Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома…
Любите ли Вы путешествовать ТАК, как это любим делать мы?
Слово «любим» в данном контексте не совсем уместно. Наш, пока еще, немногочисленный семейный табор четко придерживается кочевого образа жизни. Независимо от времени года, меня и наидрожайшую половинку тянет прочь из дома. Мы исколесили и истоптали сотни километров родных и не очень просторов. Излазали большую часть окрестностей и близлежащих городов. Пополнили фотоархив десятками гигабайтов красочных впечатлений и эмоций. Традиционно, второй год подряд, все выходные и праздничные дни становятся лишним поводом окунуться во что-то новое, умчаться из душного города в прохладу водопадов, зеленую дымку лета, прикоснуться к неизведанному.
На середину декабря у нас был запланирован трип в Шымкент, в гости к папе. Можно сказать выстраданный, так как планировался он долго, но никак не срастался по явкам и паролям. Забегая вперед, скажу, что буквально в день отъезда, на меня свалился нежданчик, в виде командировки на малую Родину, так что поездка должна была продлиться в общей сложности десять дней. И стать достойным завершением уходящего года.
Пролетев с билетами на поезд, мы были вынуждены начать свое путешествие на автобусе. С автобусами у нас отношения не складываются, в виду наших неприспособленностей к тамошним удобствам. Главным образом, потому как едешь, скрючившись в три погибели с нашими фотомодельным ростом и весом, откормленных к новому году, свинок. И, в пункте назначения, вываливаешься на землю этакими подобиями Квазимоды, с горбами в самых непотребных местах и старческим кряхтением. Но, больше всего, меня расстраивает отсутствие клозетов. Хотя, их наличие на бескрайних просторах степи, пугает еще сильнее. Общественный туалет в степи - это как Форд Бояр, никогда не знаешь наверняка, кто тебя ждет за покосившейся дверью и во что ты вляпаешься на этот раз. Касательно последнего выбор не особо велик, но каждый раз, трепещешь как впервые.
Еще даже не взгромоздившись на свои места, мои бесконечные ноги (это я себе льстю) стукались обо что только можно, периодически задевая даже то, что задеть было нельзя. Для пущей убедительности пару раз ударившись своей светлой головушкой о багажную полку, я заявила мужу, что это не добру. На что он согласно кивнул и предложил больше так не убиваться, поскольку имущество оно вроде как казенное и в стоимость билетов не включено. Ах, если бы обладать даром ясновидения и всегда садиться в нужный транспорт! Часа полтора я пыталась слиться воедино с тем пространством, которое было выделено под «комфортную» поездку длиной в 700 км. В такие моменты создается впечатление, что эти автобусы собираются в стране анорексичных лилипутов с короткими ногами.
Но человек привыкает ко всему, и к полуночи нас сморил сон, закончившийся очередным сюрпризом. Среди ночи мы начали задыхаться от, невесть откуда взявшегося в салоне, дыма. Автобус сломался. И доблестные водители, заблокировав двери, дабы не будить сладко посапывающих пассажиров, пошли его ремонтировать. Право, какая мелочь! Ну, дым, ну угар! Надо же, какие мы нежные! Одним больше, одним меньше! Спустя время, услышав вопли, нас соизволили высвободить, но, как грится, осадочек то остался.
Я всегда стараюсь обращать внимание на знаки. В этом случае для их нахождения даже не пришлось напрягаться, они сыпались под ноги штабелями. Не зная не одной молитвы, я обещала вселенной, что если она позволит добраться нам целыми до пункта назначения, то впредь наши туристические маршруты будут продумываться более тщательно, а защитная каска, наколенники и огнетушитель – навсегда поселятся в моей дамской сумочке. Но в тот день вселенная была на меня в обиде не знамо за что, как женщина в ПМС.
Около пяти часов утра наша колымага снова встала как вкопанная посреди бескрайних степей Казахстана. И это было бы смешно, если бы не стало раздражать. Водитель сказал, что дальше мы будем добираться, как нам будет угодно, так как автобус совсем-совсем не подлежит ремонтированию. «Порадовал» сонный люд, который к тому времени, по-моему, уже не соображал, где он находится и куда его, собственно говоря, вежливо, но настойчиво посылают. И вот, картина маслом: толпа народа с разномастными сумками и баулами, переваливаясь с ноги на ногу от предутренней декабрьской прохлады, пытается поймать хоть какую-нибудь попутку хоть до какого-нибудь населенного пункта, мы в их рядах. К тому моменту автобус проехал чуть больше половины пути. Никто останавливаться упорно не хотел, что вполне объяснимо. Ежели бы я ехала ночью по трассе и внезапно увидела толпу в пятьдесят человек, я бы только поддала газу, мало ли что это за нечисть. Интересно то, что оказавшись в такой ситуации, во мне не проснулась девица с драматическим уклоном и нервным тиком. Я послушной уточкой топала следом за мужем, ну и грелась заодно. Он же делал весьма напряженное лицо, в тревоге за ситуацию и чем-то смахивал на Брюса Уиллиса, когда тот пытался спасть землю от падения астероида. Таким образом, скоротав два с половиной часа, мы были посажены в развалюшистый микроавтобус, не побоявшийся забить в себя столько народу. Кама сутра – фигня! По сравнению с обилием поз, в которых мы ехали до ближайшего перевалочного пункта, чтобы продолжить свое путешествие. Им был знаменитый Тараз, он же Джамбул, который оказался вполне себе симпатичным городком.
