место в рейтинге
  • 715766
  • 4909
  • 541
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Дружественный бизнес

В этом месяце много пишу. О разном. А недавно в деловом издании National Business была опубликована написанная мной статья о BFF.kz

Дружественный бизнес

Миллионы пользователей во всем мире обращаются к сервисам социальных сетей, для того чтобы рассказать миру о себе, найти друзей и единомышленников, обсудить общие и профессиональные вопросы. Опыт компаний Западной Европы и Америки показывает, что на социальных связях людей можно успешно строить бизнес и быстро расти. В Казахстане ситуация для ведения бизнеса в Интернете тоже начинает налаживаться. Во-первых, месячная Интернет-аудитория в стране растет, и по итогам первого полугодия 2011 года она оценивалась в 6-6,5 млн. человек. Во-вторых, пользователи с накопленным потребительским опытом все больше внимания обращают на казахстанские интернет-магазины. И в-третьих, судя по всему, на рынок приходят отечественные инвесторы. О том, как может развиваться стартап, NB рассказывает один из сооснователей казахстанского Интернет-магазина BFF.kz, официального партнера Apple, Улан Каражигитов.

«Мы – это Улан Каражигитов и Рустем Карымов. Дружим давно, любим работать и общаться» – первое, что можно прочитать, зайдя на сайт BFF.kz. Как рассказывают сами предприниматели, идея создать Интернет-магазин появилась в октябре 2010 года. В течение нескольких месяцев они проводили подробный анализ рынка. Решили продавать продукцию компании Apple, HTC и лицензионное ПО. К январю все элементы будущего стартапа – стратегия, позиционирование и бизнес-план – были готовы. И в феврале 2011-го проект запустили.

Необычным для казахстанского Интернет-бизнеса является то, что изначально владельцы решили сфокусироваться на тесной работе с клиентами в социальных сетях – Facebook, Vkontakte, Twitter и Yvision,  исключив традиционные методы продвижения. Маркетинг, каналы продаж, обратная связь – все на основе известных соцсетей. Через несколько месяцев, которые вместили в себя успешные продажи и доказали жизнеспособность выбранного курса, друзья начали думать над дальнейшим развитием. Примерно в это же время к ним обратился инвестор, предложивший свою финансовую помощь для открытия оффлайн-магазина по продаже гаджетов Apple и HTC в одном из ТРЦ Астаны. После кропотливой работы по согласованию условий уже в сентябре бутик был открыт.

Рынок на шестерых

- Вы продаете продукцию компании Apple. Почему производитель не выходит на казахстанский ритейл и не открывает AppleStore?

- У Apple есть несколько каналов продаж и в каждой стране устанавливаются свои, с точки зрения экономической целесообразности. Первый – это розничная сеть AppleStore, в мире насчитывается около 325 магазинов в 11 странах мира. Большая часть из них расположена на территории США. Этими магазинами корпорация владеет сама. В основном они находятся в крупнейших городах. А учитывая, что в СНГ еще нет ни одного ApplеStore, Казахстану пока рассчитывать не на что. Нет у нас в стране такого города, который был бы им интересен. Второй канал – так называемый AppleShop. Это когда сотрудники Apple работают в больших ритейловых сетях. По такому принципу компания работает в России в сетях «Связной» и «Белый ветер». В этих магазинах у Apple есть своя бренд-зона. Третий путь продаж – то, что делается в Казахстане: продажа продукции через авторизованных партнеров, когда заключается двухстороннее соглашение. Документ полностью регламентирует всю деятельность, устанавливает минимальные объемы закупа продукции (на сумму €50 тыс. в квартал), требования по оформлению магазина и мерчендайзингу. При этом существует два варианта партнерства – премиум-ресселер и авторизованный реселлер. К премиум-ресселеру требования жестче по обороту, и все должно быть оформлено по правилам Apple. Вплоть до заказа мебели у конкретного поставщика. Должна быть вся линейка товаров в наличии. В Казахстане в данном сегменте работает только одна кампания.

