место в рейтинге
  • 437643
  • 2488
  • 158
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Казахстан. Грядущее — иль пусто, иль темно...

Последнее интервью философа Людмилы Роговой

Предполагаю, что кадровый кризис в Казахстане начнётся, когда на пенсию выйдут последние квалифицированные специалисты, добросовестно получившие высшее образование ещё при СССР, потому что значительная часть нынешних «дипломированных» выпускников казахстанских вузов либо не работает по специальности, либо не имеет достаточно навыков для самостоятельной, творческой деятельности. Проблемы отечественного высшего образования я обсудил с кандидатом философских наук, профессором Людмилой Роговой. Это было её последнее интервью. 13 июня после тяжёлой болезни она ушла из жизни.

К встрече с Людмилой Ивановной я отнёсся с большим трепетом и уважением. Во-первых, не смотря на своё тяжёлое состояние здоровья, она согласилась на небольшое интервью, во-вторых, мне этот человек дорог, как единомышленник, как хранитель незыблемых моральных ценностей, как представитель русской интеллигенции, как истинный аристократ духа. Таких людей в нашем мире, увы, остаётся всё меньше и меньше. Свою беседу я начал с основополагающего, на мой взгляд, вопроса: для чего нужна философия в 21 веке? Она ответила очень просто:

- На мой взгляд, философия нужна для всего. Потому что это мировоззрение людей, на основе которого они должны строить свою жизнь и жизнь своих детей. Но, что делается сейчас это просто ужас. Вы меня извините, но я считаю, что образование погублено. Вот пример из последней сессии. Девочки решили, что они будут все отличницы. Я поддерживаю это стремление вперёд. И очень они успешно это делали. Почти у всех были пятёрки. Но, потом, когда я стала их проверять, никто ничего не знал. А потому что они только и делали, что заучивали ответы на тесты. Вот и всё, чему научила их система.

Людмила Ивановна считала, что современная система образования, пришедшая на смену разрушенной классической, советской, лишена своей главной задачи – учить студентов мыслить самостоятельно. То есть, современная система воспитывает ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, но не ТВОРЦОВ, УЧЁНЫХ и ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ. (Если среди нынешних студентов и появляются креативно мыслящие индивидуумы, то они, возможно, являются исключением из правил).

Профессор была уверена, что одной из причин вышеуказанной проблемы стала Болонская система образования, скопированная с Европы и внедрённая в Казахстане без учёта местных особенностей.

Для справки: в 1999 году в итальянском городе Болонья министры образования 29 стран подписали «Болонскую декларацию». Казахстан присоединился к ней в 2010 году. «Болонская конвенция» утвердила общие требования и стандарты для создания единого европейского образовательного и научного пространства. Единая для всех стран-подписантов Болонская система – это многоуровневая система образования, включающая бакалавриат и магистратуру, введение системы академических кредитов, подразумевающая мобильность студентов и преподавателей вузов, гарантирующая контроль качества высшего образования. По завершению обучения студенты получают единое европейское приложение к диплому.

Вроде, всё круто. Но, Россия и Украина уже начинают жалеть о внедрении в своих странах Болонской системы образования, отмечая её минусы. Похоже, что в ближайшее время аналогичная ситуация назреет и в Казахстане. В своей работе «Значение и роль философских дисциплин в образовании и воспитании студенческой молодёжи» 2012 года Людмила Рогова поднимает вопрос: есть ли у нас такая необходимость в копировании этой Болонской системы? Цитирую:

«Я совершенно согласна с точкой зрения российских педагогов, что Болонская система для Европы была необходимостью, так как в европейские страны нахлынуло столько эмигрантов, которым необходимо было дать основы европейской культуры, научить специальности и вывести их как можно скорей в процесс производства. (Это была плата за европейскую демократию!) В Болонской системе учебный процесс сокращён до четырёх лет, и каждый семестр тоже сокращён на две недели. Выпускники, так называемые бакалавры, после окончания учебного заведения поступают на рынок производительных сил. В Европе эти процессы оправданы, но нам, простите, к чему все эти сокращения? К нам поступают абитуриенты из аулов, которые не получили там основательных знаний, а некоторые предметы вообще могли не преподаваться из-за отсутствия педагогов или в качестве педагогов выступали выпускники этой самой школы. Если они поступают в институт, их надо обучить, дать им те знания, которые они не получили, обучаясь в своей школе. Нам такие ускоренные темпы совсем не нужны, а мы хотим как можно скорее подготовить из них «квалифицированных специалистов». Неужели мы враги нашим детям и нашему государству?»

