Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
12:42, 20 марта 2012

В погоне за счастьем

Быть счастливым легко и просто и по силам каждому. Ведь счастье — это удовлетворение. Но попытки получить удовлетворение путем изменения окружающей среды или политического строя приводит к ощущению несчастья. Вот такой вот парадокс. Но понять, что же есть счастье на самом деле можно, если внимательно изучить учение Дзогчен, которое называют также Ати-йога. Дзогчен — важнейшая часть школы тибетского буддизма — в переводе означает «великое совершенство» или «великая завершенность». Обо этом и многом другом — интервью Игоря БЕРХИНА (подробнее об Игоре Берхине и практике Дзогчен здесь), учителя медитации и мастера учения Дзогчен.

Игорь Берхин — сын известного донецкого журналиста Виктора БЕРХИНА, разоблачавшего злоупотребления властью в КГБ, в последствие арестованного из-за этого по сфабрикованным обвинениям. Потом, правда, его освободили. Но прожил журналист недолго. Его смерть привела к беспрецедентному заявлению председателя КГБ Виктора ЧЕБРИКОВА на первой странице «Правды» об увольнении старшего офицера КГБ и партийного бонзы Ворошиловграда. Это был громкий скандал на всю страну. И только отставка Динмухаммеда КУНАЕВА, которая случилась нескольким позже отвлекла людей от истории Виктора Берхина. Так что Игорь из семьи диссидента. Видимо по этой причине наша беседа шла не только о высоких материях.

Blog post imageИгорь Берхин

 

- Дзогчен — это прежде всего знания, - говорит Игорь. - Знание нашей подлинной ситуации и понимание того, что эта ситуация всегда уникальна. Большинство наших проблем возникает не от того, что мы себя плохо чувствуем на физическом уровне, а с тем, что мы сравниваем свою ситуацию с тем как это могло бы быть или с тем, как это было раньше. Из-за этого у нас возникает много проблем, связанных с деятельностью ума. Один из основных принципов Дзогчен заключается в том, что мы осознаем уникальность нашей ситуации. И когда мы это осознаем и понимаем, что нам не с чем сравнивать автоматически избавляемся от большинства наших проблем. На более глубоком природном уровне Дзогчен означает знание природы нашего ума: каким образом он проявляется, наши действия, наше восприятие, мысли чувства, как все это взаимосвязано...

- Но что дает Дзогчен человеку, который его изучает?

- Одна из главных проблем современного человека — когда мы с чем-то сталкиваемся, пытаемся понять какие блага нам это может дать. Нужно просто отойти от этого, понять, что знания не дают ничего. Они только проявляются в различных ситуациях и дают нам какие-то возможности.

- Повальное увлечение различными учениями, течениями, практиками — это свидетельство о том, что люди стали понимать важность духовного развития или же просто мода?

- Это зависит от конкретной ситуации каждого человека. Когда он получает какие-то материальные блага, у него есть, где жить, что одеть, что съесть, но он все равно несчастен. Если мы сравним то как живем сейчас с тем, как жили 20 лет назад, то обнаружим, что на материальном уровне мы живем намного лучше и имеем больше возможностей. Но при этом люди все равно не стали счастливыми. То есть они понимают, что само по себе обладание какими-то материальными благами не приносит счастья, удовлетворения.

Дзогчен помогает обнаружить изначальное состояние счастья, его источник и, как следствие, обрести само счастье.

Поэтому он начинает искать это в других сферах, в том числе и в знаниях. Почему человек хочет быть счастлив? Потому что каждый из нас знает что такое счастье. Ведь если мы этого не знали бы, то не стремились к нему. И счастье стало бы абстрактной величиной. А абстрактные идеи, к примеру, когда люди делают революции, чтобы добиться «счастья для всех» или «равенства для всех», приводят к смерти, уничтожению чего-то. Но если человек взглянет внутрь себя, то обнаружит, что знает к чему стремиться. И Дзогчен помогает обнаружить изначальное состояние счастья, его источник и, как следствие, обрести само счастье. То есть с помощью этого учения мы сразу же приходим к конечному пункту — удовлетворенности и быть в нем, а не искать его через какие-то материальные вещи.

- То есть счастье — это состояние удовлетворенности?

