Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
05:16, 05 декабря 2016

СКОРО! 10 и 11 декабря — премьера оперы Газизы Жубановой «Енлик-Кебек» в ГАТОБ

Добрый день, друзья!

Уже скоро, в конце этой недели, 10 и 11 декабря,  произойдет премьера знаменитой оперы Газизы Жубановой "Енлик-Кебек", названной известным музыкальным блогером Beethovenом в  обзоре музыкальных событий декабря "уникальным событием", которое "просто необходимо увидеть и услышать."

Blog post image

Я задала несколько вопросов Ляйлим Имангазиной, режиссеру, руководителю оперной труппы ГАТОБ им.Абая и Балуану Беркенову, солисту ГАТОБ, исполняющему в опере партию Кебека.

Итак,

- Ляйлим Хабиевна, расскажите, пожалуйста, подробнее о самой истории Енлик и Кебека.

Blog post image

В каждом народе есть история, похожая сюжетом на «Ромео и Джульетту». В опере «Енлик-Кебек» действие происходит в середине 18 века. Два враждебных рода обосновались на склонах Чингистау, в Семипалатинской области, где когда-то  было нашествие Чингисхана. Много лет они враждовали, крали девушек, скот. И вот девушка из рода найман Енлик и парень из рода тобыкты Кебек полюбили друг друга. Енлик уже давно была просватана за другого, но отказалась выходить замуж. А по законам, раз она отказалась, то должна была достаться брату жениха Есену.

Есен просит ее согласия, она обещает дать согласие через три дня, а сама с Кебеком убегает  в горы.  Там они живут вдали от всех невзгод. Но род, откуда сбежала Енлик, посчитал себя оскорбленным и потребовал выдать им Кебека на растерзание, пригрозив войной. Судья Кенгирбай решает, что меньше кровопролития будет, если они выдадут Кебека. Вождь враждебного племени идет в те места, где прячутся влюбленные, и решает их казнить. Перед смертью Енлик просит исполнить три ее желания: дать им с Кебеком возможность проститься, отдать ребенка ее родителям и похоронить их с Кебеком вместе.

Blog post image

Несмотря на всю трагичность истории, в музыке Газизы Жубановой много света. Это, можно сказать, оптимистичная трагедия. Заканчивается она тоже оптимистично. Мудрец Абыз, защищавший влюбленных на суде, благословляет найденного ребенка Енлик и Кебек в горах, и говорит, что его ждет  светлое будущее.  Он вырастет и будет жить в те времена, когда все родовые распри закончатся.

Музыка оперы очень романтична, когда встречаются влюбленные, героична, когда встречаются соперники в драке,  драматична, когда происходит суд и трагична во время расстрела, но все же в ней много света и солнца. Для исполнения музыка  не очень легка. Газиза Ахметовна - композитор 20-го века, опера уже перешла на уровень, когда симфоническая партитура соперничает вместе с голосом на сцене. То есть музыка уже не бывает аккомпанирующей голосу, как в 19 веке.

Здесь же оркестровая палитра настолько многообразна и обширна, и поэтому часто оперный голос  звучит как часть оркестра. А хор нужен для того, чтобы воспроизвести всю эту стихию природы, силу драматизма, и здесь использованы приемы композиторов 20-го века: Шостаковича, Прокофьева. Иногда даже  наслоение хорового пения на оркестр звучит как органная музыка. Для наших исполнителей это огромная ответственность и профессиональная проверка на выдержку.

Blog post image
 

Мы знаем, что первая постановка оперы была осуществлена на сцене ГАТОБ в 1975 году режиссером А.Мамбетовым. Потом, через какое-то время, она ушла из репертуара театра, и вот сейчас будет новая редакция оперы. Скажите, пожалуйста, чем нынешняя постановка отличается от предыдущей?

- Это – совершенно новая версия. Когда было принято решение ставить эту оперу, то я, в первую очередь,  обратилась в архивы в поисках материалов по предыдущей постановке. Но выяснилось, что, кроме двух-трех снимков и двух видеосюжетов, почти ничего не осталось, и никакой видеоверсии спектакля. С другой стороны, мне «повезло» - не от чего было отталкиваться. Я совершенно смело выстраивала свою версию. К счастью, сохранилась аудиозапись с исполнением партии Енлик Бибигуль Ахметовной Тулегеновой. Эта запись стала маяком, ведь писалась она при композиторе, что немаловажно, и служила отправной точкой при разборе нотного материала.

