Глобальные вызовы этого века побудили создать стратегию "Казахстан - 2050", взявшую курс на совершенно новую экономическую и молодежную политику.
Содержание:
- 10 глобальных вызовов 21 века;
- Новая экономическая политика в стратегии "Казахстан - 2050";
- Молодежь в 2020 году;
- Казахстан в международных рейтингах;
- Развитие до 2050 года: инфографика;
- Логотип стратегии "Казахстан - 2050".
10 глобальных вызовов века
Не учитывая глобальные тенденции, государству не добиться стабильного процветания. На что же обратили внимание при создании стратегии «Казахстан - 2050»?
1. Ускорение исторического времени.
Эта формулировка означает интенсивную глобальную трансформацию. Изменения, которые раньше усваивались миром столетиями, сейчас впитываются с молоком матери. Дети осваивают планшеты в 5 лет, школьники занимаются бизнесом, а поколение Y уверенно отвоевывает рабочие места.
Ускорение представляет собой массу возможностей и преимуществ, однако до сих пор есть социальные группы, не интегрированные в процесс глобализации. Поэтому в ответ этому вызову наше государство в своей стратегии «Казахстан – 2050» предполагает предоставить возможность интеграции в модернизацию всем слоям населения.
2. Демографический дисбаланс
Часто в пример при такой проблеме упоминают Германию, страну со «стареющей нацией», где люди увлечены карьерой и теперь количество тех, чей возраст старше 40 лет превышает тех, кому меньше 15-ти. Это сказывается на рынке труда, эмиграции и порождает более глубокие проблемы.
В Казахстане молодая нация со средним возрастом 35 лет и у нее есть очень высокий потенциал.
3. Угроза мировой продовольственной безопасности
Постоянный прирост населения вызывает острую нехватку продовольствия во многих регионах. Десятки миллионов людей в мире голодают.
Казахстан же мог бы принять участие в решении этой проблемы, так как входит в список крупнейших экспортеров зерна.
4. Дефицит воды
К 2050 году многим странам придется импортировать воду. В Казахстане также многие регионы испытывают нехватку питьевой воды. Остро стоит проблема трансграничных рек на границе с Китаем.
5. Потребность в энергии
Развитые страны активно инвестируют в альтернативные источники, к середине этого столетия они должны будут вырабатывать до 50% потребляемой энергии. Выставка ЭКСПО-2017 даст толчок развитию этого направления.
6. Исчерпаемость природных ресурсов
Казахстан не может больше зависеть от природных ресурсов, наступает пора введения новых источников.
7. Третья индустриальная революция
Технологические открытия последних лет кардинально меняют образ жизни, Казахстан должен активно участвовать в этих процессах.
8. Нарастающая социальная нестабильность
Социальное неравенство порождает нестабильность. Безработица провоцирует беспорядки, преступность и другие проблемы. Для Казахстана же стоит задача укрепить социальную стабильность и производить подготовку наиболее необходимых кадров.
9.Кризис цивилизационных ценностей
Если вы читали «Столкновение цивилизаций» Хантингтона, то вы знаете, о чем речь. Он считает, что противоречия цивилизаций глубже гуманных ценностей и всегда будут приводить к конфликтам.
По этой причине Казахстану принципиально важно придерживаться выбранной им политики многонациональности и поликонфессиональности.
10. Угроза мировой дестабилизации
Мировой финансовый кризис еще оставил отголоски, его сценарий может повториться. В связи с этим Казахстану необходимо выработать продуманный политический и экономический курс, чтобы быть готовым к любому развитию событий.
Новая экономическая политика в стратегии "Казахстан - 2050"
Стратегия «Казахстан - 2050» была разработана для успешной модернизации различных сфер деятельности государства. Конечно, экономика, в данном случае, является наиважнейшим аспектом.
В стратегии указано всего 7 направлений: управление, энергетика, экология, наукоёмкая экономика, человеческий капитал, урбанизация и международная интеграция.
Что подразумевает собой термин «наукоёмкая экономика»? Для успешного развития экономики необходимо ускоренное развитие науки и инноваций. Необходимо повышать потенциал казахстанской науки, совершенствовать законодательство по финансированию и защите интеллектуальной собственности, исследованиям и инновациям, коммерциализации научных проектов и разработок.
В своем Послании Народу Казахстана Президент предпринял соответствующие меры:
Поручаю Правительству до 1 сентября текущего года разработать и внести на рассмотрение в Парламент пакет соответствующих законопроектов. Необходим конкретный план поэтапного увеличения финансирования науки за конкретные разработки и открытия, работающие на страну, и доведения его до показателей развитых стран.
Согласно со Стратегией «Казахстан - 2050», привлечение зарубежных инвестиций необходимо полностью приспособить к импорту в нашу страну новых зарубежных технологий. Вместе с иностранными компаниями нужно открывать проектные и инжиниринговые центры. Однако президент подчеркнул некоторые детали проекта:
Нам следует призвать ведущие транснациональные компании, которые работают на крупнейших нефтегазовых и горно-металлургических объектах, чтобы они создавали здесь производства для обеспечения собственных нужд и сервиса. Я знаю, что некоторые крупные компании готовы это делать. Правительству следует проработать данный вопрос и при необходимости создать для этого все условия. Не надо завозить оборудование из-за рубежа, когда его можно производить у нас в стране.
Также наряду с этим, нужно повышать эффективность и действенность инновационной системы Казахстана и её основных институтов. Их деятельность нужно направить на поддержку начинающих проектов и сделок. В этом направлении важную роль играют технопарки:
Надо активизировать работу технологических парков, особенно в крупных городских агломерациях, прежде всего, в Астане и Алматы. Первый интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе Назарбаев Университета. В Алматы – это Парк информационных технологий «Алатау». Важно продумать меры стимулирования процесса размещения в технопарках дополнительных производств крупных казахстанских компаний.
Учитывая, что основной целью стратегии, является вхождение в 30-ку самых развитых стран мира, Казахстан должен быть готов к мировой экономической конкуренции, так как многие развивающиеся государства хотят получить это место. В связи с этим были определены первостепенные цели:
- Дальнейшее развитие и укрепление государственности.
- Переход на новые принципы экономической политики.
- Всесторонняя поддержка предпринимательства - ведущей силы национальной экономики.
- Формирование новой социальной модели.
- Создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения.
- Повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата.
- Выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики.
В соответствии с вышеперечисленными первостепенными задачами и задачами на каждый отдельный год, Правительство разрабатывает Общенациональный план действий ежегодно. По поручению президента, в плане указываются конкретные поручения, а также персональная ответственность руководителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Каковы же основные направления экономического курса стратегии?
«Экономическая политика нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности Всеобъемлющий экономический прагматизм»
Что же означает всеобъемлющий экономический прагматизм?
Первое. Принятие всех без исключения экономических и управленческих решений с точки зрения экономической целесообразности и долгосрочных интересов.
Второе. Определение новых рыночных ниш, где Казахстан может участвовать как равноправный бизнес-партнер. Создание новых точек экономического роста.
Третье. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью наращивания экономического потенциала. Прибыльность и возврат от инвестиций.
Четвертое. Создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства. Государственное стимулирование экспорта.
Новая кадровая политика
Одним из основных условий успеха экономической политики являются кадры. Для их совершенствования, стратегия предлагает осуществить следующие задачи:
- совершенствовать управленческий ресурс;
- внедрять современные инструменты менеджмента и принципы корпоративного управления;
- привлекать внешний кадровый ресурс для реализации некоторых задач нашего нового курса с помощью программ аутсорсинга.
Бюджетная политика
Основным принципом бюджетной политики станет принцип «траты по возможностям». Планируется сокращение дефицита до максимально возможного минимума. Предполагается наращивание резерва и обеспечение его сохранности в долгосрочной перспективе.
В послании президент отметил:
Отношение к бюджетно-финансовому процессу должно стать таким же бережным и продуманным, как к частным вложениям. Иными словами, ни один бюджетный тенге не должен быть потрачен впустую.
Бюджет государства должен быть сфокусирован на продуктивных с точки зрения долгосрочной перспективы общенациональных проектах, таких как, например, диверсификация экономики и развитие инфраструктуры.
Необходимо жестко отбирать объекты для инвестиций на предмет их целесообразности и отдачи. Важно помнить, что даже самые современные объекты становятся бременем для бюджета, если требуют расходов на поддержание, но не приносят доходов и не решают проблем граждан страны.
Налоговая политика
Объекты налогообложения в области производства и технологий будут находиться в благоприятном налоговом режиме. Для этого необходимо пересмотреть действующие налоговые льготы и усовершенствовать их эффективность.
Президент призвал ко многим изменениям налоговых структур:
Мы должны продолжить политику либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования. Необходимо упростить и минимизировать налоговую отчетность.
