«Здесь я нашел то, что вечно искал - настоящие райские земли»
(первый философ казахской степи Асан Кайгы о Баянауле, 15 век)
«Баянаул – священная для всех казахстанцев земля»
(первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, 2005 год).
Предисловие.
В последнее время пошел тренд о перечислении и восстановлении в народной памяти людей из различных регионов, оставивших свой след в истории.
Решил присоединиться к этой тенденции, но чуть-чуть по-своему. На сей раз речь пойдет не о всей области, а только об отдельно взятом районе.
Это не какой-то ТОП, где места определяются по масштабности и известности, а список. Потому что невозможно с точностью определить какой человек из какой сферы оставил более яркий след в истории и памяти людей.
Итак, начнем.
Букар-Жырау Калкаманулы
Букар-Жырау Калкаманулы (1668 – 1781) - великий жырау 18 века, красноречивый и остроязычный акын-оратор, носитель сакральных знаний, выдающийся бий, поэт эпического жанра, из рода аргын-сюиндык-каржас, родился в местности Далба.
С молодости из-за своих незаурядных способностей уже привлекался к разрешению споров в качестве бия. Дорос до крупнейшего общественного деятеля времен ханов Тауке, Болата, Абильмамбета, близкий советник хана Абылая. Будучи еще молодым, наряду с самыми видными биями на то время Толе би, Казыбек би и Айтеке би, участвовал в составлении «Конституции» того времени – «Жеты жаргы» Тауке-хана. В повседневной жизни говорил стихами. Внес огромный вклад в консолидацию и объединение сил казахов для выживания и противостояния завоеваниям Джунгарского ханства. Выступал защитником представителей простого народа, оказавшихся в немилости у хана.
Похоронен в родных местах, близ местности Далба (сейчас Карагандинская область, близ сел Керней и Озеровка, на месте захоронения воздвигнут мавзолей).
Память: поселки, улицы, памятники, школы, памятная монета;
***
Малайсары батыр
Малайсары батыр (1700-1750) – выдающийся батыр, бий, сподвижник Абылай-хана, из рода аргын-жетимомын-басентиин-сырым. Один из ярких борцов казахского народа против джунгарской агрессии. Соратник Богенбая, Кабанбая, Райымбека, Баян-батыра и Наурызбая. Абылай хан высоко ценил его за мужество, ум и отвагу.
В одно время Малайсары батыр проник в самый центр Сары-Арки, уже обжитой джунгарскими племенами, и построил крепость в Каркаралинских горах. Несмотря на все прилагаемые усилия, джунгарские военачальники так и не смогли взять ставку батыра. Более того, под давлением Малайсары и других батыров, наносивших врагу сокрушительные удары, джунгары, в конце концов, стали покидать исконные казахские земли. Неожиданный и смелый тактический ход молодого батыра послужил толчком к успеху в борьбе с завоевателями. Вдохновленные этими успехами, казахские племена сумели объединить свои усилия и собраться под единым знаменем.
Еще одним из ярчайших эпизодов жизни Малайсары-батыра была экспедиция в ставку джунгарского хантайшы Галдан-Церена, который после возвращения из успешного военного похода с казахских земель, держал в плену нескольких представителей казахской знати, среди которых был и молодой султан Абылай, в то время только набиравший популярность среди своего народа. Как известно, позже Абылай, пройдя многие испытания и трудности, станет ханом всех трех жузов и возглавит государство. Галдан-Церен выдвинул множество тяжелых требований казахам, после чего в казахской элите произошел раскол. Одна сторона требовала согласиться с притязаниями джунгарского хантайшы, дабы избежать нового кровопролития и войн, а другая настаивала на продолжение войны и отстаивание своей независимости. В этот момент и вышел вновь на арену Малайсары-батыр, предложивший отправить дипмиссию в логово врагов.
Потенциально опасная экспедиция Малайсары-батыра в ставку джунгар обернулась потрясающим успехом, в результате которой их предводитель снял почти все требования и освободил пленников, наградив, вдобавок к этому, щедрыми дарами и Абылая и Малайсары-батыра.
Верный своему слову хантайшы, Малайсары-батыр всячески старался не выходить в военные походы в страну джунгар, постоянно призывая и напоминая обеим сторонам о мирном соглашении между казахами и джунгарами. Когда начался спад в джунгарском государстве, он, вновь верный своим слову и правилу «Лучше худой мир, чем хорошая война», отговорил хана Абылая, порывавшегося добить ослабевшее джунгарское ханство, мотивируя это тем, что джунгары будут являться защитной прослойкой между остатками казахов на то время и мощной Циньской империей.
Спустя многие годы, когда между наследниками джунгарского престола разгорелись распри, хан Абылай решил выступить в защиту одного, желая иметь на троне соседнего ханства своего ставленника, Малайсары-батыр, поддавшись на уговоры, нарушил свое давнее обещание Галден-Церену и выступил в военный поход в страну джунгар.
В этом походе его и настигла смерть. Прошедший многочисленные сражения, вышедший живым и невредимым из огромного количества схваток и передряг, прославленный батыр погиб от шальной стрелы вражеского лучника во время одной из битв.
«Когда спросили у Абылая, кого он из батыров более уважает из всех трех орд, он отвечал: из моих батыров басентиновец Малайсары по богатству, храбрости и по характеру, и уаковец Баян по уму и храбрости стоят выше всех». (Ш. Уалиханов)
Пожалуй, единственный батыр, выходец из простолюдин, кто полностью сам обеспечивал свой многотысячный отряд воинов конями, снаряжением и продовольствием.
Похоронен своими воинами на одном из отрогов Джунгарского Алатау, с тех пор получившей в народе название «Малайсары».
Память:села, улицы, памятники, мемориальные доски, имена детей
***
Олжабай Толыбайулы
Олжабай Толыбайулы (1709-1783) – батыр, один из лидеров противоджунгарского движения и полководцев той эпохи. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился около речки Силеты (современный Ерейментауский район Акмолинской области)
Сын одного из биев Тауке-хана Толыбая. Рано осиротел (отец его, Толыбай, погиб от стрелы, защищая свой аул в ходе очередного набега джунгар в 1723 году во время событий «Актабан шубырынды») и в 13 лет был отправлен на воспитание к дедушке по материнской линии Каратай-батыру.
Дорос до одного из знаменосцев Абылай-хана. Особенно прославился в подвигах по освобождению Туркестана и Ташкента в период казахско-джунгарских противостояний. Также большую славу принесло освобождение Баянаула и других районов Прииртышья. Именно там была сказана его знаменитая историческая фраза «Вы все вместе не стоите даже мизинца убитого Жасыбая».
