Первая часть дневника здесь.
Вторая часть здесь.
Про остров Бали пост здесь.
28 октября
Бали прошло замечательно. Сам не заметил как «растворились» 400 долларов за столь короткое время (5 дней). Вроде ничего значительного не покупал. Арендовал мопед, покатался по разным пляжам, потусил с подругой Зойкой из Алматы.
Перед выездом в аэропорт погулял по местному молу в Куте. Позвонил маме, поздравил ее с юбилеем, ей сегодня исполнилось 70 лет. Ниже на фото я с мамой))
В аэропорту сотрудник авиакомпании долго не мог осознать, что невзрачный штамп, поставленный австралийским консульством в Москве, и есть моя виза в ПНГ (Папуа Новая Гвинея). Поел невнятный фастфуд, удивился стоимости кофе сорта Лувак (из под белок-летяг, считается лучшим в мире) – 50-75 долларов за сто грамм. Надо быть особым ценителем, чтобы отдавать такие деньги за кофейные зерна, найденные в беличьем помете.
29 октября
Долетел нормально, лететь всего 4,5 часа. Пограничник попросила показать обратный билет и поставила штамп поверх визы. Меня пугали, что надо будет платить за визу «по прилету». Получается, что на открытие визы ПНГ я потратил только уйму времени и «немножко» нервов. Хотя пришлось переоформлять заранее купленный обратный билет из Куала-Лумпура в Алматы. Бесплатный только «мышь в газировке».
За симкой местного сотового оператора «Дигисел» стоять в очереди не стал. Тем более, что Билайн все-таки поприветствовал меня на территории ПНГ, про роуминг тактично промолчал. Акция «кругосветный роуминг» в ПНГ не доступна. Поменял 100 долларов в обменнике в аэропорту Порт-Морсби. На табло один курс, по факту другой. Дали мне 194 кины. А могли дать 220, судя по официальному курсу из инета. Кофе стоит в аэропорту 6 кина.
До города Моунт Хаген 1 час полета. Самолет полупустой. На борту много белых и азиатов, наравне с папами. В аэропорту Кагамуга меня встретил Пим, партнер моего знакомого из США Владимира Доронина, через которого я собирал инфу о Папуа и заказывал местный сервис. В городе живет 50 тыс., это второй по величине город страны, столица провинции Вэстерн Хайлэндс. С окружающими деревнями население около 200 тыс. Все говорят на пиджин, немногие на английском. Всего же в стране около 700 местных языков и наречий.
Пим отвез меня на джипе в свою туристическую лоджию у подножия горы Хаген. Хижина «Мэджик Маунтин» на высоте 2400 хороший пример экотуризма. Все простенько, но при этом все удобства присутствуют. Птицы поют, цветы цветут. Папуасы из деревни, равно как и москиты, не донимают. Хочешь гуляй по округе (до вершины Хагена (3900м) 2-4 часа ходу), хочешь на веранде наслаждайся горными пейзажами.
Пока Пим ездил в город по орг.вопросам, я был оставлен на попечение сторожа Джона, с которым мы прогулялись вниз в деревню. Все без исключения папы рады мне, все здороваются за руку. Джон показал мне огороды со сладким картофелем и брокколи, огромную свинью, двух казуаров в загоне и питона в бочке. Вся живность (и не только показанная мне) ждет своей участи быть съеденной через 2 дня, в пятницу 1-го ноября. А все потому, что одна нерадивая папуаска из местного племени, бросила семью (мужа с детьми) и ушла к мужику из другого племени (деревни). Муж пошел разбираться, вспылил по традиции и зарезал оппонента. Теперь, чтобы не было мести со стороны соплеменников убиенного, чтобы не было большего кровопролития, соплеменники мужа, то есть Джон, Пим и вся деревня подготовила «компенсацию». Будут массово в эту пятницу резать и готовить живность, в основном традиционным папуасским способом «муму». Это когда в яме разводят костер, закидывают камнями, потом на камни кидают мясо, накрывают листьями и горячими камня. Тушат часа три, потом едят. Понятно, что никто не хочет войны, но может только ищут повод, чтобы вдоволь налопаться мяса?... А то все батат да батат…
Джон показал свежую могилу папы с дочкой, которые умерли в один день, отравились чем-то. На радостно-цветастое кафельное надгробие скидывались всей деревней. Помогать «всем миром» здесь видимо в порядке вещей. На ужин свежая курица-карри, рис, овощи, суп и ананас.
30 октября
Ранний завтрак. Снова много фруктов. Вообще эта горная провинция, а в особенности район Тамбул, славятся лучшими в ПНГ фруктами и овощами. В большинстве супермаркетов страны фрукты из Тамбула. За мной в 8 утра приехала машина, в машине оказался чех, едет в туже деревню, что и я, посмотреть традиционные танцы и деревенский быт. В горы не пойдет. У него отпуск в 5 недель, который он полностью проводит в путешествии по ПНГ.