Есть статус «авторизованный реселлер», где существует относительная свобода в оформлении, т.е. все правила имеют рекомендательный характер, в отличие от премиума. В Казахстане авторизованных реселлеров всего два.

Помимо этого, официальным каналом являются продажи через крупные торговые сети. То есть это подобие формата AppleShop с тем лишь отличием, что продажами занимаются не сотрудники Apple, а дистрибьюторы. В Казахстане это компания «Асбис». Мы делаем прогноз по продажам на квартал вперед, который направляется дистрибьютору, который, в свою очередь, собирает все заявки из Казахстана от партнеров и делает заказ на заводы. В Казахстан продукция поставляется через склад Apple в Восточной Европе.

- Насколько оперативно приходит на рынок Казахстана продукция Apple? И почему iPhone официально не продается в нашей стране?

- В последнее время гаджеты мы получаем со второй волной. Т.е. первая – это ведущие страны: США, Великобритания, потом вторая и третья волны. Также это зависит от самого продукта: устройства, не получившие ажиотажного спроса, приходят к нам так же, как и в любую другую страну. Другое дело, если это iPad, первая версия которых официально у нас не продавалась вовсе, а вторая версия планшетника начала поступать только в мае с опозданием в несколько месяцев.

По iPhone: компании нет смысла выходить на небольшой по объемам рынок. Помимо этого, смартфон является Интернет интегрированным устройством, а в Казахстане не везде есть покрытие 3G. Компания Apple заинтересована в таких рынках, где потребители смогут полноценно пользоваться всеми сервисами гаджета.

Друг – клиент

- Компания BFF.kz в качестве главной стратегии выбрала работу через социальные сети, а основной точкой генерирования прибыли – качественное до- и постпродажное обслуживание. Это, в свою очередь, подразумевает более высокие цены в сравнении с конкурентами.

- Наши цены не дороже, чем у официальных партнеров Apple. Дешевле они только у серых дилеров, которых мы к своим конкурентам не относим, – у нас разная клиентская аудитория. На самом деле мы ставим те цены, которые нам рекомендует вендор. Поэтому они должны быть примерно одинаковы у всех, кто занимается официальными продажами продукции Apple. Но т.к. в Казахстане многие компании ничем, кроме как ценой, конкурировать больше не могут, то происходит демпинг. Особенно это заметно в случае со смартфонами HTC. В этом я вижу причину того, что многие считают наши цены высокими. Сейчас мы разрабатываем несколько сервисных программ, и та цена, которая есть, является вполне адекватной нашему предложению. Рост продаж – прямое тому подтверждение.

- Текущая бизнес-модель идеальна для вас? Потребитель идет к вам, потому что знает вас, доверяет. Получается, клиент доплачивает за сервис-доверие. Как происходит взаимодействие с клиентами?

- Идеальной модели не бывает. Наша бизнес-модель – рабочая, это факт на 100%. Мы в любом случае работаем в конкурентной среде и не чувствуем себя лидером, которому кроме как на былые заслуги больше надеяться не на что. Мы каждый день двигаемся вперед, стремимся улучшить процессы, которые у нас есть, поэтому нельзя сказать, что построенная модель совершенна. Всегда есть что оптимизировать. Думаю, что мы не достигли бы таких показателей без полугодовой предварительной работы – нашей интернет-торговли. Не было бы такого уровня продаж.

- Как пришел в ваш бизнес инвестор?

- Изначально мы задавались вопросом – что будет дальше после интернет-магазина? Анализировали, получать ли официальный статус или просто покупать у «Асбиса» продукцию плюс продавать iPhone. В итоге пришли к тому, что первый вариант оптимальный. Мы, как авторизованный реселлер, можем продавать не только всю продукцию, поставляемую Apple в Казахстан, но и продукцию, которая не пересекается с Apple. Продавать iPhone я не имею права, но могу продавать любые другие смартфоны.