Мы должны стимулировать участников рынка к конкуренции, а не к поиску способов ухода от налогов.
Также он подчеркнул необходимость введения некоторых социальных направлений и практики налогового кредитования:
C 2020 года мы должны внедрить практику налогового кредитования. Главная задача - стимулирование инвестиционной активности предпринимателей.
Новая налоговая политика должна иметь социальную направленность. Для этого необходимо, начиная с 2015 года, разработать комплекс стимулирующих мер, в том числе предусматривающих практику освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников. Таким образом, будущая налоговая политика на бизнес-уровне должна стимулировать внутренний рост и отечественный экспорт на внешние рынки, а на уровне граждан стимулировать их накопления, сбережения и вложения.
Денежно-кредитная политика
Президент отметил, что приоритетом Национального банка и Правительства Казахстана является защита доходов казахстанцев:
Учитывая неблагоприятную обстановку в мировой экономике, мы должны будем обеспечить защиту доходов каждого казахстанца и удерживать приемлемый для экономического роста уровень инфляции. Это не просто макроэкономический вопрос, это вопрос социальной безопасности страны. И это - главный вопрос работы Национального банка и Правительства уже начиная с 2013 года.
Были также определены задачи банков и Администрации Президента:
Казахстанские банки в свою очередь должны выполнять свое предназначение и обеспечивать потребность реального сектора экономики в кредитных ресурсах. При этом нельзя ослаблять контроль за финансовой системой, необходимо очищать банки от проблемных кредитов и вплотную заниматься вопросами фондирования. Для этого Национальному банку и Правительству при координации Администрации Президента необходимо разработать концептуально новую систему денежно-кредитной политики, направленную на обеспечение экономики необходимыми денежными ресурсами.
Политика управления государственным и внешним долгом
Уровень государственного долга Казахстана планируется держать под контролем:
Государственный долг должен оставаться на умеренном уровне. Это принципиальная задача, потому что только так мы можем обеспечивать стабильность нашего бюджета и национальную безопасность в условиях мировой нестабильности. Необходимо жестко контролировать уровень долга квазигосударственного сектора экономики.
Нужно снизить бюджетный дефицит относительно ВВП с 2,1 % в 2013 году до 1,5 % в 2015 году.
Также в послании было определено изменение подхода к развитию инфраструктуры.
Инфраструктура должна расширять возможности экономического роста. Развивать инфраструктуру необходимо в двух направлениях: интегрировать национальную экономику в глобальную среду, а также двигаться в регионы внутри страны.
Важно сосредоточить внимание на выходе за пределы страны для создания производственных транспортно-логистических объектов за пределами Казахстана, тщательно просчитывая свои выгоды. Мы должны выйти за рамки существующих представлений и создавать совместные предприятия в регионе и во всем мире - Европе, Азии, Америке, такие как, например, порты в странах, имеющих прямой выход к морю, транспортно-логистические хабы в узловых транзитных точках мира и так далее. С этой целью следует разработать специальную программу «Глобальная инфраструктурная интеграция».
Сегодня реализуется ряд крупных общенациональных инфраструктурных проектов, результатом которых должно стать увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза. К 2050 году эта цифра должна увеличиться в 10 раз.
Все должно быть подчинено ключевой задаче - продвижению нашего экспорта только на те мировые рынки, где будет долгосрочный спрос на нашу продукцию и услуги.
Создание инфраструктуры также должно быть подчинено закону рентабельности. Необходимо строить только там, где строительство приведет к развитию новых бизнесов и созданию рабочих мест.
Внутри страны мы должны создавать «инфраструктурные центры» для «покрытия» удаленных регионов или регионов с недостаточной плотностью населения жизненно важными и экономически необходимыми объектами инфраструктуры. Для этого необходимо обеспечить создание опережающей инфраструктуры транспортной системы.
Поручаю Правительству разработать и принять в 2013 году государственную программу по развитию инфраструктуры.
Также необходима модернизация системы управления государственными активами.
Казахстан - небольшая в мировых масштабах экономика. И нужно ею управлять очень эффективно. Страна должна работать как единая корпорация, а государство должно быть ее ядром. Сила корпоративного мышления кроется в том, что все процессы рассматриваются как единое целое. Государственные управленцы всех уровней должны научиться такому бизнес-мышлению. Еще раз повторяю: нужно не просто распределять бюджет страны, а инвестировать продуманно и выверенно. Главный критерий эффективности - уровень отдачи от наших вложений. Чем быстрее мы сможем нарастить производственный потенциал страны, тем быстрее Казахстан станет полноценным игроком, а не придатком международного рынка.
