"РЕЗИНОЧКИ"
Популярность игры пришлась на конец 80-х - начало 90-х годов двадцатого века. Для нее требовалось самая малость: бельевая резинка и три человеко-девочки. Кстати, иногда хватало и двух играющих, благо смекалки было хоть отбавляй: резинку натягивали на столб или стул. Больше всего мы прыгали в школе. Особенно ждали большой перемены, потому как желающих было уйма, а времени на обычных хватало лишь на один заход. Помню, как дрожал деревянный пол от натиска, а подол школьного платья задирался до самых ушей. Упражнения выполнялись на разных уровнях, в строгом порядке: сначала резинка располагалась на уровне щиколоток держащих, затем на уровне коленей, после - на уровне бедер, а затем на уровне пояса. Верхом мастерства считалось одолеть резинку, натянутую на уровне груди.
"ЧИЧИ-ВИЧИ-СТОП!"
Понятия не имею, откуда взялось это мудреное название, но смысл заключался в следующем: ведущий загадывал какое-либо слово, называя лишь его первую букву, остальные должны были угадать. Когда слово отгадывалось, ведущий начинал убегать. Отгадавший кричал ему в след: "Чичи-вичи стоп, точка!". В этот момент ведущий должен был остановиться. Далее необходимо было "на глаз" определить расстояние и количество шагов до бегуна. Они условно подразделялись на: обычные, гигантские, лилипутские, "зонтики" и т.д. в зависимости от масштабов фантазии игроков. В конце концов, выполняя шаги, нужно было рукой дотронуться до ведущего. Если шагов хватало - ты становился ведущим, если нет - ведущий оставался прежним и все начиналось по новой.
"КАНДАЛЫ"
Групповая игра: необходимо было минимум десять человек, лучше - больше. Особого ума не требовалось, разве что урвать в свою команду пару-тройку крепышей. Играющие делились на две команды и вставали друг на против друга, держась за руки, на произвольном расстоянии (обычно 10-15 метров). Далее шел не хитрый диалог:
- Кандалы! - Скованы! - Раскуйте нас! - Кем из нас?
Игроки из первой команды называли имя одного из игроков второй. Тот с разбега должен разбить сцепленные руки игроков. Если ему удавалось это сделать, он уводил одного из участников в свою команду. Если нет - оставался в команде противника. Игра велась на выбывание до последнего игрока. Большую роль, по крайней мере у нас, играла симпатия: все хотели забрать в свою команду нравившегося мальчика или девочку.
"МАРКИ и ФАНТИКИ"
В 1980-90 г.г., если кто помнит, существовала мода на коллекционирование разнообразных вкладышей от импортных жвачек и почтовых марок. Подобная "роскошь" была у единиц - счастливчиков. Тогда и появилась игра без определенного названия, смысл которой состоял в следующем: на горизонтальную плоскость ложилось два фантика (вкладыша, марки) по одному от каждого участника, сверху по ним били ладонью, какие фантики перевернулись картинкой вверх, те ударивший забирает себе. Подобная игра существовала и с пробками от стеклянных бутылок, расплющенных до состояния листа. О, это был такой азарт! Получить желанную марку или вкладыш, который тебе больше взять было не откуда, кроме как выиграть. Все это бережно хранилось либо в кейсе для марок, либо в специальной самодельной шкатулочке.
"ВЫШИБАЛЫ"
Думаю, "вышибалы" - одна из самых известный игр того времени. Суть: два игрока-вышибалы - встают с противоположных сторон условной площадки. Остальные игроки встают в центр. Задача вышибал: мячом попасть в любого из центральных игроков, задача игроков – увернуться от него. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч. Условие: мяч не должен коснуться земли. Когда в центре остается только один участник, он должен увернуться от летящего мяча столько раз, сколько ему лет. При выполнении данного условия, все выбывшие возвращаются на свои места. Бывало прилетит тебе мяч в солнечное сплетение, так, что не смотря на дневное время суток, увидишь большую и малую медведицу разом. Представляете, какими "чистыми" мы возвращались домой на "радость" маме?
"КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ"
Самая масштабная, на мой взгляд, игра. Она охватывала территорию от близлежащих кустов до целых кварталов. Играющие делятся на команды: "казаков" и "разбойников". Разбойники загадывали секретное слово, а затем разбегаются, помечая мелом на асфальте (стенах домов, деревьях и т.д.) направление своего движения, стараясь запутать казаков. Задача казаков - найти по стрелкам разбойников и узнать секретное слово. Игра, порой, занимала несколько часов и превращалась в настоящие стратегические действия.
"НОЖИЧКИ"
Некоторые считают игру - чисто мальчуковой, но девчонки играли в нее тоже. На земле рисовался круг произвольного размера, который делился на части по числу играющих. Далее, по очереди, игроки кидали нож, стараясь попасть на очерченную территорию противника и, таким образом, отвоевать у него как можно больше земли. Не менее важным условием игры было остаться не застуканными за этим занятием родителями. Потому как, знает каждая зверушка: ножи, как и спички, детям - не игрушка! Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «морской бой» и т.д. с незначительными различиями в правилах.
"ГЛУХОЙ ТЕЛЕФОН"
В "глухой телефон" тем интереснее было играть, чем больше имелось игроков. Ведущий шепчет на ухо сидящему рядом человеку любое слово. Второй так же шепотом передает слово третьему, и так - до конца цепочки. Последний игрок встает и вслух говорит то, что расслышал. Могло случиться так, что загаданное изначально слово "коробка", в итоге превращалось в "селедку". Все старались назвать соседу слово очень быстро и тихо, ведь чем хуже расслышит игрок, тем веселей получался результат. Как мало для счастья нам было нужно.
"КОЛЕЧКО"
"Колечко" - этакая игра для лентяев, когда ты уже устал от подвижных, типа "Кандалов" и "Вышибал". Смысл: водящий зажимает колечко или другой мелкий предмет между ладонями, все игроки подставляют ему свои руки "лодочкой". Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались - кому именно. После этого произносится фраза "Колечко-колечко, выйди на крылечко!". Тот, кому колечко досталось, должен выбежать на место водящего, остальные же должны попытаться его удержать. Если получившему колечко это удается, то в следующем кону водит он.
"МОРСКАЯ ФИГУРА"
"Морская фигура" была особенно распространена в пионерских лагерях. Настоящий совковый флешмоб, обычно на свежем воздухе, количество желающих не ограничено. В то время пока участвующие хаотично двигаются, ведущий повторяет: "Море волнуется - раз! Море волнуется -два! Море волнуется - три! Морская фигура - замри!". На слове "...замри!", - все замирают в том положении, в каком их застало слово. Ведущий обходит всех, следя, чтоб никто не зашевелился. Игра на выбывание зашевелившихся, последний оставшийся игрок становится новым ведущим.
Игр было множество, сегодня большая часть из них благополучно забыта. Кто знает, с каким трепетом через тридцать лет, нынешние дети будут вспоминать свои айпады и электронные игры? Возможно, считая, как мы сейчас, что ничего трогательнее на свете просто не существует...
Что бы там не говорили, а у нас было самое лучше ДЕТСТВО :)
А в какие игры играли Вы?
Другие мои ностальгические посты: