Интервью начальника УОТК КТК МФ РК Александра Волкова об упрощении административных процедур и снижении нагрузки на бизнес в деятельности таможенных органов РК

Одним из значимых на сегодняшний день факторов для успешного развития в Республике Казахстан внешнеэкономической деятельности является наличие благоприятных условий для ее развития. В их числе...

Одним из значимых на сегодняшний день факторов для успешного развития в Республике Казахстан внешнеэкономической деятельности является наличие благоприятных условий для ее развития. В их числе упрощение административных процедур и снижение нагрузки на бизнес в деятельности таможенных органов страны.

О том, что предпринимает казахстанская таможенная служба для создания таких условий рассказывает начальник Управления Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Александр Волков.

Казахстанская таможенная служба играет не последнюю роль в процессе обеспечения экономической безопасности страны. Сегодня ее работе уделено особое внимание как одному из действенных механизмов регулирования внешней торговли и пополнения доходной части бюджета государства.

Четкая координация действий по выполнение задач, поставленных Главой государства Н.А. Назарбаевым в своем Послании народу Казахстана по обеспечению повышения благосостояния граждан требуют от таможенных органов принятия кардинальных решений по изменению подходов в организации таможенного контроля.

Наряду с выполнением главных направлений работы по обеспечению роста доходной части бюджета и противодействию правонарушениям в сфере таможенного дела таможенные органы успешно внедряют новые методы для совершенствования всего механизма организации таможенного контроля. При активном участии бизнеса таможенная служба постоянно совершенствует механизм применения системы управления рисками (СУР). В целях упрощения администрирования, содействия увеличению внешнеторгового оборота внедрен и развивается институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). Работа с УЭО основана на принципе доверия таможенных органов к декларантам и предполагает применение специальных упрощений в отношении участников внешнеэкономической деятельности.

Активно ведется работа по совершенствованию таможенного администрирования, направленная на развитие транзитного потенциала страны. В рамках данной работы Комитетом предложена концепция создания приграничных транспортно-логистических центров с полным спектром услуг по терминальной обработке грузов, логистике, таможенной очистке и декларированию, что позволит максимально эффективно использовать транзитные возможности Казахстана. Комитетом в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан направлено предложение по созданию транспортно-логистических терминалов во всех пунктах пропуска на казахстанско-китайской границе.

Предпринимаются меры по введению электронного декларирования. Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и специалист таможни могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет.

Одной из главных мер, предпринимаемых для ускорения процесса таможенной очистки, является также категорирование таможенных постов территориальных подразделений таможенных органов. На сегодняшний день система таможенного администрирования (регулирования) в Республике Казахстан в основном, ориентирована на совершение таможенных операций, связанных с таможенной очисткой и выпуском товаров на таможенных постах, расположенных, как правило, в городах, являющихся крупными транспортными и магистральными узлами.

В условиях Таможенного союза и единого экономического пространства рост внешнеторгового оборота Казахстана и деловая активность бизнеса 3-х стран усиливает неравномерность инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами страны, обостряет имеющиеся проблемы с чрезмерной нагрузкой, ложащейся на отдельные таможенные посты и полным их отсутствием на других постах.

В связи с чем, Комитетом принято решение провести работу по категорированию внутренних таможенных постов, уполномоченных совершать таможенные операции, связанные с таможенной очисткой и выпуском товаров, а также определить требования по их обустройству и оснащению, регламенту работы и т.д.

С учетом проведенного анализа таможенные посты категорированы по следующим критериям:

- их географическое месторасположение;

- наличие транспортного потенциала;

- объемы товаропотоков и номенклатура декларируемого товара;

- штатная численность таможенного поста;

- наличие развитой таможенной и околотаможенной инфраструктуры и др. объективные показатели.

Исходя из вышеуказанных критериев, таможенные посты разделены на следующие категории:

1) «Центр таможенной очистки»;

2) «Энергетический»;

3) «Специальная экономическая зона»;

4) «Производственный»;

5) «Аэропорт»;

6) «Приграничный»

Данные требования по оформлению товаров определенными категориями таможенных постов, а также обустройству операционного зала, наличию инфраструктуры сопутствующих услуг позволит усовершенствовать ряд таможенных процессов, обеспечить максимальную эффективность и повышение качества услуг, предоставляемых таможенными органами.

При отсутствии эффективного таможенного контроля и работы СУРа (система управления рисками) до и после выпуска товаров, а также при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в приграничных пунктах пропуска, создаются предпосылки к криминогенности внешнеэкономической деятельности, росту числа нарушений таможенного законодательства, в т.ч. при определении таможенной стоимости, страны происхождения товаров и классификации товаров с использованием подложных документов и др.

Так, за прошедший период были возбуждены уголовные дела по следующим фактам контрабанды:

- на т/п «Атбасар» ДТК по Акмолинской области: незаконное перемещение товаров народного потребления (далее - ТНП), незаконное перемещение ТНП в особо крупном размере, путем предоставления недостоверных сведений, незаконный ввоз товаров с КНР без товаросопроводительных документов.

На т/п «Талдыкорган» ДТК по Алматинской области: несоответствие сведений о товарах, заявленных в товаросопроводительных документах с фактически имеющимся, вскрытие складского помещения и без разрешения таможенного органа вывоза товара, не прошедшего таможенное оформление, с помещения склада и др.

- на т/п «Туркестан»: недекларирование товаров, стоимость которых составила 1 895 274 тенге.

В целях предотвращения (минимизации) рисков недостоверного декларирования товаров, ввезенных из КНР, Комитетом были разработаны профиля рисков, согласно которым таможенная очистка и декларирование товаров, ввезенных из КНР, может производиться только на определенных таможенных постах. При этом маршруты перемещения товаров определены по наиболее выгодным и удобным логистическим цепочкам, учитывающим, в том числе, качество дороги и расстояние.

Данные мероприятия регламентированы пунктом 1 статьи 216 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», в котором предусмотрено, что таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 324 Кодекса, таможенный орган отправления вправе устанавливать места доставки товаров вне зависимости от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах в случаях, определяемых на основе системы управления рисками.

Пресс-служба КТК МФ РК

Оцените пост

0
Дальше