Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
22:04, 22 сентября 2013

Самое интересное на медиаконгрессе OnLike 2013 #медиаконгресс

Совсем недавно в Алматы прошло крупное событие в сфере СМИ - медиаконгресс Kazakhstan OnLike. На конференции собрались представители крупнейших отечественных медиаструктур, интернет СМИ, представители PR служб различных компаний, а также чиновники достаточно высокого ранга. Всего около 200 участников. Также в качестве спикеров были приглашены эксперты из России и Украины:редактора, проект-менеджеры и владельцы крупных интернет СМИ, журналов и медиа-холдингов. Хотелось бы кратко изложить ход конгресса и рассказать об интересных моментах из речей спикеров.

Blog post image

Тема конференции - перспективы развития новых медиа, традиционная и онлайн журналистика, а также монетизация СМИ.

Blog post image

Blog post image

Медиаконгресс начался с программных речей представителей государства: вице-министра культуры и информации Армана Кырыкбаева и вице-министра образования Мурата Абенова. По данным министерства информации в доменной зоне kz существуют более 95 тысяч имен. Интересно, что часто, именно государство финансирует переход печатных СМИ в интернет. За первое полугодие 2013 года планируют вывести в интернет 205 печатных изданий. В целом речи чиновников свелись к тому, что государство готово вкладываться в интернет.

Blog post image

Кстати, в связи с повесткой конгресса (новые меди, интернет СМИ, влияние соцсетей), забавно выглядел момент, когда вице-министр Абенов фотографировал на свой смартфон выступавшего в тот момент Шавката Сабирова и сразу постил фотографию в твиттер.

Blog post image

После программных речей начались первые сессии. Интересно было послушать презентацию исполнительного директора одного из крупных медиа-холдингов России - News Media - Ашота Габрелянова.

Холдинг, аудитория которого насчитывает сейчас 5,5 миллионов человек в день, начинался с двух печатных таблоидов. Успех компании начался, когда они запустили инетрнет проект - Life.ru. Первоначально издание было преимущественно желтым таблоидом, много пишущим о скандалах и шоу-бизнесе. Со временем они приобрели популярность, но у портала не было цитируемости. Тогда они полностью изменили свой подход к контенту и стали производить качественные информационно-аналитические материалы. Чуть позже был запущен канал Life news TV. Они продавали свой контент российским каналам. Так, например, после заключения контракта с ВГТРК, именно они производят 70% видео-контента на канале Россия 24.

Blog post image

Также Ашот поделился интересной историей регистрации нового канала:

- Нас долгое время не хотели регистрировать. Причина была не ясна. Я написал об этом в твитер, сказав, что нас не регистрируют несмотря на то, что мы ничего не нарушали: не звали Навального в студию, не пускали видео с митингов в эфир и.т.д Мое сообщение быстро облетело новостные издания, попало в топ 5 новостей Яндекса. После этого мне позвонили чиновники, проблема была решена.

Кроме канала и интернет порталов компания также занялась выпуском авторских комиксов.

- Производители комиксов не зарабатывают на прямых продажах. Основной их источник дохода - права на использование популярных образов. Так Disney зарабатывает 1 миллиард долларов в год на образе Виннии-Пуха. Мы также хотим создать узнаваемые образы, а затем уже продавать их.

Blog post image

Кроме того, рассказывая о перспективах развития, Ашот затронул тему создания контента самим пользователем. В новом приложении Life News пользователи, став свидетелями какого-либо происшествия или события, могут загружать свои видео и получать за это деньги. Таким образом, компания становится обладателем эксклюзивных кадров от очевидцев, а пользователи имеют возможность заработать. В приложении встроена гео-локация, и оно само сообщает человеку, что он находится недалеко от места событий и мог бы заработать, сняв ролик.

Blog post image

Затем о перспективах развития медиа бизнеса в Казахстане рассказал директор холдинга “Алаш Медиа Групп” - Батыр Казыбаев. Создатель одного из самых успешных новостных порталов в Казахстане - Tengrinews.kz, безусловно, имеет огромный опыт в сфере современных СМИ.

Он привел данные, согласно которым только 34% казахстанских интернет-пользователей, посещают казахстанские сайты, 26% регулярно заходят на сайты доменной зоны ru и 40% посещают сайты с доменом com, org, и edu. При этом самыми популярными сайтами в Казахстане являются “доски объявлений” - 31%, доля развлекательных ресурсов - 28% и лишь 23% достается новостным сайтам. Доля популярности блог-платформ и форумов остается на уровне 9,93%.

По мнению Батыра Казыбаева основными проблемами наших информационных ресурсов является: кадровый голод, плохое качество текстов, слабое сегментирование (специализированные издания о бизнесе, недвижимости, спорте, музыке ит.д), слабое развитие сообществ в соцсетях, а также отсутствие интерактива с пользователями.

