• 397452
  • 2634
  • 588
Нравится блог?
Подписывайтесь!

4 проблемы e-commerce в Казнете

Я бы хотел обобщить проблемы электронной коммерции в Казахстане и найти пути их решения. Всего таких проблем – четыре. Это - отсутствие доверия, отсутствие адекватного законодательства, проблемы с доставкой, ограниченный доступ в интернет. Кто решает эти проблемы?  Теперь обо всем по порядку.

Проблема #1 – Доверие.

Самой важной, на мой взгляд, проблемой электронной коммерции является отсутствие доверия со стороны клиентов к интернет магазинам и онлайн сервисам. Недоверие можно объяснить несколькими факторами: отсутствие узнаваемых и надежных брендов,  слабая информированность населения об основных правилах оплаты через интернет, нежелание банков развивать интернет платежи в связи их высокой рискованностью и т.д. В качестве решения подобных проблем, некоторым известным и крупным компаниям в Казахстане удается использовать свои бренды в роли гаранта качества сервиса в интернете. Такие компании как Kcell, Air Astana и Meloman могут выживать и делать прибыль в интернете. Зачастую интернет направление в этих компаниях если не убыточное, то не самое приоритетное. Данные компании инвестируют в интернет-развитие как дань моде или делая ставку на будущее. В свою очередь компании среднего и малого бизнеса не могут использовать свои бренды как рычаг, чтобы привлечь достаточное количество клиентов для стабильной и прибыльной работы. Как же преодолеть стену недоверия, разделяющую клиентов и коммерсантов?

Проблема #2 Электронные деньги и онлайн платежи

Другая серьезная проблема это проблема электронных денег и платежей. На данный момент платежи в интернете затруднены как для клиентов, так и для продавцов. Существующие сервисы онлайн оплаты делают экономику ведения бизнеса для предпринимателей не выгодной по причине высоких процентов и больших сроков выплат выручки банками. Другая проблема это легальность проведения операций в интернете. На данный единственный легальный способ принимать олнайн платежи это использовать сервис epay от Казкомерцбанк. По своему опыту знаю, что epay очень качественный и удобный сервис. Air Astana, Kcell, Meloman и другие крупные компании его используют достаточно успешно. Но для малого и среднего бизнеса Казкомерцбанк установил очень жесткие условия, которые делают бизнес не выгодным. Проценты за проведение платежей составляют 3% от суммы покупки, что является очень высокими по сравнению с мировой практикой. Одно дело проценты, это сугубо коммерческий фактор для банка. Но самым абсурдным требованием является необходимость ждать до 45 дней, чтобы обналичить заработок. Для малого бизнеса замороженные средства на 45 дней могут быть губительными, поскольку быстрый оборот наличных средств это основное условие выживания.

Проблема #3 - Доставка

Еще одна серьезная проблема интернет магазинов это отсутствие цивилизованных сервисов доставки, которые были бы одновременно надежными для массовой доставки ценных товаров, и достаточно дешевыми, чтобы продавцам было выгодно делать бизнес в интернете. Доставка болезненная проблема для продавцов, но ее можно решать. Некоторые магазины берут доставку на себя. Естественно это усложняет управление бизнеса и распыляет ограниченные ресурсы на не основную деятельность. Кроме того, уже сейчас существуют несколько курьерских служб, которые могут осуществлять качественную доставку товаров. Но цены остаются желать лучшего.

Проблема #4 Доступ в сеть интернет

Считается, что проблемы с инфраструктурой доступа в сеть интернет являются чуть ли не главной проблемой развития казнета и электронной коммерции. Опыт других стран показывает, что для успешного развития электронной коммерции, необходимо набрать критическую массу пользователей интернет больше 20% населения. Последние статистические данные показывают, что мы достигли этой магической цифры, но мгновенно результата, о котором многие мечтают, не появилось. Можно предположить, что другие проблемы сдерживают развитие

Кто и как решает проблемы?

Несмотря на существующие проблемы, есть в нашей стране люди, которые понимают причины этих проблем и пытаются их решить. Вот несколько ярких примеров, о которых я знаю.

Processing.kz. Константин Горожанкин запускает интересный сервис www.processing.kz. С помощью этого сервиса интернет продавцы будут иметь возможность получать онлайн платежи от своих клиентов с помощью пластиковых карточек Visa и MasterCard. Многие специалисты электронной коммерции и владельцы интернет магазинов ожидают этот знаменательный момент, когда появится второй игрок на рынке электронных платежей. Ожидается, что конкуренция существенно улучшит условия ведения бизнеса для средних и малых предприятий.

