ГЕНЕРАЛ САБИР РАХИМОВ. ПОЧТИ ДЕТЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Бердалы ОСПАН 2012 M07 10
10781
4
44
0

О том, кем и как было доказано, что Герой Советского Союза генерал Сабир Рахимов - КАЗАХ!

Через много лет когда все воспринимали  как должное, что генерал Сабир Рахимов казах, Куралай жена генерала выступая по телевидению скажет: Однажды из Шымкента приехал Асильхан Оспанулы и сказал: Я докажу что генерал Сабир Рахимов казах, чтобы мне это не стоило, пусть даже если меня за это расстреляют».

Генерал Сабир Рахимов

Генерал Сабир Рахимов

Совсем недавно бурно обсуждали факт снесения памятника Герою Советского Союза, генералу С.Рахимову в городе Ташкенте, столице соседнего государства. Появилось немало газетных статей и телевизионных передач. Но никто не вспомнил имя человека который еще в 1972 году доказал, что С.Рахимов по национальности казах и является сыном двух братских народов казахов и узбеков. Отец генерала С.Рахимова Омаркул был казахом а мать Бахараим была узбечкой.

Это сегодня кажется, что герой Советского Союза, генерал Сабир Рахимов всегда был казахом по национальности. На самом деле много лет подряд его считали узбеком. И доказать обратное было совсем нелегко...

В этой невероятной истории есть имя которое мы должны знать.  Его имя Асильхан Оспанулы – ученый, гражданин. Аспирант великогописателя и ученого Мухтара Ауезова А.Оспанулы был известной личностью в Южно-Казахстанской области, всегда ходил в казахском национальном головном уборе – тақия-тюбнтейка. В свое время он несколько раз нарочно «терял» паспорт пока его фамилию не написали по-казахски правильно – Оспанулы, а не Оспанов как у многих тех что молча соглашались писать свои фамилии на русский лад с окончанием «ов».  Был неудобной личностью для начальства. Выступал на собраниях на родном языке, и если из зала находились те которые требовали «говорить по русски», спокойно и твердо отвечал: «я имею право говорить на родном казахском языке, мы ведь живем в СССР, стране где все нации равноправны».

Как же все было?..  Шли годы, война уходила все далше и дальше в прошлое. И то что генерал Сабир Рахимов казах по национальности никто не знал... А родственники генерала сказать об этом вслух не решались.

ученый Асильхан ОСПАНУЛЫ

ученый Асильхан ОСПАНУЛЫ

Однажды будучи в гостях  ученый услышал, что генерал С.Рахимов казах по национальности. Тогда летом 1971 года Асильхан Оспанулы едет в отделение имени Жамбыла которое раньше называлось именем казахского рода Багыс, где жили родственники героя.  Байдар аксакал, которому было 92 года очень обрадовался приезду гостя. Он и рассказал: Отца Сабира на самом деле звали не Омар а Омаркул. Моего отца зовут Кулымбет. Отец Омаркула Мамбеткул и мой дед Калшора были родными братьями. Омаркул скончался 1918 году. Я сам проводил его в последний путь.

Когда ученый спросил о фамилии генерала, Байдар аксакал сказал вот что: Когда Сабиру было восемь лет его мать переехала к брату Рахиму, который жил в местности Тахтапул близ Ташкента. Жители Тахтапула называли Сабира – «Сабир-казах». Тогда и записали Сабира по имени дяди – Рахимовым.

В 1972 году 9 мая в облаcтной газете «Оңтүстік Қазақстан» появилась статья Асильхана Оспанулы «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта», которая для многих подействовала как взорвавшаяся бомба средь бела дня... Тогда в Шымкенте было городское телевидение с очень маленьким эфирным временем. Стараниями Асильхана Оспанулы Куралай Алибиевну, супругу героя  показали по областному телевидению, где она рассказала о генерале. Известие, что генерал Рахимов по национальности казах было передано и по областному радио.

Через месяц статья «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта»  появилась на страницах републиканской газеты «Лениншіл жас» – ныне «Жас алаш».

И началось... Новость, о том, что считавшийся до сих пор узбеком, Герой Советского Союза Сабир Рахимов на самом деле казах, и является сыном двух народов, вызвал большой резонанс в обществе.

