kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
-4

SANTA CLAUS VS ДЕД МОРОЗ

Наверное каждый взрослый в душе навсегда остается ребенком и нетерпением ждет новогоднего чуда - Деда Мороза и новогодней ёлки. Но, мало кто задумывается откуда взялся этот волшебник Дед Мороз и его зеленая пушистая красавица в нашем доме. Вот об этом я и хотел рассказать.

Для понимания происхождения Деда Мороза посмотрим, как его называют в различных странах.

Joulupukki - Финляндия; 
Sinter Klaas - Голландия; 
Баббо Натале - Италия; 
Ноэль Баба - Турция; 
Микулаш - Чехословакия;
Father Cristmas - Великобритания; 
Weihnachtsmann - Германия; 
Pere Noel  - Франция; 
Святы Микола  - Западные славяне; 
Йолетомте - Дания, Гренландия;
Йолебукк - Норвегия;
Папа Ноель - Испания;
Йоль Темтен - Швеция

Санта Клаус и Новогодняя ёлка или ее предшественница Рождественская ёлка являются традиционным  атрибутом празднования Рождества и Нового года во многих странах мира. Считается, что елка появилась в средневековой Германии или как называли они сами свою страну - Алемания (Almanya - чужбина, в переводе с тюрк.), а с XIX века получила популярность в России, англосаксонском мире и многих других странах.  Украшенная гирляндами, игрушками и свечами, появлялась она в домах и на улицах.Но так было не всегда.
Образ Санта Клауса происходит от жившего в 4-м веке на территории современной Турции епископа Николая Мир Ликийского (15 марта 270 - 6 декабря 343г.г. н.э.), который якобы прославился раздачей подарков бедным в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Впоследствии в его городе Мире была построена церковь, названная его именем.  Одна из легенд гласит о том, что Николай однажды проходя мимо дома бедняка услышал как отец семейства от бедности пытался отправить дочерей заниматься проституцией. Возмутившись, епископ ночью забросил им денег через дымоход, которые попали в сушившуюся около очага обувь. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря.
В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход и был уже прочно связан с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. трансформировался в образ «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении.
Вместе с голландскими колонистами обычай распространился в Америку – одна из первых церквей Нью-Йорка была посвящена святому Николаю – на голландском церковь называлась ”Синтер Клаас”. Позже пришедшие в город англичане называли эту церковь на свой манер ”Санта Клаус”. Хотя особую популярность этот герой приобрел после того, как американский профессор греческой и восточной литературы Клемент Кларк Мур в 1822 году написал к празднику для своих детей стихотворение о святом Николае, который появляется в предрождественскую ночь и спускается по каминной трубе с мешком, полным подарков, чтобы оставить их детям. В шубе, с белой бородой и красным носом он разъезжает на упряжке из восьми оленей, а о его приближении можно узнать по скрипу полозьев и мелодичному звону колокольчиков, привязанных к оленьим шеям. Через сорок лет карикатурист Томас Наст нарисовал Санта Клауса, и образ приобрел завершенность при массированной рекламной кампании Кока-Колы: красные шуба и головной убор, широкий кожаный пояс и сверкающие черные сапоги. Именно с того времени этикетка Кока-Колы красная – от цвета шубы Санта Клауса.
Но, вначале, до прихода Санта Клауса в Европу и Америку, был праздник Йоль (в разных языках Yule, Joll, Joel или Yuil), — праздновался  19-21 декабря, он проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождестовом — в честь солнцестояния и самой длинной ночи в году. Дело в так называемой прецессии, т.е в том, что солнце в период с 22 по 25 декабря, в отличие от остальных дней в году, заходит каждый раз в одну и ту же точку на горизонте. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба (Ясеня), который согревал замёрзшую землю и пробуждал в ней жизнь. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая яблочный сидр.

Традиционной символикой празднования Йоля было полено, вечнозелёные сучья и прутья, повешенные на двери, золотые свечи, украшенные зеленью корзины с фруктами. Принесённое в дом полено и размещенное в камине, поливалось яблочным сидром и посыпалось мукой. Оно горело всю ночь, затем тлело следующие 12 дней, а после остатки вынимались и хранились до следующего года. Как правило материалом для для йольского полена служил ясень. Ясень ассоциировался у древних тевтонцев с мифическим древом Иггдрасиль, служившей основой понимания древнего мироустройства у скандинавов - викингов.

