800 причин для суицида

6099
52
0
14

Казахстан занимает лидирующее положение в Центральной Азии по суициду среди подростков. Такие данные были получены в результате ежегодного исследования ЮНИСЕФ в среде девочек 15-19 лет. В этой...

Казахстан занимает лидирующее положение в Центральной Азии по суициду среди подростков. Такие данные были получены в результате ежегодного исследования ЮНИСЕФ в среде девочек 15-19 лет. В этой категории наша республика занимает первое место в центральноазиатском регионе.

Между тем, эксперты говорят о том, что полученные данные довольно поверхностны и формальны, но связано это не предвзятостью со стороны ЮНИСЕФ, а с отсутствием в Казахстане собственных исследований этой проблемы.

По мнению детского психолога и общественного деятеля Маргариты Ускембаевой, детский суицид в Казахстане давно пора вывести на уровень угрозы национальной безопасности.

«Всплеск суицида в подростковой среде пришелся на 2010 год, когда было официально зарегистрировано 237 случаев. Можно с уверенностью утверждать, что в реальности эта цифра на 40% больше, так как единой системы и методики регистрации случаев самоубийств нет. Комитет по правовой статистике считает по-своему, Агентство РК по статистике – по другому, у нас, профессиональных психологов, иной подход», - говорит Ускембаева.

Так, по данным Союза кризисных центра за 2011 год на телефонную линию «150» поступило 10 звонков от подростков с суицидальными проблемами, а за 2 месяца 2012 года – 4 звонка.

В результате единой картины у экспертов нет, а говорить можно только о тенденциях. Так, согласно исследованиям общественного фонда «Институт равных прав и равных возможностей в Казахстане», наибольшее число суицидов приходится на Восточно-Казахстанскую и Северо-Казахстанскую области, наименьшее – на южные регионы.

«В 41% случаев причины суицида неизвестны. Об этом говорят и данные ВОЗ, которая выделяет 800 причин суицида, и наши исследования», - продолжает эксперт.

Причины сложившейся ситуации можно описать известной поговоркой: «у семи нянек дитя без глаз». Функции охраны детства находятся в компетенциях нескольких министерств: МОН, МВД, министерство здравоохранения, министерство труда и социальной защиты, министерство культуры. Вместе с тем, единой национальной программы по преодолению деструктивных настроений в подростковой среде в Казахстане нет.

«Суицид – это крайняя форма детского протеста. Увеличение количества детских самоубийств говорит о том, что социальные институты: школа, семья, общественные организации, не выполняют своих функций. Нынешняя школа делает все, чтобы снять с себя ответственность за подростковый суицид, и взвалить вину на семью. А семья – сфера приватная, в нее никто не лезет», - рассказывает Маргарита.

В прошлом году Фонд  «Институт равных прав и равных возможностей в Казахстане» разработал проект национальной программы противодействия суициду, а также пособие по суициду для школьных психологов. Однако программа так и осталась на уровне проекта, а пособие не получила широкого распространения из-за отсутствия денег на тираж.

«В 2011 году МОН показало профицит бюджета на 118 миллионов тенге. Откуда взялась экономия? Это не построенные 100 школ в рамках одноименной госпрограммы, это не реализованные программы по социализации детей, по организации внешкольного досуга», - убеждена психолог.

Именно в избытке свободного времени психологи ищут еще одну причину подростковых суицидов, а также детской жестокости. С казахстанскими специалистами согласны и российские психологи. Сейчас в России фиксируется рост проявлений жестокости детей по отношению к своим сверстникам. «Масса свободного времени», - выносят свой вердикт эксперты.

«Не каждый взрослый может организовывать свою жизнь, не говоря о ребенке. Наши дети не сильно заняты в школе, после школы вообще предоставлены сами себе. Все кружки, секции, спортивные школы, летние лагеря сейчас стоят дорого. Дворовые площадки – фикция, детей нужно организовывать, при площадках должны работать клубы со штатом методистов», - говорит Маргарита Ускембаева.

В подтверждение своих слов эксперт приводит такие факты: алматинский Дворец школьников  рассчитан на 3.000 мест, в середине учебного года он заполнен лишь на 50%. В разгар летнего отдыха детский лагерь «Горное солнце» в окрестностях Алматы продает только половину путевок.

Как формируются цены в сфере детского досуга, что даже алматинцы, не самые бедные люди в стране, не могут позволить себе отправить детей в летние лагеря или записать в секцию? - задается вопросом психолог.

Еще одним путем решения проблемы может стать организация школьно-психологической службы. Сейчас в школах, в лучшем случае, работает один социальный педагог и один школьный психолог. Этого явно недостаточно. К тому же квалификация этих специалистов оставляет желать лучшего.

По словам Ускембаевой, детская психология разительно отличается от психологии взрослого человека, и работать с детьми должен специалист именно в этой отрасли.

«Молодые психологи не идут работать в школы из-за низкой оплаты труда и большого объема работы. К тому же школьные психологи и социальные педагоги, зачастую, не представляют, чем они должны заниматься, а ведь на них возложена важная функция социализации детей, которая, как любой процесс, должна быть управляема», - объясняет общественный деятель.

Даже беглый анализ проблемы показал, что проблема суицида среди подростков требует комплексного системного решения.

Все предложенные меры: развитие инфраструктуры и доступность детского досуга, усиление психолого-социальной работы в школах, принятие единой программы противодействия суицидам, координирующей действия нескольких министерств,  должны быть приняты на государственном уровне, пока количество детских суицидов не приняло масштаб национальной катастрофы.

Оцените пост

14

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему