Недавно мне посчастливилось взять интервью у удивительного человека, Эрика Вейенмайера. Он - первый в истории слепой человек, покоривший Эверест и совершивший восхождение на семь высочайших гор семи континентов. (Альпинистская программа «Семь вершин»). А еще он - известный лектор, который рассказывает, как преодолевать барьеры. Почему же Эрик Вейенмайер приехал в Казахстан?
На фото: Эрик Вейенмайер с напарником Робертом Ракером покоряют вершину Центральный Бастион, в Туюк-Су.«В Туюк-Су было очень холодно. Мои руки замерзли и потеряли чувствительность. Чтобы вы поняли - я как будто ослеп второй раз», - с легкой иронией рассказывает о знакомстве с Казахстаном альпинист Эрик Вейенмайер. Кроме альпинизма Эрик занимается дайвингом, каякингом, горными лыжами, бегает марафонские дистанции, а однажды даже проехал на велосипеде через Вьетнам.
В Казахстан человек-легенда приехал по приглашению Евразийского банка, прочитать мотивирующую лекцию для сотрудников. Тема: «Преодоление барьеров», как раз то, чем Эрик Вейенмайер занимается всю жизнь.
Неутомимая энергия не позволила ему сидеть дома. За несколько дней Эрик Вейенмайер покатался на высокогорном катке Медеу, прикоснулся к знаменитым петроглифам Тамгалы Тас, и совершил восхождение на Центральный Бастион – вершину в урочище Туюк-Су, пройдя маршрут сложности 4А. А также, по просьбе редакции АиФ, он дал эксклюзивное интервью нашему изданию.
- Это ваш первый визит в Казахстан. Расскажите о своем знакомстве с городом.
- Штат Колорадо, где я живу, чем-то похож на Алматы. Горожане очень активные, часто ходят в горы, либо катаются на велосипедах. Меня здесь свозили на довольно необычное восхождение. Было сложно технически, но интересно. Высота уступа где-то 250 метров, выступы маленькие, обледеневшие, довольно холодно. Руки-ноги онемели, и солнце выглянуло только минут на сорок. Мне сейчас интересны Альпы в Европе, но казахстанские горы тоже понравились. Я учусь чувствовать себя комфортно на обледеневших скалах со скользкой поверхностью. Считаю, что это самое сложное, потому что раньше я поднимался отдельно на ледники и на скалы.
На фото: Эрик Вейенмайер с напарником Робином Ракером на Медеу.- Как вам удается совершать восхождения, будучи слепым?
- Все думают, что горные виды спорта тесно связаны со зрением. Это верно только отчасти. Альпинизм - очень тактильный вид спорта, просто зрячие люди не пользуются этими возможностями. Я ощущаю все трещинки. Вы знаете, что приложив определенные усилия, на ощупь можно определить характеристики горной породы? Я чувствую себя исследователем. Когда еду на лыжах, впереди едет проводник, который указывает направление: «Вправо, влево». А потом, по мере движения, формируется удивительное ощущение маршрута. Я его просто чувствую.
- Какая вершина была самой сложной?
- Эль-Капитан в Америке, высотой всего 2464 метра. Это очень крутая гора, и у команды ушло три дня, чтобы ее покорить. В Гималаях недалеко от Эвереста есть вершина Ама-Даблам, тоже с крутым подъемом. Подняться на нее - это полдела, самое сложное – спуск. Я буквально сползал на коленях по узким уступам.
- А в чем тогда удовольствие? В риске?
- Нет, риск я не люблю. Тело человека довольно хрупкое, и нельзя напрасно подвергать его опасности. Мне нравится дух приключений: когда ты отправляешься куда-то со своей командой, чтобы выполнить большую задачу. Да, риск и неопределённость являются неотъемлемой частью приключений. Но можно тщательно все спланировать. Мне приходится это делать, потому что я не могу быстро реагировать.
- Многие альпинисты говорят, что выбор напарника – дело очень непростое. Как вы выбираете напарников? По каким критериям?
- Простое правило, но я в него верю. Есть два типа людей. Первые негативно ко всему относятся: «Нет, не получится, не выйдет». А вторые говорят: «Да». Мне везет в жизни, я притягиваю людей, которые говорят «Да». Когда я решил освоить каякинг, мой напарник Роб спокойно сказал: «Хорошо. Я тебя научу. Давай попробуем и посмотрим, что из этого получится». Прошло шесть лет. В этом году мы с Робом сплавились по Гранд-Каньону. В реке очень сильное течение, и мы использовали специальные водонепроницаемые наушники. Мне передавали по радио голосовые подсказки, куда и как плыть.
