Гениям (в первой части я рассказывал про Пушкина в Одессе), как и обычным людям, надо где-то набираться вдохновения и хороших впечатлений. А лучшая возможность для этого – прогулки по Приморскому бульвару. Небольшой по размерам бульвар – один из лучших ансамблей архитектуры классицизма на Украине. Расположенный на высоком обрывистом берегу, он удачно осуществляет связь центральной части города с морем, представляя собой парадный фасад Одессы. Это одна из красивейших улиц города, излюбленное место прогулок местных и приезжих.
Строительные работы на бульваре начались в 1822 по проекту архитектора Потье. В первоначальных очертаниях он сохранился и по сей день. Длина Приморского бульвара всего полкилометра, на северо-западе он упирается в Воронцовский дворец, на юго-востоке – в Думу. Три площади, между ними аллеи с четырьмя рядами столетних платанов и кленов, молодых каштанов и лип. С одной стороны – обрыв, порт, море. С другой – ожерелье архитектурных шедевров, которые создавались в XIX веке лучшими одесскими и петербургскими архитекторами. Последней деталью ансамбля Приморского бульвара стала Потемкинская лестница, соединившая центральную площадь и порт. Сейчас с бульвара можно также легко попасть на Морвокзал.
Потемкинская лестница состоит из 192 ступеней и 10 пролетов. Длина – 142 м, лестница построена перспективно – ее основание (шириной 21,7 м) значительно шире верхней части (12,5 м), благодаря чему при взгляде сверху создается впечатление одинаковой ширины на всем протяжении. Парапеты кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша – и то, если подойти близко к ступеням). При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступеней без площадок.
Всемирно известной лестница стала благодаря фильму «Броненосец «Потемкин» (1925) Сергея Эйзенштейна. (Отсюда же и ее сегодняшнее название, которое окончательно утвердилось лишь во второй половине прошлого столетия. До того официального имени не было. Лестницу называли Бульварной, Большой, Приморской, Ришельевской и т. д.) Вечером 14 июня 1905 мятежный броненосец Черноморского флота Российской империи «Князь Потемкин-Таврический» под красным флагом отдал якорь на Одесском рейде. Наутро, когда матросы перевезли на Платоновский мол тело убитого офицером одного из организаторов восстания Г. Вакуленчука, в порт по улицам, спускам, лестницам хлынули одесситы. Уже в середине дня 15 июня лестница была перекрыта казаками, и в действительности все происходило не совсем так, как показано в фильме.
Морской вокзал Одесского торгового порта – самый современный и большой на Украине. По своему дизайну и техническому оснащению он не уступает аналогичным пассажирским терминалам Европы. Может принимать суда длиной до 272 м и осадкой до 11,5 м. Пропускает до 4 млн пассажиров в год. Построен в 1968. Архитектурный комплекс вокзала был дополнен в 2001 гостиницей «Одесса». Далеко не все одесситы в восторге от этого здания, которое действительно выглядит ни к селу, ни к городу. Неудовольствие горожан разделяет ЮНЕСКО. Остается надеяться, что когда-нибудь здравый смысл возобладает, и злосчастный «зуб» уберут, тем более что гостиница до сих пор не функционирует, поскольку была построена с нарушением строительных норм.
На площади перед Морским вокзалом регулярно проводятся различные выставки. Например, каждое лето организуется гастрономический фестиваль «Цимес-маркет». На многочисленных прилавках готовится и продается традиционная для города и региона еда. Дары моря: креветки, мидии, кефаль. Шашлыки, форшмак и соленые огурцы. Хреновуха и медовуха. Всего и не перечислишь. После такого многообразия еды нелегко подниматься пешком назад к Приморскому бульвару по Потемкинской лестнице, проще воспользоваться фуникулером.
Фуникулер возвращает туристов к знаменитому Дюку. Это памятник, который посвящен Арману Эммануэлю София Септимани де Виньеро дю Плесси, герцогу де Ришелье. Он представляет собой бронзовую статую Ришелье и три латунных горельефа, символизирующих земледелие, торговлю и правосудие. Это один из старейших памятников Одессы, установленный в 1827. «Дюк» по-французски и английски означает «герцог».
Ришелье (1766–1822) родился в одной из наиболее известных в Европе аристократических семей (все, например, знают кардинала из «Трех мушкетеров» Дюма). Когда произошла Великая французская революция, он, оставаясь верным королевской власти, иммигрировал в Россию, где поступил на службу. Участвовал в штурме Измаила в 1790, за что получил орден и именную шпагу. В 1803 Ришелье стал градоначальником Одессы, а в 1805 – генерал-губернатором всего Новороссийского края. Герцог добился временного снятия налогов с одесситов. При нем бурно возросла торговая активность порта. В числе других заслуг де Ришелье – рост населения, улучшение земледелия, создание промышленности, развитие просвещения, науки, культуры. После поражения Наполеона (1814) и реставрации власти Бурбонов герцог возвратился в Париж и стал министром иностранных дел и премьер-министром Франции. Говорят, одесситы не хотели его отпускать. Умер в возрасте 56 лет в Париже.
Как известно, одесситы отличаются особым юмором. Не обошли они и памятник градоначальнику. Известная каждому местному жителю присказка «глянь на дюка с второго люка» может озадачить неиспорченных людей, если они таки встанут на указанный люк, хотя большинство туристов и туристок тут же начинают хихикать без дополнительных пояснений.
Будет ли установлен когда-нибудь памятник Михаилу Саакашвили и как будет выглядеть – сказать трудно. Пока что глава областной администрации становится все более непопулярным у чиновников. Зато все более любимым простыми гражданами. Он охотно ходит в народ, в частности посещает традиционные обеды, которые устраивают одесситы в своих дворах с колодцами. Выставляются большие столы, которые накрываются всеми жителями двора, кто чем богат. После распада СССР и в связи с массовой еврейской эмиграцией эта традиция была практически утеряна, но сейчас возрождается.
А еще я очень рекомендую, если вы будете в Одессе обратиться к Лёне Барацу, пусть он вам экскурсию проведёт, не пожалеете!
Продолжение как всегда следует...
Хочу также попиарить мои аккаунты в соц.сетях, потому что в связи с интенсивностью поездок моих далеко не всегда есть время писать полноценные посты в дорогой моему сердцу проект ILoveTravel.
Итак, подписывайтесь и добро пожаловать: