Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
0
03:28, 14 мая 2012

История и мысли вслух.



Случилось так, что я посетил «Музей памяти жертв политических репрессий». Находится в посёлке Долинка в 40 км. от Караганды.  Сама долинка существует с 1909 года, сей факт поражает. Кто и главное, зачем в то время ехал сюда, в голую степь, где нет ровным счётом ничего.

За полными историческими сводками обращайтесь в Википедию, не вижу смысла всего переписывать. Просто постараюсь изложить свои мысли по этому поводу.

 

Для начала выводы. В чём-то я могу ошибаться и заблуждаться. Я не историк. Извините.

 

О ГУЛаге знают все, я так думаю. 1923-1967.

КАРлаг являлся самым крупным «филиалом» ГУЛага на территории советских республик. Таких «филиалов» было множество, как и в самом Казахстане, так и за его пределами, но история распорядилась, так что наша земля приняла у себя самый большой исправительно-принудительный трудовой лагерь. Территория лагерей НВКД огромна, простирается по всей территории СССР. На территории КазССР находилось 15 лагерей, может и больше. Основные ИТЛ находились в центральном Казахстане, на территории современной Карагандинской области. Представьте себе, трудовой лагерь, превосходящий по площади большинство стран ЕС. Связывало всё это хозяйство «железного Феликса»  километры железных дорог.

Blog post image

Стоит отметить, что эти дороги,  а так же лагеря дали дальнейший толчок к развитию Казахстана. Индустриальная база была поднята, за какие-то десятки лет. Казахстан по индустриальным показателям превосходил все республики СССР. Как ни странно, многие могут со мной не согласится, но всё благодаря лагерям.  Да, так оно и есть. Опять же, абсурдность,  но нам повезло, что именно у нас были основаны эти «мясорубки». Повезло в плане развития и готовности наших степей принять на себя груз индустриальной машины СССР. Посреди степей стали появляться яблоневые сады, бахчи, теплицы с клубникой и другими экзотическими фруктами для нашего климата и земли. Не говоря о огромных сборах зерновых и ещё более огромном количестве КРС. Кстати о КРС. В одном из документов музея я прочитал о том что КАРлаг перевыполняет планы по мясобойной и «шубовой» отрасли. Шубы шили из прекрасного меха выведенных здесь же баранов. Так же кожаные изделия. Перчатки, плащи, чемоданы и прочее.

Готовность была обеспечена тысячами загубленных жизней, миллионами ломаных судеб и семей. Я сам понимаю, что звучит всё это неприятно и эгоистично, но, дорогие друзья это так.

Помимо технического развития государства созданного с нуля, именно государства в том плане, каким оно должно быть в современно представлении, Казахстан получил культурное развитие. Опять же благодаря лагерям. Ниже небольшой список самых знаменитых узников КАРлага.

Священнослужитель  - отец Севастьян.

певица – Лидия Андреевна Русланова;

известная актриса – Зоя Федорова;

мама Майи Плисецкой – Рахиль Мессерер-Плисецкая;

ученый – Николай Тимофеев-Ресовский (Зубр);

знаменитый авиаконструктор – Андрей Николаевич Туполев;

Александр Леонидович Чижевский;

солистка Харьковской оперетты – Е. Олевейникова;

бывший директор Московской оперетты – М. Лер;

исполнительница русских народных песен – О. Кузьмина;

актрисы – О. Окуневская, К. Орохелашивили, Л. Бабицкая-Головня;

поэтесса – К. Андронникова.

А так же: Лев Гумилев, Анатолий Марченко, Анна Тимирёва, Александр Чижевский, Уар (Пётр Шмарин), Герман (Вейнберг), Юрий Грунин, генетик В. П. Эфроимсон, Давид Выгодский, Владимир Михайлов.

 

Какую именно роль это сыграло в культурном развитии Казахстана и что эта за роль такая, а здесь писать не буду. Если вам интересно вы всегда сможете это найти.

Заканчивая эту часть, я ещё раз бы хотел сказать, мое личное мнение строится на основании прочтённых мною статей и документов. Всему этому есть подтверждение.  Здесь нет никаких фантазий.

 

Сам музей.

 

Музей находится непосредственно в здании управления КАРлага НКВД СССР. Построено здание в 1933 году. Впечатление производит колоссальное. Бескрайняя степь и в ней, словно корабль в море, стоит на якоре здание управления. Несмотря на отдалённость от цивилизации здание не лишено архитектурной выразительности. Выполнено в стиле «сталинского ампира». Мне очень нравится данный стиль. Величественно и помпезно. Стиль олицетворяет в себе мощь и силу Союза Советских Социалистических Республик.

