Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
01:43, 04 января 2011

Что такое западное MBA (1 год в одном посте)

Прошло уже 3 месяца как я закончил MBA, пыль улеглась, теперь настало время сделать некоторые выводы. Надеюсь данный пост будет полезен тем, кто хочет получить западное MBA, сомневается или решительно не желает этого делать.

Я учился в Warwick Business School в Англии. Warwick MBA является рейтинговой программой, занимая 42ое место согласно рейтингу Financial Times и 34ое место согласно рейтингу Which MBA (The economist). Я учился на дневной форме обучения (full time) в течение одного года с сентября 2009 года по сентябрь 2010 года.

Blog post image

Один из корпусов бизнес школы

Blog post image

Warwick Business School центральный корпус

Нагрузка

Учебная нагрузка была очень серьезная. Занятия проходили 5 дней в неделю с 9 утра до 6 вечера с перерывами на обед и кофе брейки плюс групповая работа после лекций. Нужно было участвовать минимум в 3 разных группах разного размера (5-9 человек) по различным предметам. Первые 2 семестра я не находил времени ни на что, ни на социальные евенты, ни на общественную деятельность. Для сравнения на моем предыдущем обучении на Магистратуре (MSc IT) тоже в Англии, я посещал всего 1-2 лекции в день, а остальное время было выделено на самостоятельную работу. У меня было достаточно свободного времени. Но на MBA понятия свободное время не существует.

Академическая программа

Академическая программа была очень насыщена. Всего у нас было 14 предметов - модулей. 6 модулей были основным (core), 8 модулей на выбор (electives). MBA отличается от других программ тем, что там даются базовые знания в различных областях связанных напрямую или косвенно с менеджментом и финансами. Вот лишь некоторые предметы которые я изучал: Маркетинг, Бухгалтерия и Финансы, Управление человеческими ресурсами, Управление производством, Бизнес стратегия, Инвестиции, Экономика и т.д.

Blog post image

Модуль финансы для предпринимателей(Entrepreneurial Finance)

Стоит признать, что уровень академических модулей и преподавания был разный. Некоторые лекторы были блестящими академиками, профессорами с мировыми именами, опытом работы в крупных компаниях, авторы собственных книг. Такие модули было интересно посещать. Каждая лекция вызывала бурные дискуссии, возбуждала желание учиться дальше и глубже. Но были и такие лекторы, которые удивляли своим низким уровнем подготовки и преподавания. Казалось, что некоторые профессора не вписываются в модель MBA, не понимают основную концепцию уклона на практику. Преподаватели учили такие теоретические модели и концепции, которые или устарели, или попросту не работают в реальной жизни. С другой стороны мы понимали, что это неизбежный и необходимый элемент академической программы и степени, которую мы в итоге получили. Слабый уровень качества преподавания являлся скорее исключением из правил и не портил общее впечатление от программы. Тем более все познается в сравнении. Эти модули выглядели бледно в сравнении с другими блестящими модулями, но могли быть достаточно хорошего уровня в сравнении с другими бизнес школами или университетами.

Blog post image

Компьютерный класс для студентов бизнес школы

Практический подход

C первых занятий я понял, что MBA сильно отличается от других академических программ. Уклон на практику чувствовался во всем. Первая неделя началась с тим билдинг сессий, где консультанты давали нам разные задачи и проблемы, наблюдали как мы работаем, давали советы и учили работать в команде. Это заложило основу для нашей будущей работы в команде. После этого еженедельно проводились так называемые career sessions. На этих сессиях нас учили практическим навыкам, которые могут нам пригодиться в карьере, но не подходят под классические академические дисциплины. Например, нам преподавали такие темы как бизнес этикет, бизнес нетворкинг, навыки проведения презентаций, переговоров, навыки проведения и прохождения собеседований, управления проектами, перемешивая теоретические сессии с практическими занятиями и работой в команде. Также частью career services (услуги предоставляемые бизнес школой для повышения навыков поиска работы) проводились разные лекции от практиков и консультантов из различных областей и индустрий, людей которые имеет опыт в десятки лет и добились значительных результатов. Кроме того, проводились индивидуальные и групповые секции с консультантами и тренерами, которые помогали выстроить стратегию развития карьеры для каждого учащегося.

В течении программы обучения у нас была возможность посетить несколько компаний и понаблюдать как работают лидеры своих индустрий. Одним из интересных визитов было посещение компании Johnson Control Automotive - поставщика авто запчастей первого уровня для Тойоты. Завод, который мы посетили, производит сиденья для автомашин Тойота. Целью данного визита было понаблюдать, как компании организовывают и управляют конвейерным производством, используют японскую систему качества и управляют цепочкой поставок (supply chain).

Blog post image

Производственная линия Johnson Control Automotive

Другим интересным событием было посещение компании Unipart крупной логистической компании, которая поставляет запчасти по всему миру для таких компаний как Jaguar Land Rover, McLaren и т.д. Целью данного визита было понаблюдать, как работает бережливое производство (lean management) в реальных условиях.

