• 79559
  • 778
  • 32
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Для тех, кто не жил в Советском Союзе. О жизни в КазССР

Насчет Советского Союза. Я вырос в СССР. В свое время, кажется, в 1982 году (когда еще пионером был), писал искреннее сочинение на тему "Расскажу Ленину", которое заняло 2-е место на районном конкурсе сочинений. О чем писал? О том, что в СССР нет бомжей, у всех есть крыша над головой, работа, стабильное будущее, все счастливы, молодым всегда была открыта дорога -- вуз бесплатно, после получения специализации молодой специалист направлялся на предприятие, где спокойно устраивался по специальности на работу. Не сразу начальником, конечно, но не ниже мастера. Плюс, ставили на очередь на квартиру, а общежитие в обязательном порядке выделялось, если жить негде было.

На предприятии тебя ждала нормальная карьера инженерного сотрудника. Многие казахи могли спокойно стать и становились директорами предприятия, или пойти вверх по партийной карьерной лестнице (как это сделал в свое время Н.Назарбаев и многие сегодняшние руководители казахстанских крупных предприятий).

Да. Квартиры, конечно, у многих были служебные. Но никто не жаловался на то, что ночевать негде. Все были накормлены, обуты, одеты. Все имели работу. Были, конечно недовольные, но они могли обратиться по поводу какой-либо несправедливости в райком партии, или в обком, или в ЦК Компартии обратиться. Каждый случай рассматривался и по каждому случаю принималось конкретное решение, которое исполнялось обязательно. Виновных сурово наказывали, головы, конечно, не рубили, но партийный выговор получить -- это сулило большие неприятности по работе.

Что еще? Не было такой криминогенной обстановки как сейчас. Ощущение общественной безопасности было таково, что ключи от квартиры часто клали под половик перед входной дверью, железных дверей не было вовсе, они точно были не нужны. Милицию уважали, даже любили :). Воров практически не было, карманников тоже не встречал в советский период. Были, конечно, хулиганы, шпана. Но даже эти хулиганы и шпана вели себя по-джентльменски: не обижали и не трогали прогуливающихся молодых парочек. Могли в морду дать из-за того, что сигареткой не поделился. Но лежачего не били. Негласные правила соблюдались.

Уважали сильно ветеранов войны. Любой ветеран мог встать и сказать, все что думает о каком-либо начальнике, если тот был неправ. И, знаешь, ли прислушивались к их мнению.

Среди людей были гораздо более душевные, простые отношения. Никто никого не рассматривал сквозь призму рыночных отношений. Презирали рвачей. Уважали трудоголиков. Им был действительно обеспечен почет и слава. И деньгами их не обижали, плюс грамоты, путевки в санатории на море бесплатно. Вообще соцпакет был не чета нынешним -- тринадцатая зарплата (премия ежегодная в размере оклада ежемесячного), путевки в санатории по линии профсоюзов, спортивные традиции культивировались крепко и на системной основе, пособия матери и ребенку, пособия инвалидам и ряд других благ, многие из которых уже недоступны для граждан РК.

Было спокойно на душе. У обычных граждан была великая гордость за Страну Советов -- страну Первой в мире Социалистической революции, страну победившего социализма. Не дутая и показная, а натуральная, искренняя гордость и патриотизм.

Взяток в вузах практически не брали, этот феномен если и существовал, то только в очень малых масштабах, да и то при поступлении в престижные вузы. Если ты был умным, то мог легко сдать и пройти все экзамены. Лично я закончил школу с серебряной медалью, безо всякого блата, обучаясь в сельской школе, даже не районной. Вот и судите об уровне образования советского периода.

Коммунальные услуги платились, по-моему по самым мизерным расценкам. Одежда была, в принципе, качественной, нормальной. Кто хотел фирменное что-либо, мог это купить при поступлениях в универмаги. Очереди, конечно были. Но еды хватало. У всех холодильники полные были.

Для сравнения. Казахстанские цены в 70-80 годы — советское время:

  1. Буханка белого хлеба — 24 копейки;
  2. Буханка черного хлеба — 14 копеек;
  3. Автомобиль «Запорожец-ЗАЗ-968М» (не «горбатый») — 3500 рублей новый;
  4. Автомобиль ВАЗ 2108 стоил в 1987 году 8346 рублей, а ВАЗ 21061 — примерно 9000 рублей;
  5. Детская игрушка «Танк с дистанционным управлением» (1989 год) — 4 рубля 50 копеек;
  6. Боксерские перчатки (14 унций) — 9 рублей 50 копеек;
  7. Мужская стрижка — 20 копеек;
  8. Икра красная (кг) — 8 рублей, икра чёрная (кг) — 12 рублей;
  9. Книга — 1 рубль (в среднем);
  10. Банка сгущенки (редко красовалась на полках магазинов) — 37 копеек;
  11. Проезд (Алматы) — трамвай, троллейбус — 3 копейки, автобус — 5 копеек, автобус-экспресс — 20-30 копеек;
  12. Авиарейсы «Алмата-Кокшетау» — 27 рублей, «Алмата-Москва» — 64 рубля, «Алмата-Ленинград» — 72 рубля;
  13. Магнитофонная приставка «Нота-305» — 106 рублей, электрофон «Вега-101» — 230 рублей;
  14. Пачка соли — 7 копеек;
  15. Джинсы («Левис», «Врангеля») — 250 рублей (естественно, не в магазине, а на «барахолке» в Алматы);
  16. Чай с сахаром — 2 копейки стакан;
  17. Конфеты кавказские (без оберток, но очень вкусные в жаркий день с холодной водой) — 1 рубль 40 копеек;
  18. Свекла (1 кг) — 6 копеек…
  19. Коробка спичек — 1 копейка. В коробке было 60 спичек. Потом стало 50... И все сердились, как это нас обманывают... Коробочки сейчас по форме те же, а по содержанию — картонки. Фанерные коробочки, отмерли вскоре после того, как число спичек сократилось с 60 до 50... Сколько спичек в коробке сейчас?
  20. Сигареты «Прима» — 14 копеек;
  21. Папиросы «Беломор» — 22 копейки;
  22. Пиво разливное «Жигулевское» — 22 копейки кружка, 37 копеек бутылка 0.5 литра, 45 копеек 0.5 литра «Шахтерское»,
  23. Говядина в магазине (очередь 2 – 6 часов и по 2 кг в руки) — 1рубль 90 копеек;
  24. Водка «Экстра» — 4 рубля 12 копеек, «Московская» — 3 рубля 62 копейки. Потом, в 1979-1980 годы, «Экстра» исчезла, появилась «Русская» (два с половиной богатыря) за 4 рубля 42 копейки. Ради справедливости нужно сказать, что нынешняя водка в магазинах продается реально раз в 10 дешевле, чем в советское время. Т.е. за качественную бутылку водки вместо 700-1000 сегодняшних тенге в советское время мы бы платили примерно 7-10 тысяч тенге. Таким образом, водка, к сожалению, стала доступнее для казахстанского населения;
  25. Вина: «Белое крепкое», «Розовое крепкое» — 82 копейки (0.5 литра бутылка), «Рубин», «Солнцедар» — 1 рубль 2 копейки,
  26. «Памир» (0.7) — 1рубль 27 копеек, «Вермут белый» (коричневого цвета в бутылке размером шампанского) — 1 рубль 60 копеек, разные портвейны — 1рубль 27 копеек — 1 рубль 80 копеек, «Советское Шампанское» (других не было) — 4 рубля 17 копеек.

