не действует.

Blog post image

Для наглядности сравните путь ребёнка до "своей" 2-й школы и до "чужой" 147-й. Очевидно, что безопаснее для него всё же школа не со своего микроучастка.

Blog post image

После этого невольно не очень хочется верить словам, о том, что микроучастки созданы в интересах безопасности ребёнка. Очень интересно, что их схемы утверждаются постановлениями акимов районов Алматы (см. ниже ответ замакима Аманжоловой на один из запросов).

Blog post image

Но при этом ни в одном из нормативно-правовых актов эта функция не отнесена к компетенции акимов районов. Вполне логично, что это нужно делать как минимум на уровне управления образования города, и формировать микроучастки нужно так, чтобы школы находились в центре микроучастков без учёта границ районов. Хорошим примером является факт, что в учреждения здравоохранения обязаны принимать людей в независимости от участков и районов. Такой же алгоритм должен действовать и в системе образования, в противном случае она противоречит заявленному в законодательстве принципу доступности образования.

Предложение:

1) Отнести функцию определения границ микроучастков к компетенции городского (областных) управления образования.

2) Пересмотреть границы микроучастков, чтобы школы находились в их центре. Не учитывать границы внутреннего административного деления Алматы при определении микроучастков. При этом пересмотр не должен коснуться детей, которые уже учатся в школах, их родителям нужно предоставить выбор учиться в школе по микроучастку старого или нового образца.

Надеюсь хоть на какую-то реакцию со стороны Министерства образования и науки и Управления образования города Алматы. Официальная переписка, как видите выше ни к каким результатам окромя отписок не приводит.

Спасибо за внимание!

Следуйте за мной в Твиттере: @YakovFedorov

19