kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
5

Ценообразование ГСМ в Казахстане. Часть 1

Пора, наконец, разобраться, почему при ежегодной добычи 80 млн. тонн нефти и экспорта более 60 млн. тонн в Казахстане ощущается дефицит в ГСМ, а также из чего складывается себестоимость бензина? Почему когда цена на нефть падает цена бензина остается неизменной? Какая реальная стоимость бензина? Когда улучшится качества выпускаемого бензина в Казахстане? Постараюсь изложить ответы на все эти и другие вопросы в данном посте.

Топливный кризис

  • Во первых, основной причиной топливного кризиса (в разные годы) стало устаревшее и сильно изношенное оборудование на 3-х казахстанских НПЗ. Всем казахстанским нефтедобывающим компаниям гораздо выгоднее продавать сырье (нефть) на экспорт, чем результат ее переработки. Соответственно, нефтедобывающие не планировали вкладывать средства на модернизацию НПЗ, а у НПЗ, как и у Правительства на это денег не было.
  • Во вторых, Павлодарский НХЗ и Шымкентский НПЗ были сконструированы в период СССР под Западно-сибирскую сернистую нефть. Прямого трубопровода с казахстанских месторождений до Павлодара не было и нет. Ежегодно для жизнедеятельности этих 2-х заводов с России завозились (но не всегда) порядка 5-7 млн. тонн нефти, из этого объема 4-5 млн. тонн нефти поставлялось в Павлодар, а оставшийся объем 1-2 млн. тонн – в Шымкент. В разные периоды поставка с России были ограничены, что в свою очередь отразилась на дефиците ГСМ.
  • В третьих, после обретения Независимости с каждым годом увеличилось число транспортных средств. Если в 1992 году число автотранспорта (без прицепа) составляло сотни тысяч единиц, то в 2013 году – около 4 млн., и ежегодный темп роста составляет примерно 5%. Учитывая, что многие сменили советские авто на автомобили производства дальнего зарубежья, то потребность в Аи-76 и Аи-80 падала, и железные кони требовали все больше и больше высокооктанового бензина. К примеру, 7 лет назад доля производимого топлива А-80 составляла 60%, АИ-92 около 20-30%. Сейчас, наоборот, 60% — это доля АИ-92, а доля А-80 значительно меньше.
  • В четвертых, отсутствие четкого законодательства, регламентирующее цены на ГСМ и пересекающее спекуляцию на топливном рынке.

Все эти факторы могли стать причинами топливного кризиса в разные годы. Но это все в прошлом, настоящее выглядит лучше, а будущее вообще обещает быть превосходным.

 

Государственное регулирование топливных цен

В целях упорядочения системы государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов и с целью стимулирования НПЗ осуществлять модернизацию производственных мощностей в 2011 году вышел Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года № 463-IV.

Не буду томить буквами, суть этого закона вкратце изложена на картинке:

Из картинке выше следует, что Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) утверждает предельную цену на топливо.

Согласно Правилам, утвержденным ПП РК от 2 марта 2012 года № 287, предельная цена на розничную реализацию определяется в зависимости от мировой цены на нефть на основе следующей формулы:

Если при расчете следовать всем условиям формулы, то цена на ГСМ (в частности на бензин и дизельное топливо) должна составить не менее 250 тенге!!!

Получается, что Агентство по регулированию естественных монополий руководствуется не Правилами, а по шкале социальной напряженности в стране.

Я бы на месте АЗС засудил бы АРЕМ, выставив многомиллиардный штраф, за не соблюдение Правил

Если так, то почему бензин стоит дешевле?

Дело в том, что Правительство обязывает нефтедобывающие компании поставлять часть добытой сырой нефти на внутренний рынок, причем она может быть значительно ниже мировых цен и может даже устанавливаться на уровне себестоимости добычи нефти (условия по поставкам нефти на внутренний рынок устанавливаются в контрактах на недропользование).

