12 декабря - день рождения Динмухамеда Ахмедовича Кунаева - первого скеретаря ЦК Компартии Казахстана. И это прекрасный повод, что бы рассказать об одном из первых пилотов Д.Кунаева. Им был Александр Корнеевич СМЕРЕЧАНСКИЙ.
Всю жизнь он посвятил гражданской авиации, а в его трудовой книжке указано, что общий трудовой стаж составляет 110 лет, что связано с большим налетом часов.
Совершенно секретно
...октябрь 1965 года. Космодром Байконур. Разговор первых секретарей ЦК Компартии Узбекистана и Казахстана возле своих лайнеров...
- Димаш, неужели этой твой пилот?! - узбекский лидер Шараф Рашидов изумленно смотрел на молодого летчика, докладывавшего Кунаеву о готовности к полету.
- Он не просто пилот, а командир моего экипажа и настоящий профессионал! – ответил Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев и обратился к симпатичному, кудрявому парню, в летной форме, - Саша, летим домой! Заводи!…
Александр Смеречанский выглядел моложе своих 30 лет. Тем, кто не знал его, было невдомек, что это заместитель командира Алматинского летного авиаотряда, пилот 1 класса, который уже 10 лет за штурвалом самолетов.
Именно А.Смеречанского выбрали в ЦК Компартии Казахстана, когда возникла необходимость срочно доставить самолетом главу республики на Байконур. В те годы, персонального экипажа у Д.Кунаева еще не было.
На космодроме в обстановке повышенной секретности,для руководства СССР во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, проводились показательные пуски межконтинентальных баллистических ракет. На Байконур были приглашены лидеры и министры обороны всех стран-участниц социалистического содружества.
Александр Корнеевич, до сих пор поражен даже не тем, что в один день увидел на аэродроме 43 правительственных лимузина «Чайка» ГАЗ-13. Его поразил маршал, который с флажками в руках, лично заводил на стоянки самолеты с высокими гостями. То был главком ракетных войск стратегического назначения Минобороны СССР Н.Крылов. Своим вниманием маршал удостоил и Кунаевский Ил-14.
Главы Казахстана и Узбекистана улетали из Байконура последними. А.Смеречанский вспоминает, что на обратном пути Кунаев хотел посетить целинные области и посмотреть за ходом уборки. Но метеоусловия не позволяли взять курс на север Казахстана. В полете Д.Кунаев много расспрашивал своего пилота о положении дел в ГА и новой авиационной технике...
После того рейса встал вопрос о постоянном экипаже для Первого секретаря Компартии Казахстана. Должность командира была предложена А. Смеречанскому. Но Александр Корнеевич отказался, объяснив это, с присущей ему откровенностью: хочу летать в напряженном графике пассажирских авиарейсов, а не сидеть и ждать, когда начальство надумает лететь в командировку.
В ЦК на Смеречанского не обиделись и даже поощрили, дав ему возможность приобрести, почти недосягаемый для рядовых граждан, автомобиль «Волга» ГАЗ-21. Это всего лишь один эпизод из трудовых будней Александра Корнеевича Смеречанского.
Внезапный пассажир
В 1955 году, когда он только начал работать в авиации, ему поручили на самолете По-2 доставить из села в город роженицу вместе с фельдшером. На подлете к г.Павлодар(а дело было зимой) у пассажирки внезапно начались роды. Смеречанский снял с себя меховую куртку и передал ее назад, чтобы медик смог укутать появляющегося младенца. А сам, коченея от холода, старался как можно ровнее держать машину на курсе: у фанерно-брезентового По-2 кабина была открытая. На аэродром приземлились с новым пассажиром...
Жизнь как полет
Потом были лайнеры Ил-14, Ан-24, Ил-18. Интересно, что на Ил-14 рейс Алма-Ата-Москва длился 24 часа и проходил с шестью посадками.
Затем работа в аппарате Казахского Управления гражданской авиации пилотом-инспектором, ст.пилотом-инспектором, начальником летно-штурманского отдела, начальником инспекции КУГА... И снова полеты командиром на Ту-154, Ил-86. По окончанию летной работы возглавлял центральную производственно-диспетчерскую службу компании «Казахстан ауе жолы». Позже Александр Корнеевич стоял у истоков образования нескольких частных авиакомпании.
За безупречную и добросовестную работу в авиации А. Смеречанский награжден медалями «За трудовую доблесть», «За освоение целинных и залежных земель», «Ветеран Труда», удостоен почетных званий «Отличник Аэрофлота» и «Заслуженный работник авиации РК». Ему неоднократно вручались Почетные грамоты министерства гражданской авиации и министерства обороны СССР, Правительства Казахстана, КУГА.
Александр Корнеевич Смеречанский имеет сертификаты специалиста по расследованию авиапроисшествий и руководителя Службы авиационной безопасности.
Александр Смеречанский будучи на пенсии, продолжал работать в авиации - трудился в одной из авиакомпании Казахстана. Но, к сожалению время взяло свое и его больше нет среди нас...
Светлая память об этом прекрасном человеке, беззаветно любившем небо!
Зато сын и внук Алесандра Корнеевича пошли по его стопам - трудятся пилотами. Все идет своим чередом!