По мнению Людмилы Роговой, основной недостаток Болонской системы в том, что она не учит студентов самостоятельно мыслить. «…В школе они изучают указанные страницы учебников и потом их пересказывают, а в институте находят нужный вопрос в учебниках или интернете, копируют его и зачитывают на семинарских занятиях. Вот и весь «творческий процесс»! Научиться рассуждать, рефлексировать над полученным знанием – некогда, и педагогу их некогда опросить: когда в группе 15-20 человек, которых за один час занятий (50 минут) нужно аттестовать, чтобы выставить в «платон» недельную аттестацию. Так появляются «дутые», формальные оценки. Что это прибавляет к качеству знаний наших студентов? Зачем нам нужен этот «спешный» учебный процесс и всякие недельные аттестации?»

Людмила Ивановна подчёркивает, что Болонская система рассчитана на самостоятельное обучение студентов, а преподаватель в этом случае выступает в роли куратора, консультанта, контролёра, менеджера, который помогает овладеть профессиональными знаниями. Самостоятельная работа в условиях этой системы является деятельностью, связанной с подготовкой мышления будущего профессионала, что делает его конкурентоспособным на рынке труда.

«Кто учил когда-нибудь самостоятельно работать наших студентов и тем более мыслить творчески и лучше своих конкурентов?», - спрашивает философ. Получается, что никто. Система образования взращивает на своих грядках «овощи», у которых отсутствует аналитическое и критическое мышление, «овощи» не способные к самостоятельной деятельности. Мы живём в информационном обществе, где главным объектом человеческой деятельности становится управление информационными потоками. Соответственно, кто управляет информацией – тот конкурентоспособен.

Отсутствие людей, обладающих способностью самостоятельно мыслить, в недалёком будущем может обернуться деградацией казахстанской науки, что снизит конкурентоспособность Казахстана на международном рынке инноваций. Наверстать упущенное потом будет крайне сложно – на то чтобы взрастить новую плеяду отечественных учёных, изобретателей, рационализаторов могут уйти долгие годы. Ведь это должны быть реальные, действующие профессоры и академики, а не прохиндеи, купившие по блату научную степень.

Для развития мотивации студентов к учёбе и развитию творческого мышления Людмила Рогова предлагает активно приучать их к самостоятельной работе, чтобы полученные знания были ими в полной мере осознаны. И второе – вернуть в образовательный процесс философские дисциплины, такие как этика, культурология, эстетика, философия, философия образования. Эти дисциплины позволят сформировать личность будущего конкурентоспособного специалиста, который будет обладать не только профессиональными знаниями, но и системой социально значимых черт, необходимых человеку для жизни в обществе.

А пока студенты отторгают сложные научные знания, так как они требуют длительной, напряжённой и главное – самостоятельной работы. Молодёжь предпочитает развлекательные формы занятий, многих устраивают тесты, которые можно сдавать «методом научного тыка». В итоге, как пишет Людмила Рогова, «мы получаем невежественных аутсайдеров информационного общества».

- Помнишь, как у Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье!  Его грядущее — иль пусто, иль темно…», - вздыхает Людмила Ивановна. – Это, как про нашу современную молодёжь. Потому что они, действительно, дезориентированы в жизни, им кроме денег ничего не надо. Высокие идеалы вызывают насмешку. От этого становится страшно за будущее наших молодых людей и за будущее нашей страны.

P. S. Этот год был юбилейным для Людмилы Роговой. Исполнилось 40 лет её преподавательской деятельности в Павлодаре. Людмила Ивановна родилась в 1937 году в Краматорске (Украина). В возрасте 10 лет вместе с родителями переехала в Павлодарскую область. Окончила Омский пединститут и аспирантуру философского факультета Московского государственного университета. С 1972 по 1973 годы преподавала философию в Алма-Атинском институте народного хозяйства, потом вернулась в Павлодар, прошла путь от старшего преподавателя кафедры философии Павлодарского индустриального института до профессора кафедры философии, экономики и права Павлодарского государственного пединститута. Людмила Рогова – Ветеран труда и Почётный работник образования РК. Она опубликовала 35 научных трудов. Преподавательскую деятельность оставила только в прошлом году, в возрасте 75 лет, по состоянию здоровья. Как говорила Людмила Ивановна, врачи поначалу поставили неправильный диагноз и лечили её не от той болезни. Потом, когда спохватились, было уже поздно – реальная болезнь прогрессировала и стала необратимой. Последние дни своей жизни Рогова провела, фактически, прикованной к постели, сохраняя при этом чистоту разума и интеллектуальную работоспособность. Мне было больно и обидно видеть, что этот мощный интеллект, который мог бы ещё послужить людям, был обречён на угасание вместе с больным организмом. Ведь у Роговой остались незавершёнными научные труды, которые могли бы произвести революцию в казахстанской философии. Рогова возлагала надежды на то, что эту работу удастся завершить её ученику. В последнюю встречу с Людмилой Ивановной мы говорили об издании сборника её научных статей. Искренне надеюсь, что коллеги Роговой по ПГПИ смогут издать эту книгу в память об этой мудрой и красивой женщине, которая подобно древнегреческой Гипатии, посвятила всю свою жизнь служению науке и людям.

