Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
13:51, 26 июня 2013

Казахстан. Грядущее — иль пусто, иль темно...

Последнее интервью философа Людмилы Роговой

Blog post image

Предполагаю, что кадровый кризис в Казахстане начнётся, когда на пенсию выйдут последние квалифицированные специалисты, добросовестно получившие высшее образование ещё при СССР, потому что значительная часть нынешних «дипломированных» выпускников казахстанских вузов либо не работает по специальности, либо не имеет достаточно навыков для самостоятельной, творческой деятельности. Проблемы отечественного высшего образования я обсудил с кандидатом философских наук, профессором Людмилой Роговой. Это было её последнее интервью. 13 июня после тяжёлой болезни она ушла из жизни.

К встрече с Людмилой Ивановной я отнёсся с большим трепетом и уважением. Во-первых, не смотря на своё тяжёлое состояние здоровья, она согласилась на небольшое интервью, во-вторых, мне этот человек дорог, как единомышленник, как хранитель незыблемых моральных ценностей, как представитель русской интеллигенции, как истинный аристократ духа. Таких людей в нашем мире, увы, остаётся всё меньше и меньше. Свою беседу я начал с основополагающего, на мой взгляд, вопроса: для чего нужна философия в 21 веке? Она ответила очень просто:

- На мой взгляд, философия нужна для всего. Потому что это мировоззрение людей, на основе которого они должны строить свою жизнь и жизнь своих детей. Но, что делается сейчас это просто ужас. Вы меня извините, но я считаю, что образование погублено. Вот пример из последней сессии. Девочки решили, что они будут все отличницы. Я поддерживаю это стремление вперёд. И очень они успешно это делали. Почти у всех были пятёрки. Но, потом, когда я стала их проверять, никто ничего не знал. А потому что они только и делали, что заучивали ответы на тесты. Вот и всё, чему научила их система.

Людмила Ивановна считала, что современная система образования, пришедшая на смену разрушенной классической, советской, лишена своей главной задачи – учить студентов мыслить самостоятельно. То есть, современная система воспитывает ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, но не ТВОРЦОВ, УЧЁНЫХ и ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ. (Если среди нынешних студентов и появляются креативно мыслящие индивидуумы, то они, возможно, являются исключением из правил).

Профессор была уверена, что одной из причин вышеуказанной проблемы стала Болонская система образования, скопированная с Европы и внедрённая в Казахстане без учёта местных особенностей.

Для справки: в 1999 году в итальянском городе Болонья министры образования 29 стран подписали «Болонскую декларацию». Казахстан присоединился к ней в 2010 году. «Болонская конвенция» утвердила общие требования и стандарты для создания единого европейского образовательного и научного пространства. Единая для всех стран-подписантов Болонская система – это многоуровневая система образования, включающая бакалавриат и магистратуру, введение системы академических кредитов, подразумевающая мобильность студентов и преподавателей вузов, гарантирующая контроль качества высшего образования. По завершению обучения студенты получают единое европейское приложение к диплому.

Вроде, всё круто. Но, Россия и Украина уже начинают жалеть о внедрении в своих странах Болонской системы образования, отмечая её минусы. Похоже, что в ближайшее время аналогичная ситуация назреет и в Казахстане. В своей работе «Значение и роль философских дисциплин в образовании и воспитании студенческой молодёжи» 2012 года Людмила Рогова поднимает вопрос: есть ли у нас такая необходимость в копировании этой Болонской системы? Цитирую:

«Я совершенно согласна с точкой зрения российских педагогов, что Болонская система для Европы была необходимостью, так как в европейские страны нахлынуло столько эмигрантов, которым необходимо было дать основы европейской культуры, научить специальности и вывести их как можно скорей в процесс производства. (Это была плата за европейскую демократию!) В Болонской системе учебный процесс сокращён до четырёх лет, и каждый семестр тоже сокращён на две недели. Выпускники, так называемые бакалавры, после окончания учебного заведения поступают на рынок производительных сил. В Европе эти процессы оправданы, но нам, простите, к чему все эти сокращения? К нам поступают абитуриенты из аулов, которые не получили там основательных знаний, а некоторые предметы вообще могли не преподаваться из-за отсутствия педагогов или в качестве педагогов выступали выпускники этой самой школы. Если они поступают в институт, их надо обучить, дать им те знания, которые они не получили, обучаясь в своей школе. Нам такие ускоренные темпы совсем не нужны, а мы хотим как можно скорее подготовить из них «квалифицированных специалистов». Неужели мы враги нашим детям и нашему государству?»

По мнению Людмилы Роговой, основной недостаток Болонской системы в том, что она не учит студентов самостоятельно мыслить. «…В школе они изучают указанные страницы учебников и потом их пересказывают, а в институте находят нужный вопрос в учебниках или интернете, копируют его и зачитывают на семинарских занятиях. Вот и весь «творческий процесс»! Научиться рассуждать, рефлексировать над полученным знанием – некогда, и педагогу их некогда опросить: когда в группе 15-20 человек, которых за один час занятий (50 минут) нужно аттестовать, чтобы выставить в «платон» недельную аттестацию. Так появляются «дутые», формальные оценки. Что это прибавляет к качеству знаний наших студентов? Зачем нам нужен этот «спешный» учебный процесс и всякие недельные аттестации?»