Кратко о судьбе здания. В нё располагалось  управление КАРлагом, как сейчас говорят «офисно-административный» центр. Начальник занимал просторный светлый кабинет с видом на фонтан и аллею. Как полагается у него была приёмная. Всё серьёзно.  За всё время в кабинете начальника сменилось 11 человек.

  • 1931—1932 — Коринман ?.?
  • 1932—1933 — Чунтонов М. М.
  • 1933—1938 — Линин О. Г.
  • 1938—1939 — Никифоров П. Л.
  • 1939—1944 — Журавлев В. П.
  • 1944—1949 — Соколов В. П.
  • 1949—1951 — Маевский В. М.
  • 1951—1955 — Волков З. П.
  • 1955 — Черкашин ?.?
  • 1955—1956 — Непряхин Д.А
  • 1956—1959 — Витенко И. Н.

После того как ГУЛаг упразднили (точную дату я не знаю, но догадываюсь) здание было перепрофилировано в просто административное здание, ведь нужно было как то всем этим дальше управлять, а потом и вовсе здание стало  детским лагерем (отдыха разумеется), может и не совсем детским лагерем, но чем то весёлым.  Затем и вовсе здание стало умирать. В недалёком прошлом его купил некий «бизнесмен» за 2000 тг. (две тысячи тенге). Зная о том, что строение представляет историческую ценность…он решил разобрать его на исторические кусочки, на кирпичи. Ничего не скажешь.

Узнав об этом, государство через суд расторгло договор купли-продажи, и здание вошло в список охраняемых исторических объектов. WIN!

Blog post image

 

Blog post image

Blog post image

Здание было отреставрировано по госпрограмме «Дорожная карта». На всё, про всё 131 000 000 тенге.  Надо сказать, что исторический облик здания воссоздан точно, если бы не пластиковые окна, то главное управления выглядело точно как в тридцатые.

Перед зданием фонтан, воссоздан и работает исправно.

Blog post image

Blog post image

Внутри всё современнее. При входе на фоне раритетной репродукции карты КАРлага встроен ж/к монитор. В телевизоре выступает президент. Облачает ужасы режима. Вдоль коридоров по обеим сторонам тянутся стенды с личными делами, справками и сводками. Читать всё просто не хватит ни времени, ни сил. Музей поделён на тематические  залы. Все экспонаты и таблички на трёх языках, на казахском, русском и английском. В музее часто бывают иностранные гости.

Blog post image

Начинается экскурсия с зала истории КАРлага. Интерьер исполнен в красном цвете, символично. Доносится тревожная фоновая музыка, усиливает эффект от экспозиции.

За стеклом жуткие фотографии и не менее жуткие документы.

Так в одном из рапортов сообщалось. В период с 11 по 16 февраля 1934 года, в ходе проверок были обнаружены лица, имеющие при себе человеческое мясо в сваренном виде. Был задержан мужчина с частями человеческого тела, а так же женщина, принёсшая в передаче мужу мясо человеческое в сваренном виде (предположительно ребёнок, возраст 6-7 лет.) Ведётся следствие.

Производит это ужасные впечатления. Поначалу это не воспринимается всерьез, но идя дальше и читая, тебя просто пробивает.  Что происходило с людьми в то время да же думать не хочется. Как я говорил выше, документов много, всё не перечитаешь.

(К сожалению точной последовательности расположения залов я не помню, фотографий не имею. Кстати фотографировать внутри запрещено).

Затем, как я помню, идёт зал, вернее небольшая комната детей КАРлага. Стены «украшены» старыми детскими рисунками и письмами детей (после 5 лет, детей      отправляли в детские лагеря). На стендах под стеклом фотографии детей и документы. Один из документов находящийся в левом нижнем углу сообщал о том, что в период (к сожалению, не запомнил годы) в КАРлаге возросла детская смертность, как правило, от острых заболеваний. Так же там сообщалось о том, что необходимо принять меры по решению это «проблемы» и создать условия для снижения уровня смертности.

В центре комнаты стоит детский манеж, сколочен он из деревянных реек, окрашен в серый цвет. Внутри манежа маленькая подушка и одеялко (экспонаты подлинные) , рядом с манежем стоят детские валенки в резиновых калошах, размер примерно на 4 летнего.

Не совсем приятно там находится. По понятным причинам.