Последний научный труд Людмилы Ивановны Роговой: "Ф И Л О С О Ф И Я. Учебное пособие для студентов педагогических вузов" 2012 г.

Фото из архива Л. И. Роговой

Фёдор Ковалёв Sincerum
Член Союза журналистов Казахстана, Член правления международной организации Союз борьбы за народную трезвость и РОО Салауатты Қазақстандық
27 июня 2013, 1:51
1863

Загрузка...
Loading...

Комментарии

izzya
2
0
Вернуть пятилетку, вернуть 18-недельный семестр, вернуть 80-минутные пары, отменить ЕНТ, отменить тотальный тестовый контроль при сдаче всех экзаменов в вузах, вернуть нормальные вступительные экзамены при вузах, вернуть аспирантуру и диссоветы. Сегодняшний PhD не знает школьную программу. Пока еще не поздно
а еще вернуть учителей, детей и родителей из советского времени да и вообще, вернуть СССР!
ftw
4
0
Да дело мне кажется все-так даже не столько в системе, сколько в её исполнении/реализации, а так же в смещении ценностей
значит геи и педики - это у вас нормально, а ЕНТ - "смещение ценностей"

Хмм, какой то диссонанс! В смысле вы уж определитесь, вы с кем?
ftw
2
0
Уже говорил по-моему о понятии "нормальности" и тоже была тема не о геях, и вы также единственный кто о них там вспомнил) более того я пишу что дело не в системе а её реализации/исполнении, после чего вы пишете: а ЕНТ - "смещение ценностей", вы как всегда на своей волне, с поиском и комментированием своих смыслов в моих комментариях)
Комментарий удалён администрацией
ftw
1
0
очередной анонимный шовик, может пора его забанить?)
из 4 шовиков которых я "деанонимизировал") не было не одного кто придерживался подобной риторики в жизни)
Вот, почитай еще раз пост (http://arsen.yvision.kz/post/359319), за который ты плюсуешь, а потом еще раз подумай и скажи, кто шовик?
почитай твиты той, за которую плюсуешь, и снова подумай.
У других соринку видишь, а в своей голове и бревно незаметно?
ахаха) так вы сами перечитайте, кто там поднял тему "тупые казахи" в посте автора ничего такого не было)
а твит я плюсанул лишь один и никакого отношения он к шовинизму не имел, в нем автор критиковал то как принимаются законы) кстати как говорят сами депутаты правительство скоро распустят и отнюдь не за хорошую работу)
И еще, вы даже не видели удаленного поста, но оцениваете мой на него комментарий) да еще и сравниваете) вы удивительно хорошо подходите на роль оценщика)
Почитайте по ссылке выше
- вы поддержали пост с тегом "тупой и ещё тупее по казахски", а затем автор поста любезно пояснила: "казахи - тупое быдло... и всем им место на параше". Не хочу повторять другие слова.
А если для вас с этой "умной", запрет "курить и разговаривать по мобильному за рулём" - это тупость - то это диагноз вам обоим.
что касается удаленного поста, то он ничем не хуже того, что ты поддержал.
Ох уж) да каждому кто прочтет этот пост и комментарии под ним станет ясно, что автор лишь ответила вам на грубость, а не имела цель оценивать людей в "шовинстском" стиле) что сделали вы) вы заметили в новости не то, что она оценивает власть и её способность рожать законы) а то, что "все казахи тупые", и что сама автор туп раз может не принять бессмысленный запрет на курение за рулем, когда сами депутаты говорят что нет статистики о влиянии этого фактора, но говорят - запретим потому что есть шанс что хоть кого-то это спасет, вот все) При чем тут желание автора курить или говорить по телефону, и уж тем более пить пиво и куча еще чего, что вы приписали ей вместе с оскорблениями)
А закон о запрете курения абсолютно бредовый, начиная от отсутствия статистики а значит и оценки влияния, и заканчивая тем как собственно будут на курении ловить, по запаху в машине что ли?)
не надо многобукафф - слова вылетели и смысл то остался!