Память: улицы, памятник, стихи, песни, дастаны, имена детей.
***
Жасыбай Омирулы
Жасыбай Омирулы (1716-1741) – батыр, соратник своего дяди по матери Олжабай-батыра, участник борьбы против джунгарского нашествия. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился близ озера Шойынколь (современное название «Жасыбай»).
Сын известного мастера слова Омира-шешена. Мать – старшая сестра Олжабай-батыра. Прожив короткую жизнь оставил после себя след в истории. Инициировал и исполнил тактический маневр, в котором с небольшим отрядом перекрыл путь джунгарским войскам в горных ущельях Баянаула, в результате чего героически истреблял вражеские отряды врагов. Сам погиб в ходе этой операции. По одной из версий стрела калмыкского (джунгарского) снайпера убила его на поле боя, попав в неприкрытую доспехами часть тела, по другой версии во время сна в своем лагере, когда его отряд отдыхал между боями. Смерть племянника и давнего соратника послужила призывом и мощным всплеском мотивации воинов для молниеносного похода Олжабай-батыра. В результате которого отряды джунгар были полностью уничтожены. Гора, где был уничтожены все отряды калмыков (джунгар) с тех пор носит название в народе «Калмаккырылган» («Место, где были уничтожены калмыки»). Данные события и успех похода стали одной из поворотных точек в 200-летнем противостоянии джунгар и казахов.
За героический подвиг и освобождение родных мест от захватчиков, земляки в знак благодарности нарекли озеро Шойынколь, где происходили бои и погиб Жасыбай, его именем. В настоящее время данное озеро является одним из самых известных туристических мест Казахстана.
Похоронен близ места гибели, между озерами Жасыбай и Сабындыколь.
Память: озеро, улицы, памятник, имена детей.
***
Котеш Райулы
Котеш Райулы (1745-1818) – выдающийся деятель казахской литературы 18 века, оратор, автор песен, пословиц, поговорок. Из рода аргын-сюиндык-кулюк. Родился у подножия гор Кызылтау.
Впервые «засветился» в казахской степи в 17 лет, когда вышел с песней против хана Абылая в разразившемся на то время конфликте между родом мейрамовцев (подрод аргынов) и ханом.
На протяжении своей жизни акын-импровизатор Котеш создавал песни о моральных и этических сторонах жизни современников, также затрагивая вопросы религиозной жизни кочевников. Его творчество пришлось на времена джунгарских нашествий. Его песни заучивали на всей территории Казахского государства. Был очень плодовитым на произведения талантом, до сих пор современники не могут собрать все его сочинения.Также принимал участие в айтысах против известных на то время айтыскеров.
По некоторым сведениям, под конец жизни остался в одиночестве, умер на руках у одного хозяина юрты, куда доехал после того, как получил в дороге травмы от неизвестного разбойника.
Похоронен в Баянаульском районе.
Память: улицы.
***
Жанак Жанабатырулы
Жанак Жанабатырулы (1779-1874) – политик, бий, батыр, старшина. Авторитетный бий и батыр Баянаульского округа 19 века. Представлял интересы региона как внутри государства, так и на международном уровне. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился у подножия гор Кызылтау.
Также славился своей сверхспособностью (Арқа) насылать смертельную порчу (энергетический удар). По словам очевидцев, человек не выживал и суток после того, как Жанак-бий «выпускал стрелу».
Оставил след в истории региона и страны также и тем, что не позволил Москве разместить дополнительную крепость на своих землях.
Около 2-х лет назад, в процессе изучения жизни Жанака Жанабатырулы, в российских архивах были найдены следующие сведения (согласно письменным отчетам бия Баянаульской волости, офицера Российской империи Мусы Шорманова):
«На указ о предоставлении земли под строительство крепости Жанак Жанабатыров категорически отказал, не указав на то причин...
...Жанак Жанабатыров на 95-ом году жизни при кочевке через местность Сарытюбе близ речки Силеты скончался. Похоронен там же. На похороны приехал сам хан со многими султанами. Количество зарезанных лошадей на угощение многочисленных гостей, приехавших на поминки указанного лица, достигло 150-ти голов..»
Память: мемориальная доска, фонд, имена детей
***
Жаяу Муса
Муса Байжанулы (Жаяу Муса/Пеший Муса) (1835 – 1929) - композитор, певец, поэт, борец, выдающийся деятель казахской литературы 20 века. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился около озера Жасыбай.
Будучи молодым, подался на службу в Петербург, в российскую армию, в составе которой побывал в Польше, Литве, Латвии. Оставил большое наследие, автор многих песен, которые входят в репертуар многих народных талантов, оркестров, опер. Продукты творчества Жаяу Мусы вошли в различные сборники казахских произведений. Его песню «Ақ сиса» поют не только во всем Казахстане, но и далеко за его пределами (по негласным опросам казахов, проживающих не в Казахстане. эта песня в тройке популярных вместе с "Дудар-ай" и "Камажай", информация из Интернета).
Умер в преклонном возрасте, похоронен в Баянаульском районе.
Память: музыкальная школа, музыкальный колледж, улицы, памятники, имена детей.
***
Косым Пшенбаев
Косым Пшенбаев (1844 – 1932) – народный геолог, открыватель многих горных рудников в Прииртышье и Центральном Казахстане. Из рода аргын-сюиндык-майлытон, родился в месте «родник Сарсенбая» у подножия гор Кызылтау.
Геолог-самоучка, обладавший способностью (Арқа), первооткрыватель Экибастузского угольного месторождения, положив тем самым зарождение города Экибастуза, одного из крупных шахтерских городов Казахстана. Также открыл месторождения Жамантуз, Майкобен, Кандыккарасу, Карасор, Шоптыколь, Желтау, Майкаин.
Похоронен в урочище Макаш Баянаульского района.
Память: улица, мемориальная доска, музей, имена детей.
***
Жусуп Копеев
Жусуп Копеев (Машхур Жусуп/Славный (Достойный) Жусуп) (1858 – 1931) - философ, поэт, просветитель, летописец, выдающийся деятель казахской литературы ХХ века, собиратель истории и фольклора казахского народа, провидец. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился у подножия гор Кызылтау.