Реальные проекты

За год учебы мне удалось поучаствовать в двух проектах с вовлечением реальных компаний. Программа была так спланирована, чтобы дать возможность студентам закрепить полученные знания в реальных бизнес условиях. Первый проект был в рамках модуля Практика Менеджмента (Practice of Management). Вначале первого семестра 12 группам по 4-5 человек назначают компании-клиенты с определенной бизнес проблемой. Клиенты в основном были местные компании, занимающиеся благотворительной или общественной деятельностью. Клиент, который достался моей группе, была благотворительная организация для помощи развивающимся странам перенесшим военные конфликты или стихийные бедствия. В рамках этого проекта необходимо было разработать маркетинговую стратегию по продвижению компании в интернете и социальных сетях. В течении 2х семестров мы совместно с клиентом делали маркетинговое исследование, составляли бизнес стратегию, защищали ее перед группой экспертов и затем внедряли первый этап этой стратегии. В конце второго семестра мы сделали презентацию перед жюри экспертов, которые в итоге ставили нам оценки за наши академические и практические результаты.

Blog post image

Группа по проекту Practice of Management

Второй бизнес проект был в рамках диссертационного проекта. Бизнес школа содействует всеми силами, чтобы студены нашли реальные бизнес проекты или стажировки для своих диссертационных проектов. Мой проект был спонсирован местной консалтинговой компаний. В рамках проекта я провел исследование в области прямых инвестиций (private equire) в Великобритании и подготовил отчет с результатами для клиента заказчика. Приятным побочным эффектом этого проекта было то что он спонсировался, что частично позволило мне 'отбить' деньги которые я инвестировал в MBA будучи еще студентом.

Подобный практический подход позволяет тестировать и использовать полученные знания в реальных условиях, что в свою очередь помогает развить, закрепить и улучшить полученные бизнес навыки.

Уровень студентов (cohort)

Уровень знаний и опыта студентов был очень высок, а разнообразие профессий впечатляло. Средний возраст группы составлял около 32 лет. В когорте (cohort, как называют себя MBA студенты) было 67 человек, примерно, из 26 разных стран. Самый молодой студент был 26 лет, а самый взрослый 52 года. Среди студентов были финансисты, банкиры, маркетологи, инженеры, айтишники и много других разных профессий. Зачастую знания и опыт самих студентов помогали успешно решать учебные и реальные бизнес задачи.

Социальная жизнь

Программа MBA известна активной социальной жизнью, шумными тусовками и вечеринками. Порой я удивлялся как некоторые студенты умудрялись заниматься целую неделю, а потом в четверг, пятницу и субботу тусоваться ночами напролет. Потом приходить в понедельник и продолжать учиться как ни в чем не бывало. Необходимо признаться, что первые 2 семестра я не поспевал за бешеным ритмом некоторых студентов. В первую очередь, я старался справиться с академической нагрузкой. К концу второго семестра учиться стало легче по двум причинам. Первая, мы уже привыкли работать в бешеном ритме и выдавать результаты в короткие сроки. Вторая, структура программы поменялась с семестровой модели на модульную, когда каждый предмет преподавался модулями по 5 дней. Остальное время выделялось на самостоятельную работу и подготовку письменных заданий.

Футбольный матч Астон Вилла - Тоттенхем

Визит на футбольный матч Астон Вилла - Тоттенхем

Blog post image

Участие в MBA Cricket League 2010 (учавствовали Cambridge, Oxford, Cranfield, Manchester и Warwick бизнес школы)

Важность рейтингов

Уже во время учебы я понял важность рейтингов MBA программ. Если анализировать методы, по которым оцениваются программы можно сделать вывод, что разница между топ бизнес школой и середнячком может быть незначительная. Но основное преимущество топ школ в том, что они могут привлекать лучших студентов и преподавателей. Соответственно, высокий уровень студентов и преподавателей позволяет получить более глубокие знания и лучшие возможности формирования бизнес связей для будущей карьеры. У Warwick Business School очень хороший рейтинг. Входить в 50 лучших бизнес школ мира это очень серьезное достижение. Но сейчас, если бы мне пришлось принимать решение об MBA, я бы постарался найти дополнительные средства, чтобы учиться в таких топ школах как LBS, Oxford или Cambridge.

Blog post image

Олнайн курсы по системе Bloomberg

Я прошел большую школу за этот год. Научился многим вещам, не только академическим теориям, но и практическим умениям и навыкам. Набрался бесценного опыта работы с людьми с разными культурами и профессиями. Когда я только собирался на эту программу, я считал себя достаточно смышленым и подкованным профессионалом. Думал, что я знаю достаточно о бизнесе и жизни. На MBA мне довелось встретиться с большим количеством умных и амбициозных людей. Мне пришлось сильно постараться, чтобы не затеряться на их фоне и успешно закончить обучение. Сейчас я понимаю, что я нахожусь в самом начале долгого и тернистого пути. Мой опыт лишь небольшая доля объема знаний и умений, необходимых для того чтобы быть успешным человеком и бизнесменом.

5