место в рейтинге
  • 235379
  • 1634
  • 71
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Итоги 2013 года в e-commerce Казахстана

Статья была напечатана в январском журнале Forbes и теперь может быть опубликована в электронных СМИ

В ближайшие два года в Казахстане будут заняты все ключевые ниши электронной коммерции

Artobe/Illustration Works RM/fotobank.ru

2013 год стал третьим полноценным годом роста электронной коммерции в Казахстане. Как показывает мировая практика, такой рост обычно начинается при достижении критической массы интернет-пользователей в 20–25% от населения страны. Именно тогда e-commerce-бизнес встает на ноги и начинает стабильно развиваться. Опыт западноевропейских стран и Юго-Восточной Азии говорит о том, что такой период с двухкратным ростом в год продолжается не более трех-пяти лет, поэтому 2014 год можно считать последним в нем.

Оценка рынка

В деньгах рынок электронной коммерции в 2013 году, по разным оценкам, достиг отметки в $600–800 млн. Такой разрыв в сведениях объясняется все еще серьезной закрытостью основных игроков. Попытки отдельных компаний «раскрыться» пока, к сожалению, не стали правилом, и мы в отличие от более развитых рынков вынуждены пользоваться только экспертными оценками. В минувшем году Forbes Kazakhstan впервые опубликовал рейтинг топ-25 e-commerce-компаний страны, который критиковался рядом его фигурантов за непонятную для них методику подсчетов, хотя официальных опровержений не последовало. Зато Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) пообещала на протяжении 2014 года выпустить сразу несколько рейтингов (топ-100 интернет-магазинов, топ-100 веб-студий, топ-50 интернет-сервисов, топ-25 инвесторов и пр.), подготовленных непосредственно участниками рынка. Что ж, будем надеяться, что это наконец сделает данную инновационную часть нашей экономики более понятной и привлекательной для инвестиций.

Несомненным лидером по объему генерируемого оборота онлайн-продаж является национальный авиаперевозчик «Эйр Астана». На сайте airastana.com в прошлом году было зафиксировано около 7 млн посещений и продаж на $80 млн (при среднем чеке в $450), причем 75% покупок совершили казахстанцы. «Эйр Астана» занимает 10% рынка e-commerce и почти 80% рынка онлайн-платежей по платежным картам, являясь самым лакомым кусочком для банков, работающих на рынке интернет-эквайринга. Как и «Казахстан темир жолы», второй год подряд выходящая на 1 млн билетов, проданных в течение года через онлайн-сервисы.

Платежные системы

Сам рынок интернет-эквайринга в 2013 году однозначно стал заметно живее. Помимо e-pay Казкома и processing.kz с участием Народного Банка, теперь возможность принимать к оплате платежные карты любой страны мира может предоставить клиентам Альфа-Банк (через процессинг материнской компании) и Нурбанк (через processing.kz). В 2014 году к ним должны присоединиться Сбербанк, АТФ и «Казпочта». Отрадно, что удалось за три года раскачать наши банки на то, чтобы обратить внимание на интернет-эквайринг, что уже отразилось на снижении комиссии за платеж и срока возмещения средств. Скорее всего, большего количества игроков рынок уже не переварит, и те банки, которые пока не вышли в эквайринг интернет-магазинов, потеряли свой шанс получить кусок быстрорастущего рынка.

В целом карты, конечно, пока не являются основным платежным инструментом в Казнете, занимая лишь 17% от рынка, но очевиден тренд уменьшения доли наличных денег. В плане комиссии самым дорогим каналом оплаты по-прежнему является эсэмэс-платеж, при котором мобильный оператор и контент-провайдер оставляют себе более половины суммы платежа. Терминальные сети (лидеры – Qiwi и Kassa24) начинают торг по комиссии от 5%, банки по приему оплат с платежных карт – от 3,5%. Оплата наличными курьеру зависит от оборота и колеблется от 2 до 1% от суммы, при этом риск, что человек с выручкой не доедет до кассы, значителен.

Логистика

Логистика остается самым больным вопросом отрасли – страна слишком велика для 17-миллионного населения. Город-миллионник всего один. Магазинам приходится крутиться, организовывая свои службы логистики. Больше всего продвинулся в этом вопросе lamoda.kz – 60% своих 1200–1500 заказов в день он развозит посредством собственной сети логистики (филиалы уже есть в девяти городах Казахстана), остальное отдает на аутсорсинг, а в 2014 году намерен довести показатель до 80%. Со своей службы логистики начинает каждый запускающийся интернет-магазин. Учитывая, что, за редким исключением, магазины у нас в основном появляются в Алматы, Караганде и Астане, именно с этих трех регионов и начинается старт для большинства игроков. Если надо доставить что-либо до крупных городов, то предпочитают DPD и Pony Express (единственные два логиста, предоставляющие продукт cash on delivery – оплату курьеру при доставке). В случае необходимости транспортировки в аулы и села альтернативы у «Казпочты» нет и в ближайшее время не предвидится. Нельзя не отметить, что «Казпочта» значительно продвинулась в последнее время в плане автоматизации своих сервисов (появление трекинга, например) и в целом старается играть заметную роль. В 2014 году сразу два игрока («Казпочта» и Kassa24) заявили о желании построить сеть постоматов – автоматизированных терминалов выдачи интернет-заказов. Похвальная инициатива.