По словам европейского исследователя Франко Кардини, «мифо-культурный комплекс Водана-Одина», имел «руническое», «алано-готское» происхождение. А знаменитым норвежским исследователем Туром Хейердалом были найдены письменные доказательства исхода викингов  из .... Азербайджана.В собранных сагах исландский историограф 13-го века, Снорре Стурлусон называет страну Азер и прямо указывает, что первый король викингов Один вывел свой народ из страны Азер. Сам Один относился к "роду богов". Являясь человеком, Один был шаманом, и его магические знания и практики внушали уважение окружающих. Далее Хейердал подсчитал, что хранящаяся в Исландии летопись рассказывает о жизни и правлении норвежских королей до 1213 года, тридцати одном представителе династий норвежских королей. Именно предки норвежских викингов, утверждает исследователь, заложили основы и были первыми королями в Англии, Шотландии, Франции, Ирландии и принесли те культурные традиции ассов, которые нам известны до сих пор, в том числе и почитания священного дерева.

Культ деревьев - один из самых распространенных видов верований существующий и поныне в Азербайджане. Те самые оджаги, пиры, священные места, и есть следы этого культа, который уходит корнями в глубокое историческое прошлое. Таких оджагов со священными деревьями большое количество. Их можно встретить по всему Азербайджану. Это места посещали бездетные матери, а также к пиру приводили не передвигающихся детей. Традицией являлось и приготовление еды. Украшали священных деревья разноцветными тряпочками, - обычай, бытующий сегодня не только у азербайджанцев, но и у турок, курдов, персов и т.д., связан с верой в то, что с оставленными на дереве тряпочками остаются и людские недуги.

Эпос «Книга Деде Коркута» (Книга Деда Мороза) содержит немало интересных данных по верованиям тюркских народов.Один из главных героев эпоса Басат, рассказывал дэву о себе:

Anamın adını soruşsan,

-Qaba ağacdır, Atamın adını soruşsan,

- Xaqan aslandır!

(Спросишь как зовут мать мою- могучим Деревом!

Спросишь, как зовут отца- Царем- Львом!)

Мифологическое наследие азербайджан в ряде случаев выступает в виде символов. В священных деревьях тюрки видели своих предков. Великие гунны приносили жертву дереву, окропляя его листья кровью жертвы, увешивая ветви его шкурой. Дубовое дерево считалось матерью всех остальных деревьев. Дубу поклонялись, видя в нем спасительную, животворящую и дарующую блага силу.

Вместе с Великим переселением народов на территорию Азербайджана с берегов Енисея и предгорий Алтая пришли религиозно-мифологические представления древних тюрков. Как известно, многие племена, составившие основу для создания казахского народа, тысячелетия назад жили на Алтае. В то время они поклонялись богу неба - Танир (Тенгри).В мифах говорится о существовании трех миров: Верхнего мира (Неба), Среднего мира (Земли) и Нижнего мира (Подземного мира).

К  примеру, у  казахов воспоминание о мировом дереве, соединяющем разные миры, сохранилось в сказках. Байтерек – Мировое дерево, один из вариантов мироздания, модели мира. Байтерек - буквально изначальный тополь, Мать-тополь.Его отдельные части представляют собой части отдельных миров: корни – подземный мир, ствол– средний мир, крона – верхний мир. На вершине мирового дерева находится царь Верхнего мира – птица Самурық (Симиург). Гигантская птица, выступал орудием судьбы.Перья симурга использовались при гадании и магических действиях.

Но, по всей видимости, у тюрков, первоначально, священным деревом выступала ель (шырша). Древние тюрки ель называли «Святым деревом Ергене». Ель, как стрела, вонзаясь в синеву, указывала путь в Небо. Дорогу, ведущую к Тенгри! Вечнозеленое дерево указывало путь на небеса, как бы показывая, что после смерти жизнь продолжится там.Потому тюрки и дали ей название – «ёл» (жол - дорога, сравните с Йоль!). В казахской мифологии Байтерек, дерево соединяющий Средний мир с Верхним миром – это путь, дорога. У  тюркских народов есть еще одно значение слова "ел" - народ, а северные тюрки связывали дерево ель с народом оленя  ("елен" - по тюркски олень, вот откуда у Деда Мороза и Санта-Клауса олени в упряжке)

В ее честь устраивали праздники еще три- четыре тысячи лет назад. Очень древняя традиция, которая связана с Йер-су.Этому богу кипчаки поклонялись до принятия ими религии тенгрианства. Он пребывал в центре Земли, как раз «там, где, согласно легенде, расположен ее пуп и растет гигантская ель».На берегах Енисея, в местечке Тепcей Минусинской котловины и вершинах гор казахстанского Тарбагатая часто встречаются наскальные рисунки с изображениями мирового дерева - ели с привязанными  лошадьми или людьми вокруг которой они водят хороводы.  Так тюрки поклонялись Ергене, покровителю светлых, добрых духов. Считалось, что Солнце и Луна были подвластны ему. В благодарность Ергене люди на ветках ели завязывали красочные нитки и ленты, под него клали подарки. До сих пор у тюркских народов сохранился обычай повязывать на деревья ленточки и загадывать желания. А поджиганием еловых веток, а позднее и можжевеловых производили обряд очищения - ар, отсюда название можжевельника - арча. Но у тюрков это скорее ритуал, чем праздничный обычай.Древние кочевники – обитатели Великой степи – веровали в бога Неба Тенгри.  Тенгри – вечное небо, божественное мужское начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства.

