место в рейтинге
  • 691048
  • 4909
  • 541
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Дружественный бизнес

В этом месяце много пишу. О разном. А недавно в деловом издании National Business была опубликована написанная мной статья о BFF.kz

Дружественный бизнес

Миллионы пользователей во всем мире обращаются к сервисам социальных сетей, для того чтобы рассказать миру о себе, найти друзей и единомышленников, обсудить общие и профессиональные вопросы. Опыт компаний Западной Европы и Америки показывает, что на социальных связях людей можно успешно строить бизнес и быстро расти. В Казахстане ситуация для ведения бизнеса в Интернете тоже начинает налаживаться. Во-первых, месячная Интернет-аудитория в стране растет, и по итогам первого полугодия 2011 года она оценивалась в 6-6,5 млн. человек. Во-вторых, пользователи с накопленным потребительским опытом все больше внимания обращают на казахстанские интернет-магазины. И в-третьих, судя по всему, на рынок приходят отечественные инвесторы. О том, как может развиваться стартап, NB рассказывает один из сооснователей казахстанского Интернет-магазина BFF.kz, официального партнера Apple, Улан Каражигитов.

«Мы – это Улан Каражигитов и Рустем Карымов. Дружим давно, любим работать и общаться» – первое, что можно прочитать, зайдя на сайт BFF.kz. Как рассказывают сами предприниматели, идея создать Интернет-магазин появилась в октябре 2010 года. В течение нескольких месяцев они проводили подробный анализ рынка. Решили продавать продукцию компании Apple, HTC и лицензионное ПО. К январю все элементы будущего стартапа – стратегия, позиционирование и бизнес-план – были готовы. И в феврале 2011-го проект запустили.

Необычным для казахстанского Интернет-бизнеса является то, что изначально владельцы решили сфокусироваться на тесной работе с клиентами в социальных сетях – Facebook, Vkontakte, Twitter и Yvision,  исключив традиционные методы продвижения. Маркетинг, каналы продаж, обратная связь – все на основе известных соцсетей. Через несколько месяцев, которые вместили в себя успешные продажи и доказали жизнеспособность выбранного курса, друзья начали думать над дальнейшим развитием. Примерно в это же время к ним обратился инвестор, предложивший свою финансовую помощь для открытия оффлайн-магазина по продаже гаджетов Apple и HTC в одном из ТРЦ Астаны. После кропотливой работы по согласованию условий уже в сентябре бутик был открыт.

Рынок на шестерых

- Вы продаете продукцию компании Apple. Почему производитель не выходит на казахстанский ритейл и не открывает AppleStore?

- У Apple есть несколько каналов продаж и в каждой стране устанавливаются свои, с точки зрения экономической целесообразности. Первый – это розничная сеть AppleStore, в мире насчитывается около 325 магазинов в 11 странах мира. Большая часть из них расположена на территории США. Этими магазинами корпорация владеет сама. В основном они находятся в крупнейших городах. А учитывая, что в СНГ еще нет ни одного ApplеStore, Казахстану пока рассчитывать не на что. Нет у нас в стране такого города, который был бы им интересен. Второй канал – так называемый AppleShop. Это когда сотрудники Apple работают в больших ритейловых сетях. По такому принципу компания работает в России в сетях «Связной» и «Белый ветер». В этих магазинах у Apple есть своя бренд-зона. Третий путь продаж – то, что делается в Казахстане: продажа продукции через авторизованных партнеров, когда заключается двухстороннее соглашение. Документ полностью регламентирует всю деятельность, устанавливает минимальные объемы закупа продукции (на сумму €50 тыс. в квартал), требования по оформлению магазина и мерчендайзингу. При этом существует два варианта партнерства – премиум-ресселер и авторизованный реселлер. К премиум-ресселеру требования жестче по обороту, и все должно быть оформлено по правилам Apple. Вплоть до заказа мебели у конкретного поставщика. Должна быть вся линейка товаров в наличии. В Казахстане в данном сегменте работает только одна кампания.

Есть статус «авторизованный реселлер», где существует относительная свобода в оформлении, т.е. все правила имеют рекомендательный характер, в отличие от премиума. В Казахстане авторизованных реселлеров всего два.

