"Грандиозные размеры китайских кораблей, не говоря уже об общей численности китайского флота, лучше всего представить себе, сравнив их с другими судами, бороздящими в то время моря. ... Каждая «плавучая сокровищница» могла принять на борт 2000 тонн груза и добраться до Малакки за 5 недель, а до Ормуза в Персидском заливе — за 12. Эти корабли были способны пересечь любой океан и могли годами непрерывно находиться в походе..."
Из книги Гевина Мензиса "1421 - год, когда Китай открыл мир"
Как сообщило на днях российское информационное агенство РИА Новости ВМС Казахстана и Азербайджана в 2015 году проведут трёхсторонние совместные международные учения военно-морских сил прикаспийских государств с Каспийской флотилией РФ. Подобные учения состоятся впервые и будут проведены в июне-июле 2015 года в средней части Каспийского моря. Как информирует издание ВМФ России будет представлен на учении отрядом из новых кораблей Каспийской флотилии в составе малого артиллерийского и двух малых ракетных кораблей "Махачкала", "Град Свияжск" и "Углич". Предполагается, что в ходе совместных действий отряды кораблей ВМС трех стран отработают задачи по защите морских коммуникаций и районов морской экономической деятельности, в том числе элементы совместного плавания и маневрирования, одиночных и совместных боевых упражнений с артиллерийской стрельбой по морским, воздушным и береговым целям. Кроме того, экипажи кораблей проведут учения по поисково-спасательному обеспечению с проведением учения по борьбе за живучесть и оказанием помощи терпящему бедствие морскому судну.
И если с целью учений по защите морских коммуникаций и спасательным операциям участие военно-морских сил Казахстана все более или менее понятно, то о какой морской экономической деятельности, требующей столь серьезной подготовки идет речь?
Как я уже писал в статье "Нефтегазовый узел Каспия", после обретения независимости Азербайджан, Казахстан и Туркменистан в разной степени полагались на США в создании современного конкурентоспособного флота, материального оснащения и обучения моряков Туркменистана, Азербайджана и Казахстана, которые пока вряд ли способны даже приблизиться по силе и выучке их флота к ВМС России или Ирана, дислоцированным на Каспии. К казахстанскому морскому порту Актау явный интерес проявлял Пентагон, но уже как транспортно-логистическому центру для вывода войск, снаряжения и оружия из Афганистана. Тогда им было вложено в программу “Каспийский страж” (Caspian Guard) $130 млн. Кроме этого, Вашингтон предложил создать подразделения “Каспийской стражи” для охраны нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и углеводородных ресурсов Каспийского моря. Благодаря программе “Каспийский страж”, США планировали улучшить патрулирование на Каспийском море, обеспечить сохранность границ в регионе, остановить перемещения террористов, оружия и наркотиков и стабилизировать регион в целом.
Корвет проекта "Говинд-200" франузско-южнокорейской компании STX
Две крупнейшие прикаспийские державы,-Россия и Иран уже давно стараются не допустить открытия военных баз на Каспии нерегиональными государствами – имея ввиду как раз Соединенные Штаты. Азербайджан, судя по всему, особенно активно сопротивлялся этой идее. Но, похоже, России и Ирану удалось преодолеть сопротивление Баку и на встрече глав пяти прикаспийских стран собравшихся в конце сентября прошлого года в российской Астрахани, договорились "не допускать" военного присутствия на Каспии нерегиональных держав.
Осталось не совсем понятным, что конкретно подразумевалось под "присутствием вооруженных сил"? У США никогда не было военных кораблей на Каспии, и даже теоретически они не могли попасть туда без согласия России, контролирующей единственный водный коридор к морю – реку Волга. Означает ли это, что азербайджанскому ВМФ придется свернуть сотрудничество с военными советниками США? Под угрозой срыва может оказаться и покупка странами региона турецких и израильских военных кораблей. Забегая вперед, нужно упомянуть и о планах строительства кораблей для Казахстана и Азербайджана Китаем (и, возможно, уже строит их для Ирана). Получается теперь эти планы так и останутся только бумаге? Как и те, что вынашивали военно-морские чиновники Казахстана четыре года назад по покупке трех корветов проекта "Говинд-200" у франузско-южнокорейской компанией STX.Главной особенностью этого семейства судов является то, что они делаются с использованием стелс-технологии.