Собственно, инвестор был одним из наших клиентов. Возможно, если бы у нас не было позиции открытой компании, то и инвестор не нашелся бы. Он обратился практически сразу после открытия – в феврале, а в мае мы уже завершили юридические формальности. Рассматриваем это как нормальную ситуацию. Если хочешь развивать бизнес, то необходимо инвестировать. Мы проинвестировали настолько, насколько позволяло наше положение. Мы с Рустемом были готовы на определенном этапе размыть свои доли и привлечь инвестора. Один из потенциальных инвесторов предложил вложить любую необходимую сумму с планом отбить ее через некоторое время с определенными процентами. Кто-то хотел вложить небольшую сумму денег и просто работать с нами. Варианты были разными. Нужно было сделать правильный выбор. На текущий момент мы все равноправные участники бизнеса. Каких-то жестких требований инвестор не выставил – в учредительном договоре прописаны лишь доли, количество голосов при принятии решений, вложенные суммы и процесс получения дивидендов. Сознательно не прописывали сроки выхода инвестора, обозначили лишь условия, необходимые для выполнения этого действия.

- В каком направлении будет трансформироваться ваша бизнес-модель?

- Будет происходить расширение и выход за рамки онлайн-продвижения. К примеру, на маркетинг при открытии магазина пришлось потратить в три раза больше, чем мы с Рустемом вложили в самом начале. Если бы не планировали расширяться, то не стали бы открывать бутик и ограничились только онлайн-продажами. Теперь же ориентируемся как на онлайн-покупателей, так и на оффлайн.

- С первыми клиентами работа велась непосредственно, т.е. вы и Рустем. Теперь, с открытием бутика, клиенты взаимодействуют не только с вами, но и с продавцами. Как решается вопрос передачи культуры сервиса?

- Когда мы расширялись, делали это осторожно и постепенно. У нас было время подобрать людей, близких по духу Apple. В принципе, сейчас любое обращение через Интернет, будь то почта, Facebook, Twitter, сайт, комментарии на других ресурсах, параллельно идет ко всем сотрудникам компании. И мы всегда в курсе всех обращений, коммуникаций. Понятно, что все невозможно предусмотреть, поэтому у нас все открыто, везде есть наши контакты. Бывает, возникают какие-то ситуации, тогда люди имеют возможность связаться со мной лично или с Рустемом. Риски есть везде, это ведь человеческий фактор. Сейчас в компании работает девять человек и крупных проблем не возникает.

- Как распределяются доли продаж по регионам?

- Изначально, когда не было магазина, основной объем продаж приходился на Алматы. С открытием бутика ситуация изменилась, и продажи в Астане перекрыли Алматы. Практика показала, что Интернет-магазин не может конкурировать с полноценным оффлайн-магазином в этом сегменте. На сегодняшний день основной наш склад – это бутик в Астане, в Алматы находится не более 20% от основного склада в денежном выражении. Поэтому зачастую приходится доставлять некоторые устройства из Астаны. В целом в наших планах открытие магазина в Алматы при условии, что найдется подходящий торговый центр с определенным уровнем арендаторов, и, соответственно, посетителей. Мы рассматривали стрит-ритейл, но решили, что это не подходит для нас. В данный момент мы в поисках.

1 декабря 2011, 12:39
3203

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Вот вырасту и возьму у тебя интервью. :)
ulan
0
0
о, даже сообщество national business есть
Хорошая статья. Читается легко.
smerch
0
0
>Facebook, Vkontakte и Twitter, исключив традиционные методы продвижения.
считаю можно было пару слов и о yvision замолвить.
согласен :-)