Для этого были определены следующие механизмы:
«Локомотивом» перехода к новой экономической политике должен стать Национальный фонд. В первую очередь средства Национального фонда следует направлять на долгосрочные стратегические проекты. В 2013 году накопление средств в Национальном фонде должно быть продолжено, но использовать эти средства надо весьма рационально и продуманно. Государство в лице нацкомпаний должно стимулировать развитие экономики будущего, учитывающей сектора, которые появятся в результате Третьей индустриальной революции. Отечественная индустрия должна потреблять новейшие композитные материалы, которые мы должны производить у себя в стране. Государство должно стимулировать развитие транзитного потенциала в сфере информационных технологий. К 2030 году мы должны пропускать через Казахстан не менее 2 - 3 % мировых информационных потоков. К 2050 году эта цифра должна как минимум удвоиться. Необходимо также стимулировать частные компании вкладывать свои средства в исследования и инновации. Внедрение инноваций очень важно, но это не самоцель. Реальную выгоду страна будет получать только тогда, когда наши новые технологии будут иметь спрос, когда они будут востребованы на рынке. В противном случае инновация - это пустая трата денег. Нужно покончить с практикой избирательной поддержки отдельных компаний или отраслей. Мы должны поддерживать только те отрасли, которые выполняют социально важные стратегические функции и доказывают свою эффективность.
По поводу новой системы управления природными ресурсами было определено, что:
Мы должны использовать ресурсы как важное стратегическое преимущество Казахстана для обеспечения экономического роста, масштабных внешнеполитических и внешнеэкономических договоренностей: Уже сейчас необходимо максимальное ускорение выхода сырья на международные рынки, которые в случае нового финансового краха будут дестабилизированы. Наши основные импортеры могут значительно сократить закупки сырья, а цены могут резко упасть. Наша же опережающая стратегия позволит до начала дестабилизации рынков очень быстро накапливать средства, которые потом помогут стране пережить период возможного глобального кризиса. Технологическая революция меняет структуру потребления сырья. К примеру, внедрение технологии композитов и новых видов бетона обесценивает запасы железной руды и угля. Это еще один фактор, чтобы наращивать темпы добычи и поставки на мировые рынки природных ресурсов с тем, чтобы использовать нынешний высокий мировой спрос в интересах страны. Оставаясь крупным игроком на рынке углеводородного сырья, мы должны развивать производство альтернативных видов энергии, активно внедрять технологии, использующие энергию солнца и ветра. Все возможности для этого у нас есть. К 2050 году в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления. Если нация хочет пользоваться доходами от сырьевых ресурсов через 35 лет, то готовиться к этому нужно уже сейчас. Нам необходимо разработать специальную стратегию - определить приоритеты, партнеров, чтобы распланировать всю работу на все предстоящие годы так, как это делают все крупные корпорации и концерны.
Основные направления разработки стратегии:
Для того чтобы регионы были заинтересованы в привлечении инвестиций, необходимо отменить мораторий на недропользование.
Мы должны перейти от простых поставок сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов и обмену новейшими технологиями. К 2025 году мы должны полностью обеспечить собственный рынок горюче-смазочными материалами в соответствии с новыми стандартами экологичности.
Мы должны привлекать инвесторов только на условиях поставки в нашу страну самых современных технологий добычи и переработки. Мы должны разрешать инвесторам добывать и пользоваться нашим сырьем только в обмен на создание новейших производств на территории нашей страны.
Казахстан должен стать региональным магнитом для инвестиций. Наша страна должна стать самым привлекательным в Евразии местом для инвестиций и для трансферта технологий. Это принципиально важно. Мы должны показать инвесторам преимущества, которыми обладаем.
Все добывающие предприятия должны внедрять только экологически безвредные производства.
В интересах будущего нации и безопасности государства нужно создать стратегический «резерв» углеводородного сырья. Стратегический резерв станет фундаментом энергетической безопасности страны. Тем самым мы создадим еще один оборонительный эшелон на случай возможных экономических потрясений.
Именно тогда президентом было дано поручение создания плана следующего этапа индустриализации:
Через два года завершится первая пятилетка реализации программы форсированной инновационной индустриализации. Правительство должно разработать детальный план следующей фазы индустриализации. Необходим сценарий развития перспективных технологических направлений. В результате доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза к 2025 году и в три раза к 2040 году.