- Если говорить утрированно, то да. Когда мы довольны у нас нет желания что-то делать, куда-то бежать. Простой пример: почему люди любят ездить на море? Потому что там мы можем расслабиться и не думать о тех проблемах, которые нас ежедневно беспокоят. Поэтому мы испытываем чувство удовлетворенности.

- Ваш визит в Казахстан с лекциями и семинарами об учении Дзогчен — означает ли он, что в нашей стране люди несчастны?

- Естественно. Как и везде. Казахстан в этом смысле ничем не отличается от других стран.

- Что мешает людям быть счастливыми?

- В нас есть неудовлетворенность, так как мы не обладаем знаниями источника счастья, который есть внутри нас.

- А как же быть с рейтингами счастья населения, которые проводят регулярно различные общественные организации?

- Мне трудно судить. Все эти опросы являются в первую очередь выражением идей тех людей, которые их проводят. Даже если вокруг меня все несчастны и плачут, тоскуя по советскому прошлому — это отнюдь не означает, что я тоже буду испытывать те же самые чувства.

- А кто более несчастен: политики, бизнесмены или простые граждане?

- Это все очень относительно. Если посмотреть, например, на богатых людей и на вас с вами. Мы сейчас сидим в уютном кафе в центре города. Прекрасный весенний день. Мы можем спокойно наслаждаться беседой и получать удовольствие от общения.

Сейчас у нас уже не один сорт колбасы, но счастливее мы от этого не стали.

Может ли высокопоставленный политик или олигарх точно также просто прогуляться по городу, зайти в первое попавшееся кафе? Нет. Потому что его будут сопровождать 15-20 телохранителей. Он не может пообщаться с любым человеком, которым захочет, потому что тот будет восприниматься в первую очередь как потенциальная угроза. И в этом смысле, хотя у этих людей есть все, эти люди оказываются весьма ограничены в возможностях эмоционального общения. Скорее всего они несчастны. Но все относительно. Или вспомните жизнь в СССР. Когда люди узнали, что на западе 70 сортов колбасы, а не один, как было у нас, осознание этого факта приносило чувство неудовлетворения и несчастье. Сейчас у нас уже не один сорт колбасы, но счастливее мы от этого не стали. Социальный уровень — не имеет для счастья значения. Человек может быть беден, но счастлив или богат, но несчастен.

- Существует ли универсальный рецепт «Как достичь счастья за несколько дней»? С чего нужно начинать погоню за счастьем?

- В первую очередь с понимания собственной ситуации. Понять, когда мы бываем счастливыми. Вспомнить эти ситуации. Наш ум устроен таким образом, что когда мы вспоминаем те ситуации, мы переживаем заново те эмоции. И это начинает проявляться даже на телесном уровне. То есть мы понимаем, что счастье есть внутри нас и начинаем заново его испытывать. Для кого-то достаточно одного воспоминания, примера из жизни.

- Если я вас правильно понял, для того, чтобы стать счастливым, нужно научиться довольствоваться тем, что имеешь или вызвать в своих воспоминаниях ощущение счастья. Если все вдруг научатся это делать, не приведет ли это к деградации общества?

- Нет. Наше материальное тело имеет базовые потребности. Оно должно быть в тепле, сыто и нормально функционировать. Если наше тело находится в неудовлетворительном состоянии, то наш ум не будет счастлив и будет стремиться к улучшению своего положения, а значит не будет деградировать.

- То есть смысл жизни в удовлетворении своего эго?

- Дело не в эго. Его удовлетворить невозможно. Просто люди не понимаю, что приносит им удовлетворение, а потому гонятся за совершенно другими вещами — за тем, что у них ассоциируется со счастьем. Есть такой анекдот про нового русского: возвращает он купленные накануне новогодние игрушки в магазин. Продавщица интересуется, почему он это делает. Он отвечает, что они его не радуют. В этом заключается проблема. Мы невнимательны к себе и не понимаем, что нам дает ощущения счастья. Возьмите, к примеру революции. Все они проходили под лозунгами счастья. И к чему они приводили? К несчастью. Та же французская революция. Что от нее осталось, что запомнилось? Разрушение Бастилии и гильотина — средство быстрого уничтожения людей, у которых другие представления о том, как нужно быть счастливыми.

- Оранжевая революция на Украине, митинг на Манежной площади в Москве, события в Жанаозене. Люди же выходили на площади в поисках лучшей доли и счастья. Но с ваших слов выходит, что погоня за счастьем приводит к несчастью.

