Отклоняющееся (девиантное) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией*.
Подростковый возраст с его бурными нейроэндокринными сдвигами с давних пор считается фактором, способствующим развитию девиантного поведения**. Это один из кризисных этапов в становлении личности человека***.
Добрый день, друзья!
Мы рады поделиться с Вами о том, что при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан в г. Костанай при участии ОФ «Ассоциация психологов Костанайской области» запустился ещё один проект «Жаңа белес» в рамках Национального проекта "Казахстан - это Я". "Жаңа белес" - это пилотный проект по профилактике девиантного и антисоциального поведения в молодежной среде.
Цель проекта – профилактика антисоциального поведения и социальная адаптация девиантных подростков посредством организации доступного культурно-спортивного и образовательного досуга для молодых людей из группы риска в возрасте от 14 до 18 лет.
50 несовершеннолетних подростков, стоящих на внутришкольном учете и находящихся в трудной жизненной ситуации выступили участниками социально-психологических тренингов, спортивных мероприятий, курсов по профессиональному обучению. На базе отдыха «Спецназ» состоялось выездное мероприятие, где участники проекта принимали активное участие в тренингах личностного развития, а также соревновались в стрельбе из лука и скалолазании. Сбор участников начался рано утром. По дороге на базу в автобусе, дети знакомились и пели песни под гитару. Чувствовалась дружественная атмосфера. Тем временем, на базе их уже ждали опытные психологи, профессионалы своего дела, председатель ОФ «Помощь», кандидат медицинских наук Василенко Игорь Викторович, председатель ОФ «Перекресток», практикующий психолог Куликов Алексей Вадимович, юрист, специалист в области недвижимости, психолог - Парутина Ирина Викторовна. Общение с психологами проходило в непринужденной обстановке. Дети открывались наставникам и рассказывали о своих жизненных ситуациях.
После каждого посещения столовой (завтрак, обед, ужин) ребята вызвались помогать поварам на кухне: разносили еду, убирали тарелки. Они были внимательны и аккуратны.
На этой неделе ребята посетили КВН, на котором ребята получили заряд положительных эмоций и кучу новых впечатлений. Кроме этого, ребята принимают участие в социально-психологических тренингах, которые помогут им познать и определить себя, раскрыть цели в жизни и вдохновить на великие свершения! #kmk_kaz #КазахстанэтоЯ #МеніңҚазақстаным #жанабелес #жаңабелес
Сложности подросткового возраста являются серьезной проблемой. Ее первая объективная сторона – в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различия в их обязанностях и правах.
Вторая объективная основа сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия.
Третьей объективной основой сложности подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно не широкой сферы его деятельности и общения. В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы. Например, это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого-либо явления окружающего и способного действовать в соответствии с этой оценкой: фактически это означает слабость механизмов воли (Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков, 1986). Другим дефектом воспитания является безответственность, то есть неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков (Л.Б. Шнейдер, 2005.). Следующий важный дефект воспитания, отчетливо проявляющийся в подростковом возрасте, - недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность (Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков, 1986).
В целях профилактики девиантного и асоциального поведения в молодежной среде, Конгресс молодежи Казахстана при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан реализовали пилотный проект "Жаңа белес" в 4х областях Казахстана: Карагандинской, Костанайской, Алматинской и Восточно-Казахстанской, где наблюдается наибольшая степень девиантного поведения среди молодежи.
Целевая группа состояла из подростков, поведение которых отличалось рядом особенностей, таких как:
- недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;
- отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- импульсивность, двигательная и вербальная активность;
- повышенная внушаемость и подражательность;
- обостренное стремление к независимости и негативизм;
- неуравновешенность.
- Эффективность групповой работы определялась по результатам диагностики.
Уровень агрессии. Внутренняя агрессия у детей подросткового возраста обычно находится на высоком уровне в силу многих причин: это может быть и потребность в признании в среде сверстников, и неудовлетворенность своим положением в группе, подверженность влиянию негативного лидера и др. Подросток, пытаясь отстоять себя, нередко прибегает к открытому проявлению агрессии.
После окончания групповых занятий способность к открытому проявлению агрессии у 36% подростков значительно снизилась, что дает возможность прийти к заключению о том, что подростки научились контролировать свои внутренние агрессивные тенденции и сопоставлять их с требованиями социума.