К моему стыду, за те тридцать лет, что я прожила в родном городе, я не объездила столько, сколько за полтора года жизни в Алматы. И, надо признать, что каждый из, увиденных городов и мест имеет свою прелесть. Свою душевность, главное разглядеть ее. По моему глубокому убеждению, на свете не существует неинтересных вещей, есть лишь ваш не интерес к ним. Иной может воротить нос от Эйфелевой башни, другой будет сходить с ума, вдыхая «ароматы» бедной рыбацкой деревушки на краю земли.
В Шымкент мы добрались лишь к вечеру, жутко голодные и помятые, но довольные. Когда вы просите у вселенной много путешествий и приключений, будьте осторожны, она может воспринять это буквально! Я то, подразумевала под этим немного другое.
Вечером этого же дня были куплены билеты в обратную дорогу на ПОЕЗД! Ура! Правда, как нам сказала девушка-менеджер в железнодорожной кассе, на самый беспонтовый поезд (ее слова) в регионе, идущий до Алматы 17 с лишним часов. Зато купе! Зато ноги вытянуть можно! Зато туалеты почти человеческие! В общем, мы были довольны как слон, два слона.
Потом следовали горячие родственные объятия, посиделки за чашечкой пива. Ну и планирование дальнейшей поездки в один из древнейших городов Казахстана - Туркестан. Вы только представьте! Поселение на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы на север, появилось около 500 г. н. э. (окей, Google!) И, главной целью нашей поездки являлось посещение мавзолея Хаджи Ахмета Яссауи, строившийся на протяжении XII-XV веков.
г. Туркестан. Мавзолей Хаджи Ахмеда Яссауи
Сказано-сделано! От Шымкента до Туркестана порядка 145 км, сущие пустяки для бешеной собаки, и тем более для нас. Надо отметить, что дороги в южном Казахстане очень даже ах! В хорошем смысле этого слова. Ровные, новые, широкие, на которых скорость не ощущается. Подвела лишь погода, когда мы въехали в пункт назначения, начался холодной дождь, хотя, думаю, в середине декабре было бы просто удивительно попасть под теплый грибной. Но это мелочи после всех наших злоключений. Мавзолей был виден издалека. Толпы народа, подобно мурашам, сновали у его подножия. Размеры сооружения и правда, впечатляли. Расчехлив фотоаппарат, я преступила к одному из своих любимых занятий, периодически отставая от родственников и спотыкаясь о глинобитные сооружения. После посещения подобных мест, в очередной раз поражаешься величием человека. Монументальностью и размахом, с которым он желает запечатлеть себя в веках.
Два дня, отведенные на Шымкентский week end закончились, как обычно, незаметно. Пора было возвращаться домой, чтобы успеть собрать новую партию чемоданов в командировку, теперь уже к маме. Надо сказать, что оптимизм, касательно пути назад, был преждевременен. Наш поезд оказался самым медленным поездом в галактике. Он двигался со скоростью 20 километров в час, останавливался на каждом полустанке, пропускал все возможные и, похоже, даже несуществующие составы. А фразой «…голубой вагон бежит-качается…» я прониклась ночью, когда нескорый поезд так мотыляло из стороны в сторону, что казалось он вот-вот съедет с катушек, пардон, с рельсов и унесет в нас не менее голубые дали. Вообще, мне кажется, традиция целовать землю, возвратившись, домой, появилась больше от перенесенного страха, нежели от патриотизма. А ведь мне еще предстоял авиаперелет! Ну, все логично же! Автобус-поезд-самолет. К коим я отношусь с двойственным чувством: невероятного восхищения и панического страха. Смелым быть хорошо, но страшно.
