kk
9

Назад в прошлое: «Святые из Бундока/The Boondock Saints» (1999)

Осуществив экскурсию по фильмам 2000-х годов, проект Popcorn двигается дальше в прошлое, и в этом месяце мы будем радовать наших читателей статьями о фильмах 90-х.

Девяностые - время удивительное, эта эпоха подарила миру пару десятков великих фильмов, которые навсегда вписаны в историю кинематографа (от "Титаника" до "Матрицы", от "Дня сурка" до "Леона"), и культовых лент, чьи поклонники любят их до сих пор. В это время реализовал свой гений Квентин Тарантино, свои лучшие ленты сняли Дэвид Финчер и Люк Бессон, а фантазии других режиссёров не было пределов.

Сегодня, однако, хочется вспомнить о более скромном проекте, чей бюджет составил небольшие по меркам Голливуда 6 миллионов долларов, фильм, который был в штыки встречен кинокритиками, что не помешало ему стать культовым и обрасти армией преданных фанатов. Эта картина называется "Святые из Бундока" (The Boondock Saints) и вышла она аккурат перед очередным миллениумом в 1999 году.

Ирландские братья Коннор (Шон Патрик Флэнери) и Мёрфи (Норман Ридус) МакМанус трудятся на мясокомбинате и ходят в церковь, иногда заглядывают в бар на пиво к своим друзьям. Их жизнь кардинальным образом меняется, когда они лицом к лицу сталкиваются с русскими мафиози, после чего на них сходит божественная благодать и новое призвание - очищать город от убийц и насильников, мафиози и прочих плохих парней.

Помогает парням в этом нелёгком деле их друг-итальянец Рокко (Дэвид Делла Рокко), который прекрасно знаком со многими преступными единицами, включая боссов местной мафии, на которую он и сам работал до одного инцидента.

Убийства членов крупных преступных организаций не могут остаться без вмешательства со стороны правительства. На расследование вызван эксцентричный агент ФБР Пол Смекер (Уиллем Дефо), отличающийся высоким интеллектом и нестандартными методами мышления.

Одурманенные своей идеалогией, мстители, не обладающие какими-то сверхспособностями, и порой убивающие в стиле любимых фильмов, делят местных жителей на своих почитателей и яростных противников, делая тоже самое и со зрителем. Правильно ли поступают братья МакМанус или же пусть законы решают судьбу безжалостных злодеев? Эти же самые противоречия гложат и агенте Смекера, который умом понимает, что "святые", как их окрестила пресса, преступники, но сердцем он согласен, что система правосудия далеко небезгрешна.

У фильма довольно своеобразная подача сюжета, здесь чаще всего демонстрируются последствия очередной "вылазки" братьев и анализ со стороны ФБР, после чего следуют флэшбеки с реальностью произошедшего. Пусть это не новый приём, и Тарантино уже прекрасно воспользовался таким методом сервировки материала, здесь он очень органичен и на нём построено большое количество забавных эпизодов, вроде тех, когда логичная догадка Смекера оказывается полным промахом в сравнении с действительностью. Юмора в ленте не то, чтобы уж много, но каждая шутка, каждый неуклюжий момент находится в нужном месте и позволяет легче воспринимать происходящий на экране абсурд.

С технической точки зрения фильм очень крепко сложен, перестрелки зрелищные и предельно изобретательные, музыкальное сопровождение уместное и задаёт нужный тон повествования. Тем не менее, всё это отходит на второй план по сравнению с харизмой исполнителей главных ролей. Здесь в первую очередь стоит выделить Уиллема Дефо с его искрящимся обаянием, которое он не теряет, даже оказавшись в женских одеяниях с тонной косметики на лице. "Святые" в исполнении Шона Патрика Флэнери и Нормана Ридуса суровы и целеустремлённы, слепо веря в собственную правоту, но иногда задаваясь вопросом "как далеко мы зайдём?". Безумный весельчак Рокко с яркими приступами истерики получился в нужной степени задорным благодаря вдохновенной игре Дэвида Делла Рокко.

И закончить хотелось бы цитатой из молитвы "святых", которую они произносили перед убийством очередного преступника:

Твоими пастырями будем мы, во имя твоё, Господи. Сила снизошла из твоих рук, наши ноги твоё слово быстро унесут. И прямо к тебе пусть потечёт река, и наполним мы душами её. Да будет так, во имя Отца, Сына и Святого Духа.

P.S. смотреть либо в оригинале либо в переводе Гоблина, ибо в фильме 246 раз присутствует слово fuck, так что сами понимаете, что там за "официальный" перевод.