«Пекин 2008» (北京2008)
"Женщины играющие в маджонг" 搓麻将的女人
Картина живущего в канадском городе Торонто китайского художника Лю Ли (刘溢) под названием «Пекин 2008» (北京2008) выставлялась на Нью-Йоркской выставке 6 марта 2005 года и вызвала тогда неоднозначную реакцию в западном обществе. На ней в китайском интерьере изображены четыре девушки, играющие в маджонг, являющиеся аллегорическими изображениями четырех стран Тихоокеанского региона. Эта картина демонстрирует сложные, запутанные отношения в Тайваньском проливе и в ней можно увидеть скрытый внутри глубокий смысл.
Обшарпанные стены разваливающегося дома, лежанка - кан и стоящий сверху низкий столик для маджонга выполнены в традиционном для Китая деревенском интерьере. Портрет висящий на стене представляет собирательный образ - усы Сунь Ятсена, лысина Чан Кайши, общие черты лица Мао Цзедуна, - выполнен на красном фоне. Такая символика понятна каждому китайцу — это история Китая на протяжении последних 100 лет со времен буржуазной революции 1911 года.
За окном берег моря, облачное небо, явный намек на тревожное состояние по обе стороны Тайваньского пролива, способное перейти в критическую фазу в зависимости от ветра политических перемен.
Скорее всего, эта партия игры на раздевание. Кто проигрывает – снимает следующую деталь одежды. Одежда на девушках символически отражает состояния каждого государства.
- Азиатская девушка, сидящая на первом плане, спиной к зрителю, с татуировкой на спине – это Китай;
- Сосредоточенно играющая в маджонг девушка слева – Япония;
- Девушка в длинных одеждах, склонившая голову – США;
- Лежащая в соблазнительно-расслабленной позе – Россия;
- Девочка, стоящая сбоку – Тайвань.
«Китай». Традиционная для китайских девочек прическа и китайские татуировки. Одета она в комбинацию западного типа, - символ того, что девушка «Китай» в определённой мере готова «влезть в западное платье», но татуировки указывают на то, что Китай всегда останется Китаем, однако не будет этого демонстрировать на людях, татуировки будут скрыты под одеждой.
Девушка «Китай» собрала комбинацию из трех одинаковых костей маджонга «пэн» (碰), в данном случае костей «дунфэн» – «восточный ветер». У этой комбинации два уровня смысла: во-первых, Китай пользуется «восточным ветром», чтобы активно развиваться; во-вторых, «Дунфэн» – «Восточный ветер» – название серии баллистический ракет, принятых Китаем на вооружение, включая «убийц авианосцев» Dongfeng-21C , разработанных на основе американского военного лома.У Китая с одной стороны сложилось неплохое положение, но неизвестно какие скрыты кости. Одновременно эта девушка производит тайный обмен костями маджонга с лежащей справа, вроде бы равнодушной Россией, при этом никто из присутствующих не замечает этого, за исключением смотрящей на китаянку в упор девочки «Тайвань» в красном.
Поза «Китая» сосредоточена на игре, ноги поджаты. Угадать какими будут следующие действия девушки, - продолжит ли она спокойно играть за столом или встанет, оттолкнувшись левым коленом — предсказать невозможно. Выражение её лица также не видно.Если в этом раунде проигрывает Китай, то, сняв один предмет гардероба, она окажется в таком же состоянии, как сейчас Россия (так же, как при распаде СССР). Ситуация похожа на Китай после освобождения (освобождением в Китае называют 1949 год и приход к власти Коммунистической партии во главе с Мао Цзедуном), который склонялся и к Советскому Союзу, и к Америке. Своих собственных сил у нее не хватает, и она может существовать и развиваться, только колеблясь между двумя сторонами.
«Америка». Возможно, что считает игру уже выигранной. С видом понимания происходящего на столе, Америка смотрит на Тайвань с задумчивым выражением лица, пытаясь узнать, что видит Тайвань. Её руки закинуты за голову, Америка как бы потягивается, перед тем как встать.С первого взгляда кажется, что Америка одета больше всех, и она самая сильная. На остальных игроках не хватает одежды, чтобы прикрыть все части тела. Но это ложное впечатление, поскольку Америка уже осталась без нижней части своего гардероба, в то время как Китай и Россия, хоть и выглядят голыми, все же пока держат свои интимные места прикрытыми. И если Америка сейчас проиграет, то уступит место глобального лидера и разденется до состояния России (или Тайваня)
«Россия». Лежит на лежанке-кане, глаза её прикрыты, в позе наблюдается полная расслабленность и соблазнительность.Однако расслабленность несколько показная, поскольку «Россия» мягко, но твёрдо положила свою правую ногу на бедро «Америки», блокируя её движения, если та попытается встать. Весь её вид показывает своё безразличие к девочке «Тайваню» в красном, однако, это в целом надуманная поза. Обе руки разметались в разные стороны между «Америкой» и «Тайванем», обозначая преграду между ними, другая протянута к сидящей девушке «Китаю».Ладонь раскрыта и находится на виду, что показывает отсутствие каких-либо враждебных намерений.