Просто примем к сведению, что такие правильные и политкорректные защитники гомосеков в натуре еще и шовики, считающие вместе с "высокоинтеллектуальной" Аленой (почитайте для интереса ее посты и твиты - анекдот на ходу: twitter.com/AlenaKaz), что "казахи - тупое быдло... и всем им место на параше".
все как обычно) аргументы отстоять не можете, зато даёте оценку и переходите на оскорбления) всего вам наилучшего желаю в очередной раз)
Посмотрел указаннуюю вами ссылку. Тут два варианта, либо эта девочка - ограниченный и озллобленный на весь мир быдло-подросток, либо это тролль, живущий за пределами РК. В обоих случаях не стоит обращать на это ничтожное существо внимания и тем более принимать её высеры близко к сердцу.
имхо не стоит прямо оценивать сарказм, вы же о самом посте говорите?
Дело в том, Федор, что ftw обрушивается на шовика в коментах к вашему посту, и в тоже время поддерживает аналогичное высказывание в другом посту.
Хомячара, тролль или "быдло-подросток"?
что же шовинистического в теге "тупой и еще тупее по-казахский?" надо было написать по-казахстански?) наверное это было более политкорректно?) если бы сам пост не был саркастичным и шутливым, может бы я с вами и согласился, но в нашем случае ваша рекция напоминает реакцию правительства Казахстана на Бората) наверное фильмы Тупой и еще тупее, и Борат снимали шовинисты)
Тупой и еще тупее - это про тех хомячар и блондинко, кто считает, если им дадут запрет на курение и трендение по сотке за рулем авто в городском потоке - это тупость.
А Борат - ваш любимый герой, вам так близок и понятен его тонкий, изящный юмор и ирония.
0 по теме) зато фильмы зачем-то оценили) и как всегда дали определения людям)
это про шовика-гомосеколюба?
ну если вы так себя характеризуете) хотя вроде очевидно что этот комментарий ответ на ваш предыдущий)
ну вот, снова завилял задним местом!
ты не баба?
о снова пошли вопросы, зачем они если вы итак можете дать определения кто я и что я)
или "муза оскорблений" вас оставила?)
наверное вы не можете понять, как же так, он не злиться и не отвечает оскорблениями)
Torkue
0
0
Тема необходимости философии в наши дни не раскрыта.
И кто рецензент пособия по философии?
Я считаю, что всё тут предельно ясно. Светское государство (такое, как Казахстан) разрабатывает систему межчеловеческих отношений, опираясь на науку - философию. Религиозное государство, например, халифат - опирается на шариат и догмы Корана. Насчёт рецензента мне ничего не известно.
Сплошное словоблудие.Коран призывает опираться на науку и философия ей не чуждо.Употребление арабизмов здесь неуместно:
- "халифат" в переводе на русский - государство,
- "шариат" - свод законов(кодекс).
Так что религиозное государство,как и светское, живёт по своду законов,написанных людьми путём размышлений,т.е. философствования, опираясь на фундаментальные основы Бытия,отражённых,как откровения Бога в книгах: Тора,Евангелие,Коран.
В основе светского законодательства лежит Римское право (5 век до н.э.). Это было языческое право, основанное на философии, а не богословии, которое обходилось без влияния аврамических религий. Напомню, известные вам факты: Халифа́т (араб. خليفة‎‎‎ — наследник, представитель) — система исламского теократического государства, либо феодальное арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами. Это его главное отличие от светского государства. Шариа́т (араб. شريعة‎‎ [ʃariːʕa(tun)] — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права. Шариат опирается на Коран и Сунну. Философия в данном случае ограничивалсь богословием в рамках священного писания.
Если без копипасты, то можно сказать понятнее и своими словами:
Как Римское право, так и шариат вышли из обычного права (адат),которое родилось из обобщенного опыта проживания людей в обществе себе подобных и основанного на представлении о справедливости (скажем, обычное право не знает как правило, смертной казни и наказаний. речь в нем больше о возмещении ущерба).
Будучи продуктом классового общества и Римское право, и шариат отражали уровень развития производства и частной собственности, но понятие справедливости (философское понятие!) вполне отчетливо.
К примеру, раздел о семье в Коране прописан очень детально. К удивлению многих "знатоков" права жены в шариате (а не в обычаях некоторых народов) очень подробно прописаны и защищены . Многие "знают", что развестись у мусульман "просто". Однако уровень разводов, инициируемых мужем очень низок. причина - шариат требует(!) полностью обеспечивать и жене и детям достойный уровень жизни до ее следующего замужества.
Федор, спасибо огромное за статью. Будучи юной студенткой Людмилы Ивановны я всегда ею восхищалась, потому что она была такой продвинутой и эрудированной. Было чему учиться. Статья затрагивает весьма важную тему в наши дни. Я сама работаю преподавателем, и должна заметить, что ситуация складывается плачевно не только в ВУЗах, но и в школах. Появились очень большие прорехи и дыры в образовании детей - нашего, между прочим, будущего. Кто-то может позволить себе уехать в прогрессирующую страну обучаться, а кто-то вынужден наслаждаться вот такими вот объедками "гранита науки". Болезненная для меня тема.
Хорошо, что помнят достойных людей!
кнопка залипла :)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Прогноз эксперта: в Казахстане будут жить 5 миллионов китайцев

