Алексей Ли – выпускник КазНТУ им. Сатпаева, работал веб-дизайнером и немного программистом, после чего на протяжении 6 лет развивал студию «Глатис». С недавних пор портфолио Алексея пополнилось еще одним проектом - запуск системы онлайн-покупок билетов в кинотеатры, театры, цирки и на другие мероприятия «Тикетон».
Алексей, несмотря на долгие обсуждения идеи запуска электронных систем продажи билетов в Казнете, довольно долго не было желающих попробовать себя в этом бизнесе. Что сподвигло вас?
Желающие себя попробовать появлялись, и думаю, что были вполне достойные попытки. У нас, пожалуй, сложилось — большое желание запустить проект, большие усилия, удачное время для запуска. Первый прототип системы был сделан в рамках студии в начале 2012 года, и уже к весне 2012 года Тикетон вырос в отдельную независимую компанию. В целом, на воплощение потребовалось две попытки, вторая из которых заняла около полугода и оказалась успешной. В первый день официального запуска было куплено 18 билетов, сегодня годовой оборот компании составляет свыше 500 000 долларов США.
С какими трудностями пришлось столкнуться при запуске системы?
Трудностей при запуске нового бизнеса всегда появляется больше, чем физически можно осилить. Очень важно расставлять приоритеты по основным направлениям — технологии, дизайн, юридическая часть, маркетинг, PR и так далее.
Насколько сложно получить финансирование из государственного бюджета для реализации подобных проектов?
Пока все еще достаточно тяжело, непрозрачно и недостаточно информации. Но я надеюсь и верю, что ситуация будет меняться к лучшему.
Открыты ли инвесторы для инвестирования в онлайн-проекты?
Крайне мало инвесторов, готовых инвестировать на условиях, интересных для стартапов. С другой стороны, перспективных и интересных стартапов в нашей стране пока единицы.
Насколько перспективен, на ваш взгляд, рынок электронной коммерции в Казахстане?
Думаю, что достаточно перспективен, чтобы за него стоило побороться. При этом важно отдавать себе отчет в специфике — рынок относительно небольшой, при сильной удаленности населенных пунктов друг от друга. Поэтому он интересен, но шансы остаться на плаву и вырасти в каждой из потенциальных ниш будут у одной-двух компаний. Я очень надеюсь, что местные игроки сумеют удержать «поле» и станут конкурентоспособными.
Несмотря на то, что рынок онлайн-продаж является перспективным, игроков на этом рынке пока не так много…
На мой взгляд, рынок является перспективным только для одного игрока — ввиду очень низкой маржинальности и относительно небольшого размера рынка в Казахстане.
Как вы считаете, насколько велика вероятность того, что в ближайшие 2-3 года электронные билеты «вытеснят» с рынка бумажные?
Полного вытеснения не произойдет. Электронные билеты скорее будут оставаться некой «привилегией» для тех, кто ценит свое время, но будут и те, кто покупает билеты спонтанно или по старинке.
Каков ежемесячный прирост количества пользователей сайта? Из каких городов чаще всего пользуются вашими услугами?
Точно сказать усредненную цифру не смогу, поскольку, во-первых, есть определенная сезонность в покупке билетов, во-вторых, прирост зависит и от органического роста и от расширения нашего сервиса, но в среднем наверно около 15%. При том, что сейчас Тикетон присутствует в трех городах — Алматы, Астана, Кызылорда, безусловно, пока основной объем дает Алматы.
Расскажите, какие каналы рекламы вы используете для раскрутки системы?
У нас пока не было серьезных затрат на рекламу, по большей части были различного рода партнерские договоренности. Поэтому нам только предстоит решать, какие каналы будем использовать.
читать далее на Moomkin.com