С его именем связывают много мистических историй, при жизни обрел имя святого, обладал даром ясновидения. Из разных мест люди ездили к нему, чтобы получить его благословение (бата). В Баянауле из уст в уста передаются истории о том, что отец его, Копей (Көпжасар), привез своего 5-тилетнего сына Жусупа для благословения к авторитетному на то время бию и батыру Жанаку Жанабатырулы (см. выше). Тот разглядел в мальчике особые способности.
Позже Жусуп Копеев в своих заметках написал, что, уже будучи взрослым, разыскал могилу Жанак-батыра и выпросил одну из сверхспособностей знаменитого бия-батыра.
Оставил после себя многочисленные труды по истории, культуре, родословных казахов, стихи, размышления и многие другие.
Мавзолей Копеева находится на территории Баянаульского района, около села Жанажол, мавзолей является местом паломничества для современников;
Память: центральная мечеть города Павлодар, улицы, памятники, школы, имена детей;
***
Дюйсен Дербисали
Дюйсен Дербисали (Дюйсен-палуан) (1865-?) – знаменитый борец своего времени. Многократный победитель и призер крупных турниров как на территории Казахского ханства, так и за его пределами. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился в Сибири.
Также прославился своей щедростью, отдавая завоеванные призы и дары (лошадей и верблюдов) нуждающимся и бедным семьям.
Похоронен у подножия горы Кызылтау.
Память: пока народная.
***
Амре Айтбакин
Амре Айтбакин (1859 – 1919) – первый казахский врач с высшим образованием. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился в ауле Акбет.
Ученые и преподаватели Томского государственного университета (бывшего Императорского), гордятся тем, что в стенах этого учебного заведения учился Амре Айтбакин – первый дипломированный казахский врач. Свидетельство тому – публикации в Сибирском медицинском журнале этого высшего учебного заведения и других научных изданиях региона.
Был незаурядной личностью. Будучи выходцем из богатой аристократической семьи (отец его Дүрман Айтбақыұлы приходился племянником Шоқану Уалиханұлы (сын сестры), то есть правнуком Абылайхана, имел сильный авторитет и неоднократно избирался своим народом на должность бия) , начал карьеру на государственной службе добился высокой административной должности и хорошего положения, был на хорошем счету у сибирского губернатора Котюхова. Однако, после того, как узнал, что в Томске открывается Университет (первый ВУЗ в Сибири), бросает государственную службу и чин со всеми привилегиями, променяв их на статус простого студента.
«Зная нужды своих единоплеменников и желая принести им существенную пользу, он решился оставить государственную службу и из чиновника, занимавшего одно из видных мест в областной администрации, превращается в скромного студента. Все его мечты заключаются в том, чтобы, окончив курс университета, вернуться к бедным и малоразвитым одноплеменникам-кочевникам и в их пользу употребить то знание, которое он приобретает ценою почти половины лучших лет своей жизни... Тот факт, что молодой инородец променял административную карьеру на скромную долю студента-труженика, нельзя, разумеется, объяснить ничем иным, как проявлением благородного чувства любви и преданности к своему родному гнезду, самопожертвованием для блага родного народа.» (Сибирский вестник)
Сдав экзамены в медицинской испытательной комиссии при Томском университете, Амре Айтбакин 19 октября 1894 года был удостоен степени лекаря, получает диплом врача и возвращается в родные края.
Уже скоро он, по отзывам современников, стал широко и заслуженно известен как степной врачеватель и мудрец. Сведения о нем распространились из Баян-Аула в Каркаралинск (Баянаул до отделения относился к Каркаралинскому уезду), затем в Семипалатинск, Иркутск, Томск и, наконец, достигли Москвы.
По исследованиям казахстанских и российских ученых, этот человек был известен и как общественный деятель. Он публиковал свои статьи и заметки в газетах. Наряду с Шакаримом Кудайбердиевым и Ахметом Байтурсыновым способствовал распространению социально значимых общественных идей среди казахов. Был видным деятелем партии «Алаш».
Умер и похоронен в г. Усть-Каменогорск.
Память: улица, мемориальная доска, имена детей.
***
Жусупбек Аймаутов
Жусупбек Аймаутов (Оймауытов) (1889 – 1931) - поэт, писатель, драматург, основоположник казахской педагогики и психологии как науки, алашординец. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился в местности Дандебай ауылы у подножия гор Кызылтау.
Плодотворно работал в «малом жанре» прозы.
Классик казахской литературы. Мухтар Ауэзов называл Аймаутова своим учителем.
На педагогическом поприще также достиг больших высот. Автор ряда учебников и методических пособий для преподавателей школ и педагогических учебных заведений — «Дидактика», «Руководство по воспитанию», «Комплексная система ведения уроков», научных трудов: «Психология», «Психология и выбор профессии».
Автор более десяти книг, сотни научных публикаций, учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, этике.
Аймаутов автор стихов «Гимн», «Солдатская марсельеза», поэмы «Песня свету». Внес в поэзию много нового: использование нетрадиционного для казахской поэзии верлибра, несоблюдение внешней рифмы при сохранении внутренней ритмики и т.д.
Переводческое дело. Еще одна грань таланта писателя — переводы. Именно Аймаутов заложил научную основу художественного перевода в казахской литературе. Сделал блестящие переводы на казахский язык произведений А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького, Мопассана, Шекспира, Гюго, Р. Тагора и др. авторов. Перевел на казахский «Интернационал» и «Молодую гвардию»
Жусупбек Аймаутов вместе с Алиханом Бокейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мыржакыпом Дулатовым и другими активный деятель движения алашординцев, сооснователь и участник семипалатинского фонда «Жанар», целью которого было оказание помощи умирающему от голода населению.
Был репрессирован едва ли не первым из числа представителей передовой казахской интеллигенции, расстрелян в Бутырской тюрьме.
Похоронен в Москве, в братской могиле в Ваганьково.
Память: село, улицы, памятники, школы, театр, имена детей.
***
Жумат Шанин
Жумат Шанин (1892 – 1939) - режиссер, основатель и директор первого казахского театра, основоположник казахского театрального искусства. Из рода аргын-сюиндык-каржас, родился в местности Желтау.
Автор многих пьес, литературы по драматургии и режиссуре театральных произведений, наставник известных казахских артистов.
Умер и похоронен в г. Уральске.
Память: село, улицы, областной театр в Шымкенте, стипендия, имена детей;
***
Султанмахмут Торайгыров
Султанмахмут Торайгыров (1893 – 1920) поэт, писатель, демократ, основоположник казахской классической литературы, выдающийся казахский поэт-демократ. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился близ озера Жасыбай.
