Хищническое отношение к природным ресурсам, перевод экологических платежей на плечи налогоплательщиков, рост мировых цен на сырье – основные источники
экономического роста республики за последние годы. Такое мнение высказал
председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов во время
круглого стола, посвященного строительству горнолыжного курорта Кок-Жайляу.
Напомним, что споры вокруг проекта строительства в ущелье Кок-Жайляу международного горнолыжного курорта идут уже около года. Неправительственные и общественные экологические организации во весь голос говорят о том, что реализация этого проекта нанесет окружающей среде Южной столицы непоправимый ущерб. Сейчас к ним присоединились спортсмены, проектировщики, экономисты.
По словам Сергея Куратова, нынешняя политика казахстанских властей, «экономический рост любой ценой», является отражением расхожей доктрины рыночного фундаментализма, сформулированной в свое время Джорджем Соросом. Эта теория была подвергнута резкой критике в 70-е годы прошлого века, когда Европа оказалась на пороге экологического кризиса. В 10-е годы 21 века эта теория активно воплощается в жизнь на просторах нашей республики.
«Отрадно хотя бы то, что власть признает свою неправоту в экологических вопросах, но приоритет экономики над экологией, по-прежнему, ставится во главу угла. Из-за подобной политики уже сейчас 75% территории Казахстана подвержены угрозе экологической катастрофы», - говорит Сергей Куратов.
Ущелье Кок-Жайляу является излюбленным местом отдыха алматинцев и поклонников пешего туризма. Оно находится недалеко от города, обладает пологими склонами и до последнего времени в ущелье не вели дороги, доступные для автомашин, что делало Кок-Жайляу одним из немногих мест в окрестностях Алматы с чистым воздухом.
Начало строительства такого крупномасштабного объекта, как горнолыжный курорт
международного уровня, приведет к вырубке пойменных лесов на склонах ущелья, к выветриванию плодородного слоя почвы и, как следствие, гибели многих видов растений, некоторые из которых занесены в Красную книгу.
«Мы уже видели, как строили к Азиаде горнолыжный курорт на Чимбулаке, и до сих пор видим «облысевшие» склоны, горы строительного мусора, недостроенные и брошенные объекты. Туда даже ездить теперь неприятно, зато цены на Чимбулаке подняли в два раза», - продолжает эколог Куратов.
К тому же, по мнению специалистов, среди которых и Елена Хрусталева, чемпионка зимних Азиатских игр 2011 года, Кок-Жайляу не обладает необходимыми для горнолыжного курорта техническими параметрами. Склоны в ущелье пологие и не соединены между собой, снег лежит лишь 2-3 месяца в году, а площадь ущелья в 1.000 гектар не позволит создать 500 километров горнолыжных трасс длиной от 9 до 13 километров.
«Для 500 километров горнолыжных трасс необходимо 2.500 гектар земли. Я уверен, что строится эти трассы будут за счет земель Иле-Алатауского национального парка,
что уже является грубейшим нарушением казахстанского законодательства», - продолжает Куратов.
Вызывает сомнение и экономическая эффективность проекта. Так, экономист и общественный деятель Петр Своик считает, что курорт получится убыточным, и инвесторы будут «отбивать» свои деньги только постоянным повышением цен на услуги, что, конечно же, не привлечет в страну иностранных туристов.
«Предпроектная документация не выдерживает никакой критики. Почему все эти мифические толпы иностранцев должны приехать именно к нам? Австрия свои курорты развивала с 50-х годов прошлого века, Куршавель до начала 90-х годов, когда там появились первые русские олигархи, был Богом забытой деревушкой. Все мировые горнолыжные курорты людьми не переполнены», - говорит Петр Своик.
В Казахстане, по мнению экономиста, достаточно примеров, когда на, казалось бы, инновационные проекты были потрачены огромные государственные деньги, а потом выяснялось, что у них отсутствует рынок сбыта или сырья.
«В данный переходный период не надо затевать громадные экологические проекты. Пусть власть придет в себя, ей и так есть, чем заняться: убирать частные особняки из
природоохранных зон, разбирать мусорные свалки в национальных парках», -убежден Своик.
Отметим, что настроительство курорта, по предварительным оценкам, будет потрачено 112 миллиардов тенге. Реализация подобного проекта не только даст мощный импульс развитию туристического кластера в Алматы, но и позволит создать порядка 30.000 рабочих мест. Что же касается охраны окружающей среды, то, по словам, начальника управления туризма Бакитжана Жуламанова, при строительстве курорта будут применяться современные природосберегающие технологии. И строить курорт, и инвестировать в него будут европейские компании, которые, по меткому замечанию господина Жуламанова, «собаку съели на охране окружающей среды и без обоснования экологичности проекта не дадут ни цента».