Сильные люди Великой Степи: А.Байтурсынов

Серикжан Ковланбаев June 18, 2013
7149
12
33
0

Мощный, физический крепкий, с пронзительным взглядом и твердым характером, волевой человек… Примерно таким представляется образ патриота казахской земли...

 


Мощный, физический крепкий, с пронзительным взглядом и твердым характером, волевой человек… Примерно таким представляется образ патриота казахской земли – Ахмета Байтурсынова, жертвы несправедливости и сталинских репрессий. Более полувека его имя не занимало достойного места в истории Казахстана.

Непростая жизнь сложилась у общественного деятеля, лидера казахской интеллигенции А.Байтурсынова. Судьба его пронизана лишениями и трудностями. 13-летним подростком он был разлучен с отцом, которого отправили на 15 лет на каторгу в Итжеккен за избиение уездного начальника.  А дальше – аресты, тюрьмы…

Но сколько великих дел для своего народа успел совершить А.Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, просветитель.

А.Байтурсынов – один из основателей казахского алфавита, наиболее точно передающего все звуки казахского языка. Феномен алфавита А.Байтурсынова признан на мировом уровне. Его уникальность в том, что количество букв в нем меньше, чем количество звуков. Для этого Ахмет Байтурсынов изгнал из употребления 12 арабских букв, не нужных и вносивших путаницу. В 1924 году реформа казахской письменности была принята официально. А годом раньше  Мухтар Ауэзов назвал его «вождём казахской интеллигенции» за неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народом.

Кроме того, Ахмет Байтурсынов – автор первого казахского букваря, изданного в Оренбурге в 1912 году. Новый алфавит и азбука имели значение первостепенной важности для культурного развития казахского народа.

Вся современная лингистическая терминология создана А.Байтурсыновым. Результат научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынова – казахская азбука, фонетика, синтаксис и этимология казахского языка, теорию словесности и история культуры. Кропотливый труд А. Байтурсынова поднял казахскую словесность и грамотность народа, прочный фундамент национальной школы и казахской литературы. Ахмет - великий Устаз.

А это еще одно великое творение А.Байтурсынова – «Мәдениет тарихы» («История культуры»).

Ахмет Байтурсынов находил время и для музыкального творчества.

Не так много сведений об отношении А.Байтурсынова к музыкальной культуре, его вкладе в изучение песенного фольклора казахского народа. У него сложились добрые отношения с музыкантом, этнографом, композитором Александром Затаевичем, который даже посвятил две музыкальные пьесы Ахмету Байтурсынову – «Әйда, былпылым» и «Тепенкөк».

Не имея почти никаких материальных средств в 1913 году Байтурсынов открывает в Оренбурге газету «Казах», которая быстро стала популярной. А выходящие в то время газета «Казахстан» и журнал «Айкап» потеряли своих читателей и прекратили своё существование. Газета просуществовала 5 лет – до 1917 года, став главным национально-общественно-политическим и научно литературным изданием. В годы сталинских чисток жестокая расправа была учинена именно над сотрудниками газеты «Казах».

Именно на страницах этой газеты был опубликован проект программы  партии «Алаш».

Интеллектуальный «костяк» национального правительства Алаш Орда, история которого напрямую связана с развитием государственной и политической мысли, культуры, науки и образования всего казахского народа начала XX века.

В 1920 г. Ахмет Байтурсынов был арестован и в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан – в Томскую область. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью международного Красного Креста его освободили. В этом же году ему удаётся соединиться с семьёй и вернуться в Алма-Ату.

Вот какую интересную историю о личной жизни Ахмета Байтурсынова рассказала нам Анара Муратовна Фазылжанова – заместитель директора Института языкознания им. А.Байтурсынова:

«Жена учёного,  Александра Ивановна, была русской. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где познакомился и полюбил его дочь. Вскоре они поженились. Брак их был совершён по-мусульмански, и она изменив своё имя и фамилию, стала Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Конечно, многие осуждали его за этот поступок и тогда он написал вот такое четверостишие:

Сұрасаңыз есімі Александра Ивановна,

Ризамын құдайдың оны маған қиғанына.

Бір кәпірді мұсылман қылып сауаптапсам,

Тұрмайма он молданың иманына.

В переводе это означает примерно следующее:

«Если спросите – зовут ее Александра Ивановна,

Благодарю Всевышнего за то, что он даровал мне ее.

И если я хотя бы одного неверующего обращу в мусульманство, получив небесное благословение –

То этот поступок равносилен вере 10 имамов».

Не имея собственных детей, они усыновили троих.

Но клеймо позора постоянно преследует его, а ярлык «классового врага», казалось, прилип навечно.

В 1937 году А. Байтурсынова вторично арестовали и 8 декабря он был расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

Лишь спустя много лет Ахмет Байтурсынов и его семья были реабилитированы, а «белые пятна» истории стали постепенно восполняться.

 

Подробнее ознакомиться с судьбой великого человека можно в музее его памяти. Адрес: ул. Байтурсынова – уг. ул. Джамбула.

 

Оцените пост

33

Комментарии

0
Серикжану:
Какие произведения Ахмета Байтурсынова Вы читали лично? Художественные, переводы, прозу, стихи, политические?
Почему Байтурсынов - "поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, просветитель." Откуда здесь термин ученный? Какое образование было у Байтурсынова, кто он был по профессии?
0
Шпаку:
Я думаю это не экзамен)
О жизни и деятельности Ахмета Байтурсынова - Подробнее ознакомиться с судьбой великого человека можно в музее его памяти. Адрес: ул. Байтурсынова – уг. ул. Джамбула. Или по ссылке ru.wikipedia.org
0
наверное проще было ответить:
- Не читал,
- Не знаю...
- Не читал, но осуждаю...
0
Данный фоторепортаж носит исключительно просветительский характер.
0
Секе, музей в Алмате?
Показать комментарии