Он также определил не только цели второй программы по индустриализации, но и инструменты, и механизмы осуществления:
Мы должны развивать новые производства с упором на расширение несырьевого сектора, ориентированного на экспорт.
Мы должны сфокусировать Госпрограмму по форсированному индустриально-инновационному развитию на импорт промышленных мощностей и обмен технологиями. Для этого нам нужна подпрограмма по созданию и развитию совместных международных компаний и выгодных для страны партнерств. К 2050 году Казахстан должен полностью обновить свои производственные активы в соответствии с новейшими технологическими стандартами. В самых конкурентоспособных отраслях нам нужно активно разрабатывать стратегии формирования новых рыночных ниш для отечественных производителей. Это позволит избежать потенциально деструктивных эффектов деиндустриализации, особенно с учетом перспективы вступления в ВТО. Отечественные товары должны стать конкурентоспособными. С 1 января 2012 года начался практический этап создания Единого экономического пространства с участием Казахстана, России и Беларуси. Это огромный рынок с суммарным ВВП в 2 триллиона долларов США, объединяющий 170 миллионов потребителей, должен научить наш бизнес конкурировать. При этом в этом экономически-интеграционном процессе Казахстан не потеряет ни части своего политического суверенитета.
В послании президент часто упоминал начинающиеся и уже запущенные проекты:
Нужно продолжить развитие двух ведущих инновационных кластеров - Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий. Нам нужно ускоренно переходить к низкоуглеродной экономике.
Предлагаю создать в 2013 году международную организацию «Зеленый мост», а также начать реализацию проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы.
Он также поднимал ряд вопросов, от которых будет зависеть подготовка страны к Третьей индустриальной революции.
Мощный импульс к переходу страны на «зеленый» путь развития должна дать предстоящая выставка «ЭКСПО-2017» в Астане. В столице будут представлены лучшие мировые достижения науки и техники. Многие казахстанцы своими глазами смогут увидеть «энергию будущего», к которой мы стремимся.
Затем было упомянуто развитие сельского хозяйства.
Для того чтобы стать лидером мирового продовольственного рынка и нарастить сельскохозяйственное производство, нам необходимо:
- Увеличить посевные площади. Отмечу, что такую возможность имеют далеко не все страны.
- Обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий.
Президент сказал, что Казахстан обладает большим потенциалом, чтобы создать кормовой базы животноводства глобального уровня. Для этого нужно создать национальные конкурентоспособные бренды, акцентированные на экологичности.
В результате я ставлю задачу перед нашим агропромышленным комплексом - стать глобальным игроком в области экологически чистого производства.
Развитие фермерства и МСБ в сельхоз переработке и торговле является ключевой задачей. По стратегии здесь необходимо:
- Изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства.
- Определить, на массовое производство каких продуктов мы будем делать ставку, с тем чтобы завоевать крупные экспортные рынки
В результате эти мер, в 2050 году доля в ВВП страны у сельхозпродукции должна будет увеличиться в 5 раз. В связи с этим Президент поручил:
- Принять новую Программу развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года.
- Увеличить к 2020 году объем государственной поддержки сельского хозяйства в 4,5 раза.
- Выработать систему законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на применение новейших агротехнологий.
- Ввести повышенные налоговые ставки на земли, которые не начали осваиваться в течение определенного периода после их предоставления.
Также была подмечена особая важность новой политики водных ресурсов:
- Для сельскохозяйственных нужд нам нужны колоссальные объемы воды. В связи с этим мы должны:
- Тщательно изучить передовой опыт решения проблем водообеспечения в других странах, например, в Австралии, и использовать его в наших условиях.
- Внедрять самые передовые технологии добычи и рачительного использования подземных вод, запасы которых у нас значительны.
- В агропромышленном секторе комплексно перейти на влагосберегающие технологии.
Президент считает, что нужно в корне менять мышление казахстанцев.
Мы должны перестать транжирить воду - наше одно из самых драгоценных природных богатств.
По оценкам, Казахстан должен окончательно решить проблему обеспечения водой к 2050 году.
Поручаю Правительству разработать долгосрочную государственную программу по воде, в которой последовательно, на первом этапе, к 2020 году решить проблему обеспечения населения питьевой водой, на втором, к 2040-му - орошения.
Ведущей силой национальной экономики, президент назвал предпринимательство и призвал правительство принять меры по его всесторонней поддержке.
Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое.
