Yvision.kz
kk
mediablogkz_kkkk
mediablogkz_kkkk
35 постов0 подписчиков
21
12:07, 17 декабря 2012

По следам #MEDIABLOGKZ или не очень краткие итоги мероприятия

Ровно 10 дней назад в Алматы состоялось неоднозначное мероприятие, дать определение которому сложно. С внешней стороны это был уникальный микс неформатной конференции и классической ювиженки, а вот с внутренней – это трудно выразить каким-то одним словом. Но тем не менее, я все-таки попробую дать свою оценку прошедшему мероприятию. Постараюсь обойтись без имен, там, где это возможно.

Пост не содержит ненормативной лексики, посему может быть воспринят скучным и нудным, но, тем не менее, рекомендуется к прочтению даже самым молодым, (в том числе и самой юной и восторженной участнице конференции, которая в лифте с очаровательной смущенной улыбкой спросила у меня – «А вас мой возраст не напрягает?»), не достигшим планки 18+, однако, содержит очень много крамольных высказываний, неприкрытого сарказма и, местами, откровенного цинизма. Фотографий пост тоже не содержит. Но текста в нем очень и очень много. Трезвые комментарии и небольшой срач приветствуется в целях конструктивной критики и всестороннего анализа. Поэтому читать рекомендуется запасшись кофеем, блокнотом и на трезвую голову. «Ниасиливших многабукф» это не касается. Не поможет.

О мероприятии.

Мероприятие нестандартное. Как я уже написал в предисловии, по форме организации это своеобразный уникальный микс неформатной конференции на тему блоггинга, анализа его как социального явления и обсуждения некоторых насущных вопросов, касательно этой сферы, и классической ювиженки, выражающейся в локальной тусовке группировок по городам необъятной нашей родины (их четыре - Астана, Алматы, Павлодар и «все остальные»), постоянном мелькании фотовспышек на фоне всего чего можно и с кем только можно, ну и шепотками с указанием взглядом и пальцем – «вау, это тот самый… а вон та самая…вау!».

Но дело не столько в форме организации, сколько в смысле и назначении мероприятия. А оно настолько значимое для нас с вами, что многие даже и не поняли всю его прелесть в данном ракурсе.

К сожалению, за прошедшие 10 дней я не увидел нигде и ни у кого нормального «расклада по полочкам», что же все-таки ЭТО было. И это огорчает. Потому что на МедиаБлоге было явное разделение на две группы среди участников – те, кто понял, зачем всех собрали, и те, кто пришел просто потусить, запечатлеть свои луки на фоне других луков и просто «пообщаться». У кого-то восторженные посты, у кого-то набор фотографий, у кого-то просто «сумбурное выражение сумбурных мыслей в сумбурном тексте», но, аналитики нет. Точнее она уже есть. На столе у министра культуры и информации.

Так вот. И та и другая группа относится к блоггерам. Да, все-таки с двумя «Г». В словарях этого слова нет, на gramota.ru считают, что пишется с одним «Г», но если поискать по принципу «как пишут люди», то добрый старичок Яндекс выдаст нам около 200 тыс. результатов с одним «Г», и около 600 тыс. результатов с двумя. Как говорится – с общественным мнением спорить можно, но не нужно. Тем более, что слово происходит напрямую от английского «blogging» и «blogger». Из принципа независимости и самодостаточности можно конечно поиграть в демократию и предоставить право каждому писать так, как вздумается и захочется, но это уже тема другого мероприятия. И если оно и будет, то организатором будет то же самое Министерство культуры и информации, ну, может быть, еще и Министерство образования подключится с какой-нибудь филологической академией.

Возвращаясь к теме поста после филологического отступления. Соль мероприятия заключалась как раз таки в анализе и первичной оценке блогосферы Казахстанского сегмента сети Интернет (в простонародье – Казнета), как инструмента исследования и формирования общественного мнения в государственном и корпоративном секторе.

