Фото с сайта www.forbes.kz
Так верь в просторы моря,
Так верь в глубины вод,
Так верь и в голос ветра,
Что ржанье вам несет.
И как отцы и деды
Верь в Белых Лошадей,
Несущих вам победы,
Властителя Коней!
Редьярд Киплинг. Белые лошади. перевод Андрея Забродина.
Принцесса Анна готовит мясной бунт, так или примерно так рассуждал видимо Дэвид Кэмерон – действующий премьер-министр Соединенного Королевства, просматривая за утренней чашкой чая очередной номер "Mirror", заставив подданых её Величества лопать конину, как эти несносные французишки. Да, венценосная особа, конечно же не понаслышке знает толк в афродизиаках, к каковым относится и конина. Впрочем, не исключен тайный гастрономический подтекст и в прошлогоднем визите самого Камерона в Казахстан. А вот экс-премьер Великобритании Тони Блэр так и вовсе не представляет себе смысла жизни без традиционной казахской национальной кухни.
Любовь англичан к лошадям и женщинам, воспетая Редъярдом Киплингом, – нашла отражение в особой национальной гордости - придать символам власти и привилегий ореол геральдической романтики. Даже на гербе графства Кент, как и на гербе Казахстана изображены лошади. А в мифологии англосаксов лошадям отводилась значительная роль и первыми поселенцами, которые овладели островом после ухода римлян, были братьями Хенгиста и Хорсы («жеребец» и «кобылица»), потомки которых стремительно расплодившись и стали собственно британцами.
В частности, поэтому мясной скандал в этой стране, разгоревшийся после проверки мясных продуктов, стал настоящей катастрофой для супермаркетов, многие компании заплатят приличные штрафы за то, что добавляли афродизиак ничего не подозревающим потребителям.
Вы, конечно же, подумали что виноваты во всем английские казахи, чья страсть к употреблению мясных деликатесов из конины широко известна за пределами Центральной Азии и делают это с незапамятных времен, что по меткому выражению степняков, помогает им "выхлопывать пыль из синего одеяла" ? Отнюдь. Британское и ирландское правительства еще в 2013 году занялись исследованиям каналов нелегальных поставок конины из Нидерландов, Испании и других стран,после того как проведенные британским Агентством по пищевым стандартам (U.K. Food Standards Agency, FSA) проверки подтвердили наличие ДНК лошадей в замороженных мясопродуктах британской компании Findus.
Дело в том, что в Англии использование конины в пищевых продуктах не разрешено законом и англичане официально вообще ее не употребляют. Первым вопросом которым встречают представители британской службы таможенного досмотра, на ломаном русском языке каждого приезжающего казаха: “Курт, казы везете?”. И при получении положительного ответа, понимающе кивают, но продукты таки изымают.
Ну, да бог с ним с этим мясным скандалом.Интересно, тут другое. Как оказалось, несмотря на все религиозные запреты, часть населения Великобритании, вполне себе лопает конину и посмеиваясь, наблюдает за всеми этими мясными баталиями. И только время от времени, какой-нибудь из особо претенциозных и изысканных гурманов, ради соблюдения приличий (папский запрет ведь никто не отменял!), сочиняет на потеху публике очередной пасквиль. Так в 2010 году казахские гастрономические традиции ввели в такое состояние журналиста британского издания The Independent – Дома Джоли, что заставила последнего разразиться по этому поводу обличительной статьей на кулинарную тему, блюда которой он именовал не иначе, как "меню из ада". Пытаясь вероятно, выведать секреты британской гастрономии, гостеприимные казахи продолжительное время пытали гостя кумысом, казы и прочими конскими деликатесами. Естественно, о методах применяемых пыток, что выпали на его долю, Дом Джоли щедро поделился со своими читателями. Выдал ли автор секреты, не сообщается.
Как известно, на вкус и цвет, товарищей нет, оказалось мясные деликатесы из конины весьма любимы англичанами не только как средство повышающее любовное влечение, но еще и благодаря своим вкусовым качествам. И хотя патент на изготовление кумыса, в целях конспирации нелегальных поставок в Великобританию зарегистрирован в Германии, а патент на казы – во Франции, тем не менее мясных «бутлегеров» это не останавливает. Причем,патент на казы был получен еще в начале 20 века состоятельными казахами , эмигрировавшими во время революции. А недавно один из предприимчивых казахов в Лондоне организовал свою службу по доставке на дом бесбармака и плова. По слухам, его бизнес процветает. В той же Германии и Франции популярно блюдо "тартар", названное так в честь татар, полусырой фарш со специями и приправами. А вот самые любимые блюда самих казахстанцев – это традиционные бесбармак, казы, жал, жая, карта, сур-ет и шужык.
