Вы написали книгу. Что дальше? Часть 2.

Янина Коптелова 2013 M09 8
1587
0
50
0

Пишем синопсис и аннотацию без вреда для нервной системы

Синопсис – это что-то вроде ночного кошмара для любого начинающего писателя. Почти все признаются, что написать его труднее, чем саму книгу. И это не шутка.

Вам придется написать синопсис, хотите вы этого или нет. Как бы вы не отлынивали и как бы не сопротивлялись. Синопсис – жизненно необходим для вашей рукописи. Без него, ее в издательстве и рассматривать не станут. Первое что читают редакторы, открывая ваше письмо с прикреплённой книгой – синопсис. По нему они делают выводы о сюжете, персонажах и вашей литературной одаренности. Завалите синопсис и можете попрощаться с мечтами о премии Букера.

Первое что вы должны знать – редактору каждый день поступает не один десяток рукописей. Юных и не очень талантов, мечтающих о славе – до неприличия много. Книги, от начинающих авторов, пребывающие на почтовый ящик издательства, называют самотеком. Звучит слегка небрежно, да? Но в этом вся суть. На свете нет редакторов, которые бы с волнением просматривали новые рукописи в поисках бестселлера. Можете забыть все свои киношные представления о литературном бизнесе. Редакторы – это не очень дружелюбные создания, которым приходится каждый читать всякую галиматью. Их не заботят ваши нежные чувства и ваш пятисот страничный опус. Они каждый день читают и удаляют, читаю и удаляют. А ваша задача – не дать удалить свою книгу из почтового ящика издательства. Короче говоря, вы не имеете права на ошибку. И поэтому к написанию синопсиса стоит относиться со всей серьезностью.

А теперь, уточним, что же такое синопсис.

Синопсис – это краткое содержание вашей книги. Внимание: не путайте синопсис с аннотацией, это разные вещи (тем более что аннотацию придется писать тоже). Синопсис содержит в себе описание всей вашей книги, включая конец. Никаких открытых финалов (если только это не первая книга из серии) или интриг. Фразы в стиле: «А что произошло дальше, вы узнаете, если…» не допускаются. Если вы до сих пор не представляете что такое синопсис, то предлагаю вам посетить сайт briefly.ru и почитать краткое описание сюжета, к примеру, «Великого Гэтсби». Типичный синопсис. Можете брать с него пример.

Интересный факт – блуждая по просторам интернета, я обнаружила одно замечание, сказанное неким редактором о синопсисах. А именно – он сказал, что НИКТО не пишет синопсисы правильно. А как правильно – не уточнил. Подозреваю, он и сам не знал, как же их писать. Но мы то с вами постараемся, да?

Главное, придерживаться определенных правил:

  • Максимальный объем синопсиса составляет две страницы. В идеале – одна, но добиться идеала вы не сможете в любом случае. Ни у кого не получается написать одностраничный синопсис. Можете считать, что эта миссия невыполнима. Поэтому, постарайтесь хотя бы уложиться в два листа. И не верьте статьям, где написано про пятнадцатистраничные синопсисы. Нет, нет и еще раз нет. Всего две страницы. Не три, не четыре, а две. Не испытывайте терпение редактора. Он и так горит желанием удалить вашу книгу из почтового ящика.
  • Синопсис пишется в настоящем времени. Не изобретайте велосипед. Сказано в настоящем – значит в настоящем. Если путаетесь во временах, почитайте любую книгу жанра «young adult» - почти все они написаны в настоящем времени. «Избранная», «Голодные Игры», «Делириум» и т.д. Если кто-то ухитрился всю книгу в настоящем времени составить, то и вы сможете написать несчастный синопсис. И не забывайте пользоваться сайтом briefly.ru в качестве шпаргалки. И кстати, писать в настоящем времени легче, чем в прошедшем. Попробуйте, и сами поймете.
  • А теперь – очень важное  правило. Если вы пишете в жанре «фэнтези», то обязательно, в начале синопсиса упомяните, где и когда происходят действия в вашей книги. Особенно это важно для тех, у кого хватило ума отправить своих персонажей в вымышленную страну. У меня хватило. И я не хвастаюсь. Несуществующие государства – это страшная морока.Но если действия в вашей книги разворачиваются в Казахстане, упоминать об этом в синопсисе НЕ СЛЕДУЕТ. Постарайтесь убрать из синопсиса все, что связанно с нашей страной. Вам придется ввести редактора в заблуждение. Для чего это делается? Российские издательства не станут печатать книгу, где события разворачиваются в Казахстане или любой другой стране. Даже и не думайте отправлять своего главного героя в Италию или еще куда, если вы сами в Италии не были. И даже если были. Пусть про Италию пишут итальянцы. А вы про нее напишете, когда станете популярным автором. А для начинающих выбор не велик. Никаких заграничных стран. Редакторы терпеть этого не могут. Им подавай книги про Россию и Москву. Ну, или на худой конец, пусть это будет город N. Без названия. Не упоминайте Астану, Алмату и прочие казахстанские города. Хотя бы в синопсисе постарайтесь о них не писать. Если редактору понравится синопсис, он прочтет книгу. Если им понравится книга, они попросят вас, ее переделать и заменить казахстанские города на российские.
  • Учитывая ограниченный размер синопсиса, вы не сможете похвастаться вашими гениальными второстепенными линиями. Ограничьтесь главной сюжетной. Все остальное придется опустить. Никакой рефлексии. Чувства и мысли главного героя оставьте для самой книги, а в синопсисе описывайте действия. Заставьте редактора поверить в динамичность вашей книги. Но старайтесь не опускаться до сухого перечисления событий. Избегайте предложений построенных по принципу: «Она пошла туда, сделала то-то, потом пошла сюда, встретила того-то». Не перечисляйте все книжные события. Только самое главное, самое важное, и самое интересное.
  • Похвастаться всеми своими оригинальными персонажами у вас не получится тоже. Облегчайте материал. Четыре имени на синопсис – это максимум. Если нужно упомянуть какого-то персонажа, не загружая текст, то не упоминайте его имени. Пишите: «доктор, учитель, коллега» или кем он там у вас является. Или пять раз подумайте, прежде чем вообще его упоминать. Может его можно опустить без вреда для описания главной сюжетной линии?