Президент отметил, что необходимо повышать общий уровень деловой культуры, чтобы люди хотели попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником экономических преобразований в государстве. Для чего определил следующие важные моменты:
- Поощрять стремление малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации и создать систему их поддержки и поощрения.
- Развивать внутренний рынок за счет поощрения местных бизнес-инициатив и минимального, но жесткого регулирования.
- Предусмотреть введение новой, более жесткой, системы ответственности для госчиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса.
- С учетом новых реалий, в том числе нашего участия в ЕЭП, предстоящего вступления в ВТО, усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и принимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов.
На сегодняшний день главной задачей является формирование всех необходимых условий для трансформации всех малых предприятий и ИП на уровень среднего предпринимательства.
К сожалению, в настоящее время существующие перекосы в системе налогообложения малого и среднего бизнеса препятствуют их развитию и росту. Поэтому Правительству необходимо до конца 2013 года внести изменения в законодательство, направленные на четкое разграничение понятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса. При этом мы не должны увеличивать нагрузку на малый и средний деловые сегменты. Я поручаю Правительству до конца первого полугодия 2013 года отменить все разрешения и лицензии, которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, и заменить их на уведомления.
На законодательной основе необходимо создать условия, при которых бизнес будет сам регулировать вопросы контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг. Нам необходимо выработать новую систему защиты прав потребителей, исключив для них многоуровневую систему принятия судебных решений.
Также глава государства отмечал важность консолидации бизнес-структур в контексте государственно-частного партнерства, которая решит проблему их широкого охвата и вовлеченности. Он сказал, что анализ международного опыта говорит об эффективности экономики.
Правительством совместно с союзом «Атамекен» проработана концептуальная модель обязательного членства в Национальной палате предпринимателей. Данная модель обеспечит делегирование создаваемой Национальной палате предпринимателей широких полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, комплексной сервисной поддержки малого бизнеса, особенно в сельской местности и моногородах, внешнеэкономической деятельности. Национальная палата предпринимателей станет надежным и компетентным партнером Правительства.
В связи с этим поручаю Правительству разработать соответствующий законопроект и внести его в Парламент в первом квартале следующего года.
Именно в рамках стратегии «Казахстан – 2050» глава государства поручил правительству начать вторую волну приватизации.
Это непростой шаг, так как будет означать перераспределение ответственности между государством и рынком. Но мы должны пойти на него, чтобы сохранить высокие темпы экономического роста.
По мнению президента, частный сектор всегда действует эффективней, и по этой причине нужно передать ему все предприятия нестратегического значения. Первым шагом на этом пути стал успешный старт программы «Народное IPO». Это в первую очередь распределение национального богатства в руки народа. Компанией АО «КазТрансОйл» было объявлено о размещении акций на 28 миллиардов тенге, при этом уже сейчас заявки практически вдвое превысили предложение.
Таковы были основные экономические направления стратегии «Казахстан - 2050», многие из которых уже действуют, дают плоды и первые результаты.
К примеру, Китай уже начинает рассматривать проекты по инвестированию в строительство ветроэнергетических установок в Джунгарском корридоре. Турецкие предприниматели заинтересовались текстильным бизнесом в городе Алматы. А в общем объем иностранных инвестиций в Казахстан увеличился за последние полгода на 5%. Сейчас активно работает международный центр материаловедения, который будет обеспечивать связь науки и рынка. Было запущено 33 коммерчески ориентированных проекта научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По итогам конкурса инновационных проектов, были отобраны 16 инновационных проектов, не имеющие аналогов в мире. Это все способствует действительному переходу на наукоёмкую экономику.
Также на стадии разработки находятся различные программные документы, обеспечивающие реализацию целей, обозначенных в стратегии. К примеру, на данный момент идет разработка Стратегии международного сотрудничества в области науки, технологий и инноваций.
Как говорит «Национальное агентство по технологическому развитию»:
«Данный документ разрабатывается для обеспечения комплексных, сбалансированных и целенаправленных мер для интеграции в глобальную инновационную систему в рамках Концепции инновационного развития Казахстана до 2020 года. В Стратегии также рассматривается актуальный вопрос подготовки и повышения квалификации кадров для потребностей промышленности. В данных целях в стране будет проведен опрос промышленных предприятий, а также учтен фактор реального трудоустройства специалистов на базе предприятий»
Также агентство организует и проводит тренинги для инноваторов и разработчиков в 16-ти областных центрах Казахстана.
Развивается космическая индустрия. Орбитальные испытания казахстанских спутников проходят в штатном режиме.
В агропромышленном секторе также идут значительные сдвиги – например, в рамках инвестфорума был подписан ряд соглашений с иностранными инвесторами.
Молодежь в 2020 году
Какие предпринимались меры для развития молодежной политики и как она будет развиваться далее согласно стратегии «Казахстан - 2050»?
Нашу нацию не отнести к ныне «стареющим нациям» Европы, каждый второй казахстанец моложе 30-ти лет.
За 20 лет независимости молодежная политика Казахстана заложила свой фундамент. В 1999 году была утверждена Концепция государственной молодежной политики, которая определила основные приоритеты: создание системы социальных служб для молодого населения и основ ювенальной юстиции. Затем в 2001 году была принята программа «Молодежь Казахстана», создавшая условия для участия нашей молодежи в мировых образовательных, культурных и научных процессах. «Программа молодежной политики на 2005-2007 годы» имела цель социализации, развития творческого потенциала молодежи и поддержки молодежных организаций. Государственная программа патриотического воспитания была направлена на улучшение системы патриотического воспитания в 2006-2008 годах. А начиная с 2010 года начали осуществляться такие крупные проекты, как «100 школ, 100 больниц», «Доступное жилье - 2020», «Балапан», «Занятость - 2020».
В данный момент наиболее актуальна Концепция Государственной молодежной политики до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее».Она ставит целью усовершенствование правовых и социально-экономических норм для успешной самореализации молодежи. В ее рамках планируется воспитывать в новых поколениях такие ценности, как патриотизм, культурное многообразие и толерантность, единство и сплоченность народа, уважение к закону, трудолюбие и образование, ориентированное на рынок труда, наука и инновации, а также семья и здоровье. Также в планах развивать позитивные идеалы карьеры и новую экологическую этику.
В результате реализации концепции ожидается улучшение социально-экономического положения молодежи Казахстана, высокая степень вовлеченности в общественную жизнь, а также улучшение её нравственно-духовных характеристик.
Молодежь Казахстана должна быть ответственной в решении любых проблем, моментально адаптироваться к новым обстоятельствам и использовать их в свою выгоду, а также держать руку на пульсе глобальных нововведений и предчувствовать мировые тренды.
Для объективной оценки будут учитываться эмпирические данные по таким параметрам, как: доля участия молодежи в молодежных организациях, уровень безработицы среди молодежи, доля молодых предпринимателей, количество жилья, выданного молодым семьям в рамках программы «Доступное жилье – 2020», а также снижение количества повторных правонарушений и многое другое.
Автор фото: Дмитрий Зайко
Казахстан в международных рейтингах
Какое место занимает Казахстан в списках стран по развитию и как они составляются?
Если подводить итоги работы правительства по повышению конкурентоспособности Казахстана в рамках стратегии «Казахстан - 2050» , то по трем мировым рейтингам наше государство уже вошло в заветную «50-ку лидеров».
В мировом рейтинге ВЭФ – Всемирного экономического форума, Казахстан находится на 50 месте с 2013 года. Рейтинг составлялся по индексу конкурентоспособности среди 148 стран. Этот индекс принимает во внимание уровень инновационного развития государства. Казахстан сейчас постепенно переходит от стадии эффективного развития к инновационному развитию. Среди других стран СНГ: Россия на 64 месте, Украина опустилась на 84-е, Киргизия на 121-ом, Азербайджан на 39-ом месте.
Страны мира, согласно Индексу глобальной конкурентоспособности (зеленый - индекс выше, красный - ниже, серый - не вошли в список)
По этой картинке нетрудно заметить, что страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика), характеризующиеся как наиболее быстро развивающиеся крупные страны, выделены одним цветом с Казахстаном.
Есть также такой интересный рейтинг, как Doing Business, представляемый Всемирным банком. В 2013 году Казахстан поднялся на 3 места и занял 50-е. Такое улучшение среди 189 стран, Казахстану удалось за счет сокращения времени работы с посетителями в центрах обслуживания населения. Также был внедрен ускоренный процесс регистрации собственности.
По рейтингу IMD – мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента, Казахстан занял 34 место из 60 стран.
По Индексу развития человеческого потенциала ПРООН, республика занимает 69 место из 186 стран. Группа стран, в которую входит Казахстан, считается группой с высоким уровнем человеческого развития. Индекс человеческого развития Казахстана – 0.754, тогда как у лидера списка – Норвегии – 0.955. Этот показатель сравнивает уровень жизни, грамотность, образованность и долголетие. При его расчете используются такие численные показатели, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности, паритет покупательной способности и другие. По этому индексу обычно сравнивают общий уровень жизни различных стран.