Помимо этого, официальным каналом являются продажи через крупные торговые сети. То есть это подобие формата AppleShop с тем лишь отличием, что продажами занимаются не сотрудники Apple, а дистрибьюторы. В Казахстане это компания «Асбис». Мы делаем прогноз по продажам на квартал вперед, который направляется дистрибьютору, который, в свою очередь, собирает все заявки из Казахстана от партнеров и делает заказ на заводы. В Казахстан продукция поставляется через склад Apple в Восточной Европе.

- Насколько оперативно приходит на рынок Казахстана продукция Apple? И почему iPhone официально не продается в нашей стране?

- В последнее время гаджеты мы получаем со второй волной. Т.е. первая – это ведущие страны: США, Великобритания, потом вторая и третья волны. Также это зависит от самого продукта: устройства, не получившие ажиотажного спроса, приходят к нам так же, как и в любую другую страну. Другое дело, если это iPad, первая версия которых официально у нас не продавалась вовсе, а вторая версия планшетника начала поступать только в мае с опозданием в несколько месяцев.

По iPhone: компании нет смысла выходить на небольшой по объемам рынок. Помимо этого, смартфон является Интернет интегрированным устройством, а в Казахстане не везде есть покрытие 3G. Компания Apple заинтересована в таких рынках, где потребители смогут полноценно пользоваться всеми сервисами гаджета.

Друг – клиент

- Компания BFF.kz в качестве главной стратегии выбрала работу через социальные сети, а основной точкой генерирования прибыли – качественное до- и постпродажное обслуживание. Это, в свою очередь, подразумевает более высокие цены в сравнении с конкурентами.

- Наши цены не дороже, чем у официальных партнеров Apple. Дешевле они только у серых дилеров, которых мы к своим конкурентам не относим, – у нас разная клиентская аудитория. На самом деле мы ставим те цены, которые нам рекомендует вендор. Поэтому они должны быть примерно одинаковы у всех, кто занимается официальными продажами продукции Apple. Но т.к. в Казахстане многие компании ничем, кроме как ценой, конкурировать больше не могут, то происходит демпинг. Особенно это заметно в случае со смартфонами HTC. В этом я вижу причину того, что многие считают наши цены высокими. Сейчас мы разрабатываем несколько сервисных программ, и та цена, которая есть, является вполне адекватной нашему предложению. Рост продаж – прямое тому подтверждение.

- Текущая бизнес-модель идеальна для вас? Потребитель идет к вам, потому что знает вас, доверяет. Получается, клиент доплачивает за сервис-доверие. Как происходит взаимодействие с клиентами?

- Идеальной модели не бывает. Наша бизнес-модель – рабочая, это факт на 100%. Мы в любом случае работаем в конкурентной среде и не чувствуем себя лидером, которому кроме как на былые заслуги больше надеяться не на что. Мы каждый день двигаемся вперед, стремимся улучшить процессы, которые у нас есть, поэтому нельзя сказать, что построенная модель совершенна. Всегда есть что оптимизировать. Думаю, что мы не достигли бы таких показателей без полугодовой предварительной работы – нашей интернет-торговли. Не было бы такого уровня продаж.

- Как пришел в ваш бизнес инвестор?

- Изначально мы задавались вопросом – что будет дальше после интернет-магазина? Анализировали, получать ли официальный статус или просто покупать у «Асбиса» продукцию плюс продавать iPhone. В итоге пришли к тому, что первый вариант оптимальный. Мы, как авторизованный реселлер, можем продавать не только всю продукцию, поставляемую Apple в Казахстан, но и продукцию, которая не пересекается с Apple. Продавать iPhone я не имею права, но могу продавать любые другие смартфоны.