Прожил короткую, но яркую жизнь. С его именем связывают расцвет социально-философской поэзии, поэзии гражданского мужества, художественное обогащение литературы. Создатель первых романов — в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков. Сподвижник алашординцев.
Умер в раннем возрасте (27 лет) от туберкулеза.
Память: улицы, памятники, университет, дом культуры, село, библиотека, озеро, имена детей;
***
Кошке Кеменгеров
Кошке (Кошмухамед) Кеменгеров (1894 – 1937) поэт, переводчик, писатель, исследователь литературы, активный общественный деятель. Из рода аргын-сюиндык-каржас.
С 19 лет печатался в литературных журналах и изданиях. К.Кеменгеровым написаны труды по проблемам литературоведения, языкознания, этнографии. Его произведения пользовались большим успехом, пьесы были широко популярны в театрах среди публики.
Был арестован по сфабрикованному делу и расстрелян 7 июня 1937 года. Реабилитирован в 1957 году за отсутствием состава преступления.
Память: улицы, памятники, школа.
***
Каныш Сатпаев
Каныш (Габдулгани) Сатпаев (1899 – 1964) – советский ученый, общественный деятель, доктор геолого-минералогических наук, основатель-организатор Национальной Академии Наук и первый её Президент, академик АН СССР, академик АН КазССР, лауреат Государственной и Ленинской премий, основоположник казахской геологии, один из основателей советской металлогенической науки основоположник казахстанской школы металлогении. Из рода аргын-сюиндык-каржас, родился в местности Тендык.
Личность довольно знаменитая не только в Казахстане, но и за его пределами. О Каныше Имантайулы можно написать множество книг и снять не один фильм.
Наверное, многим известна знаменитая история о диалоге Каныша Имантаевича с Уинстоном Черчиллем, когда наш ученый в составе делегации СССР пребывал в Англии.
«Черчилль спросил у Каныша Имантаевича (а он был высокого роста):
- Вы кто по национальности?
- Я казах, - последовал ответ.
- И все ли казахи такие высокие?
- По сравнению со своим народом я маленький. Мой народ гораздо выше меня.
Черчилль покачал головой»
Из многих талантов и способностей (Арқа) также обладал даром интуитивного нахождения мест полезных ископаемых, что, вкупе с использованием знаний и технологических разработок того времени, позволило ему стать первооткрывателем многих рудных, угольных и нефтяных месторождений в Казахстане, что по сути, в настоящее время, является основой экономики современного Казахстана.
Погиб при загадочных обстоятельствах, получив отравление во время приема пищи.
Память: пожалуй, один из немногих казахов, в честь которого назван целый город (г. Сатпаев Карагандинской области), улицы, памятники, село, институты, школы, минерал, премия, астероид, канал, горная вершина, ледник, растение, цветы, имена детей.
***
Кадыр Тайшиков
Кадыр Тайшиков (1900-1937) – писатель, переводчик, певец, журналист, музыкант. Автор многих рассказов, песен, кюев. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился у подножия гор Кызылтау.
Также оставил после себя многие переводы трудов зарубежных классиков.
Был репрессирован в 1937 году. Реабилитирован в 1959 году за отсутствием состава преступления.
Память: улица, мемориальная доска.
***
Абикен Бектуров
Абикен Бектуров (1901 – 1985) – ученый, химик, академик АН КазССР, заслуженный деятель науки, крупный организатор химической науки в Казахстане, один из основоположников общей и неорганической химии, известный ученый в области химии и технологии фосфора и его соединений. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился близ местности Тендык.
Абикен Бектуров был одним из учредителей АН КазССР. В это же время его избирают действительным членом Академии.
В 1946 г. он становится первым директором созданного Института химических наук АН КазССР. На этом посту он проработал почти четверть века, внеся неоценимый вклад в развитие химической науки в республике. По результатам фундаментальных и прикладных работ Институт в 1969 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Диапазон научных интересов академика А.Б. Бектурова чрезвычайно широк. Они не были ограничены исследованиями фосфоритов. Под его руководством развивались такие направления, как химия и технология боратов, извлечение редких и рассеянных элементов из полиметаллического сырья, химия природных вод, синтез фосфатов, содержащих физиологически активные вещества.
Наиболее ярко научное дарование и организаторские способности А.Б. Бектурова раскрылись в связи с его деятельности в Академии Наук КазССР.
За выдающиеся успехи в педагогической, научно-исследовательской и научно-организационной работе Абикену Бектурову присвоено звание заслуженного деятеля науки Казахской ССР, он был награжден орденами Ленина, Октябрьской революции и знака почета, медалями СССР. Выражением признания научной общественностью деятельности ученого, заложившего основы химической науки в Республике, явилось присвоение имени академика Абикена Бектурова в 1991 г. Институту химических наук Национальной Академии наук Республики Казахстан.
Умер и похоронен в г. Алматы.
Память: улица, институт, мемориальная доска, имена детей.
***
Алькей Маргулан
Алькей Маргулан (1904 - 1985) – историк, этнограф, доктор филологических наук, академик АН КазССР. Основатель археологической школы в Казахстане. Из рода аргын-сюиндык–айдабол, родился в местности "............." близ современного села Степной Экибастузского района.
Также видный ученый во многих областях знаний: искусствоведении, литературоведении, этнографии, востоковедении, истории. Оставил фундаментальные труды по истории архитектуры, эпическим сказаниям и прикладному искусству казахов, монографии о Коркыте, Манасе, Шокане Валиханове, Абае, Мухтаре Ауэзове и Каныше Сатпаеве.
Колоссальная эрудиция, неустанный творческий поиск, проницательный ум, огромное трудолюбие и любовь к своему народу позволили академику Маргулану представить историю кочевников в энциклопедическом объеме. Открыл Бегазы-Дандыбаевскую культуру — самый масштабный очаг цивилизации эпохи поздней бронзы в Центральном Казахстане.
Память: институт археологии, памятники, улицы, монета, имена детей.
***
Дихан Абилев
Дихан Абилев (1907-2003) - писатель, поэт – фронтовик, драматург, прозаик, Народный писатель Казахстана. Из рода жагалбайлы (Младший жуз), родился в урочище Мойылды.
Прошел всю войну и был участником боев с японскими милитаристами. За ратные подвиги был награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды и медалями.
Занимался и руководил учебными заведениями, областной газетой, Союзом писателей Казахстана. Автор около 50 книг, многие из которых переведены на иностранные языки.