Blog post image

Конечно же, я была наслышана о спектакле, поставленном Азербайжаном Мадиевичем Мамбетовым. Было очень много отзывов от наших аксакалов, тех, кто участвовал в нем  – от Гафиза Кадыровича Есимова, Бибигуль Ахметовны, Корлан Ихсановны Калиламбековой.

Но по тем снимкам  я поняла, что и не смогу сильно отойти от предыдущей версии, действие которой происходит в горах.  Те же самые решения предложил сценограф нашей версии Сергей Новиков, ученик Вячеслава Окунева

Существенное отличие нынешней постановки в том, что мы сделали акцент на оперу-ораторию. Это - своеобразный жанр, в котором немаловажную роль играет хор. Я сразу поняла, что в опере нет народно-бытовых сцен. Единственная такая сцена - кульминация, когда народ врывается и требует защитить Кебека.

Остальные все номера, связанные с хором, звучат, как комментарии, как переживания народа за все действие, что происходит на сцене. Я оттолкнулась от фразы, которую Газиза Ахметовна произнесла в ролике: «Я решаю этот хор, как греческий». И я не стала изобретать велосипед и выстроила хор как греческий,  с использованием лаконичных действий и жестов, масок античного хора. В опере есть замечательный хоровой реквием. То есть  большой акцент в нашей постановке поставлен на хоровую музыку. Хор - как часть гор, сама природа и стихия как свидетели этой страшной истории.

Blog post image

«Енлик-Кебек» - это первая пьеса, написанная  Мухтаром Ауэзовым в его 20 лет. Более того, он ее сам срежиссировал  и сыграл в юрте жены Абая, Айгерим. Представляете, это был первый театр в степи! А потом была другая версия, сделанная для драматического театра, в 40-е годы. Эти две версии сильно отличаются друг от друга. Та версия, которая положена в основу либретто, написанным Саги Жиенбаевым, сделана под оперу. Естественно, осталась основная драматургическая канва, и очень много текста сделано для хора,  речитативов, вставных арий.

Blog post image

Временами кажется, что в этой опере требуются вагнеровские голоса. А оркестровая партитура буквально захватывает как огромная стихия. Это - как сёрфинг. Нужно уметь не только плавать, но и быть над этой стихией звуковой палитры.

*      *      *

А сейчас - вопросы к Балуану Беркенову.

Blog post image

- Балуан, вы разучили партию Кебека. Легко ли Вам далась эта партия?

- Когда я учил партию Биржана из оперы «Биржан и Сара» М.Тулебаева, я думал, что она – самая сложная из всех, знакомых мне. Но сейчас, я так не думаю. Биржан, как оказалось, только цветочки для тенора. (Смеется). Партия Кебека - сама по себе очень насыщенная, нужно максимально показывать диапазон, тембр и все краски голоса, и многое зависит от исполнителя. Я даже рад, что пою в третьем составе, и у меня, скорее всего, будет возможность спеть ее не в эти выходные, а после. И я смогу дважды посмотреть эту оперу, когда ее будут исполнять 10 и 11 декабря. А, когда мне предоставится возможность выступить в партии Кебека,  я  уже учту эти особенности. Очень хотел бы, чтобы эта партия как бы «отлежалась».

- Насколько Кебек как персонаж Вам созвучен?

- Мы же сами додумываем образ, дорисовываем привычки, характер своих персонажей. Для меня Кебек – молодой человек, моложе 20 лет, с амбициями, с своим взглядом на эту несправедливость и жестокость того времени. Ещё он  - батыр. Моё имя переводится как батыр-воин.  Меня назвали в честь моего предка - Балуана. Поэтому партия мне по душе и, можно сказать, по судьбе. Я считаю за честь исполнять эту партию.

Blog post image

- Что было самым интересным во время подготовки к опере?

- Музыка оперы очень красивая, она мне сразу понравилась. А уже во время разучивания партии я начал влюбляться в мелодику оперы. Поэтому для меня вся вокальная подготовка партии была очень интересной.

А еще в этой опере есть сценический бой. В предыдущей режиссерской  версии герои уходили за кулисы и дрались за ширмой, и это были не солисты, а артисты балета. Зрителям были видны только тени на этой ширме.  А в новой постановке солисты сами дерутся. Был приглашен специалист, он обучал нас два дня правильному сценическому бою. Нам очень понравилось, все время что-то додумывали и экспериментировали.  Это был хороший опыт, надеюсь, зрителю понравится сцена драки двух батыров.

Blog post image

В статье использованы фотографии из архивов ГАТОБ и из открытых источников.

6