Неизвестная история казахского платья.

Майра Юрийқызы 2013 M04 12
7576
26
13
0

Откуда нам достался в наследство такой красивый казахский костюм.

Все наверное знают, как выглядит женский казахский костюм. Обычно, это:  -  приталенный лиф  с расклешенной книзу  юбкой, сплошь из мелких оборочек; длинный камзол, или сюртук богато вышитый золотыми или серебряными нитями; сапожки на невысоком и устойчивом каблуке из мягкой кожи; высокая шапка с меховой опушкой и пучком перьев совы на макушке. Такой костюм  не приспособлен для жизни верхом, для кочевого быта. Он абсолютно непрактичен, по меркам странника-номада.

Но мало, кто задумывался, -  откуда нам достался в наследство, такой роскошно украшенный,замысловатый наряд.  Хотя, проявление любой  формы костюма, особенно женского, имеет глубокие корни.

Но вот, по роду занятий я начала раскапывать интернет залежи связанные с далеко не нашей эрой.  Документов тех времен нет, в археологических раскопках  платьев не находили. Разве, что некие  фрагменты: пряжки, головные навершия, кой- какие украшения, остатки кожаных обувок. Но одна фотография заставила меня провести параллель от тех дальних времен до наших дней.

Причем  это далеко не степная культура, а нечто настолько вроде далекое и чуждое кочевникам.

Это настенная роспись Кносского дворца.Если не брать в расчет открытую грудь, очень знакомый образ.

Эту фаянсовую статуэтку, нашли там же на Крите, при раскопках дворца.

Вообще крито –микенская культура  таинственна и непонятна. Настолько противоречит она местной, сформированной там культуре. Самое интересное, что это именно Женская культура. Женщина там находилась в привилегированном положении: ей поклонялись, ей подчинялись, ее уважали.

Это наряд, вероятнее всего жрицы. Жрицы Богини Матери, - Ди Ана; Иштар;Анахита; Умай, Мать Земля...  У нее много имен.

Костюм богато разукрашен. Я посчитала оборки, их ровно семь. Счастливое число.

Вероятнее всего, это древний ритуальный костюм. А в ритуалах всегда используют такие вещи, которые имеют сакральный смысл. Значит этот костюм некий микрокосмос, мистический код, раскрывающийся в контексте сакрального мировоззрения.

Значит, ношение такого костюма: - некое священнодействие, помогающее войти в сакральное, скрытое простому глазу. Некое преодоление мирского пространства. Общение с архетипами, или духами тех, кто носил такой костюм раньше. Духовная нить связующая поколения разных женщин, разных времен и народов.

Ритуальный костюм, чаще всего наделяют элементами, несущими животную символику. Самыми распространенными «образами» наряда жриц являются птица. Украшая свой костюм перьями, костями, зубами и шкурой животных жрица тем самым создает «второе тело».

Облачение в такой наряд помогает преодолеть границы собственного тела и в образе животного совершить мистическое путешествие. По поверьям, жрицы могли превращаться (оборачиваться) в то или иное животное.

Мы тоже называем красивых девушек:"аққү"- "лебедушка".

- Обязательно гляньте видео

http://youtu.be/b7ghbnxI41I

- красота нереальная!

Здесь стоит напомнить о том, что, согласно многим старым мифам, рождение и становление земли непосредственно связано с птицей: « Птицей Гоготун, которая снесла яйцо нашего мироздания….»

Поэтому в структуре костюма жрицы, столь заметно стремление более точно передать форму птицы. Знакомое нам платье символизируют собой легкость, так необходимую для полетов.

А самый явный орнитологический элемент, это перышки совы на высокой шапке. Причем сова, символизирует Афину, Деву – Воительницу. И покровительствует она именно молодым девам.

  1. Подвески на одежде, обычно металлические или золотые изображения -символы мироздания: спирали, волны,зигзаги, рожки… Этакое пиктографическое письмо от предков. А, их металлический звон отгоняет от владелицы костюма злые силы.

Вот фото украшений сарматской жрицы. Они тоже отличались матриархальным строем и женами - воительницами. Украшения, прям словно найденные в сундуке у апашки. (не считая меча, конечно, - он обычно висел на самом видном месте, төрде - на ковре:)).