Собственно, инвестор был одним из наших клиентов. Возможно, если бы у нас не было позиции открытой компании, то и инвестор не нашелся бы. Он обратился практически сразу после открытия – в феврале, а в мае мы уже завершили юридические формальности. Рассматриваем это как нормальную ситуацию. Если хочешь развивать бизнес, то необходимо инвестировать. Мы проинвестировали настолько, насколько позволяло наше положение. Мы с Рустемом были готовы на определенном этапе размыть свои доли и привлечь инвестора. Один из потенциальных инвесторов предложил вложить любую необходимую сумму с планом отбить ее через некоторое время с определенными процентами. Кто-то хотел вложить небольшую сумму денег и просто работать с нами. Варианты были разными. Нужно было сделать правильный выбор. На текущий момент мы все равноправные участники бизнеса. Каких-то жестких требований инвестор не выставил – в учредительном договоре прописаны лишь доли, количество голосов при принятии решений, вложенные суммы и процесс получения дивидендов. Сознательно не прописывали сроки выхода инвестора, обозначили лишь условия, необходимые для выполнения этого действия.

- В каком направлении будет трансформироваться ваша бизнес-модель?

- Будет происходить расширение и выход за рамки онлайн-продвижения. К примеру, на маркетинг при открытии магазина пришлось потратить в три раза больше, чем мы с Рустемом вложили в самом начале. Если бы не планировали расширяться, то не стали бы открывать бутик и ограничились только онлайн-продажами. Теперь же ориентируемся как на онлайн-покупателей, так и на оффлайн.

- С первыми клиентами работа велась непосредственно, т.е. вы и Рустем. Теперь, с открытием бутика, клиенты взаимодействуют не только с вами, но и с продавцами. Как решается вопрос передачи культуры сервиса?

- Когда мы расширялись, делали это осторожно и постепенно. У нас было время подобрать людей, близких по духу Apple. В принципе, сейчас любое обращение через Интернет, будь то почта, Facebook, Twitter, сайт, комментарии на других ресурсах, параллельно идет ко всем сотрудникам компании. И мы всегда в курсе всех обращений, коммуникаций. Понятно, что все невозможно предусмотреть, поэтому у нас все открыто, везде есть наши контакты. Бывает, возникают какие-то ситуации, тогда люди имеют возможность связаться со мной лично или с Рустемом. Риски есть везде, это ведь человеческий фактор. Сейчас в компании работает девять человек и крупных проблем не возникает.

- Как распределяются доли продаж по регионам?

- Изначально, когда не было магазина, основной объем продаж приходился на Алматы. С открытием бутика ситуация изменилась, и продажи в Астане перекрыли Алматы. Практика показала, что Интернет-магазин не может конкурировать с полноценным оффлайн-магазином в этом сегменте. На сегодняшний день основной наш склад – это бутик в Астане, в Алматы находится не более 20% от основного склада в денежном выражении. Поэтому зачастую приходится доставлять некоторые устройства из Астаны. В целом в наших планах открытие магазина в Алматы при условии, что найдется подходящий торговый центр с определенным уровнем арендаторов, и, соответственно, посетителей. Мы рассматривали стрит-ритейл, но решили, что это не подходит для нас. В данный момент мы в поисках.

1 декабря 2011, 12:39
3112

Loading...

Комментарии

Вот вырасту и возьму у тебя интервью. :)
ulan
0
0
о, даже сообщество national business есть
Хорошая статья. Читается легко.
smerch
0
0
>Facebook, Vkontakte и Twitter, исключив традиционные методы продвижения.
считаю можно было пару слов и о yvision замолвить.
согласен :-)

