место в рейтинге
  • 36589
  • 36
  • 36
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Дошкольная инклюзия — проект, достойный подражания!

Из истории развития включения (инклюзии):

Начало XX века - середина 60-х годов - «медицинская модель» способствует       сегрегации. В рамках «медицинской»  модели - человек с особыми потребностями - больной, ему необходим долговременный уход и лечение, которые лучше всего осуществлять в специальном учреждении.

Середина 60-х - середина 80-х годов - «модель  нормализации»  способствует частичной     интеграции детей. В рамках концепции «нормализации:

1) ребёнок  с особенностями развития имеет общие для всех детей потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей обстановке;

2) ребенок с особенностями развития, в первую очередь, - ребёнок и должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;

3) лучшим местом для ребёнка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особенностями  развития воспитывались в своих семьях;

4) учиться могут все дети, а значит, всем им, с какими бы тяжелыми нарушениями они ни были, должна быть предоставлена возможность получить посильное обучение или академическое образование.

Модели «нормализации»:

1) преобразовались в модели, центрированные на семье;

2) не предполагают включения в социум детей с особыми потребностями, а направлены на их адаптацию в семье.

 

Середина 80-х годов – по настоящее время - «модель включения» - происходит попытка создания системы включения детей в обычную среду (инклюзия).

Модели «включения»

В рамках модели «включения» предполагается определенный уровень развития общества, обеспечивающий хорошо развитую систему поддержки семьи и наличие соответствующей правовой базы, и, главное, - признание того, что люди с особыми потребностями среди других членов общества – это норма, а не чрезвычайное событие

Контингент детей Центра «Кенес» с особыми образовательными потребностями, которые включаются нами в среду обычных детей:

1) ребенок с гипертензионно – гидроцефальным синдромом;

2) с миотоническим синдромом;

3) с двигательными нарушениями (ДЦП);

4) с хромосомной патологией (синдром Дауна).

Поскольку казахстанское общество не готово принимать в среду обычных детей всех детей с нарушениями развития, то в Центре «Кенес» разработали критерии включения, то есть,  у детей обязательно наличие трех составляющих компонента для их включения в среду обычных детей. Такой подход похволяет не оттолкнуть обычных детей от детей «особых»,  дает возможность детям с особыми образовательными потребностями в полном объеме участвовать в жизни коллектива групп дошкольного обучения;  обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия детей и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у детей способностей, необходимых для общения.

Принципы  включения (инклюзии), которых мы придерживаемся:

1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2) каждый человек способен чувствовать и думать;

3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4) все люди нуждаются друг в друге;

5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные результаты  включения (инклюзии):

1) у всех детей есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

2) адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;

3) индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ребенка;

4) появляются возможности для обобщения и передачи навыков;

5) специалисты мультидисциплинарной команды распределяют обязанности в планировании, проведении и оценке мероприятий;

6) существующая процедура оценки эффективности позволяет периодически отслеживать динамику развития ребенка.

Включение (инклюзия) – это не интеграция.
Включение (инклюзия) – это больше, чем интеграция:

1) все дети  обучаются вместе;

2) работает мультидисциплинарная команда специалистов в помощь детям;

3) меняется атмосфера взаимоотношений между детьми (толерантность, доброжелательность);

4) уделяется внимание индивидуальным потребностям ребенка;

5) человеческие различия воспринимают как обычные;

6) дети получают возможность жить вместе с родителями.

Ценность каждого человека заложена в его природе, в его уникальности, как личности.  Если мы начнём относиться ко всем людям, признавая их  внутреннюю ценность и человеческие права, то люди с особыми потребностями смогут добиться в жизни значительных результатов.

Говорить о включении детей с особыми образовательными потребностями можно много, но без особой подготовки, без создания особых условий для развития таких детей, без реализации проекта «Раннее вмешательство для детей от рождения до 3 лет» на государственном уровне тема инклюзии так и останется на уровне пилотных проектов и разговоров.

