Из реконструированной схемы полета видно, что ракета-носитель поднялась до высоты около 160 км, но ее скорости еще не хватало чтобы остаться на орбите. Изображенные на схеме зеленым цветом траектория - это последовательно отделившиеся в ходе полета первая ступень, затем створки головного обтекателя и вторая ступень.
Между тем, около месяца назад с Байконура вернули на завод-изготовитель для доработки другой "Протон", который должен был запускать спутник "Экспресс-АМ8". Тогда, как сообщалось, в трубопроводах баков двух ступеней нашли металлическую стружку.
Предположительно обломки Протона могут выпасть приблизительно в этом районе Забайкалья.
Теперь необходимо указать на некоторые совпадения. Ровно год назад, 16 мая 2014 года запуск спутника связи "Экспресс-АМ4Р" с помощью ракеты-носителя "Протон-М" завершился неудачей. Тогда Роскосмос тоже утверждал, что обломки ракеты и спутника сгорят в атмосфере. Однако их впоследствии обнаружили на территории Китая.
Фото французского спутника упавшего при аварии ракеты Протон-М в мае 2014 года в Китае с сайта chinadaily.com.cn
И если припомнить недавнюю аварию ракеты-носителя "Союз-2.1а" при запуске "Прогресса М-27М", то неудачный старт "Протона-М" совпавший по дате с прошлогодним, случайностью уже не назовешь. И хотя который год "Протон" демонстрирует стабильность успешных коммерческих запусков, а гибли, в абсолютном большинстве, российские космические аппараты ГЛОНАССы и "Экспрессы", то это говорит не просто о саботаже, а о целеноправленной диверсии. Такую версию озвучил в Госдуме депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев. В интервью РСН он предложил даже подключить к расследованию российские спецслужбы. Странно, что подобные версии не озвучиваются на западе, когда происходят внезапные авиакатастрофы, скажем с падением на территорию американской фабрики "Coca-Cola" военно-транспортного самолета A-400M французского авиаконцерна Airbus, заказанного для ВВС Турции и вылетевшего с аэропорта в испанской Севильи. Или к примеру, когда пассажирский лайнер Airbus A320-200 немецкой авиакомпании лоукостера Germanwings, терпит авиакатастрофу во французских Альпах.
Конечно, можно усматривать, что все дело в более высоком контроле качества на сборке ракет для иностранных пусков и в том, что за них платят в долларах. Но этот запуск показал, что даже эта "традиция" теперь не соблюдается, а это значит, что в этих авариях нужно уже искать политические причины, а не производственные.
И несмотря на принятые организационные и административные меры, в том числе создание собственной спецслужбы, они вряд ли помогут производителям "Протона", - в 2014 году на них не было ни одного коммерческого заказа. С одной стороны, сыграли свою роль экономические санкции в отношении России, с другой стороны, - появление новых конкурентов в лице Франции и США. В конечном итоге это может серьезно сказаться на объемах производства ракеты-носителя "Протон", удорожанию себестоимости производства, а значит приведет к сокращению штата и дальнейшему повышению бюджетных ассигнований на поддержку космической отрасли.
На сегодняшний день ракета-носитель "Протон" пока остается одной из самых надежных и недорогих в ценовом плане ракет в своем классе, но вряд ли кто рискнет сыграть с ней в ближайшее время в "русскую рулетку". Российская альтернатива "Протону" - тяжелая "Ангара А5" с запуском на космодроме "Восточный" требует времени для отладки всей космодромной инфраструктуры, вплоть до решения обеспечения квалифицированными кадрами. Что говорить, если даже в руководстве авиастроительного ОАО "Компания "Сухой" рассматривается возможность переноса производственных мощностей из Комсомольска-на-Амуре в Китай ввиду отсутствия трудовых ресурсов нужной квалификации. Ракета-носитель "Ангара" технологически слишком "сырая" и пока не конкурентноспособна для участия на мировом рынке, а ее ожидаемый второй полет состоится только в 2016 году.
С сожалением, приходится константировать, что через несколько лет будут отработаны полеты частных ракет, того же "Falcon", со своими взлетами и посадками на космодромы в океане, и былая космическая держава с ее грузовиками, обеспечивающими выводы на орбиту чужих коммерческих спутников и доставку на МКС чужого оборудования вполне может оказаться на обочине мировых космических технологий.
И вряд ли здесь поможет наклеивание на ракеты символики с Великой Отечественной войной и георгиевских лент. Не помогут ни марши "нашистов", ни пробеги мотоциклистов, а скорее даже наоборот...
UPD1: По настоятельному требованию читателей блога размещаю инфографику аварийности различных типов ракет-носителей.
Основные ракеты-носители и их аварийность. Инфографика top.rbc.ru