Не понятно? Тогда два варианта. Либо прекратить читать, либо продолжить, пробуя разобраться. Смотрим внимательно на организаторов:

- Казахстанская организация интернет-развития и ресурсов

- Министерство культуры и информации Республики Казахстан

Про платформу Ювижен я не забыл, но они – не организаторы, они исполнители, хотя выбор их тоже не случаен, но об этом чуть позже.

По названию организаторов (а также по их целям и задачам деятельности) можно уже сделать соответствующие выводы – на основании чего пересекаются интересы общественного объединения и государственной структуры, что и подтверждают названия ключевых секций конференции:

- «Блоггинг и гражданская журналистика как социальное явление»

- «Государство, онлайн-СМИ и блогосфера»

- «Корпоративный блоггинг и троллинг в Интернете»

Все остальные секции, а также мастер-классы – не более чем тоник, для разбавления джина.

О том, что именно эти темы были ключевыми, говорит и присутствие в качестве участников представителей оффлайн-СМИ, НПО, в том числе как отечественных самоопределяющихся, так и оппозиционных, например, «Адил сөз», и зарубежных, открыто представленных блоггерами из дружественного Кыргызстана, и неизвестных, достаточно плохо маскирующихся среди участников, сидевших в зале, но легко выявляемых по ведущимся конспектам. О том, что на конференции были и представители «информационных отделов» различных государственных контор, в лучшем случае, знают только сами организаторы, остальные либо догадываются в силу природной параноидальности, либо просто не придают этому значения. По меньшей мере представитель Медиацентра был. Впрочем, это инсайт, основанный на личном знакомстве.

Факт того, что наш Казнет, это один из участков информационной сферы, опекаемый и контролируемый государством, знают все, кто действительно принимает участие в его формировании. И наивной хомячковой молодежи, воодушевленной призывами популярной личности «Пишите, что хотите! Вы – блоггеры!» следует поучить матчасть, а именно историю, которая множеством примеров со времен древнего Рима, средневековой инквизиции, царской России, Октябрьской революции и более поздних времен развитого социализма, перестройки и текущего недоразвитого демократического капитализма, показывает, что ни один канал распространения информации, тем более такой мощный как Интернет никогда не будет оставлен без присмотра «большого брата». И все что происходило, происходит и будет в нем происходить – все в лучшем случае контролируется, если не спланировано по определенному сценарию. В противном случае, ни копейки государственных денег в Казнет не вкладывалось бы. А они вкладываются, и немалые. Соответственно, государство будет получать за свои (точнее – за наши с вами) деньги налогоплательщиков именно то, что требуется ему, для формирования политического имиджа на мировой арене.

Пробный шар закатился точно в цель. Множество примеров из первой секции («Блоггинг как социальное явление»), неоднозначность и противоречивость мнений во второй («Государство и блоггеры»), весьма живое, в большей степени благодаря модератору, обсуждение в третьей («Корпоративный блоггинг») - показательны в том, что младенец, именуемый «Казахстанская блогосфера» родился. И начинает показывать уже первые зубки. Поэтому его будут воспитывать. Будет воспитывать государство, согласно своим принципам и идеям. И будет воспитывать «улица» - т.е. мы с вами – планктон информационного сообщества. И каким он вырастет – никто пока сказать не может. Время покажет.

 

О людях

Всех участников конференции я бы разделил на несколько типажей.

Типаж № 1. «Блоггер натуральный».  К хорошему итогу мероприятия можно отнести все-таки преобладание такого типажа среди присутствующих. Это люди (перечислять не буду) считающие блоггинг средством самовыражения своей гражданской позиции, средством самореализации в качестве онлайн-журналиста и просто интересные личности, увлеченные своим делом и рассказывающие о нем во всеуслышание. Это радует, что блогосфера у нас все-таки изначально сформировалась, причем благодаря именно Ювижену, с его кривой, но, в то же время, правильной системой разделения на сообщества, с отмененной (и зря!) кармой, развиртуализации при помощи ювиженок и другим в меру и не очень приятиям.

