День Победы - важный день для нашей семьи: все участвовали, если не в боевых действиях, то в тылу. Так было в каждой семье СССР, так мне рассказывала бабушка, для которой война, в отличие от нас, была не просто темой из учебника по истории, это была глава из ее жизни.
Сегодня утром я ехала в Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев, ехала под влиянием только вчера прочитанного поста Ильяса Аутова "Прикуривая от вечного огня". Троллейбус был полон бабушками, гвоздиками, "да скоро я, скоро, на Коммунистическом я уже". Парк, полный детьми, людьми в форме, медалями, военными песнями, вечная пробка на Гоголя.
Потому что наши люди помнят, потому что слишком громкое эхо было у этой войны. Я сегодня была рада тому, что несмотря на дождь, к Вечному огню невозможно было протиснуться сквозь толпу людей.
Не хочу говорить о том, что когда-то забудут, кто-то не ценит, все зависит от нас. Выходит ведь так, что наша победа и наши деды никому кроме нас не нужны. Так что расскажите своим детям, празднуйте, смотрите кино, читайте, пойте те песни и не поддавайтесь на провокации вроде журналов о Гитлере и "да что там сделал этот Сталин?"
Когда-то давно я очень прониклась стихотворением с памятника "Рубежный камень":
Вы, живые, знайте, что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли.
Мы стояли насмерть у темной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы.
Как люди боролись за идею, наверное, тяжело понять, мы живем не в том государстве, но сегодня я бы очень хотела поделиться маленькой подборкой записей из архива, которые каким-то чудом оказались у меня.
Из архива "Молодой гвардии":
Но и Виктор прекрасно понимал коварный замысел гитлеровцев и героически сражался с врагом до последнего дыхания. Как заметил Михаил Иосифович в беседе с автором, он и его товарищи по борьбе своими жизнями и возможностью дальнейшей подпольной деятельности во вражеском тылу во многом обязаны мужеству и стойкости Виктора. Убедившись в невозможности склонить юношу к предательству, палачи применили все наиболее "эффективные" номера пыток, в том числе металлический "козел", подогреваемый до соответствующей температуры, выкололи юноше глаза, выкрутили руки и казнили вместе с другими узниками.
(Из книги А.Ф. Гордеева "Подвиг во имя жизни"): Истерзанный, но не сломленный пытками, он не дал палачам никаких показаний. Как и других молодогвардейцев, его казнили 15 января, сбросив в шурф шахты № 5. "...В числе последних подняли Виктора Третьякевича. Его отец, Иосиф Кузьмич, в тоненьком залатанном пальтишко изо дня в день стоял, ухватившись за столб, не отводил взгляд от шурфа. А когда распознали его сына, - без лица, с черно-синей спиной, с раздробленными руками, - он, будто подкошенный, повалился на землю. На теле Виктора не нашли следов от пуль - значит, сбросили его живым..." Из книги Минаева Владимира Петровича. Похоронен Виктор Третьякевич в братской могиле героев "Молодой гвардии" в городе Краснодоне. С достоинством держала себя Ульяна Громова на допросах, отказавшись давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков. |
Из книги, подготовленной партией "Нур Отан":
Оставшись у орудия один, раненный в ноги, Кукин продолжал вести огонь, уничтожив самоходную артиллерийскую установку. Когда орудие было разбито, Кукин продолжал отстреливаться из личного оружия, а последним патроном застрелился, не желая попадать в плен.
От всей группы остался один Жанибек. Но он не дрогнул и продолжал стойко удерживать небольшой плацдарм, захваченный у противника. Глубокой ночью атаки фашистов прекращались, тогда Елеусов набивал опорожненные диски и ленты патронами, расставлял в разных местах пять пулеметов с таким расчетом, чтобы враг не мог заметить его перебежек от одного к другому. С рассветом, когда гитлеровцы вновь шли в атаку на позиции, занимаемые советским воином, Жанибек метко разил врага, создавая видимость, что плацдарм удерживает целое подразделение. Четверо суток без пищи и отдыха! Четверо суток он один дрался на правом берегу Днепра! Пулеметным огнем и гранатами отбивал Жанибек атаки противника и вышел победителем в этом неравном бою. Подоспевшие на помощь солдаты во главе с командиром роты нашли Елеусова лежавшим у станкового пулемета, опухшими руками державшимся за его рукоятки.
Аликбай Косаев бросился со связкой гранат под фашистский танк, взорвал его и сам погиб
Лейтенант Карелин ползком подобрался к дзоту, и руками отвёл ствол пулемёта в сторону, а телом закрыл амбразуру
|