Прогноз эксперта: в Казахстане будут жить 5 миллионов китайцев

В ближайшие годы в Центральной Азии будут проживать восемь миллионов китайцев, считает заведующий отделением востоковедения национального исследовательского университета высшей школы экономики.
kurmanovainur
23 июня 2017 / 11:23
  • 38898
  • 19
Они сделали это! Kaspi Bank презентовал свое мобильное приложение

Они сделали это! Kaspi Bank презентовал свое мобильное приложение

Изучив ошибки предшественников и собрав воедино новейшие идеи онлайн-банкинга, Kaspi Bank наконец выпустил... свое мобильное приложение!
niyazov
20 июня 2017 / 15:05
  • 8512
  • 5
Кайрат Келимбетов об азербайджанской инвестиции: «Вернется и «тело», и проценты»!

Кайрат Келимбетов об азербайджанской инвестиции: «Вернется и «тело», и проценты»!

Мы записали уникальное интервью с Кайратом Келимбетовым. Предлагаю вам посмотреть первую часть, где мы постарались по возможности поставить все точки на «I» именно по Азербайджанскому вопросу.
Zhumanova
19 июня 2017 / 12:00
  • 6133
  • 7
Почему мы должны быть благодарны журналисту Джеймсу Палмеру за критику ЭКСПО

Почему мы должны быть благодарны журналисту Джеймсу Палмеру за критику ЭКСПО

Как одним критичным постом зарубежному журналисту Джеймсу Палмеру удалось вскрыть сразу несколько гнойников казахстанского общества.
anotherblogger
21 июня 2017 / 0:39
  • 6357
  • 63
В Казахстане заблокировали сайт, раскритиковавший EXPO в «захолустной» Астане

В Казахстане заблокировали сайт, раскритиковавший EXPO в «захолустной» Астане

Все помнят Медузу и ЖЖ. Теперь в этот "особенный" список попал сайт Foreign policy. Предполагается, что причиной блокировки стала нелицеприятная заметка Джеймса Палмера об EXPO в Астане.
Seattle
19 июня 2017 / 15:40
В каких случаях у вас могут изъять удостоверение личности?

В каких случаях у вас могут изъять удостоверение личности?

Недавно один знакомый задал вопрос: «Я сейчас выступаю как свидетель по одному делу. У меня забрали удостоверение личности (УЛ) в РУВД и не вернули обратно. Так можно?». Я сразу задалась вопросом...
asselsabekova
21 июня 2017 / 10:17
  • 2806
  • 10
Инструкции по сопроводительному письму и собеседованию, которые подойдут всем

Инструкции по сопроводительному письму и собеседованию, которые подойдут всем

Наткнулась на статью Ассоциации юристов Новой Зеландии, в которой они дают советы выпускникам юрфака по поиску работы. Статья меня поразила, поскольку там описано все до мелочей, а их советы подойдут абсолютно всем.
asselsabekova
20 июня 2017 / 16:10
  • 2480
  • 6
На Иссык-Куль через Юг. Не бойтесь ехать в Киргизию своим ходом!

На Иссык-Куль через Юг. Не бойтесь ехать в Киргизию своим ходом!

Очень живописная и бюджетная поездка вдоль всего берега по Иссык-Кулю! Мы, две обаятельные девушки, поехали вдвоем, подготовленные к совершенно автономной жизни в палатке, и ни разу ничего не...
yelenasergiyenko
22 июня 2017 / 13:20
  • 2333
  • 20
Это «колхозное сооружение» вредит имиджу города. Я, как алматинка, против!

Это «колхозное сооружение» вредит имиджу города. Я, как алматинка, против!

Почему эту трубу не проложили под землей? Она обезображивает улицу, как дикий багровый шрам от раны, зашитой равнодушным, криворуким и ленивым хирургом, обезображивает лицо.
ValentinaVladimirska
23 июня 2017 / 12:10
  • 1943
  • 31