Властями эта новость была воспринята как посягательство на дружбу между казахским и узбекским народами. Никто не хотел замечать то, что ученый в статье написал: «Сабир Рахимов сын двух братских народов». Начались постоянные вызовы в Областной комитет Коммунистической партии которое действовало по указанию сверху. Нашлись «доброжелатели» которые советовали: Асеке, не лезьте на рожон, подумайте о детях... Только Бауыржан Момышулы вовсеуслышанье одобрил: «Жарайсың – молодец Асильхан! Ты совершил достойный поступок».

Но так как А.Оспанулы был ученым, кандидатом филологических наук, он имел на руках неоспоримые доказательства: расписки родственников С.Рахимова заверенные сельским советом, представители власти ничего не смогли сделать. Вот несколько писем написаных ученым в официальные инстанции того времени:

Заведующему отделом пропаганды и агитаций Чимкентского областного комитета Коммунистической партии Казахстана тов. Котунову Ю.Е.

От доцента чимкентского педагогического института, кандидата филологических наук ОСПАНУЛЫ А.

ОБЪЯСНЕНИЕ

Я поочередно побывал у Куралай Натуллаевой и Романа Рахимова (сын  С.Рахимова), у другого троюродного брата генерала Сабира Рахимова Есалы Медетбекова, у родных дяди генерала Сабира Рахимова Тулегена и Азизмата Каримовых, у двоюродной сестры генерала Сабира Рахимова Лутфи Оспанкуловой, которые тоже дали подтверждавшие пояснения имеющихся у меня сведений.

Таким образом, на чашу весов были положены свидетельства живых людей, являющимися действительно родственниками Сабира Рахимова с одной стороны и предполагаемые официальные документы ученых и не ученых коллег из Узбекистана вообще и автора книги «И снова  в бой», изданного в г. Ташкенте в 1971 году Леонида Юсупова в частности, по моему искреннему убеждению обстоятельства жизни и факты, даже сама многоликая и весьма сложная жизнь говорит в пользу объяснений родственников покойного генерала, потому что, показания живых свидетелей важнее, чем любая бумага, хоть она и с гербовой печатью.

Что касается указанний в анкетных данных самого Сабира Рахимова, подтверждаются его узбекское происхождение, то это объясняется, по моему, тем критическим положением того социального слоя в бурные годы послереволюционной поры к которому принадлежал он. Ведь Сабир Рахимов потомок крупных казахских феодалов, занимавшихся и разведением скота и земледелием, заведывавших несколькими мукомольными предприятиями – мельницами, имевших высокий сан, присваемымых только ханами – датха. Старший дядя Рахим, у которого находились в то время и мать и сам Сабир Рахимов после смерти отца, возможно позаботился об оформлении его документов по своему усмотрению, сознавая, что путь к светлой жизни Сабиру как потомку имущих родителей закрыт, может быть даже грозит физическим уничтожением. История наша аналогичных случаев знает немало, давайте-ка вспомним, хотя бы случай происшедший с маршалом Советского Союза Василевским, когда он долгие годы не решался позаботиться о своем отце – попе православной церкви.

***

Заведующему отделом пропаганды и агитаций ЦК Компартии Казахстана тов. Плотникову А.П.

от доцента чимкентского педагогического института, кандидата филологических наук ОСПАНУЛЫ А.

Здравствуйте, Андрей Павлович.

В свое время в Чимкентском областном комитете КП Казахстан сперва у заведующего отделом пропаганды и агитации тов. Котунова Ю.Е., после у секретаря обкома тов. Тлеубергенова И.Т. мне сообщили, что моя деятельность направленная к уточнению казахского происхождения отдельных выдающихся  личностей вообще, генерал-майора, уроженца совхоза «Коммунизм» Ленинского района Чимкентской области Сабира Омаровича Рахимова в частности, будет иметь отрицательное влияние в укреплении братских уз дружбы  между казахским и узбекским народами. Как видите, положение в которое поставлен я не из ахти хороших, наряду с этим предупреждением мне стало известно, что последовало ваше указание не печатать, впредь материалов, касающихся генерала Сабира Рахимова. Согласно этому вашему указанию наши товарищи из редакции газеты «Оңтүстік Қазақстан» стали сторониться от публикации даже тех материалов, в которых повествуется подвиги солдат Великой Отечественной, которым приходилось совместно служить с генералом-майором Сабиром Рахимовым.