Чудесную силу приписывают мифы кобызу Коркыта, одному из божественных персонажей, в казахских мифах, рассказывающих о том, что вернувшись на родину, Коркыт зарезал свою быстроногую, как ветер, верблюдицу и изготовил из ее шкуры музыкальный инструмент кобыз, играя на котором, он многие годы не подпускал к себе смерть. Коркыт является патриархом казахской музыки, учителем игры на кобызе и виртуозным исполнителем кюйев – камерных инструментальных произведений.

В основе мифов о Коркуте лежит древнее архаическое представление о четырехугольном горизонтальном строении космоса, о космическом характере больших рек, связывающих разные части мира, о первопредке – культурном герое, дарящем людям блага, сотворив необходимые вещи и научив людей человеческому бытию. Коркут не у всех тюркских народов назывался одинаково. У некоторых тюркских народов он носил имя Карачун и трансформировался в отрицательный персонаж.

Слово ”Карачун” с тюркских языков переводится как ”чёрная смерть” . Подобный мифологический персонаж упоминается и у Пушкина – 33 богатыря и дядька Черномор. Только ”Черномор” – вовсе не от ”Чёрное море”, а от ”чёрный мор”. (Его нянечка Арина Радионовна татарских кровей – вот вам и остров Буян и Руслан с Ратмиром...)

Карачун – с одной стороны – божество, отвечающее за зимний холод, с другой – дух смерти, символ внезапной погибели – даже сейчас часто упоминается ”Карачун тебе пришёл”. Слуги Карачуна - медведи –шатуны, которые превращаются в бураны и волки – метели – зимние враги человека и скота. Чтобы задобрить Карачуна, ему приносили жертвы. Так и сейчас некоторые северные народы в сильный мороз приносят дары духу зимы чтобы унять стужу. Имя Карачуна происходит от того, что он укорачивает день зимой – день зимнего Солнцеворота раньше так и назывался Карачун. Многие народы так называют Рождество, которое как раз и привязано к Солнцевороту, и сейчас.

Так же вместо ”Карачун” использовали  ”Морозный  старик ” или  ”Дед Мороз”. Такое название новогоднего персонажа используется у всех восточных и южных славян, кроме болгар, использующих “Дзедо Коледа”. Коляда – это южная традиция названия зимнего коловорота, не связанного со смертью, а таким образом предвещающего переход от зимы к весне, о чём и возвещали, колядуя, дети.

В более тёплых южных краях, где мороз – явление более-менее нейтральное появился Морозко – тот, кто сковывает землю морозом. Считалось, что Морозко может помочь заблудившимся в лесу, так и в известной сказке, по которой был снят фильм, Морозко - положительно–нейтрален. Морозко представляли гораздо моложе Карачуна, что отображало значительно менее опасливое отношение к нему. Белорусский аналог Морозка – Зюзя - этим словом и сейчас иногда называют метель. Также верили в мелкого духа Зимника - Трескунца, который создавал треск снега и льда и в морозы трещал брёвнами избы.

Первоначальное понятие Карачуна забылось, но название осталось. Во всех славянских традициях зимний солнцеворот называется и сейчас Карачуном. В Румынии само Рождество называют Карачун. Во многих местах готовят специальный круглый рождественский хлеб, называемый карачуном. На нём гадали, катая по столу.

С приходом христианства с празднованием Солнцеворота (Йоля) всячески боролись, хотя по сути Рождество им и является. Несмотря на этот простой народ помнил Деда Мороза. В имущих кругах этого персонажа узнали во второй половине 19-го века. В 1840 году писатель В. Ф. Одоевский опубликовал сказку «Мороз Иваныч». Позже вышли пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", которые базируются на народных сказаниях. После публикации этих произведений Дед Мороз стал всенародным атрибутом зимних праздников. После Революции Деда Мороза запретили как все религиозные предрассудки, но был восстановлен в 1937 году на детском праздновании Нового Года в московском Доме Союзов. С тех пор Дед Мороз непрерывно был атрибутом новогодних праздников в наших  странах.