Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
12
06:26, 07 февраля 2013

Итоги 2012 года в электронной коммерции Казахстана

Вчера до 4 утра готовил презентацию для конференции по интернет-логистике, которую сегодня провела Казпочта. Поделюсь некоторыми интересными слайдами.

Самое главное рынок значительно вырос - в 2,5 раза за год. Это хорошо. Плохо то, что продолжает превалировать оплата наличными курьеру

Blog post image

Ниже оценка рынка потенциальных клиентов - интернет-пользователей (министерская мне кажется завышенная и на графике более осторожные цифры) и прогноз по интернет-пользователям в миллионах человек на конец 2013 года:

Blog post image

Обратите внимание на красную линию - это зона начала развития e-commerce. Обычно бизнес в сети стартует при появлении там 20% населения. Казахстан к этому пришел в начале 2010 года. Два года по статистике надо людям чтобы обвыкнуться в сети и начать платить за товары и услуги. Поэтому 2013 год будет самым пиковым (напомню, что два предыдущих года 2011 и 2012 рынок электронной коммерции Казнета рос в 2-2,5 раза в год).

Кто выстрелил в Казнете в 2012 году?

Попробую разбить рынок на сегменты:

Гос.сектор (отчасти монополии):
- Крупнейший мерчант - Air-Astana (оборот приближается к 35 млн$)
- КазахстанТемирЖолы – сообщил в ноябре о 1 млн проданных билетов онлайн и 6-кратном росте за год
- Электронное правительство Казахстана www.e-gov.kz – в 7 раз увеличили прием налогово и штрафов – до 942 тыс $

Крупные офлайн-магазины: Технодом, Sulpak, Планета электроники, Меломан, Мечта, Алсер, Книжный город и пр – все в сети и активно торгуют. Готовится выстрелить Французский дом, Планета красоты и Бьютимания

Мобильные операторы: K-Cell, Beeline и Tele2 принимают платежи на своих сайтах без комиссии. Казахтелеком поработал над юзабилити своего сайта и сразу получил увеличение оборотов. За год запущено несколько проектов автопополнения (Каспи. БТА). В 2013 старт мобильной коммерции и MTopUp - операторы включат свои рекламные машины и это сильно взорвет рынок

Крупные международные игроки: Отработанные в Европе бизнес-модели переносятся на Казахстан и занимают "вкусные" денежные ниши - немецко-российский проект Lamoda.kz (обувь и одежда), польский Satu.kz (продажи из рук в руки), российский ozon.ru (обещает завалить книгами и бытовой техникой), польский сервис частных объявлений slando.kz (вкладывая по 800 тыс евро в год в маркетинг за год вышел на 4-место по посещаемости в Казнете и к середине 2013 года станет 3-м обогнав kiwi.kz).

Новая экономика: Купонаторы взрывают рынок - более 15 зарабатывающих сервисов по модели групона на 16 млн страну. Лидеры (Chokolife.me и BeSmart.kz превышают в ноябре-декабре месячный оборот в 1 млн $ и к концу 2013 должны выйти на 2 млн $в месяц). Активны Flip.kz, Arbuz.kz, Flight.kz, доставщики цветов, многочисленные продавцы гаджетов и мобильных телефонов (типа SmartShop.kz и bff.kz)

Стартапы: Рвут с места в карьер. Mypay.kz (сервис мобильных платежей) и Ticketon.kz (билеты в кино и на концерты) за год приходят к оборотам на уровне 3-5% от всего рынка карточных транзакций в e-commerce Казахстана. Очень надеемся что среди проектов стартап-акселератора iStartupScholl2013 будет 2-3 проекта, которые повторят успех ребят

Все это говорит о том, что рынок электронной коммерции состоялся, там есть платежеспособные покупатели и их много. Нужно людям дать сервисы и магазины.

Ещё больше об этом говорит следующий слайд. Были проанализированы операции двух казахстанских банков за последние полгода. Банки из первой 6-ки. Анализировлаи все интернет-транзакции по картам. Результат шокировал - только каждая 10-я транзакция идёт в Казахстанский интернет-магазин. Все остальное уходит за рубеж - покупатели не находят в стране нужного товара или сервиса:

Blog post image

Таким образом в прошлом году общее количество оплат по картам в Интернете казахстансцами составил 1,4 млрд$ и только в районе 60 млн$ карточных транзакций остались в Казахстане. В каких странах предпочитают покупать наши граждане?

Blog post image

На конференции iMIX2013 обязательно озвучим конкретные магазины в которых покупают наши граждане за рубежом, чтобы было ещё более понятнее каких же сервисов не хватает в Казнете. Цифры по странам немного не бьются с цифрами Казпочты по завезённым в страну посылкам из-за рубежа (в тоннах):

Blog post image

Выпадает Китай. Чем в китайских магазинах платят наши граждане ещё предстоит разобраться ;-). Вообще если говорить о рынке в целом, то он в 2013 году составил порядка 400 млн $ по нашим представлениям и каналы платежей выглядят сейчас в казахстанских интернет-магазинах следующим образом:

Blog post image

Ну и напоследок цифры чисто по карточным транзакциям (в тыс.):

Blog post image

Эти цифры очень близки к истине - здесь данные от лидера рынка Казкома (71% рынка) + Processing.kz с HalykBank (29% рынка). Рост заметен и очень хороший.

В целом появление второго альтернативного игрока на рынке интернет-эквайринга уже сыграло свою положительную роль:

1. Снижение срока зачисления денег
2. Снижение процента по карточным операциям
3. Сокращение сроков рассмотрения договоров
4. Активизация банков (Халык, очень скоро ожидаем Нурбанк и Казпочта, чуть позднее АТФ и Сбербанк, своим ходом собирается выходить через Москву Альфа-банк, в раздумьях Каспий)
5. Рынок стал открываться – стала появляться общедоступная статистика

Резюме - срочно запускайте интернет-магазины и онлайн-сервисы. Ближайшие два года сделают рынок e-commerce Казахстана ещё больше в 4-5 раз. С вами или без вас без разницы, но он вырастет. Не опоздайте.

P.S. Собираемся организовать в Казахстане кибер-пятницу. Интернет-магазины которым интересна эта тема пожалуйста присоединяйтесь. Меня можно найти через соцсети http://www.facebook.com/konstantin.gorozhankin и следите за новостями здесь www.twitter.com/K_Gorozhankin

12