Разрешите спросить, в то время, когда у наших узбекских коллег не единожды замечается стремление к присвоению тех или иных исторических личностей (возьмите к примеру аналогичное положение с героем гражданской войны, первым туркестанцем трижды кавалером ордена боевого знамени, выходца из Кзыл-Кумского района Чимкентской области Абдуллой Ермухамедовым, который долгое время объявлялся учеными из Узбекистана узбеком по национальности, несмотря на то, что он – казах, что остается делать нам, казахстанским ученым, так не выступать согласно исторической истине?

Хотелось бы получить копию письма с адресом места жительства моего главного оппонента Леонида (Аскара) Юсупова, который, как мне сообщили, имеется у вас.

P.S. Можете рассматривать мое письмо по своему разумению как частное письмо или как официальный документ.

30 августа 1976 года.

г.Чимкент.

***

г.Ташкент, редактору газеты «Правда востока»

Глубокоуважаемый товарищ редактор!

Не знаю почему, истриография Узбекистана долгие годы старалась и, можно сказать, старается и поныне, выдавать выдающиеся исторические личности не узбекского происхождения за узбеков по той лишь причине, что они родились или начали свою трудовую деятельность в Узбекистане. Так, например, видные деятели Коммунистической партии советского государства и ученые как Назир Турекулов, Абдулла Ярмухамедов, генерал-майор Сабир Рахимов, академик Хадиша Сулейменова долгие годы выдавались и выдаются за узбеков, не говоря об исторических личностях как Ялангтуш бахадур – известный правитель Самарканда ХVІІ века. На самом деле все они по происхождению казахи.

Антинаучность подобного рода-поступок общеизвестна. К тому, оно противоречит интернационалистическому характеру жизни народов Средней Азии и Казахстана.

Асильхан Оспанулы, кандидат филологических наук, доцент чимкентского института.

20 декабря 1986 года, г.Чимкент.

Эти письма лишь маленькая толика огромной работы ученого. А.Оспанулы превыше всего ставил истину, достоверность фактов. Никогда не отступал от правды. Он встречался не только с родственниками Сабира Рахимова, но и с теми кто знал генерала лично. Одним из близких людей Сабира Рахимова был участник гражданской войны, известный кинорежиссер Камиль Ярматов снявший на киностудии «Узбекфильм» такие фильмы как: «Буря над Азией», «Всадники революции» «Алишер Навои», «Авиценна», «Поэма двух сердец» и другие.  В 1922 году он учился с Сабиром Рахимовым в Баку, в командирском училище. Камиль Ярматов долго беседовал с ученым из Казахстана. Прочел отрывки из книги «Возвращение» которую в то время писал. Но когда А.Оспанулы спросил о национальности генерала ответил сдержанно: Мы тогда не делились на национальности, и все назывались туркестанцами.

В 1973 году Камиль Ярматов принимая у себя дома ученого А.Оспанулы и жену своего друга С.Рахимова не мог сказать напрямую о национальности генерала, чьим именем назван один из районов столицы Узбекской ССР и установлен памятник. Оно и понятно, сам К.Ярматов хоть и являлся известным режиссером киностудии «Узбекфильм», был по национальности таджик, о чем и написал позже (К.Ярматов. Возвращение. Ташкент, 1987, стр 112) в вышеупомянутой книге.

А.Оспанулы все-таки добился своего, истина восторжествовала. Благодаря его усилиям школа будущих военных в г. Шымкенте называемая в народе «суворовским» ныне носит имя героя а во дворе красуется бюст генерала Сабира Рахимова. Теперь в Шымкенте проходят спортивные турниры имени Героя Советского Союза, генерала С.Рахимова, в дни празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне на улицах города красуются баннеры с портретом героя. А об ученом, как это почти всегда бывает... незаслуженно забыли.

Так-то оно так... а где же детективная история, спросите вы уважаемый читатель и будете совершенно правы. Начнем все по порядку. 16 сентябре прошлого года в областной газете «Оңтүстік Қазақстан» появилась статья некоего А.Самиголлаулы где было написано что республиканское общество ветеранов афганской войны наградили медалью Бауржана Момышулы «...за серию статей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и... за то, что он доказал что генерал С.Рахимов казах...» кого бы вы думали? Акима Ыскака, экс депутата РК, ныне работающего в городе Астане заместителем заведующего секретариата Председателя Мажилиса.