Страны мира, по Индексу развития человеческого капитала.
В Индексе восприятия коррупции Transparency International, Казахстан опустился на 7 пунктов и занимает теперь 140 место из 177 стран. Связано это с изменением расчета данного индекса для более объективного отражения ситуации с коррупцией.
Благодаря улучшениям свободы предпринимательства, монетарной свободы и свободы инвестиций, в рейтинге Heritage Foundation Индекса экономической свободы из 185, Казахстан занял 67 место.
Развитие до 2050 года: инфографика
Долгосрочная Стратегия «Казахстан – 2050» должна будет реализовываться поэтапно. Я решил изобразить хронику некоторых событий, которые планирует осуществить государство. «Қазақстан-2050» ұзақ мерзімді стратегиясы кезеңді жүзеге асырылмақ. Мен мемлекет жоспарланған кейбір шараллардың хроникасын бейнелеуді шештім.
2015 год
Уже на следующий год запланировано большое количество значительных событий. Во-первых, предполагается принятие комплекса мер по стимулированию инвестирования в образование и медицину благодаря освобождению от налогов. К этому году намечено окончание строительства дороги «Жезказган-Шалкар-Бейнеу». Произойдет внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих: повышение зарплаты работникам здравоохранения – до 28%, образования – до 29%,а также работникам социальной защиты – до 40%. Кроме того, произойдет повышение на 25% социальных пособий по инвалидности и утере кормильца, а также повышение заработной платы государственным служащим корпуса «Б» на 15%.
2017 год
В 2017 году состоится знаковое мероприятие, которое поспособствует формированию имиджа нашего государства – международная выставка EXPO-2017.
2020 год
Малый и средний бизнес вместе должны будут производить не менее 50% ВВП. Планируется, что производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов. Немаловажно, что к 2020 году в Казахстане будет 100-процентный охват детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием.
2025 год
Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности. Доля экспорта продукции несырьевого сектора промышленности в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза.
С этого года планируется начало перевода казахского алфавита на латиницу. Также в сфере языка в планах достигнуть показателя - 95%, по количеству населения, владеющего казахским языком.
Также в промежутке планируется, что к 2030 году на 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии, а к 2040 году будет решена проблема орошения.
2050 год
Предполагается, что к этому времени, показатель объема ВВП достигнет 60 тысяч долларов на душу населения. По расчётам, доля городских жителей Казахстана вырастет до 70% от всего населения.
Логотип стратегии "Казахстан - 2050"
Как выглядит логотип стратегии «Казахстан - 2050» и что он означает?
Логотип новой стратегии «Казахстан - 2050» является символом единства. В нем отображена идея гармонии и общности. Образ был вдохновлен различными предметами, которые для казахов означают сплочение и единство.
Что обозначают эти пересекающиеся полупрозрачные линии, образующие форму круга небесного цвета?
Главным прообразом стал шанырак, часть казахской юрты. Для казахстанцев он означает единение различных народов в одной многонациональной стране. Еще одна составляющая казахской юрты – кереге, также высматривается в логотипе. Кереге – это основа юрты, также как и Стратегия – 2050 – основа будущего Казахстана.
Также в символе можно увидеть прочность связей – рукопожатие всех людей страны. Невольно вспоминаешь старую добрую сказку, в которой отец просит своих рассорившихся детей сломать прутья по отдельности, а затем вместе, и второе у них не выходит. Так и логотип побуждает казахстанцев держаться общества, близких и родных. Именно вместе жители нашей многонациональной страны смогут добиться процветания Казахстана и вывести её на новый уровень развития.
Таким образом, в символе стратегии соединились воедино образы шанырака, государственного герба, плетеных стен юрты, рукопожатия людей, а также блики степного солнца.
Смысл знака в единстве. Это единство управления, энергетики, экологии, наукоёмкой экономики, человеческого капитала, урбанизации и международной интеграции. Таковы основные направления Стратегии «Казахстан - 2050». Для каждого из них также были определены свои цвета.
На официальном сайте стратегии «Казахстан – 2050» http://strategy2050.kzможно подробнее узнать о логотипе и самой стратегии.
Подготовлено по материалам официального сайта стратегии "Казахстан - 2050".