Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса / The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford (2007)

Артемий 2011 M01 22
2007
35
1
0

«Ты хочешь быть таким как я, или ты хочешь быть мной?» Джесси Джеймс — Роберту Форду «Ты знаешь, чего я ожидал? Аплодисментов. Тогда мне было всего 20 лет. Я не мог понять как к этому отнесутся...

«Ты хочешь быть таким как я, или ты хочешь быть мной?»

Джесси Джеймс — Роберту Форду

«Ты знаешь, чего я ожидал? Аплодисментов. Тогда мне было всего 20 лет. Я не мог понять как к этому отнесутся люди. Я удивился тому, что случилось после: никто не аплодировал.»

Роберт Форд о том, что сделал

Собственно:
Соединенные Штаты Америки в конце 19-го века.
У всех на слуху только один человек — знаменитый грабитель и налётчик Джесси Вудсон Джеймс, который со своей бандой почитается как современный Робин Гуд. Он личность непререкаемого авторитета, он непредсказуем, опасен, и обладает невероятной харизмой — и даже не смотря на многочисленные преступления, в том числе почти двадцать убийств, остается в общественном сознании простого народа героем и любимцем.
В один момент в банду приходит Роберт Форд, молодой парень, который буквально боготворит Джесси. Амбициозный, и с осознанным чувством собственной исключительности, он старается во всем подражать своему кумиру, пока не понял, что он так и проживет свою жизнь безвестным участником банды Джесси Джеймса, если не добьется собственной славы любыми путями.

***

Есть такие фильмы, после которых ты не можешь сказать ни слова. После одних — от шока увиденным, после других — он закрученного сюжета, после третьих — от чувства переполняющего восторга или поражения глубоким смыслом, вложенным в картину. Драма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» — это один из таких фильмов, после которых не то что не можешь сказать, а просто сказать нечего, ибо он настолько целостен, что не нуждается ни в каких комментариях или обсуждениях. По крайней мере до тех пор, пока эмоции, вместе с пережитым от увиденного, не уложатся в голову и не остынут.

Этот фильм, на мой взгляд, является настоящим кинополотном, и толстой, старой, а оттого и очень ценной книгой, которая шурша страницами раскрывает перед зрителем всю ту эпоху, атмосферу, быт и нравы того времени, а главное — взаимоотношений двух главных героев: «безжалостного» бандита и его «благородного» убийцу. Нет нужды прятать или умалчивать об одном из печальных, наполненных трагедией, финалов ленты — все уже сказано в названии. И дело не в том, что Боб Форд застрелил Джеймса, дело в приходе Боба к этому решению — а в этом суть и понимание всего фильма.

Длинное и величественное, этот кино резко выделяется на фоне остальных лент с похожей тематикой — исключительность тут во всем, начиная с мастерским попадаем подбора актеров, и заканчивая финальным кадром под музыку Ника Кейва. И это даже без подробного упоминания о том, что фильм снят по книге американского новеллиста Рона Хансена, который писал свое творение о настоящих событиях, подкрепленных словами современников Джесси Джеймса. Просто удивительно, как в наше время полного оцифровывания декораций и всего съемочного процесса, иногда выходят ленты не только авторского стиля, которым место в основном на сопутствующих кинофестивалях, но и высококачественное, практически мейнстримовое кино которое выглядит как авторское или арт-хаусное. Не снискавший кассовых сборов, шумной рекламной компании или широкой известности, тем не менее этот фильм достоин быть в коллекции любого настоящего киномана а не любителя — потому что он снят именно для поклонников такого жанра: вдумчивого, а точнее сказать — созерцательного кино: неторопливого и насыщенного глубокой психологией.

В нем не будет залихватских погонь на лошадях, громоподобных перестрелок или главного героя, который вертя револьвер Кольта на указательном пальце, низким басом выдаёт пафосные афоризмы. Нет, это кино — трагедия взаимоотношений, трансформации отношения поклонника к своему кумиру: от благоговения, до страха и ненависти, а также постепенное понимание, что человек, которого он боготворил, оказался не таким, каким его описывали в дешевых книжках, выпускаемых еще при жизни знаменитого бандита.

Кастинг в фильме — сто процентное попадание в нужных актеров: Брэд Питт, сыгравший Джесси Джеймса, выглядит просто глыбой. То, как он сидит в кресле-качалке, властно куря толстую сигару или пробирающим до костей взглядом сверлит собеседника, пытаясь понять, лжёт он или нет — такое нужно просто видеть, и никаких слов и эпитетов не хватит, что бы это описать или донести.