но что сказано, то и записано
smerch
0
0
у нас не модно хвалиться отечественными ресурсами) а иногда наверное и стыдно)
это не намеренно, просто вылетело из головы. мы не стыдимся ювижн :)
ulan
0
0
точно я так не говорил? Не мог про ювижн не сказать в получасовой беседе ни разу :)
Мне кажется, что для той аудитории, на которую рассчитан магазин, как раз социальные сети и есть традиционные методы продвижения
мы отталкивались не от специфики товара конкретно, а от общих методов продвижения. а так, конечно, гаджетам для выхода в Интернет легче найти своих хозяев в соц сетях, чем скажем, автопрому. я говорил об этом в КазГУ - youtu.be
Да yvision сыграл большую роль в нашем успехе, руководство и редакторы поддерживали нас. К сожалению, упустили в интервью. Посыпаем голову пеплом.
smerch
0
0
принимается) если вы не против, то давайте здесь в электронной версии добавим)
мы не против, если Баглан добавит, он автор.
спасибо. справедливость восторжествовала :)
со спокойной душой решейрю)
с печатными изданиями такая заморока, что опубликовали, не исправишь. так как было с моим именем в форбс, ошибку совершили, а сделать ничего нельзя. :)
в кат, пожалуйста.
Flamov
0
0
Национальный бизнес - это перепродажа мажорчикам красивых гаджетов?)
National Business - это название журнала :-)
smerch
0
0
Хорошая шутка)
Продажи это тоже полноценный и не простой бизнес. Советую вам попробовать, в конкурентной среде как ритейл. Платим налоги, создаем рабочие места. Официальные магазины, цивилизованный подход, хороший сервис от этого покупатели только выигрывают. Пора отходить от серых схем и продажи из под прилавка. Есть люди, которые больше этого не хотят.
Flamov
0
0
Дааа к бизнесу вопросов нет, меня терминология интересовала) Вот подсказали что это название журнала
а понятно :) а то я включился сразу :)
непонятно еще, с каких пор купи-продай сервисы стали стартапами. Бабка продающая жвачки вдоль дороги - стартапщица?
Почему бы и нет? en.wikipedia.org
А как ты понимаешь слово "стартап"?
возможно я ошибаюсь, но у русскоязычного термина "стартап" мне кажется есть некий патерн использования. Заключается он в том что стартап компания — это компания, которая начала осваивать новую для рынка нишу.
Например yvision стартап потому что осваивает направление блог-хостинга в казахстане, до них особенно никто этим не занимался и есть риск "вылететь в трубу".
Однако купи-продай сервисы мне неудобно называть стартапами, потому что у них нет нового поля как такового.
Если бабка продающая жвачки вдоль дороги - стартапщица, то ок (стали же секретарши - офис-менеджерами, потом, наверное, уборщицы станут менеджерами по АХЧ). Однако, стоит учитывать что данный термин новый (в том числе и на английском) и подобные разницы понимания естественны.
да вы ошибаетесь. нет никакого своего патерна, все копируют с английского
нам в целом все равно как вы нас назовете, хоть огурцом. главное результат. мы начали с нуля. за 10 месяцев уверенно зашли на конкурентный рынок, у нас есть узнаваемость, хорошие объемы продаж, клиенты любят нас, конкуренты забеспокоились, а мы строим планы на развитие.
ulan
0
0
а что для вас стартап? и с каких пор новый бизнес не может называться стартапом, с учетом нашей уникальной специфики продвижения, аналогов в Казахстане которой нет.
#facepalm

"Старта́п или старта́п-компа́ния (от англ. start-up — запускать) — компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков. Термин стартап стал популярным во времена пузыря доткомов, когда было создано большое количество интернет-компаний. Новые проекты в отраслях высоких технологий часто называют хайтек стартап. Следует отметить, что хотя этот термин можно применять ко всем сферам деятельности, преимущественное распространение он получил в сфере IT и интернет-проектов." ru.wikipedia.org
SunQar
0
0
"владельцы решили сфокусироваться на тесной работе с клиентами в социальных сетях – Facebook, Vkontakte, Twitter и Yvision," - дальше не смог читать. Ювижен - это соцсеть? Вот это да.
см. комментарии выше
SunQar
0
0
Читаю очень быстро, видел до этого. И что?
Yvision добавился сейчас :-)
Вроде Смерч не просил так классифицировать Ювижен. Где-то теряется логическая цепочка.
спроси у него сам, поборник формализма
У меня работа такая, извини за назойливость
ulan
0
0
еще какая. учите мат часть.
SunQar
0
0
Давайте пруфлинки )) Не верю!
чего не сделаешь для повышения грамотности населения - http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть !
"Что такое блог?
Блог – это личный сайт в Интернете, что-то на подобие дневников, но только в сети. Блог состоит из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа.