Золотая гривна – шейное украшение с изображением двух хищных животных, браслеты, кольца и височные подвески в несколько витков, бусы из сердолика и полосчатого агата. То, что нашли археологи рядом с телом жрицы, сохранилось в идеальном состоянии.

Реконструкции подверглось ее одеяние. Костюм знатной женщины, а именно так предпочитают называть жрицу археологи, был изготовлен из настоящей шерсти алого цвета по известным в те времена технологиям ткачества и кройки.

По расположение украшений вокруг груди и рук женщины указывает на то, что дама носила простое цельнокроенное платье. На голове ее с помощью налобной повязки был закреплен большой платок. Интересно, что сарматская культура не знала ножниц, и швеи кроили ткань ножом или просто рвали на подходящие куски. Таким же образом были изготовлены и шаровары женщины. На ногах дамы тех времен носили обувку, сшитую из кожи на манер мокасин, или «мясы».

Сравнивая эти костюмы с нашим казахским платьем, выводы напрашиваются сами собой.

Но, это только мои предположения, не претендующие на научные открытия.


Танец - сакральный язык, пока не расшифрованный нами. Но он очень о многом говорит.

Оцените пост

0

Комментарии

-1
Любят казахи мифы, видимо в крови. То что мы сегодня называем национальным казахским костюмом (женским), на самом деле вариации татаро-башкирско национального костюма. И покрой и фасон этого платья был завезен татарскими купцами в 19 веке...
0
У киргизов похожее национальное платье!
3
Видать татарские кутюрье сидели и придумывали фасоны платьев.)) Мне кажется не правильно рассматривать одежду ограничиваясь 19 веком и только одним или двемя сосоедствующими народами! Одежду как культурологическое явление лучше всего познавать в масштабе евразии, и тогда откроется вашему взору культурный обмен между всеми народами населявшим в те времена евразию! Шелковый путь вам в помощь.
5
А что касается мифов, то только с легкой руки российских летописцев 18 века татар начали называть татарами. С таким же успехом они могли бы сейчас называться Кипчаками или также Казахами.
1
Платье женщин мало отличается от мужского. Оно также длинно и широко, но до пояса с пуговицами и не все разрезное, а более похожее на рубаху. Некоторые киргиз-казачки носят простые халаты, или чапаны, надевая их подобно мужчинам, летом по одному и по два, а зимою по нескольку. Шьют их из парчи, бархата, канфы, тафты и разных других узорчатых тканей, как шелковых, так и бумажных. Руки украшают кольцами, перстнями, браслетами, уши серьгами, грудь серебряными бляхами и разного вида нагрудниками или другими каменьями. Пояса носят шелковые или шерстяные. Сапоги и шаровары женщин такие же, как у мужчин.

Головной убор замужней женщины состоит из высокой шапки, представляющей усеченный конус. Верхняя часть оной обвертывается большим кисейным, шелковым, или полотняным покрывалом, которого средина спускается клином на спину, а концы на плечи; на лоб, под покрывало, подвязывают накладку, обшитую мехом выдры и украшенную золотыми или серебряными бляшками, жемчугом, кораллами, а иногда даже драгоценными каменьями. Нитки с сими украшениями висят по щекам, плечам и груди до пояса, а иногда и до земли.

Девушки носят бархатные или парчевые шапки, совсем конусообразные и похожие на мужские, убирают их золотыми или серебряными бляхами, позументами и жемчугом, низ обшивают выдровым или бобровым мехом, а к верху прикалывают птичьи перья и пришивают кисти.

Волосы как у женщин, так и у девиц всегда заплетены. Женщины разделяют их на две или на три косы, из которых две висят по плечам с разными подвесками, или завиваются около шапки, а третью, обшивая в бархате, опускают по спине до земли. Иногда вместо сей последней косы привязывают лопасть и украшают ее кистями, лентами и проч. Незамужние заплетают свои волосы во многие тоненькие косы, которые унизывают серебряными бляхами, змеиными головками, а к концам пришивают кисти, ленты и проч. Как те, так и другие, употребляют румяна и белила гораздо более, нежели европейские женщины.
Показать комментарии