Для чего все это пишу? Не для того, чтобы показать, что мол, при Советском Союзе в раю жили. Отнюдь. Просто тот же прейскурант цен специально дал, для общей информации. А то какое-то однобокое, искаженное восприятие советского времени у молодого нынешнего поколения складывается. Типа, люди жили зомбированными. В каких-то идеологических сферах, да, мозги хорошо были промыты. Но промыты, заметьте, с большим тактом, умом и сообразительностью. Сейчас это делают в учебниках по истории все более топорно.

Просто слишком некоторые нацпаты стали оч-чень вдаваться в антисоветскую крайность. В советское время немало хорошего было. И политика в развитии казахского языка тоже была. Пусть и местами противоречивая, с дискриминацией, но была. Были качественные тексты на казахском языке, вся современная классика основная родилась в советское время. Переводились на другие языки произведения писателей казахскоязычных. Их читали, знали практически все казахстанцы, даже те, кто не владел казахским языком. Уважали людей культуры. А сейчас?

Не надо бочку лишнюю катить на советский период истории. Трагедий много было, но и достижений много было. Все было. Нужно просто не тупо ненавидеть этот период в жизни народа, а использовать опыт культурного строительства советской системы с умом и сообразительностью, как сказала бы птица Говорун.


Это же ужас: когда спрашиваю детей о советском периоде в истории Казахстана, то там огромный пробел в знаниях обнаруживается! Это же перекос! Это же невежество. Они сейчас ушли в изучение древних эпох ханств, а то, что было 30-40-50-60 лет назад -- практически ничего путного не знают. Этак мы никогда не сможем построить истинную независимость. Забвением истории недавней к независимости духовной не придешь. История -- это не случайный продукт, это не стечение обстоятельств, это метаисторический духовный процесс становления и возмужания исторических субъектов.

А то получается как в фильме "Джентльмены удачи": здесь -- помню, здесь -- не помню... :)

Апдейт от 22.04.2015, из комментария от

Андрей Некурящий(профиль):

"буханка чёрного хлеба = 16 коп. (уточнение), а также см. Википедию "Экономика КазССР" ...С 1955 по 1985 год на просторах советского Казахстана построили 43 города, в том числе такие промышленные центры, как Рудный, Экибастуз, Шевченко (ныне Актау),Аркалык, Степногорск, Кентау, Темиртау и Жанатас. В 1965 году Казахстан выпускал 10,6 % высоковольтной аппаратуры, 6,5 % прокатного, 10 % обогатительного оборудования к их общему производству в стране.
В период с 1981 по 1986 год в Казахстане было построено более 400 предприятий. Машиностроение и металлообработка были крупными отраслями промышленности республики. Работали машиностроительные заводы в городах Алма-Ата, Усть-Каменогорск, Караганды, Уральск, Петропавловск и Павлодар. Продукция Алматинского завода тяжелого машиностроения поставлялась почти в 50 стран мира, в том числе в Западную Европу и Японию. Крупнейшее же предприятие в Петропавловске —Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) — производило такие высокотехнологичные изделия как мобильные комплексы с баллистическими ракетами средней дальности (SS-20, SS-21, SS-23)."

Бейбит Саханов BeibitSakhanov
Журналист, философ, специалист по мировоззрениям
12 января 2012, 11:40
4820

Загрузка...
Loading...

Комментарии

По уровню развития промышленности Казахстана занимал третье место в СССР, после России и Украины. Объем экономики СССР в то время составлял 75% от объема экономики США.
Теперь, что касается языков. Мой родственник (русский), выросший в Кзылкугинском районе Гурьевской области, в 1972 году поступал на отделение "Русский язык и литература в КАЗАХСКОЙ школе", филологического факультета Гурьевского педагогического института. Не прошел по конкурсу (12 человек на место). Ему предложили поступить на отделение "КАЗАХСКИЙ язык и литература в русской школе". Он согласился. Филологов казахского языка обучали много. В большинстве своем, это были казахи. И в свете этого нынешние разговоры о развитии госязыка просто непонятны
Спасибо, Алексей, за коммент. Сейчас многие из молодежи не знают фактов. Огульно охаивают все, что было при СССР. Печально это. Насчет госязыка -- совершенно верно. Моя тетя, к примеру, всю жизнь преподавала казахский язык и литературу в казахской школе №12 в Алматы. Школа считалась элитной. Но не по тому, что туда невозможно было устроиться, а по качеству образования, которое там давали.
kreich
0
1
гурьев в советское время был казахскоговорящий практически полностью
Два раза там был при союзе,не заметил этого.
Я реально не понимаю,как современные молодые казахи могу охаивать жизнь в КАЗАХСКОЙ Советской Социалистической Республике. Да, была уйма проблем! Были очереди и талоны на продукты питания. Была жуткая система распределения товаров народного потребления, низкие зарплаты, невозможность ведения личного бизнеса, статья УК за спекуляцию... Но никто не ущемлял права общаться на своем родном языке. И это касалось не только казахов. Были "Корейское" и "Немецкое" радио, был уйгурский театр. Были газеты и журналы на казахском языке, и даже больше,чем сейчас.Были и школы на национальном языке обучения.
Любопытно, что отцом-основателем первой государственной программы широкого развития казахского языка стал... Геннадий Колбин. Именно при нем был выброшен лозунг: "Двуязычие - дружбы два крыла!", увеличены часы на преподавание казахского языка в школах и ВУЗах.
kreich
1
0
ты еще спроси как современные молодые русские могут охаивать свою же историю

по телеку сказали что совок это плохо
солженицын книжку написал что все в лагерях сидели повально
американцы показывают фильмы где ссср дурак, а современное наше кино им вторит