Лошади, особенно домашние, по утверждению английского исследователя сэра Алана Аутрэма из британского Университета, на протяжении последних 5,5 тысяч лет являются не только важнейшим транспортным средством, но источником протеина, особенно в Центральной Азии, - на территории современного Казахстана. А уже затем из Центральной Азии традиции коневодства попали в европейскую часть континента. Догадываетесь, почему? Вовсе не из любви к традиционному скаковому Дерби, а скорее из гастрономического интереса. Кристофер Пул из английского Ноттингемского университета копаясь на мусорных свалках англосаксонских поселений, нашел тому подтверждение. В начале англосаксонского периода она была у них в почете, - властолюбивые английские лорды и пэры, как и их дальние степные родичи, с треском лопали мясные деликатесы из конины, сидя на мешках с овечьей шерстью, барынами. Доказательства Пул нашел примерно в одной трети всех исследованных поселений. Хотя конина не кошер (животное же не парнокопытное), в 732 году, папа Григорий III все же запретил практику поедания лошадей, назвав его "грязным и отвратительным обычаем". Но, связаны эти запреты не с кониной как таковой, а с борьбой христианства с языческими обрядами погребения и воздания почестей усопшему, господствовавшими на тот момент в Европе.
Фото с сайта www.bsi-travel.ru
Тут стоит отметить, что унаследованная англо-саксонская традиция отличается от континентальной, и здесь свою роль сыграли французы. Англосаксы уплетали конину, когда папа Григорий сокрушался по поводу их язычества. Но когда в 1066 году Англию захватили норманны, в лексиконе у англичан появился некий гастрономический когнитивный диссонанс . Норманны принесли в Англию французский язык, элементы которого до сих пор сохраняются в английском, особенно в том, что касается еды. Когда речь заходила о еде, англичане начинали говорить на языке своих французских завоевателей, а не на языке простонародья. Вот так, утверждает исследователь истории гастрономии Юлия Йоффе (Julia Ioffe), англичане стали употреблять не говядину, а boeuf, не свинину, а porc, не баранину, а mouton, не телятину, а veau. А потом все эти французские слова стали английскими – beef, pork, mutton, veal. Так появилась английская претенциозность и … кхм, изысканность, и бессознательное пропагандирование этих традиций и по сей день. Впрочем английское традиционное Horse meat, так и не стало французским cheval.
Сцена пиршества герцога Вильгельма Завоевателя накануне битвы при Гастингсе. Надписи гласят: еда приготовляется; слуги прислуживают; епископ благословляет трапезу. Фрагмент знаменитого гобелена из Байё 1120 г.
Сцена не вызывающая сомнений, что всадники направляются, чтобы не только "захватить еду", но и вернуть земли. Мародерство было широко распространено и не пощадили даже деревни и усадьбы аббатства Фекампе. Слуги взяли облавой скот для забоя. В центре фрагмента изображен пони, который явно взят для пиршества Вильгельма Завоевателя. Источник: http://hastings1066.com/bayeux22.shtml
Конина была настолько популярна, что подавалась к королевскому столу и ввиду отменных вкусовых качеств. Еще Вильгельм Завоеватель, известный своей страстью к войне и построивший в XI веке для обеспечения безопасности столицы, крепость, хранилище королевских драгоценностей Тауэр, ввел в обязанность бифитеров, которые когда-то служили при дворе, пробовать кушания, подаваемое к столу монархов. Остатки с королевского стола скармливали гигантским воронам, живущих в специальном домике на южной стороне внутреннего двора Тауэра. Кстати, должность специального смотрителя за воронами была учреждена в XVII веке королем Карлом Вторым, приказавшего держать в замке шесть черных воронов. С тех времен считается, что вся Британская монархия падет, как только вороны покинут замок.
Вероятно, именно для борьбы с последствиями переедания и чтобы растрясти жирок, предки казахов и придумали скачку, – байгу и щедро поделились изобретением с англичанами. Многие лошади прославили Великую степь. Достаточно вспомнить Абсента ( тонкий намек на контрабандные поставки наркотического абсента из Англии, заменителя конины) – самого знаменитого коня ХХ века, уроженца Луговского конезавода, считающегося ахалтекинцем, но более мощный, чем кони этой туркменской породы. Ученик, в лице настырных англичан, превзошел учителя и вывел английскую породу скаковых лошадей. Конный завод Coolmore в Ирландии, созданный несколькими богатыми ирландцами, считается эталоном в мире по английским чистокровным лошадям. Такой скакун, как Galileo, не имеет цены: одна садка этого жеребца на одну кобылу стоит $500 тыс. Его лучшие жеребята продавались по €770 тыс. Есть и другие лошади на этом заводе стоимостью по $50, 70, 100 млн., что для среднестатистического казахского олигарха является такой же значительной суммой, как впрочем и для среднестатистического англичанина. Что, согласитесь, роднит и сближает…
В заключение, стоит привести слова казахстанского журналиста Казиса Тогузбаева в знаменитой «Оде конине», обращенного видимо к англичанам:
Завтрак съешь сам!
Обед раздели с другом!
А ужин отдай… казаху!
Post scriptum: Эта статья по неосторожности была мною удалена и поэтому публикую ее заново.