kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
36

Обама, верни нам Иртыш!

Весна 2013 года может стать роковой для Павлодарской области. Если этой весной, как и в прошлом году не произойдёт полноценного разлива реки Иртыш, то экологии и сельскому хозяйству прииртышья будет нанесён страшный ущерб, восполнять который нам придётся не один год. Самое неприятное, что судьба природы и жителей Павлодарского региона отчасти находится в руках американских бизнесменов-энергетиков, приоритетом для которых является прибыль, а не забота о нашем ареале обитания. Чтобы заставить американских инвесторов соблюдать интересы казахстанцев, я обратился с открытым письмом к президенту США Бараку Обаме. Вот русский перевод данного текста:

«Dear Mr. President Barack Obama! Помогите Казахстану вернуть весенний разлив реки Иртыш! С 1997 года в концессии американской энергетической компании AES находится Шульбинская гидроэлектростанция (Shulbinsk HPP). Последние четыре весны AES злостно нарушала режим затопления поймы реки Иртыш. Вода подавалась в русло с большим опозданием и в недостаточном объёме.

Ежегодное отсутствие искусственного паводка наносит колоссальный ущерб экологии, сельскому хозяйству и интересам четверти населения Казахстана. Больше всего страдает Павлодарская область, расположенная ниже по течению. Заливные луга павлодарской поймы Иртыша подвергаются медленному опустыниванию, значительно снижается урожай кормовых трав. Под угрозой исчезновения оказались уникальные виды растений и ценные породы рыб. Надвигается экологическая катастрофа.

Весной 2012 разлива реки не было совсем. Лето выдалось засушливым и малоурожайным. Зимой от нехватки корма стал умирать скот, а в обмелевших пойменных озёрах замёрзла рыба. Главе Павлодарской области удалось вынести вопрос разлива реки Иртыш на правительственный уровень и обязать AES весной 2013 года дать воду. Но, никто не может гарантировать, что AES выполнит обязательства.

Эта ситуация напоминает Боливию 1999 года, когда иностранные корпорации ограничили местному населению свободный доступ к водным ресурсам. В Казахстане растёт недовольство инвестиционной деятельностью AES. В политических и общественных кругах зреют идеи по национализации Шульбинской гидроэлектростанции. Срок её концессии у AES заканчивается в 2017 году. Ещё есть время наладить хорошие отношения.

Поэтому я прошу вас, в рамках ваших полномочий, убедить руководство AES выполнить все свои инвестиционные обязательства по Шульбинской гидроэлектростанции и другим казахстанским объектам, помочь с восстановлением поймы Иртыша и отныне соблюдать «Правила использования водных ресурсов верхне-иртышского каскада водохранилищ».

В 2013 году AES должна совершить весенний попуск воды с Шульбинской гидроэлектростанции примерно с середины апреля до начала мая. За указанный период в Иртыш должно поэтапно поступить не менее 5 кубических километров воды. 2013 год для нас решающий. Повторная засуха может стать роковой. Особенно в преддверии вступления Казахстана в ВТО. Убедите AES соблюдать Правила. Верните нам разлив реки сейчас!»

На этой видеозарисовке наша павлодарская пойма. Вот за что болит моя душа!

Во вторник я отправил это письмо Бараку Обаме, заполнив специальную форму на сайте Белого дома. Также я поместил послание в открытом доступе на своей странице facebook и скинул ссылку на личный twitter Обамы. В среду утром пользователи facebook сообщили, что передали моё письмо западным журналистам. В четверг я дал 12 интервью республиканским СМИ и Радио Свобода. Мои коллеги-журналисты оказали поддержку, за что им большое спасибо. Основной вопрос, который их интересовал: почему я не обратился для начала к руководству AES, к Правительству РК, а сразу написал Обаме? Для того, чтобы вы поняли мою позицию, приведу цитаты из официальных СМИ:

6 ноября 2008 г. «Казахстанская правда», статья «Иртыш тревоги нашей»: «Шульбинская ГЭС возводилась для компенсационного регулирования стока Иртыша, аккумулирования притока рек Ульба и Уба с целью использования их для выработки электроэнергии, весеннего затопления пойменных лугов, водоснабжения городов и поселков. Это в идеале. Но так как высота плотины была сооружена ниже, чем необходимо, то воды водохранилища этой ГЭС (чтобы не ущемлять интересы энергетики) не хватает ни для нормального затопления лугов, ни для беспроблемной подачи воды населению. В годы перестройки экономики Казахстана Шульбинская ГЭС, как и еще ряд станций региона, была отдана в концессию компании «АЕS» («Американские электрические сети») сроком на 20 лет, который истекает в 2017 году. И с гарантией, что концессионеры достроят плотину. Этого не произошло. Лишь был закончен шлюз для прохода судов, да и то с участием государства, то есть Казахстана».