Taulink. Еще одним ярким примером является компания Таулинк и ее владелец Александр Чуб. На этой неделе компания Таулинк порадовала запуском нового сервиса для интернет продавцов под названием ikassa.kz. Кроме того, Александр и Константин активно участвуют в процессе создания закона об электронных деньгах. Ожидается, что этот закон об электронных деньгах регламентирует использование электронных денег финансовыми организациями, продавцами и клиентами.

На счет доставки –говорят, что ведется работа с КазПочтой по улучшению сервиса и снижения тарифов специально для интернет-магазинов.

Проблему доверия попытается решить бренд – «Надежный магазин», который создается участниками рынка для листинга желающих интернет-магазинов с целью выявления лучших из них.

Если верить КТ, то численность абонентов Интернета в Казахстане постоянно растет. Можно ожидать, что критическая масса в 20-25% пользователей от общего количества населения наберется в ближайшие год-два.

Е-деньги. Весной 2011 года на свет должен появится доработанный законопроект об “Электронных деньгах”. Будем надеяться, он затронет все аспекты ведения бизнеса в сети и станет локомотивом е-торговли в Казахстане.

Стратегический момент

Мое мнение, что мы сейчас переживаем стратегические момент в развитии электронной коммерции. Те бизнесмены, которые начнут сейчас активно работать в интернете, когда все трудно и много проблем получат неоценимый опыт и так называемое преимущество первого игрока (first mover advantage). Некоторые компании это понимают и начинают работать уже сейчас, несмотря на трудности и проблемы. Другие же ждут, когда проблемы решатся и все будет легко. Когда будет легко, будет уже поздно. Будут свои лидеры, правила и барьеры, преодолеть которые будет очень сложно.

Последнее время я наблюдаю появление большого количества интернет магазинов. Список превышает уже несколько десятков сайтов, которые могут быть классифицированы как проекты электронной коммерции. Мне кажется, что нас ждет интересное время. Мы сможем наблюдать ожесточенную борьбу за место под солнцем. В итоге множество начинаний потерпят неудачу, некоторые игроки консолидируются чтобы выжить. Останутся несколько крупных игроков, которые зарекомендовали себя как надежные и солидные компании.

Вступайте в борьбу сейчас, завтра будет поздно.

PS Это мой второй пост из серии электронная коммерция в Казахстане. Комментарии и пожелания к предыдущему моему посту Брендинг в эпоху цифровых технологий вдохновили меня на продолжение данной серии. В следующем посте я хочу затронуть тему социальной коммерции и как она уже сейчас практически применятеся в Казнете.

Проект www.processing.kz от Константина Горожанкина

Пост о запуске проект iKassa.kz от Александра Чуба

Интересный пост от Улана Каражигитова Самое главное в стартапе - это старт

 

Рустем Карымов rkarymov
Создатель проекта электронной коммерции www.airastana.com (2007), сооснователь интернет-магазина www.bff.kz. Болашаковец, MSc, MBA. Финансовый директор BCC-Invest.kz
27 января 2011, 10:58
4738

Загрузка...
Loading...