Тут с вашей стороны уважаемый читатель, может возникнуть вопрос: А может быть А.Ыскак доказал раньше ученого А.Оспанулы, что генерал С.Рахимов казах? Теперь же извольте узнать правду. А.Оспанұлы доказал что генерал С.Рахимов казах в своей статье «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта» опубликованном в областной газете «Оңтүстік Қазақстан» 9 мая 1972 года. В следующем месяце 6 июня того же года его статья слово в слово появилась на страницах республиканской газеты «Лениншіл Жас» ныне газета «Жас Алаш».

А экс депутат А.Ыскак родился в селе Буржар Ордабасинского района в 1960 году. То есть, когда появились статьи Асильхана Оспанулы в 1972 году А.Ыскаку в было всего 12 лет. Конечно в таком детском возрасте он не то что о национальности, даже о существовании генерала С.Рахимова ничего не знал.

Будучи студентом физического факультета пединститута в Шымкенте А.Ыскак писал сатиристичиские стихи. Там же он познакомился с ученым филологом Асильханом Оспанулы работавшим в этом учебном заведении. А.Оспанулы был руководителем литературного объединения имени Саттар Ерубаева и был наставников многих молодых литераторов.

Со временем будучи специальным корреспондентом газеты «Жас Алаш» А.Ыскак часто бывавший в доме А.Оспанулы и знавший об его исследованиях о С.Рахимове с согласия ученого использует его труды. Но... в первой же статье опубликованном в 1991 году «забывает» написать об Асильхане Оспанулы, кто в годы авторитарного режима, еще в далеком 1972 году первым взял на себя смелость и заявил на весь СССР о том, что Герой Советского Союза, генерал С.Рахимов казах.

Мало того А.Ыскак не сразу возвратил материалы ученого. И тогда одному из сыновей ученого пришлось настоятельно потребовать труды своего отца обратно. Шли годы и А.Ыскак в своих статьях и книге планомерно проводил мысль о том что генерал С.Рахимов казах доказал он сам.

И так как с того времени преподносилось имя А.Ыскака как главного героя в установлении национальной принадлежности ученый А.Оспанулы опубликовал статью газете «Ақиқат-Истина» о том, что его имя незаслуженно забыто и как Аким Ыскак воспользовался его трудом.

О том как в прошлом году когда во время праздничного вечера по случаю 50-летнего юбилея А.Ыскаку был вручен медаль о котором писалось выше. Спустя некоторое время в газете («Айгак» 9.02.2011.)  я опубликовал статью «Кто доказал что генерал Сабир Рахимов казах?» где читатели узнали о том как было на самом деле. Экс депутату А.Ыскаку эта публикация явно не понравилась. И он опбуликовал статью в газете «Рейтинг» где пишет обо всем вокруг да около... обходя главный вопрос.  На это я опубликовал свою статью (газета «Айгак» 1.06.2011.) которая называется: «Ә.Ысқақ қорықпай сөйле! – А.Ыскак говори, не бойся!» где потребовал чтобы он высказался конкретно.

Чем закончится эта почти детективная история покажет время. Уважаемый читатель вы считаете что справедливость должна восторжествовать? Я полностью с вами согласен.

Бердалы ОСПАН.

 