Автор текстов песен, на которые композиторы Латиф Хамиди и Бахитжан Байкадамов сочинили музыку.
Умер и похоронен в г. Алматы.
Память: улицы, памятные вечера, произведения входят в школьный курс школ Казахстана, имена детей.
***
Бельгибай Шалабаев
Бельгибай Шалабаев (1911-1990) – ученый, литературовед, доктор филологических наук, профессор, фронтовик, видный исследователь литературы. Из рода аргын-сюиндык-каржас, родился в 4-ом ауле (местность Далба).
Заслуженный деятель науки КазССР. Внес большой вклад в развитие казахской литературы. Автор трудов «История казахской литературы, 1 том», «Очерки по истории казахской советской литературы», «История казахской прозы», «Очерки по истории дореволюционной казахской литературы». Также переводил труды Белинского, Короленко, Горького. Участник ВОВ, награжден орденами и медалями.
Похоронен в г. Алматы.
Память: пока народная.
***
Зейтин Акышев
Зейтин Акышев (Акишев) (1911 – 1991) - писатель, поэт, драматург, просветитель, переводчик. Из рода аргын-сюиндык-тулпар, родился в ауле Екпенды (местность Далба).
1955–1960 гг.. - редактор республиканской газеты «Қазақстан мұғалімі», 1965–1969 гг.. - редактор-переводчик Аппарата Министров Каз ССР, в 1970–1972 гг.. - старший научный редактор главной редакции Казахской Советской Энциклопедии.
С 19 лет печатался в районных и областных газетах. Также увлекался математикой и участвовал во многих республиканских и союзных олимпиадах того времени.
Впервые напечатался в газете "Колхоз" павлодарского округа со стихотворением «Ағаш үй» ("Деревянный дом") в 1930-ом году в возрасте 19-лет. С того момента на протяжении всей жизни его рассказы, повести, романы начали в разных газетах издаваться регулярно.
Первый роман «Акбельский перевал» (1971) был посвящен революционным событиям на Павлодарщине, советизация аула на примере судеб простых людей. Писатель знал многих очевидцев, сам был участником многих событий, поэтому книга имеет и историческое значение.
А его роман «Жаяу Муса» (1978) посвящён земляку писателя — народному акыну-импровизатору и композитору Жаяу Мусе Байжанову. Заслугой романа стали эпизоды, которые расширяют наше представление о социальной жизни XIX века, об отношениях с Россией. Этот интересный роман о жизни любимого народом акына на русский язык перевёл Иван Щеголихин.
Работал директором школ, возглавлял ОблОНО в гг. Павлодар и Талдыкорган, также республиканскую газету «Учитель Казахстана». Автор многих романов, рассказов и повестей, имевших успех у читателей, занимался переводами русских писателей и поэтов. Его произведения многократно ставились театрами.
Открывал землякам мир русскоязычных произведений через перевод многих российских авторов. Перевел на казахский язык роман "Кружилиха" В.Пановой (1952), повесть "Поединок" А.Куприна (1955), повесть Я.Коласа (1956) и другие.
Многочисленные рукописи говорят о том, что он был также исследователем, аналитиком, старался записывать все, вплоть до часа, в который происходило действие. Архивы писателя, а это огромное количество записных книжек, блокнотов, рукописей не только на казахском, но и на арабском языках, все еще ждут своих исследователей.
Все творчество Зейтина Акишева является достойным вкладом в казахскую литературу.
Умер и похоронен в г. Алматы.
Память: улицы, школа, мемориальная доска.
***
Зейин Шашкин
Зейин Шашкин (1912 – 1966) - писатель, драматург, литературовед, врач, ученый. Из рода аргын-сюиндык-козган, родился в местности Бозшаколь.
Автор многих произведений. Впервые начал публиковаться в республиканских газетах и журналах с 18 лет. Большую часть времени уделял проблемам развития казахской литературы. Результатами этих исследований стали критические статьи, в большом количестве публиковавшиеся в периодике. Плюс к этому совместно с казахским литератором Есмагамбетом Исмаиловым, составил «Учебник по теории казахской литературы» для высших учебных заведений.
В годы репрессий был сослан в лагеря на Дальний Восток, где увлекся медициной от врача-сокамерника, работавшего до ссылки в медицинском институте. Делая успехи и на медицинском поприще, он освоил новую профессию и сдал экстерном экзамены, получив диплом врача.
По возвращению из лагерей, Зеин Шашкин продолжил работать врачом. Его глубоко волновали проблемы лечения туберкулеза и гортани. Исследования Зеина Шашкина были высоко оценены Министерством здравоохранения СССР и рекомендованы для применения. Успешной врачебной деятельностью Шашкина были довольны многие его пациенты, которые опубликовали свои письма в Щучинской районной газете «Луч». Так ветеран войны и труда А. Нугманов писал: «В годы работы в санатории «Бармашино» о Шашкине шла слава как о хорошем враче по лечению туберкулеза, особенно гортани. Я тоже у него лечился. Это был скромный и благородный человек».
Писателя глубоко волновали проблемы современной медицины. Как ни странно его крупный роман «Доктор Дарханов» (1962) впервые в казахской литературе посвящён медицине.
Данный популярный роман того времени дал огромный импульс в поднятии имиджа и социального значения врачей и медработников.
Расцвет художественного творчества писателя относится к 1950-м и 1960-м годам. В последние десять лет жизни он опубликовал целый ряд романов и повестей. Каждое из его произведений обращало на себя внимание широкого круга читателей своими идейными и тематическими особенностями.
Умер и похоронен в г. Алматы.
Память: село, улицы, мемориальный музей, мемориальная доска, почтовая марка;
***
Шапык Шокин
Шапык Шокин (Шафик Чокин) (1912 – 2003) – советский и казахстанский учёный-энергетик, академик. Основатель энергетической науки в Казахстане. Из рода аргын-сюиндык-каржас.
Также получил известность как автор и инициатор крупномасштабных проектов в области энергетики Казахстана.
Основоположник и автор проекта Капшагайской ГРЭС, вместе с этим основоположник самого города Капшагая. Автор проекта «канал Иртыш-Караганда», решившего проблему дефицита воды в Центральном Казахстане. Активный деятель по сохранению Аральского моря. Президент Академии наук КазССР, Народный герой Казахстана, основатель и первый директор Казахского научно-исследовательского института энергетики, почетный гражданин города Алматы.
Шапык Шокин положил основу комплексной системы научно-технического прогноза развития энергетики Казахстана, им обоснованы пути формирования топливно-энергетических комплексов страны.