- Вы не только первый в истории слепой альпинист, но и один из самых лучших в мире мотивирующих лекторов. Что вы рассказываете людям?
- Я рассказываю истории о людях из моей жизни. У меня есть друг Марк Велман, который сломал позвоночник. Он изобрел систему, которая позволяет подниматься в горы, подтягиваясь. Другой мой друг Кайл родился без рук и ног, но мы нашли способ, который позволил и ему ходить в горы. Эти примеры показывают, как жить без барьеров.
На фото: Эрик Вейенмайер читает лекцию о преодолении барьеров для сотрудников Евразийского банка.
Преодоление барьеров - очень личный, индивидуальный процесс. Каждому человеку нужно нарисовать карту жизни и определить, чего хочешь достигнуть. Туда можно внести рост, развитие. Например, в моей «карте жизни» есть такой пункт, как «алхимия». Помните, древние алхимики утверждали, что существует способ сделать из любого металла золото? Моя алхимия происходит в сознании. Представьте ситуацию: на пути возник барьер. Появилась кирпичная стена, о которую бьешься, и обойти ее невозможно. Алхимия – это внутренний процесс, при котором ты получаешь из преграды на пути дополнительные преимущества, и энергию, чтобы идти дальше.
На фото: Эрик Вейенмайер и председатель правления Евразийского банка Майкл Эгглтон.
- Когда я был подростком, я не был слеп, а потерял зрение в 13 лет из-за болезни. Это тоже барьер, который пришлось преодолеть. Я не хотел, чтобы жизнь проходила мимо.
- У вас есть жена и двое детей. Расскажите о своей семье. Они тоже занимаются спортом?
- У меня «горные дети». Дочке 14 лет, а сыну 12. Они отличаются от большинства американских детей, которые проводят все время за компьютером. Я с раннего детства вожу их по несложным маршрутам, которые есть рядом с домом. Когда дочь была совсем маленькая, шестимесячная, я садил ее в рюкзак и поднимался, просто для удовольствия. В пять лет сын покорил первую вершину, и вы знаете, я всего полпути нес его на руках. Половину маршрута он честно прошел сам! Я думаю - это важно. Такое воспитание прививает любовь к природе и помогает принимать верные решения во взрослой жизни.
На фото: Эрик Вейенмайер на "Чимбулаке".- Что вы можете сказать тем, кто возразит – невозможно мечтать о вершинах, если государство не оказывает поддержку людям с ограниченными возможностями.
- Да, Америка технически продвинутая страна. Но если кто-то прочитает статью и скажет: «Он все это сделал, только потому, что родился в Америке», то это тоже барьер. Я системно занимаюсь спортом больше тридцати лет. Результаты, которых я добился – это не результаты одного дня. Могу дать совет: смотрите на людей, которые вас окружают. В жизни, как в альпинистской связке – люди рядом могут помочь подняться и вытянуть наверх. Ищите единомышленников, которые дадут силу. И конечно, у вас должно быть видение своей жизни и целей, которые хотите достигнуть.
На фото: Эрик Вейенмайер на вершине Эвереста.
Благодарю за фото Роберта Ракера (напарника Эрика Вейенмайера), Романа Дементьева, Бориса Дедешко. За возможность взять интервью - Евразийский банк. За возможность опубликовать текст - спасибо редактору отдела культуры и спорта "АиФ" Олегу Белову @alen_barre. И самому Эрику Вейенмайеру - за подаренные позитив и вдохновение.
P.S.Программа «Семь вершин мира» — это восхождение на семь высочайших гор семи континентов: на Эверест в Азии, Эльбрус в Европе, Мак-Кинли в Северной Америке, Аконкагуа в Южной Америке, Килиманджаро в Африке, Винсон в Антарктиде и Косцюшко в Австралии.
В мире ее смогли выполнить чуть больше 1000 человек.
Предметом споров в альпинистстких кругах является гора Косцюшко (2228 м, 7-я в списке Эрика) в Австралийских Альпах, так как многие не рассматривают Австралию как континент без островов Океании (Филиппины, Индонезия). Есть второй вариант программы "Семь вершин", который исключает Косцюшко в пользу высшей точки Индонезии - Пирамиды Карстенз (4884 м, последний 8-й пик). Поэтому, чтобы выполнить программу «Семь вершин мира» на все 100%, Эрик Вейенмайер покорил все восемь высот.
Ольга Настюкова, для газеты "Аргументы и Факты" (Казахстан).