Сидящая спиной к нам девушка «Китай» тайком меняется костяшками маджонга. Легко предположить, что «Россия» только что передала ей одну из своих костяшек на тайный обмен и ждёт свою. Россия тайком продаёт оружие Китаю и в обмен получает необходимые ей финансовые средства.Россия, одетая в бельё западного типа, похоже имеет сговор с обеими сторонами, и она изображена здесь самой коварной и лицемерной - если проиграет, то останется уже без единой тряпки.По всей вероятности Россия уже взяла лишнюю кость (игрок, взявший лишнюю кость в маджонге, не имеет права выиграть, то есть сложить выигрышную комбинацию, а может только продолжать игру, помогая другим игрокам собирать их комбинации) и теперь просто подыгрывает остальным игрокам.Кажется, что «Россия» повержена и сосредоточена на себе, она даже не сидит, а лежит в отличие от трех других девушек, однако даже лёжа она активно пытается участвовать если не в самой игре, то, по крайней мере, в расстановке сил независимо от игры.Но она меняется костями с Китаем, и получается, что Япония в наихудшем положении.
«Япония». Сосредоточенно смотрит на стол, и, не замечая, что делают остальные игроки, она только смотрит себе в «руку»,– набор костей, сданный игроку. При этом она растопырила пальцы рук в направлении Америки и Китая, демонстрируя, что не имеет к ним никакой враждебности, и полностью погружена в размышления. Однако её поза чрезвычайно сжата.Япония в полном неведении, продолжает играть в свою игру, и если проиграет, то сразу же выйдет из-за стола. Это свидетельствует о том, что и в тайваньский вопросе, Япония ведет дело только со своими собственными интересами, близоруко, не в состоянии понять глобальной ситуации. На ней уже и так ничего не осталось, она «самое слабое звено» - ей уже нечего проигрывать, поэтому она скоро выйдет из игры.
«Тайвань». Одета в красный Dudou,аналог бюстгальтера в Китае, популярный при династиях Мин и Цин (XIV – XX века),что демонстрирует ее принадлежность к китайской культуре. В одной руке у нее чаша с фруктами, в другой – нож для фруктов. Тайвань наблюдает за всем со стороны и видит все, что творят игроки, и все понимает. Но у нее нет ни права голоса, ни статуса, ни возможностей вступить в игру. Поэтому её недовольство ситуацию не изменит, она может только быть прислужницей и чистить фрукты победителю.
Победителем будет либо Китай, либо Америка, здесь сомневаться не приходится. И хотя на Америке больше одежды, т.е. силы, играет она в китайскую игру маджонг, а «не в западный покер», - играет она всё-таки по китайским правилам.
Картина "Женщины играющие в маджонг" в отличие от "Пекин 2008" имеет существенные изменения.
- Отличие №1
Картина "Женщины играющих в маджонг" выделяется более ярким цветом, четким фоном левого лицевого портрета переходящим от черного до оранжевого. Левый край освещен закатом. В целом же, по сравнению с предыдущей картиной "Пекин 2008", новая версия имеет гораздо менее мрачный общий фон.
- Отличие №2
Воплощением китайско-японских противоречий которым является "Женщины играющие в маджонг" даже большим, чем картина "Пекин 2008" Самым большим изменением являющимся также и самым спорным - изображение японки. Женщина с комбинацией костей, которая считается что представляет Японию в "Пекин 2008", выглядит по-японски красиво, опустив голову с тонким классическим выражением лица, со свисающими волосами с одной стороны, и видимо должна интерпретироваться как "нарциссическая". Тогда как в "Женщинах играющих в маджонг ", японка носит напористо-короткие волосы, с прической напоминающую прическу бывшего премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми. В позе женщины теперь больше экспрессии; Япония подняла голову и выдавила из себя улыбку. Выражение лица и психическое состояние совершенно иное.
- Отличие №3
Еще одним существенным изменением считается представляющей страну китаянке. В "Женщинах играющих в маджонг", Китай скрывает за две игральные кости в одну, в то время как размер столешницы больше, рассчитанной уже на шесть персон. Напрашивается вывод, что эти шесть персон скрыты здесь же и шесть персон является представителями шестисторонних переговоров! В этой картине, только у представителя Китая имеются часы на правой руке, что может быть интерпретировано как единственного определяющего график переговоров. Кроме того, оригинальные китайские татуировки на талии девушки исчезли, что по замыслу демонстрирует большую прозападную направленность Китая.
- Отличие №4
Посмотрите на комбинацию девушки, расположенной напротив китаянки, представляющей Соединенные Штаты, которая означает немного больше, чем просто кости. По замыслу художника это означает, что США думает, что сохраняет контроль над ситуацией, но сейчас держателем выигрышной комбинации "восточный ветер" - Dongfeng, является Китай.
- Отличие №5
В "Женщинах играющих в маджонг" появились интригующие изменения еще и в том, что девушка, стоит на расстоянии близком к игрокам , чем в картине "Пекин 2008". Прямые волосы превратились в локоны- что это могло бы значить? Ранее большинство людей думали, что эта девушка представляет Тайвань, но после прочтения этого нового изменения, логичнее предположить, что девушка представляет не Тайвань, а Северную Корею. Китай поставивший на эти кости на игральном столе переговоров должен чувствовать себя ближе к Северной Корее, тем более, что черты лица девушки также соответствуют чертам лица девушек страны утренней свежести, да и одетый на ней фартук в китайском стиле скорее предназначен продемонстрировать близость отношений Китая и Северной Кореи.