Из заметок организатора
Продолжим наше изучение композиции новеллы. Сегодня поговорим о типах и формах повествования.
Повествование может вестись от первого или третьего лица. Причем третье лицо может быть как безличной инстанцией, так и конкретным рассказчиком, наделенным некоторыми личностными чертами. Есть два основных вида авторов: автор всезнающий и автор ограниченный. В первом случае рассказчик знает о всех событиях, во втором — читатель узнает о событиях только с определенных точек зрения. Зачастую повествование от первого лица представляет собой такой тип изложения — читатель сопереживает герою и решает проблемы вместе с ним.
Классическим примером (особенно реалистических текстов) является описание с точки зрения всезнающей безличной инстанции, как, например, у Джейн Остин или Льва Толстого. Одним из классических примеров повествования от первого (ограниченного) лица является «Божественная комедия», где читатель узнает о новых событиях с точки зрения самого Данте.
Часто текст содержит две и более точки зрения: в романах Орхана Памука «Меня зовут Красный» и «Дом тишины» каждая глава написана с точки зрения другого персонажа. Начало в «Меня зовут Красный» вообще замечательное: «Я — мертвый. Я — труп на дне колодца». Кстати, подобный прием повествования, когда читатель сразу попадает в гущу событий, называется in media res.
Но прежде, чем мы продолжим говорить о типах повествования, поясним два термина: фабула и сюжет. Фабула (от латинского fabula — сказка, рассказ) цепь событий в хронологическом порядке, сюжет — представление этих событий читателю.
Заметка на полях. Немного о классификации «бродячих сюжетов» и не только я писал в своем личном блоге. Вот здесь.
Последовательность может быть нелинейной, представлена с разных точек зрения, повествование может прерываться флэшбеками или же составлено из разных событий в другом порядке, как, например, в фильме «Мементо». Существуют и другие определения фабулы и сюжета, но для простоты мы будем пользоваться этими. Вот несколько интересных примеров, когда сюжет отличается от фабулы:
Нелинейное повествование — порядок представления событий в сюжете отличается от фабулы.
In media res — как следует из названия типа повествования, рассказ начинается с середины событий. Иногда предыдущие события также не рассказывается, тогда читатель должен сам догадаться о предшествующих событиях; иногда in media res — это пример нелинейного повествования. Например, в «Шагреневой коже» повествование начинается с рассказа, как Рафаэлю достался талисман, а во второй главе герой рассказывает о своем прошлом в первом лице. In media res часто применяется в остросюжетных фильмах. Прием интерес тем, что читателю сразу предлагается развязка, но по мере развертывания сюжета меняется её понимание. Этот прием способен сразу заинтриговать читателя. Разве не заинтересовало вас начало романа Памука?
Ненадёжный рассказчик. Это может быть как инструментом самого повествования, так и развязки. Концовка является неожиданной, когда мы узнаем, что рассказ не является достоверным, как, например, в том же «Бойцовском клубе». Можно привести небольшую подборку стандартных приемов:
— рассказчик-лгун: когда повествователь специально обманывает читателя;
— рассказчик-сумасшедший: когда мы узнаем, что рассказ является фантазией повествователя;
— рассказчик-клоун: повествователь разыгрывает читателя, предлагает шутки, иногда отвлекает от основного повествования — в целях развлечения или запутывания читателя;
— наивный рассказчик: повествование ведется с точки зрения героя, который в чем-то ограничен, например, повествование с точки зрения ребенка, инопланетянина, лошади… Чеховский Ванька, в общем. Наивный рассказчик является также одним из примеров остранения. Подробнее об остранении — у Шкловского.
Заметка на полях. Интересный прием можно наблюдать у Джойса в «Портрете художника в юности», когда рассказчик взрослеет и стиль повествования меняется. Похожий прием использует Замятин в романе «Мы» и Дэниел Киз в «Цветах для Элджернона» — стиль изложения меняется вместе с рассказчиком.
— рассказчик-плут: несколько схож с рассказчиком-клоуном, но в этом случае гротескное повествование нацелено не на игру с читателем, а отражает характер героя. Плутовские романы известны еще с античных времен, подобный прием использован в некоторых новеллах «Декамерона».
Заметка на полях. А что если прием недостоверного рассказчика совместить с повествованием от разных лиц? Может получиться очень интересный эффект: когда читатель не может достоверно восстановить ход событий, так как истории противоречат друг-другу. Иногда это называют «эффект Расёмон» — по названию фильма Куросавы. Сам фильм основан на двух рассказах Акутагавы Рюноскэ: «Ворота Расёмон» и «В чаще». Описываемый прием был использован писателем во втором рассказе, где происходит убийство самурая, но показания свидетелей противоречат друг-другу. Почитать можно здесь.
В предыдущей записи я упомянул «Ружье Чехова» как вариант неожиданной концовки. Однако, есть приемы повествования, обыгрывающие этот инструмент. Можно выделить три типа:
— холостой выстрел: когда упомянутая деталь играет роль позднее, но не приводит к резкому повороту событий;
— отвлекающий маневр: когда писателем заведомо дается ложная уводка. Вариант такого приема можно увидеть в серии книг о Гарри Поттере, где настоящим антагонистом является не тот, о ком думают герои.
— белый шум: когда в повествовании специально дается много деталей и зацепок, но определяющую роль играют не все, но их трудно выделить в «белом шуме».
В ста словах составить композицию с применением одного из нестандартных приемов, конечно, сложно. Однако на конкурс уже поступали рассказы с, например, недостоверным рассказчиком и — в некотором роде — с «ружьем Чехова».
Знакомство с этими инструментами поможет вам донести вашу идею интересно для читателя. Для составления композиции я также могу посоветовать смотреть короткометражные фильмы. Многие из них легко подходят под классификации, предложенные в двух записях. Например, этот прекрасный мультфильм про слепую девочку (недостоверный рассказчик). Или этот очень хороший короткометражный фильм, где концовка представляет собой перипетию.
Вспомните ваши любимые произведения, подумайте о том, как их авторы используют разные приемы нарратива. Это поможет вам в выборе нужного инструмента, так как в нашем случае очень сложно использовать больше одного-двух приемов. Конечно, пробуйте экспериментировать, выше приведены только основные приемы, можно подойти к решению задачи и с другой стороны. Уделите внимание стилю, часто для композиции стиль изложения не менее важен, чем сам сюжет. Вы можете выбрать необычный жанр, словом, сочиняйте и присылайте ваши рассказы!