Разработал методику оценки масштабов, структуры и дислокации генерирующих мощностей, а также энергопотребления и оптимизации путей энергоснабжения отраслей народного хозяйства.
Создал и освоил принципиально новую высокоэффективную технологию производства меди, свинца и цинка КИВЦЭТ (кислородно-взвешенная циклонно-электротермическая плавка), обеспечивающую комплексное извлечение основных ценных составляющих и защиту окружающей среды от выбросов. Его циклонный способ переработки различного металлургического и технологического сырья был успешно внедрён в промышленность.
Похоронен в г. Алматы.
Память: институт, улицы, премии, стипендии, бюст, мемориальный музей;
***
Калижан Бекхожин
Калижан Бекхожин (1913-1990)- поэт, драматург, переводчик, основоположник казахской журналистики. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, по одним сведениям родился в г. Павлодар, по другим в Баянауле.
Народный писатель КазССР, лауреат Госпремии КазССР, участник ВОВ.
Считается создателем своего неповторимого поэтического мира, стихи и поэмы которого вошли в сокровищницу казахской литературы.
Помимо этого, Бекхожин был великолепным переводчиком. Он перевел на казахский язык множество произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и Байрона.
Почетный гражданин города Павлодар.
Похоронен в г. Алматы.
Память: центр «Калижановедение», улицы, средняя школа, памятник, мемориальная доска;
***
Шакен Айманов
Шакен (Шакарим) Айманов (1914 – 1970) – актёр, режиссёр театра и кино, отец казахского кинематографа, народный артист СССР. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился в урочище Айманбулак, близ озера Торайгыр.
В "Золотой фонд казахстанского кино" вошли почти все его фильмы.
Известные фильмы как режиссера Айманова «Наш милый доктор», «Конец атамана» (первый фильм тетралогии о чекисте Чадьярове), «Ангел в тюбетейке» (особой популярностью пользуются саундтреки из фильма – «Ты куда, Одиссей, от жены, от детей?», «Всё равно ты будешь мой!», «Песня о матери») и другие;
как актера Айманова – «Козы-Корпеш – Баян-Сулу», «Каракипчак Кобланды», «Укрощение строптивой», «Абай, «Гроза», «Джамбул», «Ахан-Серы и Актокты», «Отелло», «На дне», «Исатай и Махамбет» и мн. др.
Погиб при загадочных обстоятельствах, попав в аварию в Москве, похоронен в Алматы;
Память: его имя носит самая известная киностудия Казахстана, также увековечен в названиях улиц, памятниках, в Баянауле проводится ежегодный фестиваль «Шакен жұлдыздары» (Звезды Шакена), музей, мемориальные доски, памятная монета, имена детей;
***
Ермухан Бекмаханов
Ермухан Бекмаханов (1915 – 1966) – ученый-историк, доктор исторических наук, профессор, член – корреспондент АН КазССР. Автор труда о Кенесары-хане. Из рода торе (чингизидов), родился близ озера Торайгыр.
С молодости выделялся среди сверстников выдающимися талантами и мышлением. Добившись больших высот и должностей на научном поприще, в определенное время находился в опале у руководства СССР после публикаций произведений о Кенесары-хане и его освободительном движении. После многолетних обвинений и козней недоброжелателей был осужден и сослан на 25 лет в лагерь.
Только после многочисленных обращений и помощи известных соратников, а также расстрела Л. Берии, его дело было пересмотрено, вследствие чего Бекмаханов был реабилитирован.
По возвращению из лагерей продолжил работать в научной стезе и выпустил много трудов. Автор работ по этнографии, истории, литературе, правовым наукам, атеизму, истории культуры и искусства казахов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана для средней школы. Награждён орденом и медалями СССР.
Умер в 50 лет от туберкулеза (сказалась ссылка в лагерях), похоронен в г. Алматы.
Память: памятник, улицы, художественный фильм «Аманат» (2014 г.), памятная монета, имена детей.
***
Абылкас Сагинов
Абылкас Сагинов (1915 – 2006) – ученый, доктор технических наук, академик АН КазССР, Герой Социалистического труда. Из рода аргын-сюиндык-каржас, родился в селе Баянауыл.
Сагинов успешно защитил диссертацию и стал третьим горным инженером в Казахстане, удостоившимся учёной степени. Руководил Карагандинским научно-исследовательским угольным институтом (КНИУИ). Второй ректор (с 1955-ого года) Карагандинского горного института (позже Политехнический Институт, сейчас КарГТУ). Автор многих книг по темам угольной промышленности.
Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Был специалистом в области разработки угольных пластов и совершенствования технологии их эксплуатации. Под его руководством в Карагандинском угольном бассейне проводилось внедрение трёхслойной разработки мощного пологопадающего пласта.
Также ему принадлежит огромная роль в формировании и становлении преподавательских кадров высших учебных заведений Караганды. В период, когда многие представители интеллигенции, сосланные со всех уголков Союза, отбыли наказание в карагандинских лагерях, не боялся брать их на работу, тем самым формируя качественный фундамент для получения высшего образования в Карагандинском регионе казахскими гражданами.
Почетный гражданин г. Караганда.
Похоронен в г. Караганда.
Память: памятник, имена детей.
***
Каукен Кенжетаев
Каукен (Абдрахман) Кенжетаев (1916 – 2008) – оперный певец, режиссёр, актёр, драматург, заслуженный артист Казахской ССР. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился в урочище Айманбулак, близ озера Торайгыр. Младший брат Шакена Айманова.
Популярности достиг за счет своего исполнительского искусства. В его репертуаре звучали не только народные песни, но и произведения известных композиторов и зарубежных классиков.
Позже переходит в кино и становится актером. Снялся более, чем в 20-ти кинокартинах, за одну из ролей в которых получил Литературную Международную премию.
Многогранность таланта позволило ему стать и драматургом. Ему принадлежат такие произведения, как «Алпамыс», «Алдар Косенын айласы», «Баян журек», «Кусни Корлан», «Калкаман-Мамыр», «Кемпир мен шал» и другие. Перевел на казахский язык оперы «Сильва», «Женитьба Фигаро», «Тихая семья». Автор нескольких книг.
Похоронен в г. Алматы. В этом году прошли мероприятия, посвященные 100-летию этого выдающегося человека.
Память: пока народная.
***
Садык Каримбаев
Садык Каримбаев (1918 – 1975) композитор, заслуженый артист Казахской ССР. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился у подножия гор Кызылтау.