Людмила Ивановна подчёркивает, что Болонская система рассчитана на самостоятельное обучение студентов, а преподаватель в этом случае выступает в роли куратора, консультанта, контролёра, менеджера, который помогает овладеть профессиональными знаниями. Самостоятельная работа в условиях этой системы является деятельностью, связанной с подготовкой мышления будущего профессионала, что делает его конкурентоспособным на рынке труда.

«Кто учил когда-нибудь самостоятельно работать наших студентов и тем более мыслить творчески и лучше своих конкурентов?», - спрашивает философ. Получается, что никто. Система образования взращивает на своих грядках «овощи», у которых отсутствует аналитическое и критическое мышление, «овощи» не способные к самостоятельной деятельности. Мы живём в информационном обществе, где главным объектом человеческой деятельности становится управление информационными потоками. Соответственно, кто управляет информацией – тот конкурентоспособен.

Отсутствие людей, обладающих способностью самостоятельно мыслить, в недалёком будущем может обернуться деградацией казахстанской науки, что снизит конкурентоспособность Казахстана на международном рынке инноваций. Наверстать упущенное потом будет крайне сложно – на то чтобы взрастить новую плеяду отечественных учёных, изобретателей, рационализаторов могут уйти долгие годы. Ведь это должны быть реальные, действующие профессоры и академики, а не прохиндеи, купившие по блату научную степень.

Для развития мотивации студентов к учёбе и развитию творческого мышления Людмила Рогова предлагает активно приучать их к самостоятельной работе, чтобы полученные знания были ими в полной мере осознаны. И второе – вернуть в образовательный процесс философские дисциплины, такие как этика, культурология, эстетика, философия, философия образования. Эти дисциплины позволят сформировать личность будущего конкурентоспособного специалиста, который будет обладать не только профессиональными знаниями, но и системой социально значимых черт, необходимых человеку для жизни в обществе.

А пока студенты отторгают сложные научные знания, так как они требуют длительной, напряжённой и главное – самостоятельной работы. Молодёжь предпочитает развлекательные формы занятий, многих устраивают тесты, которые можно сдавать «методом научного тыка». В итоге, как пишет Людмила Рогова, «мы получаем невежественных аутсайдеров информационного общества».

- Помнишь, как у Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье!  Его грядущее — иль пусто, иль темно…», - вздыхает Людмила Ивановна. – Это, как про нашу современную молодёжь. Потому что они, действительно, дезориентированы в жизни, им кроме денег ничего не надо. Высокие идеалы вызывают насмешку. От этого становится страшно за будущее наших молодых людей и за будущее нашей страны.

Blog post image P. S. Этот год был юбилейным для Людмилы Роговой. Исполнилось 40 лет её преподавательской деятельности в Павлодаре. Людмила Ивановна родилась в 1937 году в Краматорске (Украина). В возрасте 10 лет вместе с родителями переехала в Павлодарскую область. Окончила Омский пединститут и аспирантуру философского факультета Московского государственного университета. С 1972 по 1973 годы преподавала философию в Алма-Атинском институте народного хозяйства, потом вернулась в Павлодар, прошла путь от старшего преподавателя кафедры философии Павлодарского индустриального института до профессора кафедры философии, экономики и права Павлодарского государственного пединститута. Людмила Рогова – Ветеран труда и Почётный работник образования РК. Она опубликовала 35 научных трудов. Преподавательскую деятельность оставила только в прошлом году, в возрасте 75 лет, по состоянию здоровья. Как говорила Людмила Ивановна, врачи поначалу поставили неправильный диагноз и лечили её не от той болезни. Потом, когда спохватились, было уже поздно – реальная болезнь прогрессировала и стала необратимой. Последние дни своей жизни Рогова провела, фактически, прикованной к постели, сохраняя при этом чистоту разума и интеллектуальную работоспособность. Мне было больно и обидно видеть, что этот мощный интеллект, который мог бы ещё послужить людям, был обречён на угасание вместе с больным организмом. Ведь у Роговой остались незавершёнными научные труды, которые могли бы произвести революцию в казахстанской философии. Рогова возлагала надежды на то, что эту работу удастся завершить её ученику. В последнюю встречу с Людмилой Ивановной мы говорили об издании сборника её научных статей. Искренне надеюсь, что коллеги Роговой по ПГПИ смогут издать эту книгу в память об этой мудрой и красивой женщине, которая подобно древнегреческой Гипатии, посвятила всю свою жизнь служению науке и людям.

Последний научный труд Людмилы Ивановны Роговой: "Ф И Л О С О Ф И Я. Учебное пособие для студентов педагогических вузов" 2012 г.

Фото из архива Л. И. Роговой

5