Оцените пост

41

Комментарии

0
УЖАС! Справедливости нет. Бердалы Вы молодец! Отстаиваете честь погибшего отца!
0
Я, Туралина Айбалкын Капешевна, работая в 2003-2006 годах в акимате Ащибулакского сельского округа гл. Специалистом по делопроизводству познокомилась с героем и участником ВОВ Натулаевой Куралай апай. В округе ее постоянно приглашали на все мероприятия проводимые в округе, также она была очень активной, веселой, шебутной женщиной, часто звала меня к себе, угощала узбекскими блюдами, шашлыком и не прочь была выпить сто грамм. Рассказывала о своих боевых буднях, о том, как была медсестрой на войне, как ее ранило и она попала в плен к фашистам, показвала свои ранения, у нее полностью была раздроблена рука, челюсть, которую собирали по частям, как издевались над ними фашисты, как они мерзли в лагерях (не помню название лагеря), также рассказвала как по воле судьбы она вырвалась из плена, чисто случайно в тот день она поменялась своей фуфайкой с одной из пленниц, и по номеру на фуфайке Куралай апай должны были в тот день расстрелять, но вместо нее расстреляли другую. Показывала свой награды, украшения и говорила о том, как ей дорого достались. Но очень редко и мало говорила о своих детях и за два года я не разу не видела, чтобы к ней приезжали дети. Часто к ней приезжали участники ВОВ с России, она сама ездила туда перед днями Победы. Также рассказывала она и о генерале Сабыр Рахимове и том, что она переехала в Казахстан вопреки запрету власти Узбекистана, чтобы доказать, что генерал Сабыр Рахимов не узбек как пишут, а настоящий казах. Также как она поверглась гонениям со стороны властей Узбекистана, о том, как за одну ночь ее похитили снова увезли в Узбекистан, но она снова переехала в Казахстан, но конечно по известным только ей причинам она не могла говорить нам всю правду. Также она рассказала нам о том, что предки Сабыр Рахимова проживали в Казахстане где-то в Алматинской области, родители его были богатыми скотовладельцами, во время раскулачивания они за одну ночь убежали в Узбекистан и жили где-то на границе с Казахстаном, но и там их настигло раскулачивание и стало известно, что они являются кулаками и перед арестом дед С. Рахимова, чтобы сохранить жизнь передает внука Сабыра бедному узбеку и просит чтобы узбек дал ему свою фамилию, таким образом он становится Рахимовым.



В 2006 году Натуллаева Куралай апай сильно заболела, мы работники акимата часто ее навещали. В 2006 году 9-ноября в акимат округа позвонили и сказали, что к Куралай апай приехали чужие люди и также попросили привести милицию, аким округа А. Исаев попросил меня, чтобы я поехала вместе с милиционерами, когда мы прибыли туда, там уже были работники телевидения, которые приехали по просьбе её детей и был один молодой мужчина, которого они не пропускали в дом. Он представилсия мне и сказал, что он участник декабрьских событий -Омаров Ерлик и дал мне газету «Президент және халық» где опубликована его статья. Он пришел проведать Куралай апай, но его не пропускают, я попросила ее детей пропустить его к Куралай апай и они нехотя согласились при условии, что я буду рядом. Я согласилась. Когда мы вошли в комнату к Куралай апай, я заметиила, что за эти дни она сильно осунулась и у нее пропал голос. Я спросила узнает ли она меня, она мне пожала руку и покачала головой в под тверждение, затем к ней продвинулся Омаров Ерлик (так звали молодого человека) он взял ее за руки, сильно прижал к себе, затем достал из своего портфеля чей то старый портрет, она взяла его в руки, поцеловала и прижала к груди и на вопрос Ерлика узнает ли она кто на фото, кивнула головой, затем Ерлик показал ей и другие фото, и она всех прижимала к груди и на вопрос Ерлика утвердительно качала головой, потом она взяла Ерлика за руку прижала к груди и поцеловала и мне в этот момент показалось или так и было у нее покатились из глаз слезы. Она что-то долго говорила шепотом Ерлику, но из за того что она очень тихо говорила ее было совсем не слышно, но по выражению ее лица было видно, что она рада появлению Ерлика. Также из-за того, что ее дети без конца зоходили в комнату и старались всячески помешать нашему общению. Она попросила сфотографировать ее с Ерликом и я их сфотографировала. Она попросила детей, чтобы они достали из чемодана фотографии и показала нам, но дети нам не дали, ссылаясь на то, что они лежат далеко и невозможно их достать, а затем вообще попросили нас, чтобы мы ушли, ссылаясь на то, что она устала. Куралай апай шепотом сказала, чтобы я не теряла связь с Ерликом, что она поняла, что он много знает и то что он сказал все правда. И затем нам пришлось уйти.
23-ноября 2006 года Куралай апай не стало, акимат округа похоронил ее торжественно со всеми почестями. После всего где-то через год мы были приглашены на годовщину Куралай апай, но почему-то годовщину делал бывший работник совхоза Есельбаев Кырыкбай. Когда мы пришли к ним домой он оказывается зарезал барана и пригласил старейшин округа почитать коран для нее. На мой вопрос какое Вы имеете отношение к ней его спруга Куляш апай сказала, т.к. Кырыкбай является потомком Алиби Джангильдина, то Куралай апай будет его тетей. В мае месяце 2012 года мы снова встретились с Ерликом и я повела его к Куляш апай, к этому времени Кырыкбай т.е. ее муж умер. Я познокомила ее с Ерликом и он попросил ее рассказать ему все, что ей известно о Куралай апай, и она рассказала, что она жила по соседству (их огород были вместе) с Куралай апай и ее спруг являся дальним родственником Куралай апай, они хорошо общались и что в 1999-2000 годах к ней часто приезжали работники с органов Узбекистана и она часто пряталась от них у них дома. Муж Куляш апа был внуком брата Алиби Джангильдина, но также Куляш апа рассказала, что мать ее мужа категорически не воспринимала ее и говорила, что Куралай апай незаконорожденная дочь А. Джангильдина, но несмотря на протест своих родственников А. Джангильдин сильно помагал Куралай. И считал ее своей дочерью. Также со слов Куляш апа Куралай апай показывала ей золотые монеты, которые якобы ей подарил А.Джангильдин, когда она училась в Москве, чтобы она воспользовалась в самые трудные минуты. Также она рассказала, что она хранила именной пистолет Сабыр Рахимова и ордена, медали и многие фотографии, гимнастерка. Но после ее смерти они куда то пропали. Пропали все ее боевые ордена, медали, а также ее гимнастерка, которую она одевала на встречу.
8 7023867343
8 72752 71-4-89 дом.
8 72752 71-0-26
Туралина Айбалкын Капешевна главный специалист акимата Ащибулакского округа Илийского района.