Следом, как помню, зал сельскохозяйственного развития. В нём представлены различные предметы хозяйственно-крестьянского труда. Так же документы, в которых приводятся результаты посевных и сборов, соотношения результатов с другими годами. В документах указывается о рекордных сборах плодовоовощных и бахчевых культур о выведении собственных видов растений и посадки американских яблонь. В общем, земля использовалась на 100%. К вопросу об орошении, были проведены каналы от протекающих вблизи рек. Выкопаны колодцы.  Фотографии крестьян, селекционеров. Небольшие макеты белоголовой коровы и барана с рогами-«вьюнами». Так же расположена экспозиция крестьянского саманного домика, вернее его интерьер. Очень реалистично. В небольшой комнате нехитрый быт. Стул, стол, приборы и зеркальце. Полуоткрытая дверь, в проёме виднеется нарисованное (опять замечу, очень натурально) пастбище и в проёме между «улицей» и дверью дневной свет, как настоящий. Такой эффект был получен за счёт подсветки холстов изнутри, игра света.

Затем зал коллективизации. О том, что это было, можно найти в интернете. Опять же очень реалистичная экспозиция «3D»  Гипсово-восковая бабушка казашка сидит на стуле(?)  с горестным лицом, рядом мужик чинит телегу, вероятно для экспроприации. Всё выполнено на высшем уровне, земля, трава. На холсте позади, разворачиваются драматические события. Экспроприаторы отбирают нажитое у кочевников, уводят лошадей и что-то в мешках, лают собаки, мужики в форме в гневе, все плачут. И опять же игра света делает своё дело. Фигуры и холст воспринимаются как одно целое. Документы сообщают о количествах экспроприированного у жителей. Фотографии так же наглядно демонстрируют процесс коллективизации. Говоря о коллективизации можно долго спорить о её надобности, но ясно одно, она была проведена и точка. Ударными темпами коснулась она всех. Как и голод тридцатых, он затронул все народы СССР, не только, как считает официальная Украина, их народа, а всех. Все голодали и все умирали. Общая жертва во имя построения коммунизма. Звучит как то глупо, но так и было и так надо было.

Далее, помню, посетили зал культмассового сектора КАРлага. Единственный зал, который хоть как-то поднимает настроение. В зале фотографии различных музыкальных, театральных коллективов, фотографии спектаклей. Так же представлены раритетные музыкальные инструменты, проигрыватель (интересная деталь: над проигрывателем, на потолке, установлена музыкальная колонка, получается такой эффект, будто музыка раздаётся из проигрывателя).  На стенах представлены агитационные плакаты, призывающие следовать тов. Сталину,  а так же разоблачающие запад. Так же  на стендах представлены элементы ручной вышивки. Очень красивые подушки, чехлы для газет и прочая утварь. В экспозиции представлена сцена, на сцене гипсово-восковая фигура Лидии Руслановой  (для меня это было открытием, что великая Лидия Русланова то же отбывала срок в КАРлаге и это некогда любимица Сталина и подруга семьи ЖуковаГ.К.) и баянист, а за кулисой чекист! Чекист за кулисой выглядел смешно. То ли подглядывал, то ли подслушивал. В зале стоит пианино.

Дальше, ещё больше залов. Все они самобытные, безусловно, интересные. Так в зале депортации народов находится половина товарного вагона на 40 человек, вагон разрезан вдоль. Стоит на рельсах, рельсы в снегу и в ковыле. Звучит фоновый звук идущего поезда. Стенды рассказывают об истории депортации народов и общем кол-ве депортированных.

Зал депортированных в КАРлаг представлен большим количеством фотографий и документов, личных вещей.  Так, к примеру, в одном из стендов расположена библия, на немецком языке выполненная в готическом стиле за 1889 год.  Много личных вещей, книг.

Зал научной работы, в котором помимо всего висит советский плакат, сообщающий о том, что КазССР бьёт рекорды по всем отраслям и выполняет сверхплан.

Библиотека КАРлага представлена небольшими полками с книгами, вырезками из газет.

Зал казахской интелегенции представлен жизнеописание деятелей партии Алаш и их потерты. Практически у всех  последний год жизни значился, как 1937. Все они были расстреляны. Есть оригиналы газет подпольно издаваемых в Киргизии (тогда так назывался Казахстан) на арабском языке, в Туркестанской области.

Дальше кабинет с приёмной начальника (писал выше) который пристально из кона всматривается вдаль.