вот на основании этих авторитетных источниках и основан весь бред
а наше поколение про 80-е детям все как-то отмалчивается, ибо стыдно, что развели как лохов
В лагерях сидели. И подолгу. И много. И Солженицин здесь никаких "америк" не открыл. Наколке с портретом Сталина на груди своего деда-бывшего левого эссэра, я верю больше,чем "Архипелагу Гулаг". Между охаиванием и восстановлением справедливости есть некоторая разница. Справедливости ради замечу, что в числе современных охаивателей русской истории преобладают типажи с фамилиями Радзинский, Сванидзе, Гирш, Шандерович и прочие. О степени их русскости судите сами. Подавляющее большинство их них, имеет второе гражданство
среди охаивателей - да
а молодежь есть что дают, на то и молодежь
Вы меня простите, уважаемый Алексей, но при чем здесь национальность? Я могу Вам привести столько же славянских фамилий и еще больше. Антисемитизм - это проблема самих антисемитов. Между прочим, я тоже продукт СоцреализЬма и абсолютно согласна с автором блога, что можно вынести много позитивного опыта из того времени. Я исключаю, разумеется, сталинский период советского государства, ибо репрессии не могут быть оправданы ничем. Прежде всего, разумеется, человеческие отношения, не охваченные эпидемией финансового неравенства. Опять же, уровень образования был не чета нынешнему, начиная со среднего. То же самое касается и культуры: доступность не всегда предполагает качество. Как говаривал великий классик :"И многое великое погибло, чтоб место дать ничтожному". Никто не спорит, что мозги были затуманены партийной идеологией, но, по крайней мере, люди не усмехались презрительно при слове "патриотизм" или "совесть". Молодежь не прозябала в безделии , накачиваясь пивом и покуривая травку, а трудилась в стройотрядах, участвовала в олимпиадах и проводила время на тематических мероприятиях, а не в ночных клубах. Мы смотрели сериалы "Семнадцать мгновений весны" и "Адьютант его Превосходительства", а не тупые поделки, вроде"Универа" и "Реальных пацанов"- полный отстой, как сказала бы моя дочь. А кто сейчас из них читает книги? Мой сын, которого каким-то непостижимым образом удалось приобщить к чтению, говорит, что все девчонки - тупые. Думаю, что и девчонки не останутся в долгу. Конечно, были трудности: не слишком богатые прилавки, особенно на периферии, очереди, свобода слова и вероисповедания, но мы и не говорим, что все было идеально. То, что мы имеем сейчас: пренебрежение нравственным императивом, одичание общества, распущенность, вседозволенность и безнаказанность, продажность правоохранительных органов, социальная незащищенность некоторых слоев населения и, наконец, неуверенность в будущем, - во много превосходит все те недостатки, с которыми нам приходилось мириться. Но лично у меня остались самые светлые воспоминания именно из 60-80-х. И мне , порой, жаль, что мои дети никогда не были октябрятами, пионерами, комсомольцами. Возможно, я слишком сентиментальна, нынче в моде такие слова, как "успешность", "карьера", "состоятельный", "упакованный", "самодостаточный". А хочется быть просто женщиной, слабой, зависимой и оцененной не в денежном эквиваленте прямо пропорционально длинне ног и размеру бюста. Оттакот!
В общем, "за". :). Тоже думаю, сто Алексей чуток переборщил с фамилиями. О моем отношении к "евреям" и "иудаизму" можно почитать здесь: yvision.kz
toke
0
0
Что и говорить!
Живем, в основном, на том, что построено в еще советские годы (здания, сооружения, коммуникации, оставшиеся в живых, производства...). Хорошие знания и навыки получили в советское время и те, кого сегодня осел у кормушек...
Я лично -- советский продут образования, плюс большая доза самообразования. Но все равно, инфу черпал базовую с книг, изданных в советское время, из журналов "Наука и жизнь", "Квант", "Знание-Сила", "Религия и Наука". Среди авторов могу привести немного сумбурный список некоторых, кого прочитал еще в советские годы, включай 1991 год:
АВЕРЧЕНКО Александр «Дюжина ножей в спину революции»
АЗИМОВ Айзек «Конец вечности»
АЛИМЖАНОВ Ануар «Гонец»
АНДРЕЕВ Даниил «Роза Мира», «Железная мистерия», «Русские боги»
АСТАФЬЕВ Виктор «Печальный детектив»
АУЭЗОВ Мурат, дневниковые записи
АУЭЗОВ Мухтар «Путь Абая», «Коксерек»
БАЛЬЗАК Оноре «Шагреневая кожа»
БЕРДЯЕВ Николай «Самопознание», «Смысл истории» и др.
БОРХЕС Хорхе Луис «Письмена Бога», сборник произведений
БРЭДБЕРИ Рэй «451 градус по Фаренгейту»
БУБЕР Мартин «Я и Ты»
БУЛГАКОВ Михаил «Мастер и Маргарита»
БУНИН Иван «Окаянные дни»
БЫКОВ Дмитрий, статьи в газете «Собеседник» (80-годы), журнале «Огонёк» (2005 год), стихи
ВАСИЛЬЕВ Борис «А зори здесь тихие…»
ВЕРН Жюль «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой» и др.
ВОЙНОВИЧ Владимир «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
ВОЛОШИН Максимилиан «Лики творчества» (сборник избранных произведений)
ГАБДУЛЛИН Малик «О друзьях, товарищах»
ГАДАМЕР Георг «Актуальность прекрасного» (сборник избранных произведений по герменевтической философии)
ГАЙДАР Аркадий «Школа», «Р.В.С.», «Чук и Гек»
ГАЛИНСКАЯ Ирина «Загадки известных книг» (о шифрах Дж.Сэлинджера и тайнописи Мих.Булгакова)
ГАЧЕВ Георгий «КосмоПсихоЛогос США»
ГЕССЕ Герман «Игра в бисер», «Сиддхартха», «Демиан», «Нарцисс и Гольмунд», «Магия книги» и др.
ГОРБОВСКИЙ Александр «Иные миры»
ГОРЬКИЙ Максим «Буревестник», «Старуха Изергиль», «Мать», «Детство», «Мои университеты», «Жизнь Клима Самгина», «Несвоевременные мысли»
ГРИН Александр «Бегущая по волнам», «Алые паруса», рассказы
ДЮМА Александр «Три мушкетера», «Десять лет спустя»
ЕФРЕМОВ Иван «Таис Афинская», «Час Быка», «Туманность Андромеды»
ЗАЙЦЕВ Борис «Очерки об Афоне» (или «Афонские рассказы»)
ЗОЛЯ Эмиль «Творчество»
ЗУЛЬФИКАРОВ Тимур «Первая любовь ходжи Насреддина», «Притчи ходжи Зульфикара»
КАВАБАТА Ясунари «Рассказы величиной с ладонь», «Тысячекрылый журавль» и др.
КАЙСЕНОВ Касым «В лесах Белоруссии»
КАМЮ Альберт «Посторонний»
КАССИЛЬ Лев «Республика ШКИД»
КАССИЛЬ Лев, ПОЛЯНОВСКИЙ Марк «Улица младшего сына»
КАСТАНЕДА Карлос «Учение дона Хуана», «Отдельная реальность», «Путешествие в Икстланд»
КОВАЛЕВ Виталий «Философия постистории»
КРОПОТКИН Петр «Этика»
КУПЕР Фенимор «Зверобой», «Следопыт или на берегах Онтарио», «Последний из могикан», «Пионеры», «Прерии»
ЛЕВИ Владимир «Нестандартный ребенок», «Искусство быть собой», «Искусство быть другим»
ЛЕНИН Владимир «Великий почин», «Детская болезнь левизны в коммунизме», «Материализм и эмириокритицизм» и др.
ЛЕРМОНТОВ Юрий «Песня о купце Калашникове»
ЛОНДОН Джек «Морской волк», «Мартин Иден», «Смок Белью»
ЛОСЕВ Алексей «Диалектика мифа», четвертый том «Истории античной эстетики», «Жизнь Владимира Соловьёва», др.
ЛОССКИЙ Николай «Условия абсолютного добра», «Характер русского народа»
МАМАРДАШВИЛИ Мераб «Кантианские вариации» и др.
МАРИЕНГОФ Анатолий «Циники»
МАРТЫНОВ Анатолий «Исповедимый путь»
МАЯКОВСКИЙ Владимир «Флейта-позвоночник», «Про это», «Как делать стихи», «Товарищу Нетте – пароходу и человеку», «Что такое хорошо и что такое плохо», поэмы («Хорошо», «Владимир Ильич Ленин») и др.
МОМЫШ-УЛЫ Бауыржан «Солдат из Казахстана»
МОРУА Андре «Письма незнакомке»
МУКАНОВ Сабит «Школа жизни»
НАБОКОВ Владимир «Другие берега» и др.
О’ГЕНРИ «Вождь краснокожих»
ОСТРОВСКИЙ Николай «Как закалялась сталь», «Рожденные бурей»
ПЛАТОНОВ Андрей «Котлован», «Ювенильное море» и др.
ПОДВОДНЫЙ Авессалом «Возврашение в оккультизм или Повесть о тонкой семерке», «Покрывало майи или сказки для невротиков», «Автоинтервью», сборник афоризмов и др.
ПОЛЕВОЙ Борис «Повесть о настоящем человеке»
ПОМЕРАНЦ Григорий «Выход из транса», «Язык абсурда», «Джидду Кришнамурти и проблема современного религиозного нигилизма», «Метафорика себя», «Записки гадкого утенка», «Маленькие эссе», «Открытость бездне» и др.
РЕМИЗОВ Алексей «Постриженными глазами»
РОЗАНОВ Василий «Уединенное», «Сумерки просвещения», «Опавшие листья» (короб первый и второй), «Тьма египетская», «Мысли о литературе», «Легенда о Великом Инквизиторе» и др.
РОЛЛАН Ромен «Жизнь Рамакришны», «Жизнь Вивекананды»
РОТТЕРДАМСКИЙ Эразм «Разговоры запросто»
СЕЙФУЛЛИН Сакен «Тернистый путь»
СЕМЁНОВ Юлиан «Семнадцать мгновений весны», «Приказано выжить», «Экспансия»
СМЕЛЯКОВ Николай «Деловая Америка»
СОЛОВЬЕВ Владимир «Повесть об Антихристе», «Смысл любви»
СУЛЕЙМЕНОВ Олжас «Земля, поклонись человеку», «Аз и Я», «Глиняная книга» и др.
СУХОТИН Алексей «Парадоксы науки»
СЭЛИНДЖЕР Дж. «Девять рассказов», «Повести о Глассах»
ТВЕН Марк «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
ТОЛСТОЙ Алексей «Петр Первый», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»
ТОЛСТОЙ Константин «Князь Серебряный», «Средь шумного бала», «Козьма Прутков» и др.