Blog post image

Основные тернды развития СМИ в Казахстане по мнению Батыра Казыбаева:
1) “мобилизация” СМИ - доступность их с любых устройств (смартфонов, планшетов, различных видов ОС) включая даже SMART телевизоры; 2) развитие казахоязычных СМИ в интернете (по данным ИАК количество сайтов на казахском языке составляет 12% от общего количества казахстанских сайтов); 3)интерактив с пользователями - инфографика, прямые текстовые трансляции с мест событий, опросы и голосования; 4) большее количество новостей в видео формате, онлайн-трансляции; 5) создание контента самим посетителем ресурса (фото, новости, видео, комментарии); 6) активная работа в соцсетях; 7) появление узкопрофильных тематических СМИ (медицина, авто, технологии, бизнес). Также Батыр отметил большую роль конвергентности (распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами). Так телепередачи канала СТВ сейчас доступны к просмотру на сайте Tengrinews, новости с сайта попадают в сводку новостей на радио Tengri FM, а записи живых концертов, известных исполнителей в эфире радио становятся телепередачами. В конце он добавил, что количество интернет-пользователей у нас постоянно растет, и в первом полугодии 2013 года оно составило 10 610 000 человек.

Blog post image

После пленарных заседаний, выступления спикеров разделились по двум секциям. Я выбрал ту, где речь шла об эволюции масс-медиа. В этой секции выступали интересные спикеры из России. Первым слово взял медиаэксперт сайта Lenta.ru - Александр Амзин.

В своем выступлении он рассказывал об аудитории интернет-СМИ. Выступающий условно разделил ее на три поколения: советское (от 35 лет и старше), перестроечное (от 25 до 35 лет) и постперестроечное (младше 25 лет). Соответственно, у этих трех категорий разные предпочтения и вкусы. Первое поколение, воспитывавшееся в советской системе ценностей, предпочитает серьезные материалы, аналитику, исторические экскурсы и журналисткие расследования. “Перестроечники” всеядны в потреблении информации, а молодое поколение предпочитает развлекаловку.

Blog post image

По мнению Амзина, с течением времени приток новой аудитории в интернет будет преимущественно из старшего поколения. Молодое и так уже определилось со своими предпочтениями в сети. Именно советское поколение, привыкшее смотреть телевизор, станет новой аудиторией интернет-СМИ. Их препочтения сильно отличаются от того, к чему привыкли ресурсы, делающие контент для молодежи. По приведенной спикером статистике, на долю людей старше 35 лет, в Казахстане приходится 55% пользователей. На людей старше 45 лет - более 25%. Все это люди, любящие аналитику, ранее читавшие традиционную прессу и привыкшие смотреть телевизор. Таким образом, среди аудитории интернет-СМИ у нас наблюдается явное и постепенно увеличивающееся доминирование людей старшего поколения (а не молодежи, как считают многие).

Blog post image

Также спикер отметил другую интересную тенденцию - большой интерес у читателей из СНГ, в том числе и Казахстана, к российской повестке дня, а особенно к мнению российских СМИ о данной стране. Особенно ярко это видно на примере Украины, но и в Казахстане такой интерес наблюдается. У ресурса Лента.ру (по статистике liveinternet) 2,3 миллиона просмотров из Казахстана за последний месяц. Всего российские новостные ресурсы в месяц смотрело более 46 миллионов казахстанцев. При этом интерес к мировой повестке дня слабый.

В конце он отметил, что несмотря на прогнозы в отношении рекламы, телевидение будет доминировать над интернетом еще долгое время. Так абсолютные цифры роста рекламы (в России) по телевидению составили 12 миллиардов рублей, в то время как интернет прибавил всего 2,6 миллиарда, несмотря на то, что вырос на 35%.

Blog post image

В следующей сессии выступал сооснователь и директор “Look At Media” - Алексей Аметов. Он рассказывал об опыте создания контентного проекта в интернете. Начал спикер с этапов развития. Одним из сложных этапов он отметил запуск проекта. На этом этапе нужно спроектировать проект, понять какие у тебя будут рубрики, о чем и сколько ты будешь писать. Следующий этап - выход на безубыточность. Тут Алексей отдельно рассказал о возможных источниках дохода. Это медийная реклама (баннеры и прочее), RTB (автоматическая продажа медийной рекламы с торгами), партнерские программы, контекстная реклама и спецпроекты. Тут спикер отметил, что для небольших развивающихся площадок, RTB может стать хорошим вариантом для выхода на крупных клиентов и получения своей доли рекламного пирога без работы отдела продаж. При этом, цены на рекламу поначалу будут невысокими, но затем будут расти. Контекстная реклама хорошо подходит для тематических сайтов, а спецпроекты, созданные специально под рекламодателя, это хорошая возможность заработать, но нужно придумать что-то действительно оригинальное.

