0

Чем можно порадовать абонентов мобильной связи в Казахстане в 2012 году?

Задумался над этим вопросом и в итоге вот несколько тезисов родилось:   1. Нужно снижать цены на услуги сотовой связи и мобильного интернет-доступа. За счет чего, прежде всего, это можно...

Задумался над этим вопросом и в итоге вот несколько тезисов родилось:

 

1. Нужно снижать цены на услуги сотовой связи

За счет чего, прежде всего, это можно сделать?

Снижение ставки интерконнекта, то есть неплохо было бы, если бы регулятор запретил операторами брать друг с друга слишком большие деньги на "приземление" трафика. То есть, когда, например, звонок идет с Beeline на KCell, чтобы Beeline поменьше платил KCell, а когда наоборот, то чтобы KCell поменьше платил Beeline. Тот уровень платы, который сейчас есть, по сути, устраивает "дуополистов" - Beeline и KCell, которые по большей части взаимно зачитывают друг-другу эти платежи, и не выгоден операторам поменьше, тому же Tele2. Если заставить операторов снизить ставки за интерконнект, они получат возможность и для абонентов сделать звонки дешевле. Но нужна воля регулятора прежде всего, раз в добровольном порядке "дуополисты" не очень-то готовы снижать ставки.

Соответствующая работа в Казахстане идет. Хотя ставка интерконнекта в Казахстане формально не является регулируемой величиной, но регулятору удалось "убедить" операторов начать процесс ее снижения.  Как известно, Министерство связи и информации Казахстана в 2011 году договорилось с операторами о том, что они снизят ставку на 40% за следующие 4 года. 20 тенге за минуту межсоединения - это дорого, если сравнивать, например, с текущими внутрисетевыми тарифами. Операторы должны понимать, что если они не станут подходить к вопросу гибче, государство может сделать ставку регулируемой и заставить их существенно ускорить снижение ее размера. Стоит ли доводить дело до этого или лучше самим пойти на разумные уступки - ведь эта ставка во-многом анахронизм, сохранившийся с доцифрового периода.

 

2. Проблемы с качеством связи из-за "глушилок"

Зачастую причина жалоб некоторых абонентов на отсутствие связи банальная - в Казахстане немало "мест не столь отдаленных", колоний и других учреждений "закрытого типа", где порой небрежно и бездумно устанавливаются глушилки сотовой связи. Я не юрист, возможно, по законам Казахстана заключенные не имеют права на телефонные звонки, а тогда глушить сотовый сигнал на территории исправительных заведений можно и нужно. Но по-моему, не слишком справедливо "накрывая радиоколпаком" заключенных, заодно отнимать возможность связи у всех граждан, которые имеют "счастье" жить по соседству.

Проблема имеет техническое решение. Нужно аккуратнее заниматься установкой, настройкой и эксплуатацией глушилок, координировать эту работу с операторами, и все будут довольны. Но пока что, похоже, интересы граждан борцов со связью не слишком заботят. В 2011 году можно было наблюдать немало жалоб на эту тему - глушилки установили чуть не во всех зонах Карагандинской области, оставив без связи немало жителей в Карабасе, Карагане, Абае, Балхаше, Шахтинске, Долинке, Жезказгане, Сатлаеве. (Источник). Так же ситуация отмечалась в Уральске (Источник).

Вроде была создана комиссия при Минсвязи для разрешения этого вопроса. Но никаких данных о том, что проблему удалось разрешить, так и нет. Видимо, вопрос останется актуальным и в 2012 году.

 

3. Мобильный интернет - развивать опережающими темпами!

Сегодня все больше людей понимает, насколько это удобная и полезная вещь. Тем более и цена на услугу 3G/HSPA начала падать. С 1 января уменьшен интервал тарификации и теперь он составляет 1 КБ у всех операторов 3G. Началось плавное снижение заоблачных расценок дуополистами, например, Билайн подкрутил цену до 24 тг за 1 МБ. А пакеты от Tele2 с их действительно низкими стоимостями (0.31-0.36 тг за 1 МБ) впервые позволяют говорить о том, что мобильный интернет становится повседневной услугой, доступной для каждого.

Цены, надеюсь, и далее будут снижаться. И вот тут операторам важно не "тормозить" с развитием сетей, поскольку мобильный трафик будут расти стабильно и сравнительно быстро, с каждым месяцем потребности пользователей мобильного интернета также будут прирастать, как и число этих пользователей. И нужно заблаговременно соответствующим образом наращивать как возможности сигнализации сетей, так и мощность опорных сетей, например, сокращая долю радиорелейных линий в пользу оптоволокна или внедряя современные релейки с высокой пропускной способностью. Это все требует инвестиций, причем немалых, и операторы должны эти инвестиции в свой бюджет закладывать. И отдача к ним придет в виде роста числа пользователей и соответствующих доходов. 
В 2012 году мы, вероятно, поймем, кто на развитии сети сэкономил, а кто подготовился заранее.

Особенно вырастут требования к сетям, если начнется коммерческое внедрение сетей  LTE - будет ли это делать Казахтелеком на базе Алтел или все же разрешат Билайн перевести их давно сооруженную сеть LTE в режим коммерческой эксплуатации? Ведь со скоростями LTE трафик потребуется пропускать немалый.

 

4. MNP (Mobile number portability) - переносимость сотовых номеров

Здесь вопрос, прежде всего, к регулятору. Если у правительства РК есть желание наращивать уровень конкуренции операторов, что заставит их больше думать о лояльности абонентов, улучшать качество своих услуг, то нужно доработать законодательство и ввести MNP. Это обязательно даст позитивные результаты, недаром по всей Европе уже внедрена данная услуга. Операторы, конечно, будут упираться, ссылаться на рост затрат, но они всегда это делают, когда нововведение не сулит им барышей. Зато если введут, операторам придется более внимательно относиться к нуждам и чаяниям абонентов, ведь угроза перехода к конкуренту заметно вырастет.

--

Выше я перечислил только несколько проблем, требующих решения, сформулировал лишь несколько пожеланий операторам. На самом деле, того, что следовало бы менять, развивать, делать, значительно больше.

Интересно, а какую из этих тем считаете более важной вы?

Какие еще проблемы требуют решений?
Что вы пожелаете операторам Казахстана в 2012 году, чтобы вас порадовать?

PS: только не забудьте, что операторы - это коммерческие компании и одна из основных зада для них - зарабатывать деньги для своих акционеров, предоставляя услуги связи. Это я к тому, что предложения типа "сделать связь бесплатной" писать не стоит :).

2632
25
0
0
0

Comments

Login to comment