Казахстанская блог-платформа «Your Vision» (www.yvision.kz \ yvi.kz \ www.yourvision.kz) - социальный сервис, предоставляющий возможность просто и бесплатно завести многофункциональный личный Интернет-дневник (блог) каждому."
yvision.kz

Ювижен не согласен с вашим пруфлинком.
сколько людей - столько мнений, но здравый смысл все равно остается здравым смыслом.
Согласен. )
Мой "здравый смысл" покорежило когда Смерч стал НАМЕКАТЬ об упоминании ювички в статье. %)
Смерч все правильно намекал, он, бекежан и вся команда ювижна нам хорошо помогали вначале. Ювижн на начальных этапах был нашей основной ударной силой.
кто не намекает - тот не ест!
SunQar
0
0
По-моему, надо "рЕтейл" писать, а не "рИтейл".
в бан, дорогой :-)
кто не понял первую фотку и что она означает :)

Oid5VlZ5D36km7GoJ4BzZ52Cs6R87I.jpg
Надо было запатентовать фотку.... XD
ulan
0
0
Бага, а почему мы маленькой буквы в тегах? :)
теги сами так форматируют :-)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Известные казахи, женившиеся на русских женщинах

Известные казахи, женившиеся на русских женщинах

Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит женщина. А еще говорят что, все великие люди меняют судьбу своего народа. Так давайте узнаем больше о русских женщинах, навсегда изменивших жизнь...
Shala-Kazakh
17 февр. 2017 / 23:21
  • 36019
  • 81
Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Насобирал разных фотографий про наш город, из семейного архива. Фотографии не от сканированные, а пересняты на телефон. Давно хотел выставить, но не решался) Сейчас уже мы все поменялись, уже...
Ispanec
22 февр. 2017 / 11:05
  • 10729
  • 23
Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Среди моих знакомых есть одна милая девушка, она тоже молодая мама как и я. Очень открытая, видная, недавно вышла на работу. У нее счастливая семья и все, тьфу-тьфу, складывается хорошо.
Roza_pvl
19 февр. 2017 / 11:49
  • 5553
  • 43
«Ау, дорогой, проснись! 21 век на дворе давно!». Бездипломный-безработный-бесквартирный!

«Ау, дорогой, проснись! 21 век на дворе давно!». Бездипломный-безработный-бесквартирный!

Ну реально же, парни, откуда вы только беретесь такие простые, а? Я сейчас просто расскажу несколько историй из личного опыта, и судите сами – нормально это? Но для начала расскажу немного о себе...
socium_kzo
22 февр. 2017 / 11:38
  • 5249
  • 89
Утверждён график выходных дней для жителей Казахстана в марте

Утверждён график выходных дней для жителей Казахстана в марте

Казахстанцы отдохнут около полумесяца в грядущем марте. В связи с праздниками в марте ожидается четыре дополнительных выходных дня. Первый, разумеется, выпадает на главный женский день в году, а...
Seattle
17 февр. 2017 / 13:20
  • 4710
  • 4
Диана Шурыгина – жертва или змея? Девочка красивая, а весь мир судит её именно за это

Диана Шурыгина – жертва или змея? Девочка красивая, а весь мир судит её именно за это

Я совсем не смотрю передачу "Пусть говорят", слишком много ругани и негатива, но новость про какую-то девушку заполонила все мои социальные сети, я открыла youtube и посмотрела несколько передач...
Roza_pvl
22 февр. 2017 / 11:49
  • 3788
  • 31
Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Итак, по просьбам трудящихся и по крикам души коллективного бессознательного решила я написать пост на эту тему. Вводные данные: 1) нет имущества, которое можно продать для покупки собственного...
DanaJarlygapova
20 февр. 2017 / 16:17
  • 3841
  • 45
50 бизнес-встреч с лучшими предпринимателями Астаны. «Наш бизнес начинался как хобби»

50 бизнес-встреч с лучшими предпринимателями Астаны. «Наш бизнес начинался как хобби»

Друзья, представляю вашему вниманию второго героя моей рубрики "50 бизнес-встреч с лучшими (по моей версии) предпринимателей Астаны за 100 дней" - Асхата Солтанова!
Kultursyn
20 февр. 2017 / 12:46
  • 3692
  • 18
Я не националист, но выйду замуж только за казаха. 22 факта обо мне

Я не националист, но выйду замуж только за казаха. 22 факта обо мне

Всем доброго времени суток! Поскольку сейчас долгожданные выходные, я болею и имею полное право ничего не делать за чашечкой горячего чая, то решила все-таки написать этакий скромный пост о себе...
Sserikyzy
18 февр. 2017 / 16:35