но что сказано, то и записано
smerch
0
0
у нас не модно хвалиться отечественными ресурсами) а иногда наверное и стыдно)
это не намеренно, просто вылетело из головы. мы не стыдимся ювижн :)
ulan
0
0
точно я так не говорил? Не мог про ювижн не сказать в получасовой беседе ни разу :)
Мне кажется, что для той аудитории, на которую рассчитан магазин, как раз социальные сети и есть традиционные методы продвижения
мы отталкивались не от специфики товара конкретно, а от общих методов продвижения. а так, конечно, гаджетам для выхода в Интернет легче найти своих хозяев в соц сетях, чем скажем, автопрому. я говорил об этом в КазГУ - youtu.be
Да yvision сыграл большую роль в нашем успехе, руководство и редакторы поддерживали нас. К сожалению, упустили в интервью. Посыпаем голову пеплом.
smerch
0
0
принимается) если вы не против, то давайте здесь в электронной версии добавим)
мы не против, если Баглан добавит, он автор.
спасибо. справедливость восторжествовала :)
со спокойной душой решейрю)
с печатными изданиями такая заморока, что опубликовали, не исправишь. так как было с моим именем в форбс, ошибку совершили, а сделать ничего нельзя. :)
в кат, пожалуйста.
Flamov
0
0
Национальный бизнес - это перепродажа мажорчикам красивых гаджетов?)
National Business - это название журнала :-)
smerch
0
0
Хорошая шутка)
Продажи это тоже полноценный и не простой бизнес. Советую вам попробовать, в конкурентной среде как ритейл. Платим налоги, создаем рабочие места. Официальные магазины, цивилизованный подход, хороший сервис от этого покупатели только выигрывают. Пора отходить от серых схем и продажи из под прилавка. Есть люди, которые больше этого не хотят.
Flamov
0
0
Дааа к бизнесу вопросов нет, меня терминология интересовала) Вот подсказали что это название журнала
а понятно :) а то я включился сразу :)
непонятно еще, с каких пор купи-продай сервисы стали стартапами. Бабка продающая жвачки вдоль дороги - стартапщица?
Почему бы и нет? en.wikipedia.org
А как ты понимаешь слово "стартап"?
возможно я ошибаюсь, но у русскоязычного термина "стартап" мне кажется есть некий патерн использования. Заключается он в том что стартап компания — это компания, которая начала осваивать новую для рынка нишу.
Например yvision стартап потому что осваивает направление блог-хостинга в казахстане, до них особенно никто этим не занимался и есть риск "вылететь в трубу".
Однако купи-продай сервисы мне неудобно называть стартапами, потому что у них нет нового поля как такового.
Если бабка продающая жвачки вдоль дороги - стартапщица, то ок (стали же секретарши - офис-менеджерами, потом, наверное, уборщицы станут менеджерами по АХЧ). Однако, стоит учитывать что данный термин новый (в том числе и на английском) и подобные разницы понимания естественны.
да вы ошибаетесь. нет никакого своего патерна, все копируют с английского
нам в целом все равно как вы нас назовете, хоть огурцом. главное результат. мы начали с нуля. за 10 месяцев уверенно зашли на конкурентный рынок, у нас есть узнаваемость, хорошие объемы продаж, клиенты любят нас, конкуренты забеспокоились, а мы строим планы на развитие.
ulan
0
0
а что для вас стартап? и с каких пор новый бизнес не может называться стартапом, с учетом нашей уникальной специфики продвижения, аналогов в Казахстане которой нет.
#facepalm

"Старта́п или старта́п-компа́ния (от англ. start-up — запускать) — компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков. Термин стартап стал популярным во времена пузыря доткомов, когда было создано большое количество интернет-компаний. Новые проекты в отраслях высоких технологий часто называют хайтек стартап. Следует отметить, что хотя этот термин можно применять ко всем сферам деятельности, преимущественное распространение он получил в сфере IT и интернет-проектов." ru.wikipedia.org
SunQar
0
0
"владельцы решили сфокусироваться на тесной работе с клиентами в социальных сетях – Facebook, Vkontakte, Twitter и Yvision," - дальше не смог читать. Ювижен - это соцсеть? Вот это да.
см. комментарии выше
SunQar
0
0
Читаю очень быстро, видел до этого. И что?
Yvision добавился сейчас :-)
Вроде Смерч не просил так классифицировать Ювижен. Где-то теряется логическая цепочка.
спроси у него сам, поборник формализма
У меня работа такая, извини за назойливость
ulan
0
0
еще какая. учите мат часть.
SunQar
0
0
Давайте пруфлинки )) Не верю!
чего не сделаешь для повышения грамотности населения - http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть !
"Что такое блог?
Блог – это личный сайт в Интернете, что-то на подобие дневников, но только в сети. Блог состоит из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа.