Blog post image

Для определения цен на рекламу, Алексей посоветовал исследовать цены у конкурентов (обзвонить их под видом покупателей) и ставить свою цену немного (но не сильно) ниже. Если цены будут слишком низкими, то и отношение к ресурсу будет соответствующим. Третий этап развития - рост и получение прибыли.

Также Алексей рассказал, что свой проект можно запустить вообще не имея денег. Для этого нужно иметь в своей команде дизайнера и разработчика, делать сайт на готовом движке (Drupal и Wordpress), самому создавать контент и привлекать энтузиастов.

Blog post image

Еще одной запоминающейся сессией стало выступление заместителя редактора журнала Slon.ru -Ивана Давыдова. Он рассказывал о переходе традиционных СМИ в интернет на примере России. Попробую выделить основные мысли в его выступлении.

В начале Иван Давыдов поделился историей освоения традиционными СМИ интернет-пространства. На первом этапе интернет никто не воспринимал всерьез. Энтузиасты сами выкладывали архивы изданий в сеть. В 1998 году первой в интернет вышла газета “Московские новости”. После выборов 99-го года и публикации в интернет результатов эксит-поллов, возрос интерес к интернету. Крупные издания, такие как “Эксперт” и “Коммерсант”, стали создавать свои сайты. Но весь их контент составляла специально подготовленная для сайта рубрика новостей, перепечатывающая сообщения информ агентств и статьи, опубликованные в печатном издании. Некоторые издания пытались торговать этим контентом, или выкладывали обрезки статей. Не пользуясь популярностью, со временем они были вынуждены пересмотреть свой подход к проблеме. Стали создаваться редакции, работающие отдельно на интернет. Специально для интернета стали писать осмысленные тексты. Сайты появились практически у всех, даже самых далеких региональных изданий. Для того, чтобы бороться с крупными интернет-СМИ, традиционным изданиям пришлось искать новые пути. Многие просто заново компоновали свои статьи, дополняя их сложными графиками и прочим. Аудитории это оказалось не очень нужно.

Blog post image

Спикер также заметил, что в интернете произошла “склейка брэндов”. Заходя на сайты изданий из соцсетей, или по случайным ссылкам, пользователи потребляют контен, не задумываясь о том, какое именно издание они читают в данный момент. В результате в голове у них формируется некий обобщенный образ новостей или статей, прочитанных в интернете. Интернет сам по себе становится изданием. Это не очень хорошо для привлечения рекламодателей.

Крупные российские издания экспериментировали и с форматом мультимедиа, создавая своё интернет-телевидение. Многие такие проекты - КП ТВ, Эксперт ТВ, Коммерсант ТВ, просто провалились.

Общий вывод Ивана Давыдова таков - нет больше традициионых СМИ в интернете. Все теперь нивелированно. У традиционных изданий аудитория в интернете намного выше, чем у их печатных версий. И только более высокая цена рекламы в печати, связанная с инертностью рынка, поддерживает существование печатных изданий. Среди удачных примеров адаптации под интернет были названы Forbes и Esquire.

Blog post image

В последней сессии выступила директор по продажам iPad-версии журнала “Snob” - Валерия Тищенко. Она очень обстоятельно и подробно рассказал об адаптации печатного журнала под iPad. Думаю ее рассказ был бы очень интересен владельцам печатных изданий. Мне же он показался несколько узкоспециализированным - настолько подробно Валерия рассказала обо всех технических и прочих особенностях адаптации журнала. Мне же из ее рассказа запомнилось несколько вещей. Первое, что проанализировав предпочтения читателей, разработчики приложения быстро поняли, что большой популярностью будет пользоватся именно iOS версия для iPad. В качестве удобной ориентации для чтения была выбрана альбомная или горизонтальная. На продаже номеров журнала через App Store, можно реально зарабатывать причем даже больше чем от продажи печатной версии (как в случае со “Snob”). Правда 30% от продажи достается App Store. Кроме того они досконально изучают ваше приложение и журнал перед загрузкой. Они проходят несколько инстанция довольно тяжеловесной бюрократической Apple. В случае если малейшая вещь в верстке журнала их не устроит, представители App Store не станут его заливать отправив обратно, чтобы после исправлений журнал заново прошел цикл проверки, в не зависимости от сроков его выхода.

Вот такие основные моменты я запомнил для себя на этом меиаконгрессе. Хотелось бы надеется, что это не последнее подобное событие.

6
1176
4