Типаж № 2. «Блоггер коммерческий». Инертная в социальной сфере масса, видящая смысл блоггинга в принесении дохода. Основной костяк составляют SMM-менеджеры, хотя и среди них встречаются исключения. Например, Анастасия Ивкина, SMM-менеджер компании «Аir Astana», умудряется тонко находить грань между донесением корпоративной информации и реакцией на жалобы пользователей вкупе с выражением собственного мнения и соблюдения корпоративной этики. В этот же ряд с закрытием глаз на периодический чрезмерный пафос, навеваемый стилем прямого руководителя, я бы поставил и Анну Осипову. Положительных примеров корпоративного блоггинга достаточно много – «Казпочта», «Билайн», «Теле2», «Банк Евразийский», «Мега», «ТРЦ Сарыарка» (из личной оценки). Чего нельзя сказать, к сожалению, о юных максималистках из «секты позитива», которые уже «взлетели», но при этом не осознают как страшно и больно будет «приземляться», а также компаний, которые уже стали притчей во-языцех, например, «Народный банк», активно лоббируемый отдельными персонами в онлайне, но при этом откровенно забивающий большое дилдо на своих клиентов в онлайне и оффлайне.

Типаж № 3. «Блоггер хомячковый». Активная, подвижная масса, видящая смысл блоггинга в принципе чукотского акына из бородатого анекдота – «Пою то, что вижу» - в их интерпретации представляется в «Твичу то, что думаю», «Инстаграмлю то, что вижу», «Пишу в блог, потому что это модно». Представители этого типажа откровенно скучали на ключевых секциях и с нетерпением ждали моментов, связанных с перерывами – будь то кофе-брейк или обед или ужин.

Типаж № 4. «Свадебные генералы». Они же отечественные звезды и знаменитости блогов, твиттера и журналистики. Как имеющие отношение к темам конференции, так и не имеющие. Не в обиду будет сказано, но Александр Плющев и Лина Удовенко были также приглашены именно в данной роли. Плюс от них требовалось «авторитетное» мнение по оценке потенциала блогосферы Казахстана на основании всех секций и мастер-классов. Может быть я конечно и ошибаюсь, но у меня сформировалось именно такое впечатление, что с одной стороны эти два известных и неординарных человека, съевших на онлайн-журналистике не одну свору собак были приглашены именно как «весомая авторитетная составляющая» мероприятия, с другой стороны – они больше слушали, чем говорили, что тоже наводит на определенные размышления. А говорили они вполне очевидные вещи. Хотя умению подавать очевидное тоже можно у них поучиться.

Загадкой осталась для меня лишь персона «казахстанского Тинькова», попавшего не мероприятие, тем не менее не случайно. Либо это просто прихоть быть в тренде, либо господин Барболин почуял «золотую жилу» и решил не упускать свой шанс. При грамотном подходе, как мне кажется, у него получится. Блогосфера для бизнеса идеальный вариант максимальной отдачи, при минимальных вложениях, плюс, неслабый источник дохода в различных вариантах. Лучшим вариантом было бы для него все-таки раскрыть карты своего присутствия. Спонсор, меценат, инвестор, рекламодатель, etc.

Тем не менее, подбор участников организаторы осуществили тщательно, аудитория наглядно показала расслоение блогосферы по типажам, интересам, принципам понимания  и методам применения блоггинга.

 

О блогплатформах

До конференции я считал, что блог-платформ в Казнете пять. Внезапно их оказалось восемь. Впрочем, не суть. Хоть двадцать восемь. Суть в том, что Ювижен, используя право первой платформы отрывал, отрывает и будет отрывать первым самые лакомые кусочки блогосферы и будет задавать тренды. Если только команду не переманят по-персонально или не развалят.

Несмотря на низкое качество контента, наполняющего Ювижен, и вынуждающего редактора вручную выносить значимые посты на главную, аудитория и известность остается пока на первом месте. Плюс проводимые мероприятия не дают расслабиться конкурентам из блоггинга коммерческого.