Он ясно показывает, кто хозяин в своём доме, с милой женой и двумя ребятишками, или жесткий, не терпящий возражений главарь в банде, который одним словом может заставить замолчать разношерстную компанию из нанятых местных фермеров для ограбления поезда глубокой ночью. Человек силы, животной хитрости и полной непредсказуемости — к нему невозможно подкрасться, он никогда не расстается с оружием, и даже спит с заряженным револьвером, готовым применить его в любой момент. И тем не менее, Джесси пересматривает свою жизнь потому что понимает — рано или поздно все закончится. Его либо арестуют, либо убьют свои собственные подельники, у которых хватит духа не делиться с лидером добычей. Только мог ли он предвидеть, что его жизнь оборвется выстрелом в затылок от перепуганного парня, которого он сам пригрел на своей груди? И не столько ради вознаграждения, сколько за предполагаемую славу? Я думаю, что он понял это тем утром, когда мысленно попрощался с детьми и специально снял с себя ремень с револьверами, чего раньше никогда не делал.

Кейси Аффлек, примеривший на себя роль завистливого юнца Роберта Форда — просто поразил. Вот уж не мог предположить, но этот малоизвестный (на фоне своего брата Бена Аффлека) актер не только умудрился переиграть самого Брэда, у которого в копилке немало мощных ролей, но и выглядит первостепенным персонажем. Как бы там ни было — фильм не только о яркой натуре Джесси, сколько о Роберте Форде, который роковым выстрелом убил не Джеймса, а именно себя. Слава Джесси после смерти только увеличилась — к его дому начали ходить целые толпы паломников, его тело фотографировали, с ним выпускали марки, о нем слагали песни и легенды — после смерти он просто взлетел на Олимп известности и любви обывателей, восхищенных его жизненным путем. А что Форд? Приобрел ли он известность, за которую ему полагаются почести? Сказал ли ему кто-нибудь слово «спасибо», хотя бы даже вдовы мужчин, застреленных Джеймсом? Роберт Форд приобрел только ненависть всей Америки, и это за то, что он избавил мир от убийцы и грабителя.

За роль Роберта Форда Кейси Аффлек был номинирован на премию «Оскар», но, к сожалению, не стал лауреатом — хотя роль даже более чем достойная на эту, и другие награды.

С технической стороны фильм просто гениального таланта: оператор Роджер Диккинс, который мастерски рулил камерой, а через это и эмоциями зрителя, в таких впечатляющих лентах как «Побег из Шоушенка», «Игры разума», «Дом из песка и тумана», «Таинственный лес», «Старикам тут не место» и «Дорога перемен», достиг в этом фильме потолка данного от природы чувства понимания того, что и как запечатлеть на плёнке.

С неприкрытым восхищением наблюдаешь за лицами героев, их мимикой, какими-то бытовыми мелочами вроде кресла-качалки, стула посреди комнаты, окон или утреннего света, пробивающегося в полумрак комнаты через приоткрытую дверь. Обширные планы заснеженных американских степей заставляют поёживаться от холода, от показа бескрайних пшеничных полей веет запахом цветущего поля, от костра, что горит в лесном лагере, чувствуется запах дыма и бесхитростно приготовленной еды.

За технический, и художественно-творческий подход к делу, Диккинс тоже был номинирован на «Оскар» в своей категории.

Ну и ни в коем случае нельзя пройти мимо музыки к фильму, которую написал Ник Кейв с Уорреном Эллисом — авторов саундтрека к «Дороге» по роману МакКарти. Тягучая и меланхоличная, она способна выдавить даже из самого черствого зрителя слезу и безграничное ощущение переживания, как будто герои фильма за три часа стали вашими близкими знакомыми — и мы наблюдаем увяданием их жизней.

Драма-притча о жизни и смерти «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» я считаю одним из лучших фильмов, что я когда-либо видел, и резюмировать его можно всего лишь одним словом, несмотря на всё сказанное выше: это настоящий шедевр кинематографа.

Оцените пост

1

Комментарии

0
Неплохой фильм смотрел как то
0
Стоп, Фаррел не играл случаем Джесси Джеймса тоже?
0
Играл, но в другом фильме — «Американские герои» кажется. Его исполнение я не видел, но типажи очень похожие.
0
Фильм гораздо больше, чем просто «неплохой».
0
А Питт на последнем скрине очень похож.
Показать комментарии