Зал судеб поразил тем, что по всему периметру комнаты на стене идёт чёрная широкая полоса на ней список приговорённых к высшей мере.

 

Затем подвал. В нём в тридцатые были камеры ВС , сейчас там экспозиции камер в которых жили заключённые. Все текстуры передают ту атмосферу обречённости и угнетённости. Мужская и женская камеры. Передать всё я не смогу. Скажу одно, это производит сильное впечатление.

Коротко. Зиндан, всё таки зиндан, а не колодец. Кладка фундамента и кладка цоколя совпадают с внутренними стенками зиндана.

 

Карцер без окон и света, в дальнем углу фигура мужчины, а в правом ведро. Всё ясно и понятно. В карцер попадали только за «высокие заслуги» и что бы попасть туда, нужно было постараться.

Далее комната следователя, рядом с комнатой следователя, комната фотографии и дактилоскопии.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

(Внутри фотографировать запрещено. Запретный плод сладок)

Дальше камера пыток, то же попасть туда было довольно не трудно, нужно было всего лишь ни  в чём не сознаваться  и вы автоматически получали путёвку в пыточную.

Символично, напротив пыточной экспозиция морга. Жуткое место. Про поднятый уровень пола писать не буду, не подтверждено. А про бочки скажу. Бочки использовали для умерших детей, как правило, новорождённых. Если ребёнок умирал зимой, раскопать могилку было тяжело, поэтому всё происходило с использованием бочек, до весны. Описывать не буду.

Экспозиция стены расстрела. Ничего особого. Стена и стоящий лицом к стене заключенный. Пару минут и всё.

Есть закрытые комнаты, в них идёт реставрация, скоро откроются.

 

Вот как бы и всё. Про персонал скажу, что он очень приветливый и осведомленный. Криков о том, какой Сталин был кровавый упырь, не было. Всё очень информативно, без перехода на личности.

Это исторически факт, история. И как любой другой здравомыслящий человек, к истории я отношусь с уважением. Бал такой период. Ужасный, жуткий, но был. И поэтому трогать его и обсуждать, орать с пеной у рта глупо. Ничего не изменится.

Напишу ещё об одном немаловажном факте, о творческой интеллигенции Казахстана того периода. То как с ним расправилась власть, было действительно жестоко. Казахстан потерял действительно массу выдающихся имён, деятелей науки, культуры, литературы.

В этом плане это была невосполнимая утрата на десятки лет Казахстан, и казахский народ утратил некую самобытность, это не значит, что казахский народ навсегда отвернулся от своей истории и предков. Замечу, происходило это не только в Казахстане и его народом. Это был целенаправленный акт на искоренения различий между республиками СССР.

В какой-то степени это повлияло на разобщенность нынешнего Казахстана.  Разрыв в социальной среде.

Но с другой стороны власть просто не могла не действовать иначе, как- никак, это была внесистемная оппозиция (тогда и системной, то не было). А с опальной оппозицией разговор короткий. Их деятельность попадала автоматом под статью враг народа. А раз это была интеллигенция, то тем более, приговор «высшая степень социальной защиты».

 

Давайте теперь взглянем на И.В.Сталина, такой ли он бал кровавый упырь. Определённо нет. Попытаюсь объяснить. Для начала факт, никто из советских да и мировых лидеров не смог победить войну (таких масштабов) , а так же из гигантского села простирающегося на большей части Земли, создать индустриально – мощную державу. Об узниках. Далеко не все узники ГУЛага были невинными людьми. По большей части это были действительно уголовники, преступники и враги режима. Около 15 – 20 %  заключённых были осуждены по сфабрикованным делам. Делалось это опять же в целях предотвращения угрозы для страны. Та часть творческой интеллигенции которая к счастью избежала высшей меры, то же ждала не приятная судьба. В большинстве случаев их поселяли с уголовниками, дабы отбить желание.

Вернёмся к Сосо. Многие рассуждающие о его роли в жизни страны поделены на два лагеря. За и против. Я считаю, у такой личности не может быть определённого портрета.  Он многогранен, граней больше чем у стакана. Поэтому не вижу смысла устраивать дебаты и шоу о том кто же такой И.В.Сталин.  Повторюсь. Это период истории и как к любому периоду к нему нужно относится с уважением, несмотря на его характер. Поливать грязью собственную историю – последнее дело.

Всё.

 

Напоследок. Спасибо моему другу Арману. За помощь в написании.

Вот ссылки на очень интересные сайты :

История Казахстана.От древности до независимости.

О узниках КАРлага


0
1650
7