Одаренный от природы, лишенный с детства зрения, талантливый композитор написал около 100 произведений на различные темы, которые стали популярными среди народа.
Память: улица, дом культуры слепых.
***
Халел Аргынбаев
Халел Аргынбаев (1924-1998) – советский и казахский этнограф, археолог, доктор исторических наук, профессор. Основатель казахской школы этнографов. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился в бывшем 17-ом ауле (подножие гор Кызылтау).
В 18 лет призван в Красную Армию в качестве радиста, так как окончил соответствующие курсы. Имеет многочисленные награды за участие в ВОВ.
Позже активный участник проекта АН СССР «Историко-этнографический Атлас Средней Азии и Казахстана».
К 1 января 1990 года Х. А. Аргынбаев написал 7 монографий и 167 статей. Под его научным руководством было защищено около 15 докторских и кандидатских диссертаций, что позволяет говорить о собственной школе казахской этнологии, созданной учёным своим сорокалетним трудом.
Основной, исключительно продуктивный этап научной деятельности Халела Аргынбаева относится к 1960 — началу 1980-х годов. В этот период учёным совместно с коллегами были проведены около 30 этнографических экспедиций, обследована фактически вся территория Казахстана. Был собран огромный уникальный полевой материал по традиционно-бытовой культуре казахов, — в том числе материальный, пополнивший коллекции музеев, — на основе которого написан ряд крупных и важных для понимания этой культуры монографий.
Используя самые разнообразные материалы, ему фактически впервые удалось проанализировать особенности кочевого, полукочевого и оседлого скотоводства, определить характер, ареал, направленность и протяженность кочевых маршрутов, показать системы выпаса скота, определить и описать связь между структурой стада и продуктивностью растительного покрова. В его трудах наиболее полно освещена основа основ жизнедеятельности казахского общества — животноводство, дана ёмкая характеристика скотоводческого хозяйства казахов, народной ветеринарии и обычаев, связанных со скотоводством.
Столь же существенный вклад труды Халела Аргынбаева внесли в изучение казахской семьи, жилища, ремёсел, полноценной и научно обоснованной истории казахских жузов и шежире; в конце научной карьеры его особенно привлекали «народные знания» казахов, как кладезь установленных опытом многих поколений причинно-следственных связей.
В становление независимого Казахстана Халел Аргынбаев был уже пожилым человеком и «его уход на покой стал «серьёзной потерей как для отдела этнологии, так и для этнографической науки Казахстана в целом»(Из истории академической этнографии в Казахстане)
Его важные капитальные монографии: «Этнографический очерк казахского животноводства» (А., 1969), «Семья и брак казахского народа» ( А., 1973), «Рукоделие (ремесло) казахского народа» ( А., 1987), «Казахская семья» ( А., 1996).
Умер и похоронен в г. Алматы.
Память: пока народная.
***
Калмукан Исабаев
Калмукан Исабаев (1925-2015) - советский и казахский писатель, журналист, ветеран Великой Отечественной войны. Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился близ озера Жасыбай. Двоюродный племянник Каныша Сатпаева (мать Калмукана Исабаева приходилась двоюродной сестрой знаменитому академику, их отцы - Имантай и Жамин были друг другу родными братьями).
С 18 лет в звании младшего лейтенанта призывается в ряды Красной Армии и проходит ВОВ. После войны остается служить комендантом в немецком городе Ильменау, в 1954 году уходит в отставку в звании полковника. По возвращении переходит в литературную стезю и начинает писать.
Занимал руководящие должности в республиканских газетах, Союзе писателей Казахстана.
Книги Исабаева переведены на языки бывшего СССР и зарубежных стран. Автор более 30-ти пьес, повестей, рассказов, очерков и романов. Первым из казахских писателей отразил в книгах жизнь европейцев. Писал об интеллигенции, рабочих и солдатах Казахстана. Тратил очень много времени на поиски и доказательства в архивах разных версий о тех или иных исторических событиях. Известен факт, что он прошел пешком более 600 км по каналу Иртыш-Караганда, после чего оставил очерки и наблюдения во время своего путешествия. Инициатор и автор многих исторических и культурных проектов. Имеет многочисленные награды, ордена, медали, грамоты как за военные подвиги, так и за активную общественную жизнь в мирное время.
Умер и похоронен в г. Алматы.
Память: пока народная.
***
Куат Абусеитов
Куат (Хуат) Абусеитов (1926-2003) - кинорежиссёр, ветеран кино, сценарист, поэт, композитор, специалист дубляжа. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился в местности кочевье Абусеита, у подножия гор Кызылтау.
Проработал на Казахфильме 50 лет. Был многогранной личностью. Постановщик более 20-ти телевизионных кинолент и 6-ти художественных фильмов.
Участвовал в создании кинокартин "Конец атамана", "Березы в степи", "Дорога жизни", "У подножья Найзатас" и других.
Отлично пел, играл на скрипке и кобызе. Автор сценариев, песен, сборника стихов ("Сыр сандық").
Питал сильную страсть к ремеслу дубляжа и считался в нем непревзойденным мастером. Вместе с супругой, Абусеитовой Майрой Бекжумановной сделал дубляж более 1000 кинокартин - научно-популярных, художественных, мультипликационных работ.
Память: дом культуры в Павлодаре, мемориальная доска.
***
Суат Абусеитов
Суат Абусеитов (1929 – 1992) – эстрадный камерный певец (тенор), киноактер. Народный артист Казахской ССР. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился в местности кочевье Абусеита, у подножия гор Кызылтау.
Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей. Совершал многократные гастроли по странам Европы, также снялся в нескольких кинокартинах. Обладал неповторимым лирическим тенором. Принимал участие в дубляже и озвучивании многих фильмов. Обладатель многочисленных орденов и медалей СССР.
Память: школа искусств в Павлодаре.
***
Олжас Сулейменов
Олжас Сулейменов (род. 1936) – поэт, писатель, литературовед, общественный и политический деятель КазССР и Республики Казахстан, дипломат.
Из рода аргын-сюиндык-айдабол, родился в Баянауле.
Потомок легендарного Олжабай-батыра, в честь которого и был назван.
Впервые громко «засветился» в 1961 году, когда из всех многочисленных претендентов со всего СССР выиграл конкурс на лучшее стихотворение, посвященное полету Юрия Гагарина в космос («Земля, поклонись человеку!»).