Казахстанская блог-платформа «Your Vision» (www.yvision.kz \ yvi.kz \ www.yourvision.kz) - социальный сервис, предоставляющий возможность просто и бесплатно завести многофункциональный личный Интернет-дневник (блог) каждому."
yvision.kz

Ювижен не согласен с вашим пруфлинком.
сколько людей - столько мнений, но здравый смысл все равно остается здравым смыслом.
Согласен. )
Мой "здравый смысл" покорежило когда Смерч стал НАМЕКАТЬ об упоминании ювички в статье. %)
Смерч все правильно намекал, он, бекежан и вся команда ювижна нам хорошо помогали вначале. Ювижн на начальных этапах был нашей основной ударной силой.
кто не намекает - тот не ест!
SunQar
0
0
По-моему, надо "рЕтейл" писать, а не "рИтейл".
в бан, дорогой :-)
кто не понял первую фотку и что она означает :)

Oid5VlZ5D36km7GoJ4BzZ52Cs6R87I.jpg
Надо было запатентовать фотку.... XD
ulan
0
0
Бага, а почему мы маленькой буквы в тегах? :)
теги сами так форматируют :-)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Алматинский учитель поставил диагноз системе, частью которой является образование. Будучи успешным юристом, имевший степень МВА, он вдруг развернул траекторию своей карьеры, став обычным школьным...
Zhumanova
22 сент. 2017 / 16:26
  • 6444
  • 12
«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

Досталось и Скриптониту, который ранее опубликовал запись, о том, что больше не будет сниматься в клипе Гуфа и Тимати. "Я тебя ни о чем больше не попрошу, казах ты мой дорогой" - высказался рэпер.
tala03
21 сент. 2017 / 15:48
  • 3831
  • 12
Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Вице-спикер Мажилиса Владимир Божко остановился на некоторых деталях известного конфликта в Астане возле строящегося «Абу Даби Плаза», затронув проблему «многочисленной сельской молодёжи»...
openqazaqstan
19 сент. 2017 / 13:16
  • 2732
  • 64
«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

По данным статистики 2017 года Казахстан занимает 4 место по самоубийствам. Говорить об этом - социальное табу. Мы игнорируем разговоры о депрессиях. Потому что нам страшно.
goribaldi
18 сент. 2017 / 15:45
  • 2686
  • 88
«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

Мужчины спокойно подчиняются логичным правилам, большинство женщин пытаются выторговать себе особые условия. Я убеждалась в этом много раз.
ValentinaVladimirska
18 сент. 2017 / 14:25
  • 2175
  • 35
Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Бесплатное проживание и завтрак в Испании, как прокачать иностранный язык и где поймать бесплатные ништяки в Европе. Если вы backpacker, который пересекает границу разных стран каждую неделю -...
dianaobyrne
18 сент. 2017 / 12:16
  • 2724
  • 1
Мой опыт вегетарианства: «Я ела овощи, и сама стала как овощ»

Мой опыт вегетарианства: «Я ела овощи, и сама стала как овощ»

Три года назад начитавшись-наслушавшись кое-каких знаменитых людей, я решила завязать  с абсолютно любым мясом. Как же возмущались все мои близкие, это надо было видеть, но я была непреклонна.
Bonittta
18 сент. 2017 / 14:33
  • 2106
  • 33
Путешественник был шокирован полицейским беспределом в Казахстане

Путешественник был шокирован полицейским беспределом в Казахстане

Полицейский беспредел в Казахстане осудил российский блогер и путешественник Евгений Золотухин. На своей странице он рассказал, как встретился с казахстанскими полицейскими, и как они оставили не...
tala03
18 сент. 2017 / 16:58
  • 1879
  • 13
Одним уникальным садом в столице станет больше – Корейский сад в Астане

Одним уникальным садом в столице станет больше – Корейский сад в Астане

27 сентября откроет свои двери уникальное место в Астане –  Корейский сад. Подобных общедоступных мест нет в Астане. Это видно по дизайну парка, который был разработан в Южной Корее.
iamYerlan
18 сент. 2017 / 0:51
  • 1902
  • 7