У 21% подростков способность к открытому проявлению агрессии незначительно повысилась, что, на наш взгляд, не считается отрицательным результатом и интерпретируется как повышение самооценки и отстаивание своей позиции в отношениях со сверстниками и взрослыми. Но поскольку воспитанники получили достаточно знаний о методах разрешения конфликтов, которые могут быть приняты окружающими, мы предполагаем, что ими будут использоваться способы, не наносящие вреда. У остальных подростков способность к открытому проявлению агрессии осталась на прежнем уровне.
Качество коммуникативных связей. Коммуникативные связи это способность человека общаться с другими людьми. У детей подросткового возраста потребность в коммуникативных связях на высоком уровне, эта одна из тех особенностей, которая дает им возможность сформировать свое отношение к окружающим и отношение окружающих к себе.
У 18,5% подростков качество коммуникативных связей изменилось от формального до эмпатии, то есть они научились понимать чувства других людей и сопереживать им, что является необходимым условием для выстраивания здоровых взаимоотношений с окружающими, у остальных коммуникации остались на прежнем формальном уровне, то есть они продолжают выстраивать отношения по принципу полезности для себя.
Уровень тревоги. Внутренняя тревожность свидетельствует о сложностях адаптации в окружающей среде, обществе или группе. У детей подросткового возраста зачастую уровень тревоги повышен, что связано с несоответствием потребности позитивного отношения к себе и реальным отношением окружающих.
У 30,5% учащихся уровень тревожности значительно снизился, причем у 6% подростков от дезадаптации до среднего уровня тревоги. Это позволяет заключить, что эти подростки приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям, у них повысилась самооценка, пришли в равновесие внутренние потребности в признании с реальными отношениями с окружающими. У остальных подростков уровень тревоги остался на прежнем
повышенном уровне, что говорит о целесообразности дальнейшей группой работы с учащимися, в первую очередь направленную на повышение самооценки и снижение тревожности.
Подверженность влиянию группы. Для каждого человека, а особенно для подростка очень важно, как к нему относятся другие люди. Для того чтобы он являлся членом референтной группы, ему необходимо принимать ее требования или отстаивать собственное мнение, оставаясь в группе. Подростковая группа способна навязывать свое коллективное мнение, которое часто идет вразрез с законами. Поэтому очень важно научить подростка не поддаваться негативному влиянию группы и ее лидеров.
В результате занятий у 21 % подростков повысилась устойчивость к влиянию группы, то есть они научились не поддаваться влиянию группы или лидеров и отстаивать собственное мнение.
У остальных сохранилась повышенная подверженность влиянию группы, что свидетельствует о заниженной самооценке и неумении отстаивать свои интересы.
Также по окончании групповых занятий проведено анкетирование участников с целью оценки эффективности работы и выявления заинтересованности воспитанников в дальнейшей групповой работе, а также интересующих тем, которые волнуют ребят. 74,9% респондентов указали на повышение правовой грамотности. 63,8% опрошенных наиболее заинтересовала тема разрешения конфликтных ситуаций. 49,3% учащихся интересуют вопросы полового развития и сексуальных взаимоотношений. 38% заинтересованы в продолжении занятий, направленных на повышение самооценки. 72% учащихся считают необходимыми для себя знания своих прав, обязанностей и ответственности.
Вывод: таким образом, результаты опроса учащихся показали востребованность групповых занятий подростками и молодыми людьми.
К концу реализации проекта «Жаңа белес» подростки сдружились, научились взаимодействовать друг с другом, помогать и поддерживать в трудных ситуациях, организовывать коллективные творческие дела. В группе сложился благоприятный психологический климат, создающий условия для самореализации каждого участника проекта.
Основная задача, которая стояла перед организаторами этого мероприятие – позитивная мотивация участников на дальнейшее и систематическое участие в обучающих мероприятиях. Участники проекта были приглашены к участию в тренингах, которые будут проходить по вторникам, освоению трех профессий на базе колледжа бытсервиса и автодорожного транспорта (четверг, суббота). Те, кто будут посещать занятия без пропусков, в конце проекта примут участие в турнире по пейнтболу.
*(Е.В. Змановская, 2003. с. 11)
**(А.Е. Личко, В.С. Бартенский, 1991)
***(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.Б. Филинов)