Далее, следующей волны популярности и повышенного внимания Олжас Сулейменов «добился» после издания знаменитой книги «Аз и Я», где «перетряхнул» советское общество своей трактовкой исторической летописи "Слово о полку Игореве", доказав, что в основе языка лежат тюркизмы. Данная книга была под запретом долгое время, что только повышало интерес к ней у людей. Были случаи, когда цена книги достигала многократно больше изначальной при нелегальной продаже между читателями.
По ходу своей жизни Олжас Сулейменов не раз отмечался прямыми и колкими высказываниями по тем или иным поводам. Ниже только пара случаев.
- 1989 год. С 25 мая по 9 июня в Москве проходит первый съезд народных депутатов СССР. Представитель Казахской Республики Олжас Сулейменов, обратился с трибуны: «Обращаюсь к уважаемому съезду и Михаилу Сергеевичу, мы в свое время не правильно дали оценку декабрьским событиям 1986 года в Казахстане, после которых случились события в Нагорном Карабахе и Грузии.
Не надо нагнетать давление, когда по всей стране много дырявых труб». В данном случае Сулейменов, учитывая произошедшую накануне трагедию в Башкортастане, когда в результате неправильной оценки инженерами произошедшей утечке в трубе газопровода, случилась авария, где погибло 575 человек и получили травмы 600.
- 1995 год. По инициативе и активном участии Акежана Кажегельдина происходит роспуск второго парламента. Цитата Олжаса Сулейменова: "Если в России для разгона парламента потребовались танки, то в Казахстане хватило одной Таньки". Тут имелся ввиду иск кандидата в депутаты Татьяны Квятковской в конституционный суд о нарушениях выборов парламента. Весь процесс получил толчок после этого события.
И много других.
Трудовая биография Олжаса Сулейменова связана более всего с двумя крупными творческими союзами Казахстана – Союзом писателей и Союзом кинематографистов. Именно Олжас Сулейменов стал одним из инициаторов и организаторов проведения в г. Алматы 5-й конференции писателей стран Азии и Африки. При нем казахский кинематограф получил всемирную известность как профессиональное и талантливое кино. Киностудия «Казахфильм» выпустила такие фильмы как «Кыз-Жибек», «Тревожное утро», «Выстрел на перевале Караш», «Серый лютый».
Никто не поспорит, что Олжас Сулейменов известен и как общественный деятель и политик. Громким проектом его, безусловно, является создание антиядерного движения «Невада – Семей», которое в сжатые сроки добилось установления моратория на взрывы на Семипалатинском полигоне.
***
Даниал Ахметов
Даниал Ахметов (1954) – политический и государственный деятель. Из рода аргын-сюиндык-канжыгалы, родился, по одним сведениям, в ауле Бирлик, по другим сведениям в г. Павлодар.
В настоящее время аким Восточно-Казахстанской области. Экс-аким Северо-Казахстанской области, экс-аким Павлодарской области, экс-министр обороны РК, экс-премьер-министр Республики Казахстан. Доктор экономических наук. Возглавлял Федерацию велоспорта РК. Награжден многочисленными орденами и медалями Республики Казахстан и международных организаций.
***
Дюсембай Дюйсенов
Дюсембай Дюйсенов (1948) – бывший государственный деятель и политик. Из рода аргын-сюиндык-кулюк, родился у подножия горы Кызылтау.
Прямой потомок известного борца Дюйсена-палуана (см. выше). Экс-министр энергетики Республики Казахстан, экс-вице-премьер-министр Республики Казахстан.
Как специалист внес значительный вклад в становление, структурное преобразование и развитие машиностроительного и топливно-энергетического комплексов Республики Казахстан. Под его руководством и непосредственном участии разработаны, в частности, такие крупные общереспубликанские программы, как организация производства колесных тракторов, самоходных горных машин, оборудования и запасных частей к ним, бурового инструмента для горнорудной промышленности, формирования и развития топливно-энергетического комплекса Казахстана, обеспечения передовой сельскохозяйственной техникой отраслей агропромышленного комплекса. Член-корреспондент Национальной Инженерной Академии Республики Казахстан.
***
Меруерт Тусупбаева
Меруерт Тусупбаева (1973) – эстрадная певица, актриса театра и кино, заслуженный деятель РК. Из рода аргын-сюиндык-каржас, родилась в пос. Южный (в настоящее время с. имени Жумата Шанина, по старому местность Желтау).
Стала первой казахскоязычной певицей, выпустившей в 1996г. настоящий полноформатный видеоклип на песню Т. Мухамеджанова, сл. Ш. Сариева «Қимай сені барамын», вошедший в том же году в тройку лучших видеоклипов республики на конкурсе «Алтын жұлдыз».
Сыграла роль в театральных спектаклях и нескольких кинокартинах.
За исполнительское мастерство и пропаганду произведений казахстанских композиторов получила звание Лауреата Премии Союза Молодежи Казахстана.
Преподаватель Каз. НАИ им. Жургенева и Каз. ЖенПУ. Кандидат педагогических наук.
***
Баянаул вообще очень щедрый на таланты. Более 40 докторов и 300 кандидатов наук являются выходцами из Баянаула.
9 академиков и 7 генералов подарило это место силы казахов.
Есть цитата одного человека, прозвучавшая в 1980-е годы на одной из конференций, посвященной памяти одному из выходцев с Баянаула: «Не будет преувеличением заявить, что баянаульская земля дала Казахстану цвет казахской интеллигенции ХХ века».
Эпилог.
Баянаул – жемчужина казахских земель, множество легенд и преданий связано с этими магическими и чудесными местами. Не только своей природой славится Баянаул, но и различными местами силы, на которых рождаются те, кто потом оставляет яркий след в жизни своей страны. Конечно, всех людей не охватить, но все же какие-то попытки для систематизации предпринять необходимо. Список далеко не окончательный и, уверен, он будет пополняться постоянно. Так как Баянаул плодил, плодит и будет плодить талантливейших людей во благо нашей страны.
#знаменитые баянаульцы #известныелюдибаянаула #ильмазнургалиев
знаменитые баянаульцы, известные люди баянаула, автор Илмаз Даниялұлы,
Популярные посты блогера:
"Когда «казакино» это «американо» или почему у столицы тюркского государства персидское название?"
"Казахстан - страна парадоксов"
"Казахстан - страна парадоксов. Часть 2"
"О бедном брате замолвите слово (про футзал в нашей стране)"
«Не бывает некрасивых женщин, бывает... плохой визажист»
«ХАЛИФ ЗА ЧАС» (История детдомовца, который за короткий период стал Чемпионом Казахстана)