Напомню, что резкий рост морской экономической деятельности предполагается и в рамках проекта Silk Wind разработанного Казахстаном в рамках другого проекта TRACECA (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия). По схеме, предложенной Казахстаном, предполагается, что грузовые контейнеры из Китая по железной дороге будут доставляться в казахстанский порт Актау на Каспийском море. Затем их грузовыми морскими паромами доставят до Баку, а далее вновь по железной дороге в порты Грузии, откуда также контейнеровозами груз будет доставлен в порты Турции. Далее через первый железнодорожный туннель под проливом Босфор – "Мармара" в страны Южной Европы. А через порты Украины Silk Wind объединяется с литовско-украинским транспортным коридором Viking .Ввод в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс планируется в 2015 году. Вот с обеспечением безопасности морского участка этого проекта и связаны как считается, планы военно-морского ведомства Казахстана.
Как же обстоят тут дела? Казахстан активно строит военно-морскую базу в Актау. Небольшие группы казахских курсантов прошли обучение в Соединенных Штатах, Турции, России, Германии, Индии и Пакистане. До 2004 года у Астаны были лишь пограничные катера и один сторожевой корабль. Позднее у Украины было приобретено несколько катеров типа "Гриф" и 4 патрульных катера типа "Калкан". В 2006 году Южная Корея передала Казахстану 3 артиллерийских катера типа "Sea Delphin". В 2010 году США передали Казахстану четыре десантных катера на безвозмездной основе по программе пятилетнего плана сотрудничества между министерствами обороны РК и Соединенных Штатов. Часть катеров малого водоизмещения на сегодняшний ввиду технического состояния уже списаны. Достигнуто соглашение о подготовке на базе разведывательно-диверсионного центра ВМС Азербайджана личного состава морского спецназа Казахстана. Как ранее информировали СМИ, 25 апреля 2012 года катер "Казахстан" был спущен на воду, первый из двух заказанных в Уральске ракетных катера проекта 250 (шифр "Барс-МО"), заложенных на заводе "Зенит" в 2010 году.
Между тем казахстанский завод "Зенит" 7 мая спустил на воду третий ракетно-артиллерийский катер этого типа, получивший название "Сарыарка" (бортовой номер 252). Водоизмещение "Сарыарки" невелико и составляет всего 240 т, длина - 42,2 м, ширина - 7,8 м, осадка - 2,5 м. Оснащен двумя двигателями 16V400 производства германской компании MTU, сопряженных с коробкой передач 7550А производства германской компании ZF. Максимальная скорость - 30 узлов. На катере установлена боевая информационно-управляющей система (БИУС) украинского производства, в состав которой входит система управления "Каскад-250". Предполагается дальнейшее производство дополнительных катеров этого типа.
Особый интерес в этом плане вызывает информация издания vpk.name, со ссылкой британский журнал «Джейнс дифенз уикли», о том, что за последние два месяца официальные лица МО Казахстана провели переговоры с семью зарубежными компаниями по выбору подрядчика для строительства новых корветов. Информация по количеству закупаемых корветов и техническим харктеристикам не разглашается. Известно лишь, что компании предлагают различные проекты водоизмещением от 500 до 1700 т с широким спектром вооружений, как с посадочными площадками для вертолетов, так и без них.
Наиболее интригующим событием в рамках Международной выставки вооружения и военно-технического имущества KADEX-2014, стало подписание АО НК "Казахстан инжиниринг" 24 мая долгосрочного меморандума о сотрудничестве с китайской "Poly Technologies", однако остается неизвестным, что предусматривает данный документ. Известно только, Poly Technologies предложило более крупный корабль – корвет "Тип-056", оборудованный посадочной площадкой для вертолетов и вооруженный китайскими же противокорабельными ракетами C-705.
Корабли нового поколения Type 056 являются собственной разработкой Китая и строго говоря не относится к классу корветов, а к легким фрегатам,и как ожидается, будут развернуты китайским военно-морским ведомством в первую очередь для эскортных миссий и противолодочных операций.
Начиная с 2012 года корветы Тип 056 построенные по технологии "стелс", начали входить в состав ВМС Китая для замены патрульных кораблей Тип 037. К тому же, это первые военные суда, построенные по модульному принципу, чьи низкий корпус и надстройка имеют невысокую радиолокационную заметность. Тип 056 может использоваться в качестве патрульного корабля или многоцелевого фрегата.
По состоянию на настоящее время, в КНР развернуто строительство первой партии состоящей из 20 кораблей (16 уже спущены на воду), в общей сложности планируется построить 50 единиц корветов проекта 056. На Hudong Shipyard в высокой степени готовности находится строительство второго корабля данного типа, и на очереди еще нескольких корпусов. Кроме того, создание корвета данного проекта параллельно ведется на входящем в состав CSSC предприятии Guangzhou Huangpu Shipbuiding Сompany портовом городе Гуанчжоу.