 
Майра Сулеева Mayra_Suleyeva
21 ноября 2013, 17:36
753

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мой дом – не гостиница. Я не останавливаюсь у своей родни, потому что знаю, что это такое

Мой дом – не гостиница. Я не останавливаюсь у своей родни, потому что знаю, что это такое

Наступил долгожданный момент и мы смогли заселиться в собственную квартиру. А потом началось... Все знакомые, родственники, даже коллеги и соседи родителей вспомнили о нашем существовании.
Idealovnet
14 окт. 2017 / 20:38
  • 8383
  • 78
Работа на EXPO. «Улыбайтесь, вы – лица Казахстана»

Работа на EXPO. «Улыбайтесь, вы – лица Казахстана»

Продление перерывов, втыки от менеджеров, борьба за стенды, кучкования, как мы друг-друга прикрывали, защищали от гостей. Все эти события доставляли радость, и каждый день на работу я приходила...
madiNAtty
14 окт. 2017 / 22:34
  • 5810
  • 22
«Bank RBK» банкрот? Почему мы не можем распоряжаться собственными же деньгами?!

«Bank RBK» банкрот? Почему мы не можем распоряжаться собственными же деньгами?!

Мы не можем выдать зарплату, оплатить по счетам или как-то иначе распорядиться нашими же деньгами! У физ.лиц, насколько мне известно, ситуация не лучше - при нас люди не могли снять свои деньги с депозитов.
daniyar4422017
13 окт. 2017 / 15:46
  • 3229
  • 12
«Что дали задом?» Родительский чат в WhatsApp покорил Интернет

«Что дали задом?» Родительский чат в WhatsApp покорил Интернет

Чат дагестанских родителей в WhatsApp стал популярным в Интернете. Кто-то записал общение родителей в мессенджере и после опубликовал в Твиттере.
tala03
12 окт. 2017 / 15:10
  • 3239
  • 12
Я четко помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж»

Я четко помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж»

У нас была особенная атмосфера, мы постоянно были вместе, читали треки, летом часто поднимались в горы. Гуляли пешком по ночному городу, иногда до утра. Снимали хату и представляли совместную жизнь...
Dominator-kz
14 окт. 2017 / 22:29
Актогайский горно-обогатительный комплекс – брат-близнец Бозшаколя

Актогайский горно-обогатительный комплекс – брат-близнец Бозшаколя

Рядом с посёлком Актогай в ВКО расположено одно из крупнейших в мире неосвоенных медных месторождений. В октябре Актогайская обогатительная фабрика вышла на проектную мощность.
theYakov
12 окт. 2017 / 10:47
  • 3157
  • 23
Отчего в Казахстане предвзятое отношение к отечественному продукту?

Отчего в Казахстане предвзятое отношение к отечественному продукту?

Вы когда-нибудь пользовались казахстанской косметикой? Я тоже нет, поэтому сразу же откликнулась на приглашение своего фейсбук-френда протестировать отечественные крема… из Степногорска.
Shimanskaya
16 окт. 2017 / 11:32
  • 2451
  • 29
Когда почти все уехали в «А-города», стоит ли жить в Шымкенте?

Когда почти все уехали в «А-города», стоит ли жить в Шымкенте?

Город имеет особую ауру - очень густая энергетика, думаю, это от того, что он со всех сторон окружен "местами силы". Шымкент напоминает мне старенького доброго мудрого дедушку-аксакала.
Bonittta
13 окт. 2017 / 15:15
«На пути к успеху всей семьей»: как супруга Кайрата Нуртаса наконец вышла в свет

«На пути к успеху всей семьей»: как супруга Кайрата Нуртаса наконец вышла в свет

Зачастую казахские селебрити выходя в свет, привлекают внимание и обьективы камер только к своей персоне, оставляя свои вторые половинки в тени неизвестности.
gulshat87
13 окт. 2017 / 17:56
  • 1843
  • 6