Появится ли казахстанский Amazon?

В ходе анализа в начале прошлого года карточных транзакций в интернет-магазинах двух казахстанских банков из топ-5 нарисовалась ужасающая картина – в отечественных магазинах остается только 10% денег. Цифры официальные и не раз озвучивались затем международными платежными системами. Из $1,5 млрд, потраченных нашими гражданами с карт в интернет-магазинах в 2012 году, только 10-я часть осталась в стране. Налицо проблема – рынок покупателей уже создался, а рынка предложений нет, или он есть, но не хватает маркетинговых инструментов, чтобы заставить казахстанца покупать дома.

В апреле цифры попали на стол президенту, который отметил, что «слабость электронного торгового сегмента в стране связана с двумя причинами: это неэффективное развитие отечественных интернет-ресурсов и отсутствие закона об электронной коммерции». Последний так и не родился, несмотря на поручение главы государства, а вот за отечественные интернет-ресурсы взялись. Уже несколько месяцев две структуры, подконтрольные достаточно влиятельным людям из топ-10 списка Forbes Kazakhstan, строят магазины, рассчитанные на массовый сегмент. В ноябре 15 крупнейших игроков интернет-рынка создали отраслевую ассоциацию, в которую к моменту написания статьи входило уже более 50 членов. Под эгидой АКИБ прошли две профессиональные конференции – в области мобильной коммерции (MobiEvent’2013) и электронной торговли (iProf’2013), а также первая Кибержума – 22 ноября товары в казахстанских интернет-магазинах продавались по себестоимости. Результаты последней превзошли самые смелые ожидания: трафик у магазинов – участников акции в среднем вырос в 4,5 раза, продажи также сильно подросли (у «Белого ветра», например, в 11 раз). Но, что самое главное, после окончания акции продажи продолжают держаться на уровне выше, чем до нее, то есть удалось частично сломать барьер недоверия к интернет-магазинам. Взять lamoda.kz – если до акции продавалось в среднем 700–900 пар обуви в день, то во время Кибержумы этот показатель вырос до 3,5 тыс., а сейчас продажи держатся на уровне 1,5 тыс. в день. Для сравнения: один из крупнейших магазинов Рунета wikimart делает в день 3,5 тыс. продаж, но по всей России. Крупнейший магазин ozon.ru обрабатывает в день 6 тыс. заказов, но на все русскоязычное пространство.

Пример lamoda.kz показывает, что и на относительно небольшом рынке Казахстана с его 17 млн населения и неважной логистикой можно делать серьезные продажи. Второй магазин Казнета, достигший 1 тыс. продаж в день, – карагандинский flip.kz, в день своего семилетия.

Стартапы

Начало прошлого года задало хороший темп стартап-сфере – Кенес Ракишев делал инвестиции на рынке США и стал первым казахом на Nasdaq, Владимир Ким и Михаил Ломтадзе подняли ценники местных проектов, купив за восьмизначную сумму kolesa.kz и krysha.kz. Это первые ласточки, задающие новую планку для местной бизнес-элиты, у которой не так много инструментов в нашей стране для инвестирования свободных денег.

Два сезона первого казахстанского стартап-акселератора istartupschool также можно считать вполне успешными: лауреат первого сезона – сервис по онлайн-покупке билетов в кино, театры и на спортивные мероприятия Ticketon.kz достиг за год оборота в $1 млн. Во второй сезон из девяти проектов четыре уже получили инвестиции и сейчас развиваются. Учитывая наше примерно двухлетнее отставание от России и четырехлетнее от США, невооруженным глазом можно увидеть те ниши и проекты, которые должны выстрелить в течение ближайших двух лет. Надо только брать и делать.

Рынок очень активизировался, стало больше игроков, очень активно выходят иностранные сервисы, чувствуя, что время пришло (только за прошлый год из больших игроков, зашедших в Казахстан, – гипермаркет Ozon, международный сервис доставки еды Foodpanda, магазин модной одежды Wildberries). К концу 2015 года, если все заинтересованные стороны приложат необходимые усилия, нефть будет так же дорога, а политическая обстановка столь же стабильна, объем e-commerce в Казахстане составит $3,6 млрд (или 5,1% от всего казахстанского рынка товаров и услуг, оцениваемого в $90 млрд), а его постоянными покупателями станут 5,2 млн казахстанцев.

 

Константин Горожанкин Konstantin
Слежу за e-commerce, мобильными платежами, электронными деньгами. Серийный предприниматель. Президент Ассоциации Казахстанского Интернет Бизнеса и Мобильной Коммерции. Директор AWARD.KZ и конференций imix.kz, iprof.kz, istartup.kz,investorday.kz
3 февраля 2014, 22:26
1963

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 32448
  • 194
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 15268
  • 3
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 16572
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 12132
  • 3
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11858
  • 59
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 8295
  • 57
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7630
  • 87
Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

На своей итоговой пресс-конференции в понедельник уходящий кыргызский президент говорил не об итогах своей деятельности, а о «плохом» Казахстане.
openqazaqstan
вчера / 18:36
«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

Жизнь в Алматы не всегда сладкая, как сахарная вата и мультики субботним утром. В этой ироничной статье автор блога «Almaty — My First Love» расскажет о семи причинах не любить Алматы.
AlmatyMyLove
20 нояб. 2017 / 13:12
  • 2476
  • 70