Комментарии

И даже спорить не буду))) В ходе прочтения статьи возникла даже одна идея ) Где бы взять столько ресурсов чтобы реализовать все идеи в области Kazakh Specific E-Commerce )))
нужно реализовывать постепенно, начиная с самых лучших и интересных :)
Zabava
0
0
спрячьте большую часть в подкат, не издевайтесь над читателями
спрятал, спасибо за замечание
Спасибо за интересную статью!
Кстати Казком, ужасно долго проводят проверку, для открытия терминала оплаты homebank . Как же у нас все трудно в Казахстане...
ulan
0
0
думаю конкуренция поспособствует улучшению условий для предпринимателей
Или же все останется на одном уровне ...хотя думаю конкуренция сыграет свою роль..
за счет чего-то же должны привлекать клиентов новые игроки
Ждем других игроков, будет интересно как отреагирует Казком
Сколько уже ждем-то...
Для развития интернет-магазинов, не хватает систем приема платежей. Вебмоней, не у всех есть.
Плохо что paypal google checkout не работает в Казахстане. Приходится подключать другие платежные системы.
На самом деле это и есть тормоз. Так как организовать прием платежей по карточкам минуя тот-же Казком на PayPal можно. Труднее вывести деньги с Paypal. Я слышал, что есть уже умельцы которые путем нехитрых манипуляций, (надо порыть в нете, было где-то, как это сделать вполне "законным", но немного не "гуманным" путем) все-таки прикручивают Paypal и могут обналичивать средства с нее.(актуально для продавцов) Кароче проблема в обнале, а не приеме денег на карточку.
я прикручивал liqpay.com а еще работал с sprypay.ru хотелось бы казахстанских
О, да! Полностью согласен) И чтобы тариф был не 3% и тем более не 5% как у ikassa. Хотя там как я понял несколько другая кухня.
igrek
0
0
полностью согласен, и особенно согласен что проблем много и надо их решать. И наверно даже самим поучаствовать в процессе создания законопроекта (тем кому это интересно)
Думаю главная проблема для потребителей, это сроки доставки.
ulan
0
0
по городу день в день можно доставлять. в другие города на след день можно, макс по Казахстану не габаритный груз (не холодильник скажем) - 3-4 дня доставка. может дольше - может меньше. там уже сколько платить хочет человек за доставку
Значит мне не правильно про информировала Казпочта
я не про казпочту. это дохлый номер через них работать. есть частные почтовые службы.
с казпочтой слишком много рисков
За почти 4 года работы с АО "Казпочта" были проблемы по задержке доставки клиенту (которым страдают и остальные компании) и задержки перечисления сумм наложенного платежа, но все из них решены. Зато пришла беда откуда не ждали - DHL в хлам разнес дорогостоящий компьютер, дополнительно ко всему наклейки "Осторожно стекло" чудесным образом исчезли с ПК когда его доставляли клиенту :(
ИМХО казпочта не самый рискованный сервис :)
Darnin
0
0
Потребителю нужен гарант выполнения поставщиком своих обязательств, это - самое важное на данный момент.
Пример: Оплатили вы через банковскую карточку товар, кто гарантирует, что оплаченный товар Вы получите?
Вы просто проводите передачу определенной суммы на определенный банковский или интернет-счет. Если бы при оплате через тот же Таулинк я мог бы получить квитанцию, как при покупке в том же магазине, я бы держал эту квитанцию как доказательство и был бы более спокоен.
Поэтому большинство наших потребителей считают, что лучше переплатить, но быть уверенным в том, что получишь оплаченный товар, чем потерять всю сумму в попытке сэкономить.
Весь мир работает в интернете, и мы к этому прийдем. Оплачивать через интернет так же безопасно как и наличными, просто клиенты этого не знают и не понимают. Зачастую банки заинтересованы чтобы клиенты меньше платили в интернете, для банков рисков меньше.
Darnin
0
0
Да, согласен про весь мир, на примере Штатов: там любая компания больше всего дорожит своей репутацией. Наши реалии - далеко не факт, что Вы благополучно получите оплаченный товар.