Про абсолютно некоммерческие «Викистан», «Доку», «Орду» я говорить много не буду – первый – уютный бложик для интеллигенции и считающих себя таковой, второй – площадка для неформального самовыражения, третья – большой базар. Каждый выбирает для себя свое. А кто-то успевает везде. Показательно другое.

Запуск «Гонзо» за неделю до МедиаБлога, шикарный расшаркивающийся пост Славы Неруша накануне открытия конференции, брюзжание Константина Нагаева в твиттере в день открытия, совпавшая практически по времени очередная «Ордынка», и чересчур активная реклама новой платформы после мероприятия, включая собственную премию и прочую атрибутику, говорит о том, что прощелкали. Прощелкали очень лакомый кусочек.

Как платформы – все оставшиеся семь существовать будут. А вот тренды задавать – это уже вряд ли. Да если и новый кто появится уже – сожрут сразу, не особо даже задумываясь. Ибо в данном теремочке уже тесно.

 

Выводы и заключения.

Писать можно было бы много и долго. И о поднимаемых темах, и о спорах, и о персонах, и об самой организации мероприятия. Но все это можно сделать отдельными постами, да и есть ли в них смысл? Зачем писать в блог свое мнение по той или иной секции, если можно было встать и высказать его вживую, чем многие, собственно и воспользовались. Ход мероприятия и ключевые моменты выступлений очень хорошо легли в твиттере по хештегу. Пара постов с «избранным» также присутствует – и это лучшие на сегодня посты, посвященные мероприятию.  Мемов тоже хватило – начиная от «Казахстанского Навального» и заканчивая «Мой осел уполномочен говорить от имени компании». Они все есть в твиттере, насколько я помню. Хотя, может быть, кто-то и напишет отдельный пост про мемы конференции (это я идею дарю). Да и вообще, пора заводить свой lurkmore.kz – столько всего случается в Казнете и достойно увековечивания. (это я вторую идею дарю).

Проведенное мероприятие было показательным. Во многих ракурсах. И оно, как мне кажется, не последнее. Будут и Медиаблог-2, и другие «около-блоггерские-онлайн-СМИшные» конференции. Факт свершился. Государство обратило свой взор на блогосферу. Пришло и поставило тапочки в эту комнату.

Несмотря ни на что, Ювижен остается на ключевой позиции, и не исключено, что в один прекрасный день они выкупят право у «СУП»-а на использование названия «Живой журнал». Ну или придумают что-то свое. Но перед этим им предстоит выдержать жесткий конкурентный прессинг со стороны SMM-агентств, других блог-платформ и прочих «наблюдающих». В блогосферу пришли деньги. Государственные деньги. А это очень лакомый кусочек. Как в материальном смысле, так и в моральном, а именно позволяющий реализовать задуманное, стать основательной ключевой фигурой на информационном рынке, и при этом исхитриться остаться при своей независимой точке зрения, избежав клейма «платформы продажных блоггеров». Из того, что было сказано на конференции, есть много идей, которые можно перенять и внедрить: верифицированные аккаунты, позволяющие комментировать без предмодерации, разделение на открытые и закрытые сообщества, позволяющее фильтровать контент по качеству и содержанию, введение «песочницы», монетизация персонализированных блогов, более целевое брендирование – перечислять можно много, проще сказать – взять на сегодня лучшее с ЖЖ, Блогспота и Хабра, внедрить у себя.

При этом не следует забывать, что основа любой платформы – не команда, а сами блоггеры, поэтому чем активнее и мотивированнее будут привлекаться блоггеры к различного рода коммерческим и некоммерческим проектам, тем быстрее и качественнее будет развиваться блогосфера. Команда – это хорошо. Активная и сильная команда – это отлично. Но что будет делать команда, если всех читателей и писателей переманят к себе другие платформы? Никакими ведь номинациями не заманишь уже.

Поэтому ждем развития событий. Они не за горами. Но лучше не ждать. А принимать в них участие.

21