ТОЛСТОЙ Лев «Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Казаки»
УАЙТХЕД Альфред «Избранные работы по философии»
ФРОММ Эрих «Искусство любить»
ХАЙДЕГГЕР Мартин «Разговоры на проселочной дороге»
ХАРРАШ Адольф «Психогигиена одиночества»
ХЕЙЗИНГА Йозеф «Homo Ludens» (философия культуры, статьи по истории культуры)
ХОДАСЕВИЧ Владислав «Путем зерна» (сборник стихов, статей, очерков) и др.
ХЭМИНГУЭЙ Эрнест «По ком звонит колокол», «В горах Килиманджаро», «Старик и море»
ЧААДАЕВ «Философические письма» (записки сумасшедшего)
ЧЕХОВ Антон «Злоумышленники», «Человек в футляре», «Ванька Жуков», «Каштанка», «Степь» и др.
ШАНИН Теодор «Иное всегда дано», статья в журнале «Знание-сила»
ШВЕЙЦЕР Альберт «Благоговение перед жизнью», «Мистика апостола Павла»
ШЕСТОВ Лев «Апофеоз беспочвенности»
ШМЕЛЕВ Иван «Пути небесные», «Человек из ресторана»
ШОЛОХОВ Михаил «Судьба человека», «Поднятая целина»
ШУКШИН Василий, «Беседы в лунную ночь» (сборник рассказов)
ЩЕРБАКОВ Владимир «Встречи с Богоматерью»
"Хорошие знания и навыки получили в советское время и те, кого сегодня осел у кормушек..."
То есть, бывшие коммунисты, не так ли?
И комсомольцы .
Авиарейсы «Алмата-Кокшетау» — 27 рублей, «Алмата-Москва» — 64 рубля, «Алмата-Ленинград» — 72 рубля;что то дороговато,с Караганда дешевле было
А сколько стоил перелет из Караганды в Алматы?
Караганды в Алматы не помню но Караганда-Ленинград где то за 12 рублей в один рейс летал
Наверное, цена зависела от типа самолетов. На рейсе «Алмата-Кокшетау» летал ТУ-154. И цена за билет в 27 рублей -- это в один конец. Плюс действовала 50% скидка для студентов. Итого: 13-14 рублей получается.
вспоминаю это время,спасибо за хороший пост
а дитям до 6 вообще забесплатно
Какое-то чересчур идеализированное восприятие СССР, при зарплате в 120 рублей, сколько нужно было копить на новые жигули? Если количество принимаемых абитурентов в Вузы ограничено, то догадайтесь, кто имел первоочередное право пойти учится в Вуз? Если так все было хорошо с казахским языком, почему в 250 тысячном городе Костанае была всего одна казахская школа и то в основном для детей из приехавших из аула? Путевки в различные санатории это конечно хорошо, но как эти путевки "доставали" Вы помните? Надо было иметь тесные подвязки с профсоюзом как минимум. Квартирам тоже не все были обеспечены, очередь тоже двигали те, кто имел связи. А многие жили в общежитиях. Про тотальный дефицит всего, при этом проживая в стране в которой все есть, я даже не говорю. Ну а в общем конечно картина правильная, просто СССР это наше детство, а детство это лучшая пора, поэтому и ностальгия.
kreich
2
1
личное авто на то время не было обязательным аттрибутом или там культом
кто набирал больше баллов
костанай был сам по себе русскоязычный город, а количество казахских школ исходило не из границ ксср, а из спроса на эти школы. даже в алмате казахских школ было мало, ибо не было спроса.
путевки можно было доставать, да. а можно было просто нормально работать, без прогулов и пропоев, и вполне сносно получать честным порядком
коррупция имела место, но не была тотальной. очередь на жилье двигалась своим ходом. небольшой процент уходил по блату, особенно в поздние годы, но это не значит, что они двигали очередь.
а касаемо дефицита, народ всеж таки не голодал, не ходил без одежды и обуви. многого не было вдосталь, но необходимого хватало
Совершенно верно!
Кто набирал на экзаменах наибольшее количество баллов, тот и проходил в студенты. Если знания крепкие были, то бояться нечего было. Экзамены были письменные и устные. У троечников не было шансов поступить в вуз, но даже они, если подтягивали предварительно свои знания, имели шанс быть зачисленным в вуз. Не стопроцентно, но эдак на 95 процентов справедливость все-таки соблюдалась.
При приёме в институты крупных городов Российской Федерации,
отдельной строкой шли ребята из среднеазиатских республик .
Ассимиляция ,единый советский народ .
Многие видят в этом негатив .
Даже если скопил деньги на Жигули, это не гарантировало, что подойдет очередь, ну эдак через пару лет....
Уважаемый, сегодня в Астане 200 тыс. единиц автомобилей, и не продохнуть от выхлопов. И если в СССР было трудно купить "Жигули", то еще труднее было получить права на вождение. А сейчас?
Что касается 250-тысячного города Костанай, где казахи были в меньшинстве,могу сказать одно -- что мешало самим казахам ставить этот вопрос перед властью? В 150-тысячном городе Гурьеве, где соотношение ВСЕГДА было в пользу казахов, этот вопрос находил свое нормальное решение. В городе было три школы с казахским языком обучения. Все остальные были русско-казахскими. И ни одной "русской"
Во как! Я и не знал, что в Гурьеве не было ни одной "русской" школы. Да, многого мы сами даже не знаем о своем советском детстве.
Я учился в школе №15 им. Абая. Русско-казахской. Обучение велось в две смены.
"личное авто на то время не было обязательным аттрибутом или там культом"
Еще каким культом было! Что Вы!
"коррупция имела место, но не была тотальной"
Тоже не так. В высших эшелонах власти она была кромешной! Вспомним дело Первого секретаря Краснодарского обкома КПСС Медунова. При явных уликах, при миллиардном взяточничестве посадить его в тюрьму не удалось. А первый секретарь Азербайджанского ЦК Ахундов, который уже в то время переводил деньги на счета в швейцарских банках? Казахстану еще повезло с моральным обликом Кунаева и его сподвижников. Правда, были исключения -- первый секретарь Чимкентского обкома Аскаров все-таки отхватил свой "восьмерик" за причастность к "узбекскому" делу с хлопковой аферой. Вышел только по амнистии, объявленной в 1991 году Назарбаевым.
Тем, кто считает, что коррупции в СССР не было напомню, что в большинстве стран СНГ до сих пор управляют кадры, выращенные в советскую эпоху.
Другое дело, что КПСС была партией подлинно народной. И ее члены могли при желании и организованном протесте свалить кого угодно! Так, Никита Хрущев пал вовсе не жертвой подковерного заговора. Его "принесли в жертву" советскому народу, который сам готов был его убить за реформы, приведшие к отсутствию мяса, муки и хлеба в магазинах. Неслучайно, Никита в народном фольклоре воспринимался, как "трепач". Собственно, и сам Хрущев в 50-ыхгодах извернулся с развенчанием культа личности, взвалив всю ответственность за коллективные преступления КПСС только на покойного Сталина. А не сделай он этого... Неизвестно, что было бы со страной, где после войны и трех (!) амнистий была значительная часть населения, обозленная произволом, голодом, безработицей и умевшая обращаться с оружием.
В обоих случаях, принесли в жертву руководителей. А партию, как управленческую структуру оставили не реформируя, не демократизируя. Горбачев со своими внутрипартийными реформами опоздал на 20 лет.
В принципе, согласен. Так оно и было. Только насчет машины -- для многих она действительно не была культом. Общественного транспорта хватало.
А как же банки с селедкой?
Что-то кушать захотелось :)
И еще. Коррупция коррупции рознь. Советская коррупция не была такой оголтелой, как во многих сферах сейчас наблюдается. И народ в большинстве своем осуждал эту коррупцию, косо смотрели на блатоту. А сейчас настолько уже все к ней привыкли, что студенты и школьники считают вполне нормальным "развести" экзамен или зачет. В результате, как выразилась одна учительница из Актау по поводу Жанаозена -- "аттестат" есть, а образования нет!
kreich
0
0
сейчас если вот в один миг коррупцию ликвидировать в стране, то все останутся без работы, а половина еще и сядет, угу
Народ,
то что попроще,
в своей шкале ценностей,
первое место отдавал мебели и книгам .
По крайней мере на периферии .
Статья хорошая, но по-моему как-то слишком идеализированно все.
Я в это время, конечно, не жил, но слышал о жизни в КазССР (по Целинограду сужу), что не все так хорошо было. За какую-то безобидную шутку, оброненную в учительской по поводу начальников, могли потом "пресовать" весь день сотрудники КГБ.
Согласен с мнением, что у молодежи сплошные пробелы, но это вина и молодежи в том числе, которая "глотает" все то, что написано в наших учебниках и говорится в школах. Однако и говорить о том, что все жили хорошо, тоже неправильно.
Идеализированно, говорите? По другому как-то не получается. Мне лично было очень хорошо и комфортно в КазССР. СССР имел все шансы пойти другим путем, путем эволюционным. Развал СССР -- это самая настоящая трагедия. Просто из этого нужно делать выводы о том, что для того, чтобы построить что-то новое, нужно изучить скрупулезно то, что уже есть и то, что было. И не ломать, то что построено, а развивать постепенно, эволюционно, продуманно, по плану, в конце концов.