На ЦТ были посты на эту тему, их было достаточно для того, чтобы судить что случаи не были единичными.
Тут важно, чтобы клиент знал, был уверен в получении товара в срок, в полном соответствии заявленному качеству и функционалу.
Наши банки иногда предоставляют нашим предпринимателям свои гарантии в этой сфере, на особых условиях, по заявкам, было бы лучше, если бы эта услуга вошла в стандартный пакет услуг всех наших банков.
поэтому я поднял проблему доверия как самую важную. появятся крупные игроки, платить которым вы не будете боятся. но такую репутацию нужно заслужить. это является самой сложной задачей.
Думаю, тут стоит обратиться к Улану, ему клиенты доверяют уже сейчас, он заслужил это доверие)
Улан это отдельная тема! Скоро буду писать про социальную коммерцию. Там улан будет фигурировать как один из успешных примеров.
Chub
0
0
Проблемы, которые затронул Рустем в своем посте, действительно являются самими актуальными с точки зрения развития электронной коммерции в Казахстане. Я бы еще одну важную проблему добавил – отсутствие мотивации у коммерсантов переходить в интернет. Аудитория потребителя не очень широкая, несмотря на относительно большое количество интернет-пользователей в РК. А издержки для создания полноценной интернет-торговли очень высокие. Их могут снизить только уже существующие, «традиционные торговцы», у которых есть склады и логистическая инфраструктура. Кто-то это уже делает, но большинство воспринимают интернет как обычный каталог или ознакомительную витрину для обеспечения сделки «в реале». Бизнесмены будут внедряться в процесс, только увидев собственный «шкурный» интерес, который может в данном случае совпадать и с интересом потребителя. Поэтому нужна программа льготного налогообложения тех, кто ведет свой бизнес через интернет. Идеально было бы – снижение КПН и нулевая ставка НДС. Проконтролировать, чтобы «под шумок» не попали уклонисты от налогов – тоже легко – путем создания специальной площадки, например на базе ПИТ Алатау, где будет (уже почти есть) все – таможня, налоговая, банки, офисы, склады и самое главное – Казпочта. Именно Казпочта может и должна стать тем самым двигателем нашей интернет-торговли, потому как только у них есть самая большая логистическая инфраструктура. Так как Казпочта на 100% государственная, то государству по силам и тут оказать соответствующую поддержку, снизив для ПИТ тарифы на доставку вплоть до себестоимости. И тогда дело в интернете пойдет, я уверен. В результате товар будет продаваться ниже чем в традиционном магазине, потребитель будет доволен этим, а продавец будет доволен ростом продаж с минимальными издержками (чего только стоит аренда торговых и складских площадей в цене товара!).
Darnin
0
0
Казпочту бы на DHL заменить и я с радостью пойду в Алатау поторговать, вот только как там реализовано предотвращение утечек данных по совершенным сделкам - это ведь коммерческая тайна, а все сделки проходят на Вашей платформе, в открытом виде?
Могу ошибиться, если так, то заранее извиняюсь.
Chub
0
0
Казпочта является единственной организацией, на данный момент, на которую можно повлиять через госпрограмму. DHL и иже с ними отличные компании, но цена будет боюсь не очень популярной для клиентов. Но как альтернатива при выборе они безусловно должны присутствовать.
Что касается нашей платформы, но ремарка не совсем понята. Регистрация всех сделок происходит по защищенным протоколам.
Да, думаю, если у клиента будет выбор, то и другие курьеры будут давать более привлекательные цены для потребителей.
По поводу конфиденциальности я просил уточнить, спасибо за разъяснения!
Александр, не совсем понятно, как можно будет решить задачу доставки по Алматы если находиться на базе ПИТ Алатау, она ведь находится довольно таки далеко от Алматы. По налоговым послаблениям на все 100% согласен, очень тяжело тянуть в данный момент интернет магазин при этом работая вбелую.