0

Абдурашид Абдуллаев
24 июля в 10:56 · Yvision.kz · отредактировано ·
САБИР РАХИМОВ УЗБЕК!!!!!!!!
Дорогие казахские братья, это все здорово что вы во имя славы своего народа делаете такие дела.
Но при всем уважении к Вам, не было доказано ( и вряд ли это удастся )что генерал Сабир Умарович Рахимов по национальности казах. И то что написанные и объявленные все эти разговори и стати в пустую. Само имя генерала говорит о том что, это чисто узбекское имя.
Уважаемый Оспан ага приводит слова каких то людей, бог знает кто они. И слова обиженного от властей Узбекистана само званной жены без доказательств ,Куралая Натуллаева.
В нормальном цивилизованным мире такие вопросы решаются с неопровержимыми доказательствами. По всем архивным документам Сабир Рахимов проходит по национальности что он УЗБЕК.И в наградных листах он узбек и в при смертном документе в 1945 законная жена указана по имени Мамура Рахимова,которая похоронена в кладбище "Тешик копкок" рядом с "Тахтапулом",где похоронены вся родня(Дед Рахим ота,отец Умарота,мать,дяди и другие) генерала.Какие еще нужны доказательства что он не узбек. А нашем властям на чихать на такие разговоры,что генерал не узбек,потому что это похоже на бабе сплетни.
Другой вопрос почему убрали и перенесли памятник генерала в центр, в парк имени Г.Гуляма,и переименованы метро и район так как он был советским генералом. Вот и вся арифметика.
В музее ТуркВО в Ташкенте стоит отдельный павильон генерала Рахимова. Можете пойти и посмотреть все документы и фотографии с детства генерала. А до сноса дома музея (снесли вес квартал там где был дом музей,потому это был очень старый квартал) генерала возглавляла его родная сестра.
Я прошу прошения,но "Многие грамотные люди в пагонах" насмехываются над такими выходками.
Так что генелал Сабир Умарович Рахимов был и останется УЗБЕКОМ !!!!
С уважением Абдурашид Абдуллаев город Ташкент.
0
Этот документ был составлен в начале мая 1945 года со всеми данными умерших от ран в госпитале. Также указана жена генерала Рахимова ,Мамура Рахимова ( А не какая то Натулаева ) с домашним адресом, г..Ташкент,ул.Сталина дом-2 кв-1 , из архива МО РФ,(МО СССР). Этот документ предоставил работник архива МО РФ по интернету,в месте и с другими документами.X7XJzCAyQnBRvY99f3zp1Cf6b0j7jm.jpg
Показать комментарии