Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
21:49, 18 июня 2013

Сильные люди Великой Степи: А.Байтурсынов

 

Blog post image

Мощный, физический крепкий, с пронзительным взглядом и твердым характером, волевой человек… Примерно таким представляется образ патриота казахской земли – Ахмета Байтурсынова, жертвы несправедливости и сталинских репрессий. Более полувека его имя не занимало достойного места в истории Казахстана.

Blog post image

Непростая жизнь сложилась у общественного деятеля, лидера казахской интеллигенции А.Байтурсынова. Судьба его пронизана лишениями и трудностями. 13-летним подростком он был разлучен с отцом, которого отправили на 15 лет на каторгу в Итжеккен за избиение уездного начальника.  А дальше – аресты, тюрьмы…

Blog post image

Но сколько великих дел для своего народа успел совершить А.Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, просветитель.

Blog post image

А.Байтурсынов – один из основателей казахского алфавита, наиболее точно передающего все звуки казахского языка. Феномен алфавита А.Байтурсынова признан на мировом уровне. Его уникальность в том, что количество букв в нем меньше, чем количество звуков. Для этого Ахмет Байтурсынов изгнал из употребления 12 арабских букв, не нужных и вносивших путаницу. В 1924 году реформа казахской письменности была принята официально. А годом раньше  Мухтар Ауэзов назвал его «вождём казахской интеллигенции» за неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народом.

Blog post image

Кроме того, Ахмет Байтурсынов – автор первого казахского букваря, изданного в Оренбурге в 1912 году. Новый алфавит и азбука имели значение первостепенной важности для культурного развития казахского народа.

Blog post image

Вся современная лингистическая терминология создана А.Байтурсыновым. Результат научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынова – казахская азбука, фонетика, синтаксис и этимология казахского языка, теорию словесности и история культуры. Кропотливый труд А. Байтурсынова поднял казахскую словесность и грамотность народа, прочный фундамент национальной школы и казахской литературы. Ахмет - великий Устаз.

Blog post image

А это еще одно великое творение А.Байтурсынова – «Мәдениет тарихы» («История культуры»).

Blog post image

Ахмет Байтурсынов находил время и для музыкального творчества.

Blog post image

Не так много сведений об отношении А.Байтурсынова к музыкальной культуре, его вкладе в изучение песенного фольклора казахского народа. У него сложились добрые отношения с музыкантом, этнографом, композитором Александром Затаевичем, который даже посвятил две музыкальные пьесы Ахмету Байтурсынову – «Әйда, былпылым» и «Тепенкөк».

Blog post image

Не имея почти никаких материальных средств в 1913 году Байтурсынов открывает в Оренбурге газету «Казах», которая быстро стала популярной. А выходящие в то время газета «Казахстан» и журнал «Айкап» потеряли своих читателей и прекратили своё существование. Газета просуществовала 5 лет – до 1917 года, став главным национально-общественно-политическим и научно литературным изданием. В годы сталинских чисток жестокая расправа была учинена именно над сотрудниками газеты «Казах».

Blog post image

Именно на страницах этой газеты был опубликован проект программы  партии «Алаш».

Blog post image

Интеллектуальный «костяк» национального правительства Алаш Орда, история которого напрямую связана с развитием государственной и политической мысли, культуры, науки и образования всего казахского народа начала XX века.

Blog post image

В 1920 г. Ахмет Байтурсынов был арестован и в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан – в Томскую область. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью международного Красного Креста его освободили. В этом же году ему удаётся соединиться с семьёй и вернуться в Алма-Ату.

Blog post image

Вот какую интересную историю о личной жизни Ахмета Байтурсынова рассказала нам Анара Муратовна Фазылжанова – заместитель директора Института языкознания им. А.Байтурсынова:

«Жена учёного,  Александра Ивановна, была русской. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где познакомился и полюбил его дочь. Вскоре они поженились. Брак их был совершён по-мусульмански, и она изменив своё имя и фамилию, стала Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Конечно, многие осуждали его за этот поступок и тогда он написал вот такое четверостишие:

Сұрасаңыз есімі Александра Ивановна,

Ризамын құдайдың оны маған қиғанына.

Бір кәпірді мұсылман қылып сауаптапсам,

Тұрмайма он молданың иманына.

В переводе это означает примерно следующее:

«Если спросите – зовут ее Александра Ивановна,

Благодарю Всевышнего за то, что он даровал мне ее.

И если я хотя бы одного неверующего обращу в мусульманство, получив небесное благословение –

То этот поступок равносилен вере 10 имамов».

Не имея собственных детей, они усыновили троих.

Blog post image

Но клеймо позора постоянно преследует его, а ярлык «классового врага», казалось, прилип навечно.

Blog post image

В 1937 году А. Байтурсынова вторично арестовали и 8 декабря он был расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

Blog post imageBlog post image

Лишь спустя много лет Ахмет Байтурсынов и его семья были реабилитированы, а «белые пятна» истории стали постепенно восполняться.

Blog post image

 

Подробнее ознакомиться с судьбой великого человека можно в музее его памяти. Адрес: ул. Байтурсынова – уг. ул. Джамбула.

Blog post image

 

6