Насчет шуток. Ну зачем КГБ выставлять в качестве монстров? У меня знакомые работали в КГБ. Адекватные дядьки были, шутили, смеялись, по пустякам не беспокоили, это точно.
Как говаривал г-н Задорнов, сами по себе они -нормальные ребята. Но как только соберутся в кучу... А вообще в советское время в контору брали самых продвинутых, умных и даже красивых. Сама видела и очень близко. Нормальные мужики, а гадов и лизоблюдов во всех ведомствах хватает.
kreich
0
0
"За какую-то безобидную шутку, оброненную в учительской по поводу начальников, могли потом "пресовать" весь день сотрудники КГБ" - ну вот про такие мифы речь и шла

это в сталинское время еще могли взять на мушку за такое
а после оттепели хрущевской политические анегдоты в народе ходили уймами
особенно про самого хрущева - какой он идиот
не самая безобидная шутка на мой взгляд

пресануть могли за какие-то жесткие высказывания против идеологии в присутствии нескольких преподавателей, и прессовал бы комсомольский комитет. и то пригрозили бы исключить из комсомола - так и ну его этот комсомол, спокойно без него жилось

тогда основная масса людей жила лучше (в терминах общей обеспеченности и соцзащиты) чем сейчас живет основная масса людей. правильно-неправильно, извини - факт
Да ну Беибит, о чём ты пишеш, какая разница как ранше в СССР была. Я тоже то времена жыла и нечего хорошего была.И вобшще причем тут хлеб,шампанское,пионер,комсомол. Ты че не довольно нашеи Независомости? Ты точно« МАНГУТ». И ещё че нам оставили эти орыстар и союз? Нас далжно была быть 40.000000 м, а щас сколько? 18000000м ито 30 % орыстар 20% изгнаники, мигранты,беженцы,и которые нету своих родины, и везде они и дет домах, интернатах,бомжы,наркаманы,алкашы и даже пидафилы, вот Айналайын остатки твоёго «СССР»а. Мы должны гордитьса и любить нашу страну и не возврашаться даже мысленна тот страшныи сон.!!!!!!. Если я груба то извените!!!!!
ууу, и вот такие вот есть. гордись, нация!
В самом деле, чего это я пишу? И какая мне разница? Да и тому же лидеру нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву -- какая разница? С чего это он вдруг вспомнил о советских годах с теплотой и задушевностью вчера буквально?
Привожу дословно цитату из вчерашнего сообщения Акорды:
"...Как отметил Президент Казахстана, торжественно отмечая 100-летний юбилей Динмухамеда Ахметовича Кунаева, страна воздает должное целым поколениям казахстанцев 50-х, 60-х, 70-х годов. Их трудовые успехи, вклад в создание основ экономики стали фундаментом для последующего развития независимого Казахстана. Казахстанцы, построившие новую независимую страну, ценят заслуги предыдущих поколений и руководителей той поры.
Также Глава государства высоко оценил роль и значение Д. Кунаева в истории Казахстана и казахского народа.
– Динмухамеда Ахметовича отличала большая внутренняя культура, широкая образованность и огромный личный опыт. Он воплотил в себе лучшие черты нашего народа, казахской интеллигенции того времени, - подчеркнул Нурсултан Назарбаев. -- Д.Кунаев прилагал немало усилий для того, чтобы Алматы стал одним из самых красивейших городов страны. Широко известна его роль в развитии казахстанской науки, образования, культуры и искусства...."
Источник: www.akorda.kz

