Yvision.kz
kk
BookVision
BookVision
616 постов4 подписчика
12
03:21, 12 января 2016

Книжный обзор: «Женщина на лестнице». Автор, что это было?

Мое скромное мнение о романе Бернхарда Шлинка «Женщина на лестнице» весьма лаконично и звучит примерно так – каждому, прочитавшему эту книгу стоит выдать медаль за отвагу, смелость и самое главное – упорство и безграничное терпение. Тем же читателям, что смогли неведомым для меня образом произведением Шлинка проникнуться, я хочу презентовать денежную премию в очень нескромном и впечатляющем размере, предварительно задав парочку уточняющих вопросов. Потому что кто-то, раз сам автор сделать это не в состоянии, должен объяснить мне несколько вещей. Вот они, миленькие, разложены по пунктам:

1)      Зачем Шлинк написал этот роман, и с какой целью?

2)      Как читать книгу, чтобы не заснуть на третьей строчке?

3)      Какой такой танец с бубном поможет мне проникнуться сюжетом?

4)      Могу ли я дальше писать рецензии на книги, после того как мысленно прилепила на Шлинка ярлычок с надписью «занудствующий графоман» или мне лучше сразу удавиться, не дожидаясь разгромных комментариев?

Но прежде чем поклонники автора побегут писать мне подробные ответы на представленные выше вопросы, я воспользуюсь временной передышкой и постараюсь кратенько вести в курс дела всех пребывающих в танке. Бернхард Шлинк, если вы случайно пропустили появление этого господина на литературном Олимпе, является автором «Чтеца», того самого, до которого мои загребущие ручки никак не могут добраться и похоже что не доберутся никогда (о чем я, кстати, жалеть не собираюсь). «Женщина на лестнице» - последний роман автора, была написана в 2014 году, а издана на русском языке в ушедшем 2015, милейшим на свете издательством «Азбука». Книга на данный момент является этаким «котом в мешке» - свеженапечатанной новинкой, чьи рецензии пока что не могут побаловать всех любопытствующих своим изобилием, и возможно этот факт - лишь печальное подтверждение моих собственных нескромных выводов (а может и нет, но задаваться лишними вопросами мы с вами не станем). Зато вместо этого мы имеем в своем распоряжении весьма пространную и малоинформативную аннотацию, если ее вообще можно назвать аннотацией. Глядите сами:

Аннотация: «Женщина на лестнице» – новая книга автора знаменитого «Чтеца» – сразу после выхода в свет возглавила список бестселлеров журнала «Шпигель», а права на ее перевод были проданы по меньшей мере в десяток стран. Это роман о любви с почти детективной интригой вокруг картины, исчезнувшей на сорок лет и неожиданно появившейся вновь. Удивительная история связана с запутанными отношениями в любовном четырехугольнике, который составляют изображенная на картине женщина и трое мужчин – крупный предприниматель (заказчик картины), всемирно известный художник и преуспевающий молодой адвокат, который приглашен уладить конфликт между заказчиком и художником, но сам становится действующим лицом конфликта и одновременно рассказчиком истории. Что касается картины, то нельзя не заметить ее сходства с полотном Герхарда Рихтера «Эма. Обнаженная на лестнице» – знаменитым произведением едва ли не самого дорогого среди ныне живущих художников, которого недаром прозвали Пикассо XXI века.

Но вернемся к нашим баранам, точнее к попыткам описать книгу и систематизировать мое нелестное о ней мнение. Сразу честно скажу – я не очень доверяю книгам, у которых нет нормальной аннотации, раскрывающей сюжет, потому представленное выше «описание» вызывало и вызывает у меня как нервный тик, так и огромное недоумение. После прочтения романа, недоумение слегка увеличилось в размере, и приобрело угрожающие масштабы. Я заподозрила составителя аннотации в самых страшных литературных грехах. Каков наглец, подумала я, смело причисляя своего невидимого врага в стан сильной половины человечества. Каков позер! Налил «воды» до самых краев, присыпал «фактиками», перемешал все это дело и был таков! А как же читатель, где забота о нем, где попытки объяснить, о чем роман и чем он хорош? Или по всеобщему мнению, само имя автора подразумевает жадный интерес к его произведениям и вообще, «Женщина на лестнице» это тот диковинный и неведанный доселе литературный фрукт, не нуждающийся в лишних описаниях?

Если быть уж совсем несправедливой, то стоит отметить, что внешние габариты романа также не вызывали приятных ассоциаций. «Женщина на лестнице», ты почему такая тощая, такая худущая, мысленно вопрошала я у таинственной незнакомки. Да я же прочту тебя за три часа, тебя, тонюсенькая брошюрка, я проглочу и не замечу!

Но, как и всякая глупая бравада, моя собственная закончилась постыдным поражением и позором. Кто бы мог предположить что худущая (и видимо злющая) «Женщина на лестнице» целую неделю будет таскать меня за волосы по своим страницам, а мне ничего не останется, кроме как молить о пощаде?

Сейчас, отбросив в сторону какую-либо объективность, я намереваюсь отчитать автора романа по полной программе. Начнем с того, что Бернхард Шлинк, ухитрился вложить в каждую свою строчку и каждое слово невероятную скуку, испытываемую им в процессе написания «Женщины на лестнице». Это всего лишь теория, я просто наугад тыкаю пальцем в небо, но на то есть причины. Я не могу представить, в каком настроении нужно находиться, чтобы писать так нудно, скучно и не увлекательно. Главным героем своей истории он делает персонажа до боли посредственного, эмоционально ограниченного, зацикленного и антипатичного. Сама же история, довольно любопытно описанная в кратком описании, на деле оказывается этакой жалкой и бездарно поставленной театральной постановкой, где диалоги режут слух, а «актерская игра» вызывает страстное желание воскликнуть знаменитую фразу Станиславского. Чтобы не перегружать ваш мозг лишней информаций я даже не потружусь пересказать своими словами сюжет, лишь скажу, что он заставил меня ощутить жуткую ненависть к самому процессу чтения.

Мне нередко попадаются книги, которые не могут заставить меня как читателя проникнуться историей, но чтобы я возненавидела роман и его автора с первых строк, нужно сильно постараться. Бернхарду Шлинку эта доблестная задача далась без особого труда. Тягучее и нудно-серое повествование от лица скучнейшего из героев, щедро перемежается такими же крайне неинтересными флешбеками. Половину книги герой посвящает воспоминаниям из своего мало интересного прошлого, во второй половине мы сталкиваемся с его прошлым лицом к лицу и вынуждены выть от тоски, читая пафосно-бессмысленные диалоги  и наблюдать за этой литературной фантасмагорией. «Женщина на лестнице» напрочь лишена ровности повествования, как и способности зацепить читателя, эта книга настолько специфична, что заинтересоваться ею смогут очень и очень немногие и эти немногие должны пребывать во время чтения книги в особом состоянии духа.

Мы же с данной литературной особой характерами не сошлись, успели друг другу надоесть до чертиков и выяснить для себя, что дальнейшее наше общение лишено смысла и потому должно быть прекращено, раз и навсегда.

И никогда больше вы, Бернхард Шлинк, ко мне не подходите!

Хочу поблагодарить компанию «Меломан» за предоставленное произведение. Эту и многие другие книги вы можете приобрести в интернет-магазине компании, а также в магазинах торговой сети «Меломан» по всему Казахстану.

12
767
2