В сторону Семипалатинска от нас летают небольшие самолеты авиакомпании «Scat», размером чуть больше советского АН-24. В день «Х», вяло пошутив мужу о том, что в случае чего, завещаю ему свой ноутбук, норковую шубу и коллекцию слоников, я ушлепала на регистрацию. Самолет и впрямь оказался маленьким, с игрушечным трапом и узкими сиденьями. Впрочем, возможно я не подошла по габаритам, когда решила, не снимая зимней куртки, впихнуть себя в кресло, а вдруг? Увидев мои ухищрения, сидящий рядом парень робко поинтересовался, неужели в полете будет настолько холодно, что верхнюю одежду имеет смысл не снимать? На что я уверенно ляпнула, что не знаю, что летала только летом и было жарко. Очень логичный ответ, вы не находите? И вот он – взлет! Непередаваемые ощущения! Когда от скорости живот прилипает к диафрагме, от перепада давления закладывает уши, а карамелька «Взлетная» готова перекрыть тебе доступ кислорода. Господи, теперь бы пережить час страха и посадку на родных просторах. Там меня ждали мамина фирменная селедка под шубой, коты и тридцать с хвостиком лет прошлой жизни. А, значит, стоило того! Табор уходит в небо…
На удивление, полет прошел отлично, без турбулентности и воздушных ям. Я даже слопала сандвич, который предлагался в качестве перекуса, есть не хотелось, но раз деньги уплачено, то - надо. В этом плане нам ответственности не занимать, а вдруг? Семипалатинск с высоты казался прежним. Как будто и не было этих месяцев расставания, как будто я никогда не покидала того пространства, в котором прошла большая часть моей сознательной жизни.
И сколько бы ни кичилась своим нынешним статусом «столичной штучки» и отсутствием ностальгии, я отдаю себе отчет, что без этого города не существовало бы меня нынешней. Его можно любить, терпеть, стесняться, ненавидеть или вовсе забыть. Жить там, где испытываешь душевный и физический комфорт, но твои корни навсегда останутся на своем первоначальном месте. Где были сделаны первые шаги на пути в большую жизнь. Иногда, очень интересно возвращаться, хотя бы для того, чтобы увидеть, как изменился ты сам.
Наш чудо-юдо-самолет радовал: посадка тоже оказалась мягкой и вовсе не страшной. И началось! Все блага цивилизации в одном флаконе! Дружным паровозиком пассажиры последовали на выход. Я знала, что до здания аэропорта нам придется топать пешком, такие уж традиции, сервис заключился в одной фразе встречающей тетеньки-распорядителя: «- Будьте осторожны! Гололед!», - так трогательно! Я намеренно прицепилась хвостом за объемным мужчиной, чтобы не ошибиться дверью, с моими то талантами. И вот, пройдя через какой-то лабиринт подсобных коридоров, наполовину заколоченный листами фанеры, мы вышли к встречающим. Не знаю как остальные, но я чувствовала себя Супер-Марио, который, победил чудовище и добрался до заточенной в темнице принцессы. Там меня ждал Андрюшка, с лицом, не выражающих эмоций. Брат у меня серьезный, загадочный, по нему очень трудно определить радуется он или грустит. Это вам не я, со своим улыбальником сорок пятого калибра. С другой стороны, если бы он набросился на меня, растирая слезы умиления по лицу, я бы точно дала деру назад, на летное поле. Дежурные обнимашки прошли на ура.
И вот я у мамы дома. Очень странные ощущения. Как перекрученная назад кинопленка. А был ли мальчик? Вроде и не уезжала никуда. Жила и живу себе в своей розовой комнате с тюльпанчиками на обоях. Уж простите мне аллегорический настрой. Чет накатило!
Официальная версия моего визита называлась командировкой, но в кругах посвященных доподлинно знали, что я, пользуясь наивностью коллег и служебным положением, устроила себе маленький внеочередной мини-отпуск. Посещение филиала компании и поездка на месторождение – не в счет. Не смотря, что крепостное право отменили еще в XIX веке, ее величество маменька, заставляли меня, наводить марафет к приходу гостей, бегать в магазин и чревоугодничать. А, учитывая, что в замужестве обленилась в край, благо муж у меня замечательный, это подобно подвигу. Хотя, чревоугодничать особо не сопротивлялась. Мама меня ждала, соответственно, готовила скромно, на десятерых. Но, черт возьми, все было так вкусно, что я начихала на диету и приближение пляжного сезона, который запланирован у нас на середину января. Как говорится, если девушка садится на диету и судорожно начинает качать пресс, значит у нее через два часа самолет на море. Это определенно про меня.
Когда я собралась домой в Алматы, меня снова провожал брат. Было холодно и местами грустно. В его забугорной машине нет привычного градусника. Бро не ищет легких путей и сурово переводит градусы по таблице с Фаренгейта. В тот день на нем натикало -110.
Лететь назад было уже не так страшно. Так и закончилось наши и мои скитания по бескрайним степям, дорогам и небу Казахстана с юга на восток и наоборот. Познавательные, веселые, где-то нелепые и корявые, но, наполненные до краев, событиями. Без этого жизнь неинтересна. Впереди еще много дорог, стран и мест, которые мы хотим увидеть. Ведь, только о двух вещах человек будет жалеть на смертном одре: что мало любил и мало путешествовал. Хочется верить, что в конце жизни, нам не придется жалеть ни о чем…
Желаю всем – круглогодичного солнца и удачных путешествий!