Вся экспортируемая казахстанская нефть рассчитывается (при налогообложении) по мировым ценам, в следующих случаях мировая цена для определения стоимости нефти не применяется:

  • при реализации на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо – стоимость определяется исходя из фактической покупной цены нефтеперерабатывающего завода;

  • при передаче для переработки в качестве давальческого сырья, в том числе через третье лицо - исходя из производственной себестоимости добычи увеличенной на 20%;

Принимая во внимание, что производственная себестоимость добычи нефти в Казахстане составляет от $8 до $40, а предельные цены равны перед всеми участниками топливного рынка, то некоторые компании на этом делают очень хорошие деньги.

Казахстанские НПЗ

Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана представлена тремя НПЗ: Атырауским нефтеперерабатывающим заводом (АНПЗ), Павлодарским нефтехимическим заводом (ПНХЗ) и Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом. Действующие заводы осуществляют следующие подвиды деятельности:

  1. переработка продуктов первичной и глубокой переработки нефти;
  2. компаундирование, введение присадок, добавок и компонентов в товарные бензины в целях повышения октанового числа;
  3. введение присадок и добавок в дизельное топливо.

По итогам 2012 года переработка нефти на отечественных НПЗ по данным АО «ИАЦНГ» составила 14 065 тыс. тонн, а в 2011 году – 13 726 тыс. тонн.

По отдельности:

источник: КМГ-ПМ

Следует отметить, что глубина переработки НПЗ остается крайне низкой (65-68%), а в США и некоторых стран ЕС этот показатель составляет 87-92%.

На модернизацию и реконструкцию 3-х НПЗ запланировано порядка $4 млрд. Реконструкцией под ключ АНПЗ и Шымкентского завода занимаются китайские компании, а ПНХЗ - европейские (Италия/Франция). К 2016 году НПЗ будут модернизированы и смогут выпускать топливо на уровне Евро-5, а объем переработки вырастет до 17,5 млн тонн в год. И к 2016 мы должны успеть, ведь согласно тех.регламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены.

 

Ценообразование ГСМ

Ценообразование формируется за счёт следующих основных параметров: покупная цена нефтепродуктов от дистрибьюторов нефтеперерабатывающих заводов, акцизы, плюс затраты, необходимые на содержание объектов (автозаправочных станций и нефтебаз), а также остальные расходы компании (заработная плата работников компании, налоги и другие обязательные платежи в бюджет, социальные выплаты и др.).

И так, попробуем разобраться с ценообразованием ГСМ на топливном рынке Казахстана. Чисто теоретически.

Для расчета возьмем объем переработки нефти и выхода нефтепродуктов за 2011 год (за 2012 год официальных данных по разбивкам нефтепродуктов нет, только сводная информация), а цену на нефть и нефтепродукты за этот год.

И так, нам известно, что....

  1. в 2011 году на три НПЗ поставлено 13 726 тыс. тонн нефти.
  2. а) Покупная цена нефти для ПНХЗ составляет примерно 54 000 тенге за тонну;

b) "РД "КМГ" загружает нефть на АНПЗ по 40 000 за тонну; давальцы также отгружают нефть на АНПЗ, но по ценам выше "РД "КМГ";

Источник: Готовой отчет АО "РД "КМГ" за 2012 год

с) Шымкентский завод принимает в основном давальческое сырье, которое рассчитывается по себестоимости нефтедобычи с надбавкой 20% (согласно Налоговому кодексу). При средней себестоимости нефтедобычи $24/баррель в Казахстане, чисто теоретически давальческое сырье не должно превышать 30 000 тенге у нефтедобытчика (но сторонние компании могут закупать нефть по ценам гораздо выше). Но на практике покупная цена завода составляет порядка 60 000 тенге за тонну.

Теоритическая средняя покупная цена для НПЗ составляет 54 600 тенге за тонну.

