Прелюдия. Эмоциональная.
Попадается порой фильм, от которого, на первый взгляд, совершенно нечего ожидать, но который, тем не менее, западает в душу настолько, что желание пересмотреть его снова возникает буквально сразу после просмотра. Подобные явления в кино случаются, как правило, по незнанию того, что тебя ждет. Вот и к данному фильму я подошел изначально практически вслепую, не знакомясь ни с синопсисом, ни с трейлером, зная только, что фильм будет Российский и с Куценко на главной роли. Согласитесь, ведь подобная информация не сильно-то настраивает на просмотр. Но решился рискнуть и как говориться не прогадал. И как же многого я в тот момент еще не знал.
Не знал, к примеру, факт того, что снял эту замечательную картину Виктор Шамиров, с поддержкой Тимура Бекмамбетова , по пьесе французского драматурга Филиппа Леллуша. Удивительнее всего даже не то, что выпустив буквально полгода назад свой предыдущий фильм «Со мною вот что происходит» режиссер вновь берется за камеру (фильм, к слову, пришлось смотреть уже после просмотра «Игры в прядки»), а то, что он снимает совершенно разное кино.
О фильме.
Фильмы «Со мною вот что происходит» и «Игра в правду» абсолютно различны, к этому выводу придти не сложно. Они отличаются как по технике съемок, так и в лирическом звучании. Но, есть в них что-то общее, а именно то, что и первый и второй можно назвать фильмами новогодними (если такого термина нет, его следует придумать). Они оба идеально ложатся под обстановку семейного просмотра под оливье и мамин наполеоном, шампанское и утку (или курицу), и конечно под шедевр Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром», на которые волей-неволей ссылаются оба представленных фильма, но каждый по своему. Объединяет фильмы еще и то, что события разворачиваются мгновенно, в одну ночь, или день, как в случае с «Со мною вот что происходит». Но если первая была почти экзистенциальной трагикомедией, то второй фильм это жанровая бурлескная комедия рассчитанная для самой большой аудитории.
Снятая в одной локации силами четырех актеров, фильм не может не напоминать недавнюю комедию Роман Полански «Резня». Однако, если там была циничная комедия нравов, безжалостная и беспощадная, то здесь нас ждет ностальгическое путешествие компании по темным закоулкам любви и дружбы, верности и предательства, и пусть сама игра, а вместе с тем и основные сюжетные события в фильме развернутся лишь во втором акте, наблюдать за актом первым, насыщенным отменными диалогами и умилительными сценами - не менее увлекательно.
Фильмы, снятые в одной локации всегда будут излишне театральными, к каким бы ухищрениям не прибегали режиссеры. Несменная обстановка четырех стен с четырьмя актерами – уже само по себе театрализованное действо, спектакль. Но для спектакля, коим изначально и была «Игра в правду», фильм смотрится чрезмерно профессионально и с большим техническим размахом. Конечно, было бы забавно ожидать от фильма эдакую техническую Хичкоковскую «Веревку» и попытаться снять без монтажа (мысли вслух), но и то, что мы имеем в итоге также весьма впечатляюще. А впечатляет фильм именно монтажом и подвижной камерой, которая летает из комнаты в комнату, из атрия в окно, очень точно подмечая сцену и отметая лишние кадры (как раз то, чего нашему, казахстанскому кино еще не достает).
Но главное в фильме нисколько не камера и не спецэффекты, которых здесь и нет, но история, диалоги и актерская игра, наблюдать за которыми одно удовольствие. История о том, как четверо друзей не просто вновь переживают период своей молодости, вспоминая прошлые радости и победы, но вскрывают старые обиды и усиленно рубят правду-матку выплескивая все то, что накопилось за долгие годы. От того и получается, что игравшие в бобслеистов минуту назад, друзья, сейчас уже бегают кто с ножом, кто с табуреткой, пытаясь друг друга порешить потому что, как выяснятся, один у другого девушку увел, другой первому машину разбил. И все диалоги и диалоги, причем говорят персонажи о разном, будь то обсуждение современной молодежи в духе «О чем говорят мужчины», или хахмачество в стиле «Нашей Раши», но попадаются и отдельные вербальные перлы, и невербальные шедевры, да так, что не посмеяться невозможно.
По поводу актеров – отдельная история. Приятнее всего, то, что при всей карикатурности образов (бизнесмен, семьянин, учитель) каждый из актеров удивительно точно попал в своего персонажа, оброс деталями и душой настолько, что выделить любимого или лучшего из них просто невозможно. Романтичный и все так же юный душой герой Гоши Куценко. Загнанный бытом, но коварный и вероломный Константин Юшкевич (странным образом напомнивший другую сторону своего, хм, образа в не менее замечательной картине «Рассказы»). Миллионер, плейбой, и почти филантроп персонажа Дмитрия Марьянова. И конечно, Ирина Апексимова, которая хоть и была прелестна, все же оказалась в положении заложницы образа, от чего терялась в компании мужчин.
В довершении скажу, что именно подобного кино нахватает казахстанскому кинематографу, профессионального, смешного, изобретательного и конечно идейного. Идея сердцем не стареть в фильме ключевая.
7/10