Презентация проводимая компанией Poly Technologies была публичной и командующий военно-морским флотом Казахстана, контр-адмирал Жандарбек Жанзаков задавал вопросы прямо из первого ряда аудитории, большую часть которой составляли представители других конкурирующих компаний. Заданные им вопросы относились к количеству кораблей планируемых к сдаче в эксплуатацию (50), диапазона ракет (около 35 км), и сроку эксплуатации последних (около десяти лет, после чего их, возможно, придется заменить). В конце он поблагодарил представителей компании и пообещал обсудить эти вопросы с представителями китайского посольства.
В связи с этим стоит отметить, что верфи в Hudong Shipyard и Guangzhou Huangpu Shipbuiding Сompany являются сложнейшими инженерно-техническими сооружениями и производство современных кораблей каким является тип 056 вряд ли технически осуществимо, даже при условии передачи всей проектно-технической документации на строящуюся с нуля новую верфь на Каспии. С другой стороны доставка готовых кораблей столь большого водоизмещения в Каспийское море по вышеизложенным причинам также невозможна. Тем более столь значительная огневая мощь многоцелевых фрегатов вряд ли необходима для защиты нескольких нефтяных платформ и не очень большого количества танкеров и контейнеровозов на относительно коротком отрезке каспийского морского пути.
Другое дело океанический морской путь, там их использование вполне оправданно. Но, ведь Казахстан не имеет выхода к открытым морям и собственного флота полноценного морского класса?
Как писал влиятельный британский экономист Пол Кольер в своей книге "Нижний миллиард" в странах с отсутствием выхода к морю проживает 40% от всего "нижнего миллиарда" - беднейшей группы человечества, называемой так в противоположность "золотому миллиарду",обрекая их на прозябание. Казахстан доказал своим примером, что отсутствие прямого выхода к морю - не приговор.
Напомню, главы государств Китая и Казахстана в режиме телемоста 20 мая 2014 года дали старт открытию первой очереди казахстанско-китайского логистического терминала. По информации из китайских источников, морской порт Ляньюньган является одним из 25 крупнейших портов мира с развитой транспортной инфраструктурой. Грузовая зона казахстанско-китайского терминала составляет 21,6 гектаров и обеспечит возможность переработки и перевалки казахстанских транзитных грузов в страны Юго-Восточной Азии, Австралии и Канады, а также грузов в обратном направлении.
Заключенное во время визита премьера Госсовета КНР Ли Коэцяна 15 декабря 2014 года рамочное соглашение между АО "KTZ-Express" и ООО "ГК Порт Ляньюньган" предусматривает развитие международных перевозок через новый евроазиатский континентальный транспортный коридор с непосредственным участием морского порта Ляньюнган и создание благоприятных условий для транзита. В плане перспективы это означает и создание в будущем собственного грузового морского флота - танкеров, сухогрузов и контейнеровозов. И понятно, что возникнет необходимость обеспечения безопасности морских коридоров для которых и понадобится собственный военно-морской флот, но уже с совершенно другими целями и задачами как раз в рамках заявляемых сегодня технических характеристик многоцелевых легких фрегатов. А это уже совершенно другая перспектива, не так ли?
UPD: В рамках подписанного меморандума о сотрудничестве в военно-технической сфере, во время Дней культуры Татарстана в Астане в сентябре прошлого года, между управлением главнокомандующего ВМС ВС РК и зеленодольским предприятием, Казахстан направил в ноябре в федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) заявку на проектирование и строительство трех малых ракетных кораблей (МРК) близких по характеристикам к проекту 21362 "Торнадо".По предварительным наметкам, два "Торнадо" заложат в Зеленодольске, и один — в Казахстане, на строящейся судостроительной верфи Каспия. Но, как предполагается, все поставки будут идти через зеленодольский завод.
Кроме зеленодольского завода, изучаются и другие кандидаты на строительство "Торнадо", такие как петербургские "Алмаз"и"Северная верфь", Владивостокский судоремонтный завод, калининградский "Янтарь".
Проект 21362 "Торнадо" — экспортный вариант малого артиллерийского корабля (МАК) "Буян" (предшественник и своего рода прототип "Буяна-М"). Водоизмещение — 590 т, длина — 61,4 м, максимальная скорость — 26 узлов, экипаж — 36 человек.Казахстан интересует вариант этого проекта с ракетным комплексом "Уран-Э". Интересен и экспортный вариант патрульного корабля (ПК) проекта 22160, представленный Северным проектным бюро на военно-морской выставке Euronaval-2014 в Париже 27 по 31 октября прошлого года. Среди 352 компании из 28 стран участвовали 20 российских компании.