Итого, на 3-х НПЗ было переработано 13 726 тыс. тонн нефти по 54 600 тенге за тонну, т.е. стоимость нефти на 749,5 млрд. тенге.

3. Цена на переработку сырой нефти возьмем АНПЗ: 13 725 тенге за тонну (с учетом НДС).

В соответствии с постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 27 декабря 2012 года №48, уровень цены ТОО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" на переработку сырой нефти с 1 января 2013 года утвержден в размере 11 807,6 тенге за одну тонну (без учета НДС 12%).

Цена за услуги по переработке нефти составит 181,5 млрд. тенге.

4. Выход (объем) и наименование нефтепродуктов из переработанной нефти нам известны (в таблицах выше). На сайте Стат.Агентства известна выходная оптовая цена на нефтепродукты (без учета НДС 12%):

  • Бензин - 93 548 тенге за тонну;
  • Керосин - 121 645 тенге за тонну;
  • Дизельное топливо - 101 081 тенге за тонну;
  • Мазут - 61 407 тенге за тонну.

Итого: выходная оптовая цена от продаж нефтепродуктов составит 940 млрд. тенге.

5. Цены на акциз

Общая итоговая акцизная цена составит 16,2 млрд. тенге.

6. НДС от оптовой деятельности 12%: 113 млрд. тенге

7. транспортные расходы по ЖД/автоцистерны: 6 000 тенге за тонну (цены могут различаться в зависимости от региона)

Итого: 65,2 млрд. тенге

8. Розничные цены (АЗС) по Казахстану нам известны:

Путем конвертации литры ГСМ на тонны, то можно выявить розничные цены нефтепродуктов. Это нужно для определения НДС от розничной деятельности.

НДС от розничной деятельности составит: 43 млрд. тенге.

9. Следовательно, прибыль от розничной деятельности можно выявить путем: РОЗНИЧНАЯ ПРИБЫЛЬ = Розн.продажа - Опт.продажа - Акцизы - Транспорировка - НДС = 121,2 млрд. тенге. В эту прибыль входят: Чистая прибыль, Фонд оплаты труда, Адм.затраты, техн.потери нефтепродуктов, откаты и прочее.

Прибыль от оптовой деятельности можно выявить путем: ОПТОВАЯ ПРИБЫЛЬ = Оптовая продажа - Процессинг - Стоимость покупной нефти = 9,4 млрд. тенге. Но на балансе остаются и другие продукты переработки: кокс, сера, спирт, сжиженный газ, газойль.

Также нужно отнять КПН (20%) от прибыли (оптовая и розничная) в пользу Республиканского бюджета, но, не зная ФОТ, Адм.затраты, это крайне сложно сделать.

Хотя, в учет можно взять КПН от прибыли без учета затрат (как будто АЗС и Оптовики не несли затраты).

В итоге, получился вот такой результат:

Сводный результат ценообразования ГСМ на рынке Казахстана:

Ценообразование для самого популярного топлива в Казахстане будет выглядеть так:

 

Для примера: Ценообразование бензина Regular (наш АИ-92) и дизельного топлива в США.

В США прибыль АЗС сидит в переработке нефти, поскольку производитель нефти, нефтепереработчик и АЗС - это одна компания.

Источник: U.S. Energy Information Administration

 

Ценообразование бензина и дизельного топлива в России:

Источник: Федерация автовладельцев России (по ссылке можно увидеть полный расчет)

В России половину стоимости бензина и дизельного топлива занимают налоги. Стоимость Акцизов на ГСМ в России превышают казахстанские в 10 раз! Но покупная нефть на НПЗ дешевле. В России НДС и акциза сопоставимы с экспортной пошлиной на нефть, и нефтедобывающей компании нет разницы: продавать нефть на экспорт или перерабатывать на нефтепродукты.

 

Продолжение (о росте цен на ГСМ с 2014 года, почему АРЕМ не регулирует оптовые цены и прочее) следует...