- Именно.

- А что тогда делать? Не митинговать и смириться с реальностью?

- Если мы живем с ощущением протеста, у нас никогда не будет лучшей жизни. Вот люди говорят, что мы должны учиться на уроках истории. Мы можем это сделать, посмотреть к чему приводят революции. Например, оранжевая революция на Украине с эмоциональной точки зрения была очень приятной, потому что было большое воодушевление, потому что у людей была большая надежда на перемены, потому что это не было идеей свержения. Но даже при всем при этом она привела к смене власти и только. Люди надеялись, что кто-то другой сделает их счастливыми. Что они поменяют Кучму на Ющенко и станут счастливыми, затем, что поменяют Ющенко на Януковича и станут счастливыми.

Нас  все меньше и меньше будет волновать в какой стране мы живем и кто стоит у власти

Но этого не произойдет. Если человек сам не ответственен за свою жизнь и ждет, что кто-то другой за него все сделает, то счастья не будет. Нужно начинать с малого. Если мы сидим в кафе и нам неудобно в кресле, мы не ждем, что официант нам принесет другое кресло. Мы просто сменим позу, таким образом, чтобы нам стало удобно. Или на рабочем месте мы не ждем, что придет директор компании и отрегулирует высоту нашего кресла для большего комфорта. Если мы в таких малых вещах ответственны за себя и не ждем, что кто-то за нас все сделает, мы обнаруживаем, что качество нашей жизни меняется. И нас будет все меньше и меньше волновать в какой стране мы живем и кто стоит у власти, какую зарплату он за это получает. Наше счастье в наших руках. А те люди, которые выходят на протесты не хотят сделать то, что в их силах. ими может двигать идея, что вот у нас нет такого права, а у других есть. Ну появляется это право у человека. Стал он от этого счастливее? Нет. Надо просто решить свои проблемы. Если у меня, допустим, конфликт с женой, а я иду митинговать за государство. Но если я не могу решить конфликты в семье, как я могу решить конфликты на уровне государства?! К чему этот приведет? К насилию. Если мы ответственны, мы решим все свои вопросы и станем счастливыми вне зависимости от того какое у нас правительство. Мы не ходим в парламент, мы не ходим в администрацию президента. Поэтому любые кадровые перестановки в этих ведомствах никоим образом не решают наших проблем. Мы должны понимать почему нас именно такой правитель. Ведь на это значит есть объективные причины. Знаете, недовольный человек — недоволен всем: для него будет не та музыка, не то телевидение, не то правительство, не та жена, не те дети, не те родители. И здесь изменить ничего нельзя. И если мы начнем с себя, начнем самостоятельно решать свои проблемы, то и другие люди начнут это делать. И эта цепная реакция приведет к эволюции всего общества. И тогда мы будем ходить на выборы. Причем выбирать будем не эмоциями.

Сейчас наши выборы везде на постсоветском пространстве ничем не отличаются от голосования на Евровидении: мне нравится этот кандидат.

Сейчас наши выборы везде на постсоветском пространстве ничем не отличаются от голосования на Евровидении: мне нравится этот кандидат. То есть мы выбираем, основываясь исключительно на эмоциях. Та культура, которая у нас есть — не демократическая. Потому что у демократии были свои предпосылки, а у нас их не было. И то, что нам пытались привить с Запада. Начиная с Петра Первого, это все делалось искусственно.

И у нас не будет демократии до тех пор, пока не появится критическая масса людей, ответственных за самих себя.

И у нас не будет демократии до тех пор, пока не появится критическая масса людей, ответственных за самих себя. До тех пор пока мы будем ждать что кто-то сделает все за нас, мы способны будет только стараться перекричать других, но не договориться. Посмотрите какая информационная свобода есть в интернете. Современные мобильные телефоны позволяют свободны выходить в интернет. Но для чего люди их используют? Для того чтобы слушать музыку, смотреть видео и играть в игры, вместо того, чтобы заниматься самообразованием с помощью различных образовательных программ, которых в интернете пруд-пруди. То есть люди не используют информационную свободу не для своего развития, а интернет исключительно для развлечений. Поэтому наши люди голосуют исключительно за того, кто даст им больше развлечений.

Время
3
1030
1