Всем известно, что ключевым моментом в открытии бизнеса является регистрация своей компании. Раньше процедура регистрации ТОО, АО, организаций других правовых форм занимала от пяти до тридцати дней, включая хождение по госорганам с кипой документов и безропотного ожидания от них ответа. Но времена меняются в лучшую сторону – теперь эта услуга полностью автоматизирована.
С начала 2013 года государственная регистрация юридических лиц происходит и в режиме онлайн. После оптимизации всех процессов регистрации и их перевода в онлайн-формат, услуга оказывается в течение одного рабочего дня, не требуя никаких бумажных документов.
С запуском в онлайн-формате услугой воспользовались (т.е. зарегистрировали свои компании) уже почти 5 тысяч юридических лиц.
В этой статье мы опишем основные шаги процесса онлайн-регистрации и ответим на самые часто задаваемые вопросы.
Процесс регистрации
Очевидно, что для получения данной услуги необходима регистрация на портале и наличие ЭЦП. Если с этим всё в порядке, то вы сможете найти паспорт услуги в разделе «Бизнес» - «Регистрация и развитие бизнеса» - «Регистрация бизнеса» - «Государственная регистрация (перерегистрация) юридических лиц, учетная регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств».
После ознакомления с описанием услуги необходимо нажать на кнопку «Заказать услугу онлайн» и приступить к выбору вида регистрации и заполнению данных.
Рисунок 1. Выбор вида регистрации
После выбора вида регистрации и нажатия кнопки «Далее» откроется второй шаг услуги, в котором можно начать заполнение основных данных. Условно поделим страницу на несколько блоков:
1. Наименование организации и организационно-правовая форма
Рисунок 2. Выбор ОПФ и указание наименования организации
В услуге на данный момент в качестве формы организации можно выбрать только «Юридическое лицо». Варианты форм «Филиал» и «Представительство» пока не доступны.
В поле организационно-правовой формы вам необходимо будет выбрать одно из следующих вариантов:
- Полное товарищество;
- Коммандитное товарищество;
- Товарищество с ограниченной ответственностью;
- Товарищество с дополнительной ответственностью;
- Производственный кооператив.
При вводе полного наименования на русском и казахском языках происходит проверка его уникальности в реальном времени. Если вы введете наименование уже зарегистрированной компании, даже если вы о ней не знали, то получите отказ в регистрации. В этом случае нужно будет придумать другое наименование.
Рисунок 3. Уведомление при вводе не уникального наименования
Запомните, что в этих полях наименование нужно вводить без организационно-правовой формы! То есть, если вы хотите зарегистрировать ТОО «Моя компания», то приставку «ТОО» указывать не надо.
Рисунок 4. Пример правильного ввода наименования
В случае если необходимо, чтобы в справке о государственной регистрации юридического лица наименование организации было указано на английском (или казахском) языке, то в поле "Наименование организации на русском языке" нужно написать наименование на английском (или казахском) языке.
2. Информация о руководителе, учредителях и другие данные предприятия
Рисунок 5. Поля заполнения дополнительной информации
Если учредитель в составе юридического лица является иностранцем, то необходимо отметить соответствующий пункт в форме. А также, у него должен быть ИИН, который выдается иностранцам в Налоговом органе.
Для указания руководителя нужно нажать на соответствующую кнопку, ввести его ИИН и подтвердить.
Рисунок 6. Выбор руководителя
Следующие четыре поля необязательны для заполнения, но лучше их не игнорировать, если данные по ним известны.
Порядок, способы и сроки внесения имущественного взноса членами кооператива определяются учредительным договором или уставом, согласно статье №7 Закона «О производственном кооперативе».
Полезно для прочтения. Постановление Правительства РК от 16 сентября 2008 года № 852 «Об утверждении типовых уставов юридических лиц, являющихся субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства».
При добавлении учредителей нужно указывать ИИН и сумму их взноса в тенге.
Рисунок 7. Добавление учредителей
Если вы неверно добавили учредителей, то их тут же можно удалить из списка.
Рисунок 8. Удаление учредителей
3. Местонахождение юридического лица
Рисунок 9. Заполнение местонахождения юр.лица и других данных
Если у вас, то есть у заявителя, есть собственная недвижимость, которую вы собираетесь использовать в качестве юридического адреса организации, то нажмите на ссылку «Адрес собственной недвижимости». В открывшемся окне выберите нужную недвижимость, и все адресные данные в остальных полях заполнятся автоматически.
В случае если у вас недвижимость отсутствует, и вы планируете ее арендовать, то соответственно выбираете пункт «Адрес арендуемой недвижимости» и вводите её местонахождение вручную.
Заполнение остальных полей интуитивно понятно. Внимание следует обратить только на указание кода основного вида экономической деятельности.
Рисунок 10. Выбор ОКЭД
После заполнения всех данных в форме нужно поставить отметку "Я несу правовую ответственность за достоверность предоставленных данных" и перейти "Далее" на страницу оплаты.
Оплата услуги
Рисунок 11. Оплата услуги
На странице Оплаты (рис. 11) загружаются сведения об оплате: Государственный орган, оказывающий услугу, Сумма государственной пошлины. Выбираем «Налоговый орган-получатель» согласно месту регистрации, КНП – «911 Начисленные (исчисленные) и иные обязательства в бюджет». После нажатия кнопки «Оплатить» загружается привычная страница Платежного шлюза «электронного правительства».
А также, есть возможность пропустить оплату. Для этого нажимаем кнопку «Пропустить оплату» и тогда оплата перейдет в Личный Кабинет учредителя. Если ни один из учредителей не произведет платеж, то оплата вернется к заявителю и будет обязательной.
Подписание учредителей
После успешной оплаты у заявителя статус запроса изменится на следующий – «Запрос на подписании у учредителей». Это означает, что вам как заявителю нужно будет ожидать, пока каждый учредитель не подпишет ваш запрос своей ЭЦП.
Рисунок 12. Запрос на подписание в личном кабинете учредителей
После того как все учредители подпишут созданный заявителем запрос, его статус переходит на стадию завершающего подписания.
В личном кабинете у заявителя, то есть у вас откроется доступ на финальное подписание.
Рисунок 13. Финальный запрос на подписание в личном кабинете заявителя
После подписания, запрос будет отправлен в систему ГБД ЮЛ. Периодически нажимаем кнопку «Обновить». В течение некоторого времени должен прийти ответ со статусом «Государственная регистрация произведена» либо мотивированный отказ. Остается только просмотреть результат в pdf-формате.
Вот мы и описали весь процесс электронной регистрации юридического лица. Ничего сложного и сверхъестественного :).
Так что, если вы решили открыть свой бизнес, то используйте государственную регистрацию юридических лиц в формате онлайн.
Важно! Для того, чтобы проверить подлинность электронных справок, полученных с портала, используйте сервис проверки документов. А также, через сервис проверки чеков можно удостовериться в том, что онлайн-оплата проведена через портал, терминал БТА банка или «Кабинет налогоплательщика».