Кстати, не думал, что точно к юбилею Кунаева пост мой выйдет. Интуиция рулит :)
о чем вообще с этой непонятной кларой разговаривать, коли у человека вместо мозгов - фашистский штрудель?
Кстати, на прошедших теледебатах председатель партии «Ауыл» Гани Калиев вот что сказал:
«...Да, за последние 19 лет имеются позитивные сдвиги. Но по сравнению с 1990 годом объемы производства продуктов сельского хозяйства сократились у нас почти в 2 раза. Надо сказать, что если доля сельского хозяйства во внутреннем валовом продукте раньше составляла 33% , то сейчас только 7%, также сегодня вышли из оборота 60% пастбищ, 40% пашен, 80% техники изношено. В результате уровень потребления мяса и мясопродуктов сократился на одну треть, картофеля почти в 2 раза. Около 35% необходимых продуктов мы завозим из-за границы. В то же время мы имеем 180 млн гектаров пастбищ, 40 млн гектаров пашни», - заявил на теледебатах председатель партии «Ауыл» Гани Калиев.
Главное ведь что избавились от «проклятого и страшного совка», а понижения и сокращения — необходимые для этого условия. Зато вон — госпожа Саудабай довольна, а когда и орыстар не будет — так вообще настанет благолепие.
Ну, Клара Саудабай, перегнула палку. С орыстарами я дружу. И не только с ними. А все потому, что я сделан из каждой национальности. Просто моя национальность - казах - есть "доминантный вектор в моей конфигурации личности". Только и всего. Думаю, было бы хорошо, если бы и другие рассматривали свою личность в "конфигуративном ключе" :).

Кстати, слишком политизировали также понятие "манкурт". У Чингиза Айтматова шла аппеляция не к идентичности национальной, а к осознанию памяти поколений, к тому чтобы помнить и уважать историю, культуру предков, да и всего человечества в целом. А наши нацпаты просто извратили термин. С точки зрения же медицинской психиатрии, манкурт -- это просто психически больной человек, потерявший социальную память. Т.е. всю социальную память, память человечества в целом. А нацпаты выдергивают из этого спектра тоолько узкий сегмент национальной идентификации, связанный с казахским языком. Фу, какая узость интеллекта и социальной памяти!

Впору нацпатов назвать манкуртами. Это было бы гораздо справедливее.
Dasler
2
0
А как же национальная независимость. Она ведь дорогого стоит. Я возвращаюсь с путешествий к себе домой и открываю двери "пинком ноги".
А как же возможность открыть фирму. Например я знаю чувака который открыл фирму, которая успешно торгуют за большие деньги бесплатными программами с открытым кодом. Ржачь да и только. Будь сейчас СССР программистов обучали бы в техникумах и они работали за рубль 20 в день. А дельцов бы сажали
Ну кто же отрицает капиталистические блага? Вот только не надо отрицать и социалистические блага. Суть поста в том, чтобы следовать золотой середине, беря лучшее из того и другого :).
Dasler
1
0
Хотя признаю сейчас молодежи приходится превращаться в рабов банков чтобы жить в условно "твоих стенах". Имеется в виду ипотека
Почему робов банка? Хот такая условя, а ранше как была преткеи нам не могли не чего оставить, мы одевалис одевай старшых нас сёстёр, а шас попробуи нашых детеи так одевать, и мы сами не дадим детям так одевать старё. У молодёж шас столько возможности и я рада что они умные, и живут незовисимом стране, не там где нас воспитали как« Зомби».Есиме де алгам келмеиди. Мен осы Акмолага
1994 жылы келгенде оте кйын болган, б!рак м!не 18 жыл отт! Егеменд!к ел!м сйякты менде жаксарып, жасарып журм!н соганда АЛЛАга шук!р деу керек. Ссср, деп артка оралып далбасалаганан еш нарсе шыкпайды. Казактар!!!!!
Так кто же говорит, что независимость -- это плохо? Оч-чень даже хорошо. Никто, думаю, с этим не спорит. Просто не надо забывать все то хорошее, что и раньше было. Об этом речь.
орысша сауатты жаза алмасаңыз - ұялмай, адамша қазақ тілінде "жексұрын" орыс тілімен араластырмай жазыңызшы, өтінемін. түсінбесеңіз - әр комментарийыңызды оқыған сайын шыңдап күлкім және жылағым келеді. кішкене абыройыңыз болса - түсінесіз деп ойлаймын.
Бейбит, в общем, спор на эту тему вечен. проблема взаимоотношений поколений перманента.

как известно, история не терпит сослагательных наклонений, но все же мне интересно узнать - как вы думаете, если бы не было советской\русской оккупации, какая судьба была бы у кочевого казахского народа? учитывая ваши глубокие познания в истории и философии, я спрошу вас как студент у опытного преподавателя, как вы думаете, какое бы место на геополитической карте занимала бы наша страна при таких раскладах?
Казахскому народу, всей тюркской и даже прототюркской цивилизации присущи черты атлантического, крайне свободолюбивого типа характера, как сказал бы господин Дугин. Русским, проторусским, праславянским типу, точнее, этрусскому (или континентальному, проще оседлому) цивилизационному типу присущи опора на Истину.

Итак, в чем конфликт? В том, что атлантический (номадический) тип цивилизации (казахи, тюрки, прототюрки) обожествили свободу, а именно право на свободный поиск Истины. А праславянский, русский тип цивилизации обожествляли в разные периоды и эпохи то или иное понимание Истины (которое являлось и является частичным отражением Истины). Т.е. и те и другие излишне абсолютизировали свои этнические и проэтнические идеалы, отсюда постоянные столкновения интересов, порой борьба, порой войны, порой дружбы, и так далее.

Вы говорите "оккупация"? Спорный и даже откровенно неправильный термин в сложнейших взаимоотношениях между Россией и Казахстаном, между Киевской Русью и Великой Степью, между Этрускией и Атлантидой. Подробнее о том, почему такие взаимоотношения сложились и какие духовные задачи они ставят перед нашими государствами здесь: yvision.kz
Насчет того, что если бы не было Атлантиды и Этрускии (а фактически так надо ставить вопрос!). Не знаю. Думаю, были бы другие цивилизации, назывались бы по другому, может была бы другая идейная оппозиция в их взаимоотношениях. Я в этом случае, просто вспоминаю фразу, оброненную американским философом Франклин Мерелл-Вольфом о том, что в иных галактиках может вполне отсутствовать такая казалась бы фундаментальная для Земли духовная оппозиция "добро-зло", т.е., тогда бы и сама история человечества была бы совсем иной.