 

  • В синопсисе вы должны дать ответы на следующие вопросы:
  1. «Кто главный герой?»
  2. «Что он из себя представляет?»
  3. «Что с ним происходит, от чего его жизнь меняется?»
  4. «Чего хочет главный герой или в чем его цель?»
  5. «Почему главный герой хочет добиться своей цели?»
  6. «Что стоит на пути к достижению цели?».

Далее перечисляете злоключения Главного Героя и финал. Вуаля. Во и весь ваш синопсис.

  • Для особых перфекционистов и любопытствующих уточняю: шрифт – Times New Roman, размер – 12. С междустрочным интервалом разбирайтесь сами. У меня – 1.0.
  • На каждом из двух листов, в верхнем колонтитуле напишите свое имя, фамилию, название книги и электронный адрес. Тоже самое нужно будет проделать и с самой рукописью. Это очень важно. На каждом листе вашей книги, должна быть указана эта информация.
  • Советую опробовать свой синопсис на родных и знакомых, а в особенности на тех, кто вашу книгу не читал. Делайте что хотите, но  найдите для своего синопсиса читателя. Ваша задача заключается в том, чтобы выяснить, не похож ли синопсис на бессвязный набор слов и понятно ли то, что вы в нем написали. Можете так прямо и спросить: «Ты понял, что здесь написано?». Некоторые люди из вежливости могут и не признаться в том, что прочитав эти две несчастные страницы, они  так и остались в недоумении. Лично мне пришлось подвергать лучшую подругу допросу. Она никак не хотела понимать, что непонятность синопсиса, это только моя проблема, а не ее. Если ваш текст похож на словесный судоку, то вам придется его переделать.

А теперь, выполнив сложное, переходим к более легкому.

Что такое аннотация знают даже те, кто далек от литературного мира. Аннотация попадается вам на глаза, когда вы берете любую книгу в свои руки. Переворачиваете ее обратной стороной, и вот она, родимая!

Я не очень понимаю, зачем аннотация нужна издателям, при наличии синопсиса, но раз таковы требования, то тогда давайте постараемся написать такую аннотацию, прочитав которую, редакторы возжелают лично приехать в Казахстан и привезти вам на дом договор о сотрудничестве.

К счастью, строгих правил по оформлению аннотации нет. Помните главное – минимум предложений, максимум сути. У вас нет полстраницы для того чтобы изложить свою грандиозную книжную идею.

Большинство аннотаций строятся по схеме: «Кто? + Что с ним произошло? + Интрига». Не пытайтесь составить аннотацию из цитат, взятых из книги – в итоге все равно ничего путного не получится. Пишите аннотацию с нуля. Можно присвоить несколько фраз из синопсиса. Я именно так и делала. И в итоге у меня получилось вот это:

«Жизнь двух лучших подруг Лины и Олив меняется в одночасье, когда они обнаруживают, что обладают силой, о которой даже и не подозревали. С людьми, причинившими Лине боль, случаются несчастья, а Олив способна получать доступ к абсолютному знанию.   Подруги не знают о том, что человечество уже несколько столетий мирно сосуществует с Наследниками и Преемниками – людьми, наделенными магическим даром. И сила, обретенная девушками, – это  считавшиеся утерянными два великих Права – Всемогущество и Всезнание.

Ни человеческий мир, ни мир Наследников и Преемников не готов к появлению Прав и их обладателей. Девушкам предстоит самим разобраться в том, кем они являются на самом деле и могут ли контролировать свою силу. И помочь им может лишь один человек – таинственный Максимилиан Адалард, преследующий Олив».

Дописав аннотацию, можете вставить ее в рукопись, перед самим текстом или оформить отдельным файлом. Я советую сделать и то и то. Лишним не будет. И, конечно же, не забудьте испробовать ее на друзьях.

В следующем своем посте я расскажу вам, как составить письмо в издательство, что такое авторский лист и почему рассуждения начинающих писателей о жанре их рукописи, доводят редакторов до белого каления.

Оцените пост

50