Дорога до деревни у подножия вулкана Гилуве порядка 30км. Асфальт почти везде, это потому, что в конце дороги золотодобывающий рудник. Дорог в ПНГ мало, строятся за деньги добывающих иностранных компаний. Местные, кто говорит по-английски, все сетуют на коррупцию. Денег и ресурсов в стране много, а народ живет бедно. Хорошо, что еще правительство оплачивает половину стоимости любого образования. Но даже при этой поддержке грамотного населения не больше 40 % из семи миллионов. Все эту информацию я черпаю из рассказов местных образованных жителей.
Меня встретил в деревне мой гид Демиан, у него в помощниках младший брат, сын и племянник. По его словам лет ему может быть около 35-и, у него 5 детей. Бегло говорит по-английски. Называет себя «хозяином горы». Недавно работал с группой «7 вершин». Что это «те самые» «7 вершин» он не в курсе, зато Сашу Абрамова знает.
За 3,5 часа прошли зону дождевого леса и потом еще 4,5 часа по грасс-ленду, местной высокогорной саванне. Итого 8 часов до БЛ. Если бы мои помощники не отдыхали по столько (минут 20 на каждый привал, а привалы были часто) и не курили бы постоянно, то мы бы потратили на весь переход не больше 5 часов. Папуасы все-таки ленивые, как в прочем и их африканские братья на линии Экватора. Ешь кокосы, жуй бананы, все дела.
БЛ прямо у главной вершины, думаю часа за 3 завтра с Демианом «вскарабкаемся». Палатка у меня одноместная, но очень уютная. Не смотря на то, что прошагал последние 3 часа под дождем, все вещи почти сухие. Весь вечер просидел у очага в хижине папуасов, пил растворимый кофе, ел рис, консервы и бананы, разговаривал на простые темы.
31 октября
Хэллоуин! Жуть! Мрак! Этож, мля, горы!)) Проснулся в 3.15, собрался, разбудил гида Гидеона! (для непривычного к таким именам человека, что Демиан, что Гидеон, что Мозес) Пока грели чай, ели бобы, туда-сюда, вышли в 4.30. Хорошо, что одел теплые носки в сапоги. По пути наверх пара-тройка участков, где можно легко «сквозонуть» по скользкой траве вниз, а так до вершины все пешком. Отличный вид с вершины. Были на ней в 6.15. Никогда до этого восхождения не ел на вершине свежие ананасы, да и маринованные тоже не ел. Сделал пару фотографий с флагом спонсора - флагом «Евразийского Банка». С флагом Родины тоже. Снял трогательную речь на видео. 15 минут на вершине и аккуратненько вниз.
Рядом вторая по высоте вершина массива – Гилуве Дог Стоун. У местных она овеяна мистикой. В абрисе массива можно «углядеть» сучку и ее щенка. Но увидеть их очень сложно, потому что спят, только в сухой сезон просыпаются. Оставляют следы. Следы то в основном и видят. Но если ты увидел все тело, то быть несчастью в твоей семье, кто-то заболеет или умрет. Я «насторожен» и «встревожен», потому что вчера на подходе к БЛ видел двух диких собак.
Спустились в БЛ к восьми утра, позавтракали и пошагали вниз в деревню. Пацаны Ярекс и Кингстон выцарапали с помощью мачете в мягкой вулканической породе мое имя. Мачете (бушнайф по местному) заменяет папуасам посох, тут же после использования мачете как посоха режут этим ножичком фрукты и овощи, предварительно вытерев мачете от грязи об штанину.
В пути начал моросить дождь, в зоне леса он перешел в настоящий тропический ливень. Пришли в деревню, где я раздал сапоги, полар, майку и кепку банка, попрощался и запрыгнул в ожидающий меня «крузак». Замерз, все промокло, но водитель включил обогреватель, угостил меня местным пивом, стало намного комфортнее. Спустились мы с горы в деревню в 16.00, доехали до лоджии в 17.00. Горячий душ, ужин с пивом, здоровый сон.
Роуминг так и не заработал. Билайн в самом начале визита поймал местную сеть Дигисел, я отправил пару СМС. После этого телефон перестал видеть эту сеть, при том, что другие аппараты ее видят. Напугались наверное в Билайне, что я проговорю все свои деньги.