Т.е. тема, которая здесь затрагивается, глубоко детерминирована всей историей развития нашего с вами человечества. Таково мое мнение. А насчет того, что "история не терпит сослагательного наклонения" -- это стереотип, который просто работает до определенных моментов, точнее, в определенных духовных границах. Если перешагнете их, то возможно, буквально все. Но тогда и планета будет другой, даже возможно, и Солнце :).
вот и ладушки. а теперь объясните все это воооон той вот, ущербной
NB: "если перешагну определенные духовные границы, то, возможно, (пойму) буквально все" - это наверное имели в виду? :)
А это нам напоминание: большинство людей -- это люди-дети. В свое время это сказал Герман Гессе устами своего Сиддхартхи, кажется или Гольдмунда. У нее есть своя игрушка, ну и ладушки :). Они тоже часть нас, а мы часть их.
то есть, вас такие "дети" вполне устраивают, хотите сказать?
Я бы солгал, если сказал бы "да". Просто с возрастом начинаешь понимать, подлинная точка отсчета находится не там, где предполагаешь. Что в этой "даме" вся суть нашей с вами философской беседы. И это -- и наказание, и награда одновременно.

Шри Ауробиндо тоже сначала хотел все изменить, даже обретя просветление, он хотел уже изменить Индию, но с помощью уже йоги. Странно, не правда ли?

Это потом, уже в тюрьме ему напомнил Всевышний, что призывал к тихому внутреннему деланию, к продолжению делания внутри себя, внутри своего тела. Что самое главное дело происходит всегда внутри каждого из нас, и даже не внутри, а именно с телом, которое есть не просто видимая часть общей (духа с мясом) конфигурации индивидуального бытия. Но и самая важная часть и цель нашего делания.

Мы должны работать над тем, что имеем: своим телом, прежде всего. Все остальное приложится. Нет смысла особо напрягаться, если только это не сфера твоего направления социализации (имеется в виду профессия, работа в этой сфере). Потому что многие вещи не объясняются словами. Их можно почувствовать только телом.

Просветленный -- это человек, который работает с телом и у которого тело обрело своего истинного хозяина. Но это только полдела. Вглядываясь в свое тело, обнаруживаешь тела других. Мы все связаны и наш собственный гордиев узел находиться в нас самих.

Вы готовы воспринимать эту "мадам" как Бога? Если нет, то тогда вы неготовы, не созрели духовно. Если да, то тогда вы понимаете, что ее аргументы и речевая артикуляция определенный протест Целого против роста и просветления какой-либо Части.

Целому надо либо все, либо ничего. Поэтому в этом вопросе начинаешь понимать, что "давить" нельзя, потому что это означает, что ты начинаешь "давить" на Бога. До определенной степени, наверное, можно на Него "давить". Но только до определенной черты, до той черточки, которая вдруг отбрасывает тебя и показывает что сия "мадам" есть Ты, есть обратная сторона тебя самого...

Поэтому мудрецы говорили, что мир нельзя изменить. Но добавляли: можно изменить себя.
Орысшаны м!ндетт! турде каттез!с жазу керек пе?Ол уакыт отт!де кетт! Гой. Оган несине ренжис!н Алиматте ме к!мс!н оз!? Каз!р модагой орысшаны кате, кате жазу!!!!!!! Содан сон мен МАНГУТЕРГЕ!!!!жауап берген!мгой.Ал сен неге кулк!н ар! Жылагын кел!п сауатсыз жазылганына намысын кел!п тур ааааааа!!!!! Мен!н тук!рген!м бар сен!н орысшага деген курмет!не!!!!!. Осы кашан коясындар жыгылып жатып сур!нгенге кулгендер!нд!.К!мге жанын ашып тур, мен мангуттерге жетк!з!п жаздым, ал олар тус!нд! Деп ойдаимын!!!!!!
бұл блог - адамдар оқитын және талқылайтын жері. жақсы мінез кейпі ережелерімен таныс емес болмасаңыз қайтемін? қазақша жазуыңыздың да кереметі шамалы, комментарийңызды адамша түсіну үшін, оны бір неше рет оқуы қажет.
Алимате мен саган айтайын, егер орыстарга косылмай б!зд!н АТа бабаларымыз ом!р суре бергенде, б!р!нш!ден б—з жан жагымызга карап ом!р суре берер ед!к жане асакурлым коп болушыед!к, ек!нш!ден сол жабайы орыстардан анакурлым асып оз байлыгымызбен сауда жасап мынау Ресеиден асып Галандия, Австраляданда асып кетер ед!к.Канша зиалы Адамдарымыз т!р!болар ед!,Байларымыз кашпас ед!, жерлер!м!зд! ешк!м сатпас ед!. Не б!зд! Ом!р баки кош!п журер ед!к деп ойлайсынба? Сьудент бауырым!!!!!!!.
"бауырым" емеспін сізге. ұлтшылдықты қолдайтын нақзатты "бауырым" деп сана алмаймын. сіздің көз бояу соқыр патриотизміңіз адам құстыртатын жағдайға келтіретінін мәлімдеуді қажет емес теп ойлаймын. әжептәуір жасқа келіп қалғаныңызбен ойыңыз үй жағымдағы жүгіріп жүрген боқмұрын есалаңдардан алыстап кеткен жоқ.

ешбір қазақтың зиялы миы бар адамы сіздің сөзіңізді қолдауға әрекет жасамайды. сіз өзгеше тілде, мен өзгеше тілде әңгімелесіп жатырмыз. құр псевдопатриоттық айқай-шуыңыз негативтен басқа еш нәрсе әкелмейді. демекші, қазақша жазғаныңыздың сауаттылығы шамалы, МАНГУТ айтып жатыр сізге, күлкілі емес па?

маған біздің тіліміз мүшкіл жағдайда болуы ұнап жатыр деп ойлайсыз ба? мәселе орыс тілін жою емес, мәселе қазақ тілін лаыйқты деңгейіне келтіруі. Канаданың екі ресми тілі бар, Сингапурда - тіпті төртеу! қазақ тілінің бүгінгі жағдайы - совет үкіметі режимінің нәтижесі, партияның бір неше адамының кінәсі. бүкіл халқыға бұл кінәні ауыстырмаңыз - құдай біледі, сіз қазір осы жерде бет жоқтан бет жоқ ашуланып жатқан кезде, Алматының айналасындағы әлдеқандай ауылында Иван мен Нұржан отбасыларымен бір дастарханнан бешбармақ алып жатыр. ал сіз және сіз секілді нақзаттар ана тіліміздің тиісті дамуына кедергі жасайтын адамға жатасыз, менің ойымша.

нақты білетінім - өзімнің бала-шағам сіз сияқты болмайды. қазақ және орыс тілдерді бір деңгейде білетін және сөйлей алатын болып, адамды ұлты үшін емес, жеке қасиеттері үшін бағалайтын болады.