Еще бы я назвал проблему поставщиков, которые мало заинтересованные в работе с интернет магазинами диктуя свои нереальные условия. "Возвратов мы не делаем", "товар не резервируем", "нет на вас времени" и т. д. От этого частенько возникают неприятные моменты с клиентами, которые и так скептически настроены на электронные покупки, а тут еще оказывается в последний момент товар на складе закончился из за того что поставщик его не зарезервировал и таких моментов на самом деле много. Тоесть вывод такой, если хочешь иметь полный котроль над процессами и обеспечить качественный сервис обслуживания (а это сейчас очень важно), то нужно формировать свой склад. Чтобы сформировать свой склад нужны обороты. Чтобы были обороты нужно развивать рынок и привлекать в это инвестиции.

Проблему клиентов я бы тоже выделил особенно. Многие заказывают в первый раз, что называется в качестве эксперемента. И во многих случаях для нас элекронных коммерсантов он заканчивается отказом от товара при передачи: "Не то что мы ожидали", "здесь нет функции такой то", "а вот здесь товар как то не так выглядет" и другие отмазки. В итоге, время потрачено, товар зависает (помните проблему возвратов) и возникает вопрос как быстро продать зависший товар чтобы снова влить средства в оборот. А это все вопрос информированности населения и создания некой культуры покупок в интернете.
ulan
0
0
нулевой КПН с текущим НДС был бы тоже хорошим вариантом
Chub
0
0
Согласен. А с учетом того, что в СЭЗ Импортеры НДС платят не при ввозе (что по сути яляктся кредитованием бюджета), а при реализации, многих это более чем устроило бы.
Казпочте разобратся бы со своими проблемами. Убыточная контора. Не смотря на то что гос и филиальная часть самая большая. Хотя бы, была бы как Почта России. И то, под вопросом. В общем, КазПочта планомерно хочет работать в сфере приема платежей, эдакий банк в отдаленном ауле. Думаю. не стоит вообще рассматривать его в ближайшее время как курьера. Надежного курьера не теряющего грузы.
Chub
0
0
Но все же проще использовать ее, чем создавать новую. Проблемы в Казпочте есть, но все они решаемые и новая команда, насколько я знаю, этим сейчас и занимается.
а как давно там новая команда?
Нисколько не берусь защищать АО "Казпочта" - не во всем они идеальны. Приходиться иногда ругаться с сотрудниками отделений в небольших городах, давайте просто поделимся статистикой (особенно интересуют внутриреспубликанские пересылки).
За 2011 год, нами (shop.ww.kz) было доставлено через АО "Казпочта" около 2-х тысяч посылок, ни одна не потерялась. Тоже самое могу сказать и о других службах.
Я надеюсь в ростом конкуренции среди служб осуществляющих доставку и увеличением количества интернет-магазинов, качество услуг будет улучшаться и казпочту со счетов списывать не стоит, многие курьерские компании, работают именно через них.
отличные идеи, я поддерживаю. но только я за естественное развитие без сильного вмешательства государства. я думаю критическая масса клиентов уже собралась. Это мы в видем в Эйр Астане по нашим продажам. Нужно теперь создавть сервисы для клиентов. Тут вечная проблема курица или яйца. Кто сделает первый шаг на встречу
Chub
0
0
Ни в коем случае вмешательство, но поддержка. Коммерсанты уже что-то делают, но они должны увидеть перспективный свет в коце туннеля е-бизнеса :)
тенденция мне нравиться ... когда у нас pay pal будет ....
Chub
0
0
Ну почемум асем так хочется PayPal? Зарубежная контора, которая будет просто извлекать прибыль, но не будет принимать учатия в процессе. Самое главное - их тарифы для коммерсантов дотаточно высоки, даже в сравнении с Казкомом, а условия по холду денег для большинства наших бизнесменов будут неприемлемы.
ну если глядеть в массу... то paypal лучше все зависит от специфики .....
Полностью согласен с Алкесандром. это американская система, продвинутые пользователи знают о ней, но более обширная аудитория не знает что это такое. Нам нужны свои системы, которые могут работать здесь как онлайн, так и оффлай. Люди которые понимают наши проблемы и заморочки.
если на один регион да, если в глобально то ...
вот в Китай есть www.alipay.com он отлично работает...но там и потребителей больше ...
Только что обсуждали эту тему в рамках Рабочей группы по развитию электронной коммерции... Сложно всё... медленно раскручивается машина.. Но одно то что создали Рабочую группу и определили эту проблему как ключевую на 2011 год уже о многом говорит. Не зря педалируем значит ;-)
Жалко что меня поздно включили в эту группу. Так хотелось поучавствовать. Ну ничего, теперь на следующий встречи обязательно прийду, со мной уже связались.
Ну в этом нет ничего удивительного, Казнет только готовиться, Так же и рунет начинал!
kas
0
0
Блин уверен что с этим проектом введут ещё и на налоги электронных платежей. Это будет фатальный удар по е комерс.
не думаю что будут налоги на электронные деньги. налоги для эмитентов возможны. дополнительно лицензирование и так далее. но не думаю что будут какие-то дополнительные налоги или сборы для обычных пользователей.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3676
  • 58
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 3385
  • 32
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 3075
  • 10
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2732
  • 2
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
вчера / 10:18
  • 2308
  • 7
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2335
  • 18
Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Минувшие выходные для казахстанских туристов, рвущихся от алматинской жары к иссык-кульской прохладе, снова обернулись настоящим кошмаром.
caravan_kz
19 июля 2017 / 18:39
  • 1808
  • 4
Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Решили сделать топ-5 красивых актрис Казахстана. Очень долго спорили о первых трех местах и даже чуть не подрались. Было очень тяжело выбирать.
asdbqwe
20 июля 2017 / 14:24
  • 1800
  • 41
Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Самое грустное, что, как и всегда в таких случаях, скоро на Честера начнут изливаться потоки грязи - что он был наркоманом, или что-то подобное (как в случае со многими знаменитостями).
demonica
21 июля 2017 / 15:13
  • 1818
  • 49