14 апреля 2010 г. ИА «Новости-Казахстан». Интервью зампредседателя АРЕМ  Анатолия  Шкарупа в статье «АРЕМ обвиняет AES в неисполнении инвестобязательств на $459 млн»: «У нас один из крупнейших контрактов – это договор с компанией AES,  по этому договору мы выявили,  что они не выполнили обязательства на сумму 459 миллионов долларов, в том числе по Шульбинской ГЭС – на 396, 59 миллионов долларов (94,9%  не освоения)».

29 октября 2012 г. Деловой портал kapital.kz. Статья «В работе энергокомпаний выявлены нарушения»: «АО «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ», ТОО «AES Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» реализовывали электроэнергию по предельным тарифам без заключения инвестиционного соглашения с министерством. В связи с отсутствием такого соглашения компании вместо того, чтобы определенную часть получаемой прибыли направлять на создание новых активов, расширение, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение, выплачивают дивиденды своим учредителям. От полученного чистого дохода за 2011 год «АЭС Шульбинская ГЭС» выплатила дивиденды своим учредителям на сумму 2,7 млрд. тенге».

Подобных критических публикаций в казнете много. Из них можно сделать умозаключение: корень проблемы разлива Иртыша кроется не столько в нарушении «Правил использования водных ресурсов», сколько в невыполнении инвестиционных обязательств по наращиванию плотины. Задумайтесь, если иностранцам долгие годы удаётся оспаривать законные требования государства, то какова вероятность, что они прислушаются к журналисту? Если наши государственные мужи на протяжении 16 лет не могут заставить инвесторов расплатиться по счетам, то какой мне резон от них требовать невозможного?

Поэтому в качестве третейского судьи в этом споре я выбрал Барака Обаму - молодого, демократичного и энергичного. Правительства наших стран скованы рамками дипломатического этикета, я же нахожусь вне системы, поэтому более свободен в своих действиях. Журналисты спрашивали, что побудило меня написать письмо Обаме. Отвечу честно: отчаяние. Мне, коренному павлодарцу, больно видеть, как на моих глазах методично из года в год уничтожается наша природа, как превращается в солончаки наша уникальная пойма, как гибнет скот и рыба.

После волны публикаций, связанных с моим посланием Обаме, оперативно отреагировала пресс-служба AES. Через Агентство "КазТАГ" энергетики распространили обнадёживающую новость "На водохранилищах Зайсан-Иртышского бассейна ожидают большую воду". Цитирую: «В этом году в связи с большим запасом снега в горах Восточного Казахстана гидроэнергетики Шульбинской ГЭС готовятся к значительному увеличению притока воды в реку Иртыш в весенний период». Звучит, как успокоительная мантра! Теперь хорошо бы организовать пресс-тур на весенний попуск воды с Шульбинской ГЭС. Я бы провел оттуда twitter-трансляцию. Однако, раньше времени радоваться не будем. Сначала дождёмся первого полноценного разлива. Я лично продолжаю держать этот вопрос на контроле, к чему призываю всех казахстанских журналистов и блогеров.

Благодаря акиму Павлодарской области Ерлану Арыну, Правительству РК, Матушке-Природе, СМИ, Бараку Обаме (или духу его) судьба разлива Иртыша более-менее прояснилась. На повестке дня остаются инвестиции в развитие Шульбинской ГЭС и надстройку плотины. До окончания концессии всего 4 года. Успеют ли американские инвесторы наверстать упущенное? Вопрос остаётся открытым. На этом не прощаемся.

А здесь телерепортаж, который не показали в Казахстане: СМОТРЕТЬ