Шопенгауэр айтқандай, "Ең мәнсіз абырой - ұлтшылдық". не болса да, аман болыңызшы, әйтеуір. бұл блог туралы ұмытсаңыз, маған кеңпейіл әрекет жасайсыз. ең болмаса басқа оқып жатқан жұрттан маған ұят болмайды.

жолыңыз болсын.
мне больше нравится система Андропова
Конечно, Никита Хрущёв тоже был хорошим
Расскажу про свое, я вырос в ауле, чисто казахском, до четвертого класса не знал русского языка, среднюю школу закончил в единственной на тот момент казахской школе в районе, на тот момент, там учились около ста человек, точнее 97, во всех классах. Много разговоров ходило о закрытии школы, но почему-то не закрыли.
Отца у меня не стало, когда мне было пять лет, мы получали пенсию по потере кормильца, цифры врезались в память "сто восемь рублей двенадцать копеек", для шестерых детей это хватило бы? Наверное... Моя мама не хотела смириться, да и не могла... У нас был скот, по четыре коровы держали, да и лошади были. На этом жили. Где-то 1983 году маму заставили сдать две коровы за деньги, нет, за бесплатно не отобрали.
Когда была жива бабушка она рассказывала о дедушке, который был начальником, которого расстреляли при Сталине, будучи взрослым, я выяснил, действительно был... Я помню слова директора школы, брошенное в гневе за мой проступок мне в лицо: "Жаудың тұқымы", видать он тоже кое-что знал о моих предках... Мы жили в отделении совхоза, учились в школе-интернате в райцентре, ездили на субботу-воскресенье домой. В райцентре, где большинство населения было русское, интернат стоял на окраине и в центр ходить одному было небезопасно, можно было получить "...люлей за здравствуй от местных", их нац-ть указывать не буду, пару раз бывал наказан за беспечность. Когда находишься в недружелюбном окружении, это организовывает людей, помимо желания. Чтобы не быть битым, приходилось заниматься спортом, нет, не бегом, а приемами уличной драки, довольно организованно, коллективно и успешно занимались. Здесь надо сказать, что на национальности не зацикливались, наше противостояние было своеобразной игрой, жесткой, порой жестокой. Между прочим, была хорошей школой жизни, где культивировалсь сила, спорт, умение. Так сказать, социализация в подростковом возрасте.
В школе учился неплохо, даже говорили, что отправят в "Артек", но не поехал, дальше разговоров дело не пошло, потом, став взрослым узнал, что поехал сын заместителя председателя райсполкома, казаха.
Из детей нашего аула в моей памяти никто не ездил по школьным турпутевкам, никто не был в пионерлагере, но у нас были своя жизнь, иногда мне кажется, что мы остались вне орбиты савецкой действительности, позабытые в своем прошлом, эдак на рубеже 19-20 века. У нас в ауле не было даже участкового, до сих пор двери не закрывают, даже сейчас мой аул позабыт властями))).
ВУЗ заканчивал в Алматы, в лихие 90-е, там случайно познакомился ребятами с нашего райцентра, с русскими, которыми все время дрались, но став взрослыми сдружились...
Вот, вспоминая свое советское детство, я не стал бы идеализировать, но и не хочу говорить, что тогда все было плохо.
Автор поста пишет о ценах в советское время, наверняка все так и есть, но я не могу взять в толк, при зарплате около ста рублей, можно было позволить себе только самое необходимое. Может, там еще и водки, чтоб забыться, список, конечно, правильный, три-четверти того, что там написано, насколько помню, было большим дефицитом.
Из всего списка свободно можно было купить продукты и водку.
буханка чёрного хлеба = 16 коп. (уточнение), а также см. Википедию "Экономика КазССР" ...С 1955 по 1985 год на просторах советского Казахстана построили 43 города, в том числе такие промышленные центры, как Рудный, Экибастуз, Шевченко (ныне Актау),Аркалык, Степногорск, Кентау, Темиртау и Жанатас. В 1965 году Казахстан выпускал 10,6 % высоковольтной аппаратуры, 6,5 % прокатного, 10 % обогатительного оборудования к их общему производству в стране.
В период с 1981 по 1986 год в Казахстане было построено более 400 предприятий. Машиностроение и металлообработка были крупными отраслями промышленности республики. Работали машиностроительные заводы в городах Алма-Ата, Усть-Каменогорск, Караганды, Уральск, Петропавловск и Павлодар. Продукция Алматинского завода тяжелого машиностроения поставлялась почти в 50 стран мира, в том числе в Западную Европу и Японию. Крупнейшее же предприятие в Петропавловске —Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) — производило такие высокотехнологичные изделия как мобильные комплексы с баллистическими ракетами средней дальности (SS-20, SS-21, SS-23).
Спасибо. Добавил в пост апдейтом

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор Уполномоченный по правам ребенка, как институт во всем мире стоящий на страже жизни и прав детей, в нашей стране будет выполнять представительские функции?
AliyaSadyrbaeva
вчера / 18:27
  • 8534
  • 6
Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Некоторые мои знакомые, мечтают уехать в Россию и побыстрее получить гражданство. Кому мы там сдались? Есть замечательная поговорка: "Где родился - там и пригодился".
Washington
вчера / 12:15
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
24 июля 2017 / 10:18
  • 3196
  • 12
Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Что касается парней, так это вообще отдельная тема. Они для меня загадка. Уже год пытаюсь понять ход их мыслей. Для нас, казахов, немного сложно понять, почему человек в 35-36 лет, до сих пор не нашел смысла жизни.
AASh
24 июля 2017 / 15:19
  • 2105
  • 18
Если вам отвечают на казахском языке – ситуация с точки зрения законодательства

Если вам отвечают на казахском языке – ситуация с точки зрения законодательства

Я своим постом не собираюсь критиковать кого-либо, что люди знают или не знают казахский или русский язык. Я выражаю своё мнение с точки зрения законодательства о языках.
Advokot
вчера / 13:50
  • 2261
  • 25
Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Решили сделать топ-5 красивых актрис Казахстана. Очень долго спорили о первых трех местах и даже чуть не подрались. Было очень тяжело выбирать.
asdbqwe
20 июля 2017 / 14:24
  • 2025
  • 41
Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Самое грустное, что, как и всегда в таких случаях, скоро на Честера начнут изливаться потоки грязи - что он был наркоманом, или что-то подобное (как в случае со многими знаменитостями).
demonica
21 июля 2017 / 15:13
  • 1949
  • 51
Алматы глазами астанчанки: «У вас жара за 30! Вы не то, что южные – вы Африка!»

Алматы глазами астанчанки: «У вас жара за 30! Вы не то, что южные – вы Африка!»

Все дороги ведут в Алматы. Хотелось бы поспорить, учитывая, как я насмешливо провожала друзей или коллег, которые покидали родную Астанушечку и переезжали «на юг».
SogdiK
21 июля 2017 / 18:25
  • 1779
  • 34
Лечиться нельзя умереть. Страшно, когда запятая поставлена якобы «законом бога»

Лечиться нельзя умереть. Страшно, когда запятая поставлена якобы «законом бога»

Стало известно о смерти четырехлетней Виктории Сусаевой. Отец девочки намерен подать на бывшую супругу в суд, так как уверен, что в смерти дочери виноваты ее религиозные воззрения.
lyalusha
21 июля 2017 / 14:35
  • 1479
  • 16