1 ноября
За завтраком Пим озвучил мне цену. Я слегка опешил, но потом «скостил» цену процентов на 40. В целом я доволен ценой. В 10 утра поехали с поваром-гидом Ванни в деревню смотреть, как проходит «контрибуция и компенсация» за убиенного члена другого племени. Цена мирного договора 5000 кина (примерно 2500 баксов) и 130 взрослых свиней. Цена за одну породистую свиноматку может достигать 7000 кина. Такую цену племя Пима согласилось заплатить за мир. Разыгрывается целая церемония. Поются песни войны, мира, любви. Поют как мужчины так и женщины. Вначале «истцы» пропевают требования к «ответчику». Что мол «слабо» вам выплатить нам компенсацию. В ответ поется песня о том, что не «слабо», что мы гордые, сильные, смелые, мы выплатим. При этом и те и другие с копьями, мачете, топорами и в боевой раскраске. Народу задействовано пару тысяч. Бегают с песнями и плясками вокруг валяющихся на поле в грязи сотни свиней. Жаль, что не вовремя разрядились и камера и фотик.
Тут же вдоль дороги возник стихийный продуктовый рынок. Те кто знаком с моим гидом и Пимом спешили поздороваться со мной за руку. Очень приветливые и улыбчивые «людоеды». Особенно впечатляет «кровавая» улыбка жующих битель-нат. Даже местный аким сам подошел. В целом отношение к «вайтменам» гораздо менее дикое, чем в Западном Папуа. Там я чувствовал себя как в клетке в зоопарке под пристальным вниманием «посетителей» зоопарка. Папуасы шутили, что мол я теперь один из них, из их племени и они могут найти мне молодую жену. Что мне, как путешественнику, хорошо будет иметь одну жену дома и одну в Папуа. Как знать, как знать)) Главное, чтоб в момент моего отсутствия не ушла в другое племя. Русская поговорка «Муж в дверь, жена в Тверь» думаю актуальна во всем мире.
Пока ждали развития событий, посетил местный деревенский музей, организованный Пимом рядом с его домом. На самом деле музей – это 3 разных маленьких хижины. Одна полна всякого утилитарного стафа и изделий прикладного творчества. Луки, каменные топоры, копья, щиты, маски, доколониальные деньги из ракушек и прочее. Вторая хижина – спиритуал хаус, в котором приносились в жертву духам гор, пещер, водопадов всякие животные. Делалось это для лечения недугов, к примеру. И третья хижина типа фамильного склепа вождей племени, там хранятся только черепа этих вождей. Все эти традиции давно в прошлом, сейчас подавляющее большинство папуасов христиане.
У Пима в городе есть еще один гест-хаус, номер стоит 120 кина. Горячей воды не оказалось, потому что сломалась солнечная батарея. В супермаркете купил местного натурального кофе в качестве сувениров, 250гр стоит 15 кина. Купил еще деревянную маску за 40 кина. Просмотрел все видео, которое наснимал во время экспедиции, на Оскара конечно не тянет. Да и дневники Пульцеровскую премию никогда не заслужат. Тем не менее, материал интересный получается. Рана на ноге стала затягиваться после 10 дней после получения травмы. Где-то сегодня пролюбил фонарик Пецл, очень мне нравился. Ну да ладно.
2 ноября
Рана все-таки далека до рубцевания, тревожит меня сей факт. Ну хоть воспаления нет. К 8 утра поехали в аэропорт Кагамуга. Оказывается не все родственники убиенного папуаса остались довольны вчерашней компенсацией, вернее ее распределением, но это уже проблемы родственников. Племя Пима уже не при делах. Какой-то замес между родней убиенного по матери и по отцу. По традиции новоиспеченный муж должен забрать супругу (ну тут супруга сам пришла) и жить с ней у родственников по отцу. Этот же зачем-то стал жить с материнской линией. Поэтому этим родственникам отошло большее количество свиней. А свинина тут – это и основной источник протеина и самая ходовая валюта. Короче, слишком сложные расклады для меня, умом Папуа не понять.
Возле аэропорта продают всякие вязанные сумки, это наверное самый красочный и популярный сувенир из этих краев. Цены примерно такие же как и в Западном Папуа, 20 долларов за среднего размера сумку. Купил одну своей жене-моднице.
До Порт-Морсби долетел нормально. Зарегил багаж до Гонконга. Время до вылета еще достаточно, думал поехать в центр города на общественном транспорте, но азиат из сувенирного магазина меня отговорил. Не безопасно, а на такси дорого. Расплатился в кафе карточкой Евразийского, интересно не заблокируют ли, не испугаются после транзакции из неведомой страны?
На паспортном контроле папуас знал о существовании Казахстана по фильму Борат и свято верил что актер Коэн родом из КЗ. В зале ожидания вайтменов практически нет, одни азиаты. Пару раз во время поездки местные папуасы мне сетовали на то, что в ПНГ так много азиатов. Ну так надо самим научится вести бизнес лучше азиатов, тогда и не поедут они больше в ваш папуасский рай. Сотрудник сотового оператора Дигисел не смог мне ничего внятно объяснить по поводу моей проблемы связи, ну да уже и не важно. Двое суток перелетов, Гонконг и Куала-Лумпур, и я дома.
Ну и в завершение анонс фильма, который я наснимал, и сам фильм. Энджой!